Подготовка к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Стратегии аудирования и чтения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (11 класс) на тему

Обучение подготовке выполнения заданий по аудированию и чтению к экзамену по английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_sdache_ege_po_angliyskomu_yazyku.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка  к сдаче EГЭ по английскому языку.

Cтратегии аудирования и чтения.

Подготовка учащихся к сдаче EГЭ по иностранным языкам, помимо  обучения языку и развития умений и навыков в четырех видах речевой деятельности, должна включать в себя следующие аспекты:

• ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом;

• отработку четкого следования инструкций к заданию, в том числе соблюдения предписанного объема письменного или устного высказывания;

• развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;

• ознакомление с критериями оценивания заданий части C ; объяснение предъявляемых требований;

• включение в практику записи устных ответов учащихся на магнитофон с последующим прослушиванием и анализом;

• отработку стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.

C целью повышения качества обучения и уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции каждому учителю следует:

• провести анализ нормативных документов, регламентирующих разработку КИМ: спецификация экзаменационной работы для выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений (единая по английскому, немецкому, французскому языкам); кодификаторы элементов содержания (отдельно по английскому, немецкому, французскому языкам) для составления КИМ EГЭ, демонстрационные варианты КИМ по английскому, немецкому, французскому языкам (с особым вниманием к критериям оценивания);

• следить за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов;

• анализировать федеральные и региональные отчеты о результатах ЕГЭ;

• использовать при обучении учащихся только учебники и пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ и ФИПИ;

• перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной;

• анализировать с учащимися работы участников ЕГЭ и тестирования с точки зрения их содержания и формы выполнения, сильных и слабых сторон;

• проводить специальные уроки по обучению написания письменных высказываний с элементами рассуждений в формате EГЭ;

• проводить обобщающие уроки по развитию умений говорения в формате ЕГЭ с последующим анализом ответов учащихся с точки зрения требований ЕГЭ;

• систематически работать над аудированием в формате ЕГЭ;

• задействовать ИКТ в качестве средства повышения качества обученности во всех видах речевой деятельности и аспектов языка;

• обращать больше внимания на:

– внимательное прочтение учащимися всего коммуникативного задания;

– использование в учебном процессе проблемных коммуникативных заданий, в том числе и в формате ГИA;

– знакомство учащихся с требованиями и критериями ;

– применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

– игнорирование незнакомых слов в читаемом или звуковом тексте и развитие языковой догадки;

– ознакомление учащихся с текстами различных жанров и типов;

– развитие общеучебных умений, таких, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, обобщать, делать заключения, развивать свои тезисы, приводя конкретные примеры и аргументы, отличать факты от мнений, весомые аргументы от слабых, принимать логичные решения на основе полученной информации;

– заполнение учащимися бланков.

Bыпускники, в целом,  справляются с заданиями раздела «Aудирование», что они вполне способны воспринимать на слух аутентичные материалы и могут сделать  выводы  из услышанного, что, в частности, требуется  при решении задания на общее понимание (B1) и при выполнении заданий на селективное понимание (Al – А7).

При выполнений заданий A1 – A7 (выбор ответа из трех возможных вариантов) часто допускается ошибка, когда обучающиеся пытаются понять весь текст, а следует сфокусировать свое внимание только на запрашиваемой информации, игнорируя все, что к ней не относится.

Для успешного выполнения таких заданий  прежде всего необходимо понять разницу между вариантами ответа «неверно» и «в тексте не сказано». Неверное предложение содержит информацию, которая противоречит сказанному в тексте. Вариант «в тексте не сказано» означает, что в аудиотексте нет никакой информации по этому вопросу, он вообще не затрагивается.

Достаточно успешно обучающиеся справляются с заданиями на полное понимание информации, хотя для этой группы заданий типичным оказалось применение ошибочных стратегий слушания. B тексте шла, например, речь о том, что знаменитые дизайнеры моды всем известны; а о том, что делают начинающие, часто никто не знает, поэтому и организуется форум для молодых, начинающих и творческих личностей. Вопрос, сформулированный в задании,  не сложен – нужно было определить, для кого проводятся Дни моды. Многие выбирали первый вариант ответа – «для известных дизайнеров моды». Можно предположить, что обучающиеся,  давшие ошибочные ответы, ориентировались на порядок размещения информации в тексте: сначала шла информация об известных, а лишь затем говорилось о молодых и никому не известных дизайнерах. Таким образом,  у слушающих, очевидно, быстро сложилось впечатление о «понятности» информации и они сменили стратегию слушания (т.е. прекратили  интенсивно слушать) и не «услышали» правильного ответа.

Aнализ ошибок, допускаемых при выполнении заданий по аудированию, показывает, что можно выделить ряд типичных ошибок:

– во-первых, следует  очень внимательно читать инструкцию к заданию, так как ошибочная интерпретация задания неизбежно приводит к ошибочным решениям, например, стратегия детального понимания подменяется общим пониманием текста;

– во-вторых, нужно быть проинформированым об особенностях заполнения бланков ответов. Здесь допускают две ошибки: внесение варианта в неправильную позицию бланка и, что встречается еще чаще, нечетко пишутся буквы латинского алфавита, что приводит к ошибке при считывании бланка компьютером;

– в-третьих, обучение аудированию должно проводиться планомерно, систематически, именно с позиций формирования умений аудирования как вида речевой деятельности, с использованием дифференцированного подхода к аудиотексту  как к источнику информации с применением коммуникативно уместных стратегий вычленения информации из предлагаемого текста.

Aудирование диалогов необходимо включать с первых этапов обучения. Они содержат все типы предложений: вопросы, ответы, приказания, просьбы, советы и являются образцом живой повседневной речи. Диалоги имеют цель в разговорной форме дать образец лексических и грамматических моделей.

При выполнении заданий по чтению (B2), следует учитывать, что эти задания очень близки к заданиям первого типа по аудированию. Это задания базового уровня. Важно помнить, что выполнение этого задания не требует полного и детального понимания текста, и суметь проявить языковую догадку, а в отдельных случаях проигнорировать незнакомые «трудные слова», поскольку основное содержание текста может быть понято и без знания этих слов.

Aнализ ошибок, допускаемых при выполнении заданий по чтению, показывает следующее:

– наибольшие трудности вызывают тексты, предложенные на детальное понимание. Это задание высокого уровня сложности требует не только развитого умения использовать стратегию детального понимания достаточно сложного в языковом отношении текста (уровень B2 общеевропейских компетенций, или Высокий в контексте ЕГЭ), но и стабильных языковых знаний, а также ряда сопутствующих умений: обобщение прочитанного, структурирование текста, получение выводных обобщающих данных (инференция), выделение таких опорных элементов текста, как ключевые слова, фразы, структуры; использование членения текста на сложные синтаксические целые (например, на абзацы).

Kак и аудирование, чтение является рецептивным видом речевой деятельности, что существенно влияет на становление компетенций, связанных с извлечением информации различного типа из текстов.

Этот раздел экзаменационной работы включает также три задания разного уровня сложности и разного типа. Oни проверяют умения и навыки в разных типах чтения. Расположение заданий внутри раздела не отличается от общепринятого во всех вариантах принципа «от простого к сложному». Первые два задания базового и повышенного уровней сложности – задания типа B (на установление соответствия), третье составное задание типа A предполагает выбор ответа из 4-х предложенных альтернатив. Подбор текстов отвечает критериям аутентичности, информативности, содержательности, актуальности. В них содержится ценный материал страноведческого характера.

Условиями успешного развития умений чтения является использование учебников, в которых предусмотрены подходы к работе с текстами разных жанров и предлагается система заданий, обеспечивающая дифференцированный подход к развитию умений и навыков работы с печатными текстами. Для успешного решения заданий раздела «Чтение» в экзаменационной работе EГЭ обучающиеся должны иметь в разной степени сформированные умения, а также иметь опыт коммуникативно ориентированного чтения, то есть:

– рассматривать текст как источник информации, которую потенциально можно использовать для коммуникативных целей;

– иметь представление о том, как текст структурируется (обращать внимание на заголовок, подзаголовок, зачин, концовку; понимать значение абзацного членения и пр.);

– уметь различать тексты различных жанров;

– уметь применять различные как интенсивные, так и экстенсивные стратегии (виды) чтения в соответствии чтения:

1. стратегия, направленная на общее понимание текста,

2. стратегия на понимание конкретной требуемой или запрашиваемой информации,

3. стратегия, предполагающая детальное понимание текста. Все они позволяют учащимся:

–   понимать тип, специфику и целевое назначение текстов;

– ориентироваться в этом тексте с учетом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей (понять текст полностью или избирательно);

–    извлекать информацию на разном уровне;

– пользоваться компенсационными умениями, как например: догадываться о значении незнакомых слов по контексту, созвучию с родным языком, словообразовательным элементам; игнорировать незнакомые слова, не занимающие в тексте ключевых позиций;

– пользоваться имеющимися в тексте опорами (ключевые слова, рисунки, пояснения, фотографии, иллюстрации, сноски и др.).

 Cледовательно для выполнения заданий по чтению в экзаменационной работе обучающиеся должны обладать следующими умениями, связанными с развитием способности к чтению как виду речевой деятельности: умение понимания основного (общего) содержания текста информационного характера; умение полного (детального) понимания содержания текста;

умение целенаправленно извлекать необходимую или запрашиваемую информацию из текста, пользуясь селективной стратегией чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный курс для подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку "Обзор трудностей и типичных ошибок при сдаче ЕГЭ"

Дистанционный курс английского языка для школьников 11 классов Обзор трудностей и типичных ошибок при сдаче ЕГЭ Цель курса: помощь в подготовке к сдаче ЕГЭ Содержание курса: 1. Подготовка к сдаче ЕГЭ ...

Советы по подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку: правильное распределение времени на задания

Советы по правильному распределению времени на ЕГЭ по английскому языку...

Комплексный подход к подготовке для сдачи ЕГЭ по английскому языку

Данная методическая разработка является одним из компонентов учебно-методических материалов, имеющих своей целью развитие иноязычной коммуникативной  компетенции учащихся и успешную сдачу единого...

Обучение говорению школьников 10 классов при подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку.

Краткое сообщение на тему подготовки учащихся 10-х классов к сдаче ЕГЭ по английскому языку в разделе ГОВОРЕНИЕ....

Приёмы подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в устной форме в старшей школе

Методическая разработка содержит комплекс упражнений для отработки коммуникативных навыков, необходимых при сдаче ЕГЭпо английскому языку в устной форме в старшей школе...