Технология интегрированного обучения.
методическая разработка по русскому языку

     Интегрированный урок – урок особого типа, объединяющий в себе одновременное обучение нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы, явления. В интегрированном уроке наличествует ведущая дисциплина и вспомогательная, способствующая углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.Интеграция учебного материалы позволяет добиться повышения мотивации к учебной деятельности за счет нестандартных форм урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

 Технология интегрированного обучения.

 Интеграция курсов «Русский язык», «Литература», «Логика», «Основы интеллектуальной культуры».

     В условиях реализации ФГОС актуальна идея объединения разнопредметных знаний в целостную образовательную систему. Суть учебной интеграции – установление и усвоение в процессе познания взаимосвязей и взаимообусловленностей между отдельными элементами знаний из разных учебных дисциплин. Интеграция – эффективное средство обучения на основе объединения элементов учебных предметов, соединение которых способствует появлению качественно новых знаний и навыков, способности владеть метапредметными мыслительными операциями, понятиями. Интеграция как взаимообогащение предметных содержаний интенсифицирует учебный процесс, способствует повышению мотивации, снятию умственных и физических перегрузок за счет переключения на разнообразные виды деятельности. Интеграция позволяет владеть межнаучными, обобщенными категориями, демонстрирует более широкое поле проявления и использования изученного материала.

     Интегрированный урок – урок особого типа, объединяющий в себе одновременное обучение нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы, явления. В интегрированном уроке наличествует ведущая дисциплина и вспомогательная, способствующая углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

     Интеграция учебного материалы позволяет добиться повышения мотивации к учебной деятельности за счет нестандартных форм урока.

     Учебные курсы языкознания и литературоведения предполагают достижение определенного уровня предметных ,личностных и метапредметных результатов: владение  грамотной устной и письменной речью, алгоритмами языковых разборов  и определения орфограмм; умение формулировать суждения и умозаключения, анализировать события; давать характеристики явлениям и фактам;  осознанно употреблять теоретические термины; всесторонне анализировать текстовую информацию и т.д.

     Достижению этих и многих других результатов способствует развитое образное, абстрактное, словесное логическое мышление.

     Цель факультативного учебного курса «Основы интеллектуальной культуры»:

  • дать знание об основных понятиях логики;
  •  развить мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию, конкретизацию;
  • научить осознанно использовать ключевые формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, опровержение, доказательство;
  •  развить способность аргументировать в соответствии с законами логики;
  •  эффективно решать логические задачи.  

     Интеграция обозначенных учебных дисциплин вносит разнообразие в содержание и организацию учебно - образовательного процесса, стимулирует познавательную активность обучающихся, способствует качественному усвоению ведущих учебных предметов.

Возможность интеллектуального развития на уроках русского языка и литературы - логические задания и упражнения.

  1. Упражнение «Группировка».

     Задание: сформировать группы (2-3) из предложенных понятий, языковых единиц; найти разные способы группировки; назвать основания для группировки.

      Учебный материал по русскому языку и литературе для задания «Группировка»:

  • фонетические термины (гласные, согласные, звонкие, глухие, ударные и тд), звуковой состав слова;
  • части речи; грамматические признаки частей речи;
  • морфемы, морфемный состав слова;
  • классификация разрядов частей речи (прилагательные: качественные, относительные, притяжательные; местоимения: возвратное, личные, вопросительные и тд.);
  • принадлежность текстов к функциональным разновидностям, стилям, типам речи, жанрам, тематике;
  • виды рифм, стихотворных размеров; лирических жанров;
  • способы словообразования;
  • классификация орфограмм;
  • виды сложных предложений; виды союзов;
  • употребление знаков препинания;
  • лексические группы;
  • художественные средства, фигуры речи;
  • любые другие языковые группы, лингвистические и литературоведческие термины.

     Для возможностей нескольких вариантов группировки предлагать множество понятий с разнообразным учебным содержанием.

  1. Упражнение «Найди лишнее».

        Задание: в группе предложенных понятий найти лишнее. Обосновать выбор по образцу ответа: «Все понятия обладают данным признаком, «лишнее» понятие – им не обладает.

Пример: «Где?», «Куда?», «Каким образом?», «Откуда?».

Ответ: лишним является вопрос «Каким образом?»; все вопросы задаются к обстоятельствам места, этот вопрос задается к обстоятельствам образа действия.

      Для возможностей нескольких вариантов нахождения «лишнего» понятия, предлагать множество понятий с разнообразным учебным содержанием (смотри задание «Группировка») с целью распределения внимания, анализа разных языковых структур.

  1. Упражнение «Сравнение».

     Упражнение предполагает анализ отдельных языковых структур с выявлением их признаков и последующее их сравнение (нахождение сходств и различий). Сравнительный анализ оформляется в схеме «Круги Эйлера».

                                                             

       Задание: даны два (три) понятия; заполнить схему «Круги Эйлера» («личные» зоны, «общие» зоны), определив совпадение и несовпадение языковых признаков.

     Пример: сравнить грамматические признаки прилагательного, глагола, причастия; заполнить «личные» и «общие» зоны.

     Ответ: «Личные» зоны. Круг «Прилагательное»: разряды, сравнительные степени…

Круг «Глагол»: будущее время, спряжение, наклонение, вопрос «Что делать?»…

Круг «Причастие»: особые суффиксы, разряды.

«Общие» зоны: а) прилагательное - причастие: вопрос «какой?», признак предмета, окончание, изменение по падежам, числам, родам, краткая форма…

б) причастие – глагол: значение действия, вид, настоящее и прошедшее время, возвратность…

в) прилагательное – глагол: число, род…

     Упражнение наполняется любым учебным материалом – понятиями (терминами), имеющими сходства и различия признаков.    

  1. Упражнение «Отношения понятий».

     Задание: даны пары слов – понятий; объяснить значение понятия (сформулировать определение);

  • установить отношения между понятиями в паре («Равнозначность», «Пересечение», «Подчинение», «Несовместимость», «Соподчинение»); обозначить отношения символами; обосновать свой выбор;
  • обосновать, верно ли установлены отношения между парами понятий; исправь ошибку;
  • установить отношения в паре; придумать пару с подобным видом отношений.

     Пример: степень сравнения – прошедшее время (несовместимость);

суффикс – морфема (подчинение);

неопределенная форма – инфинитив (равнозначность);

собственное – нарицательное (соподчинение) и тд.

     5.Упражнение «Абстрагирование» (выделение существенных свойств и связей).

     Задание: из группы терминов выбрать два существенных для первичного слова.

     Пример: Рассказ – иллюстрация, вступление, абзацы, восклицательный знак, сюжет.

Сложноподчиненное предложение – придаточная часть, второстепенные члены, запятая, союз, вводное слово.

Научный стиль – информация, факты, термины, диалекты.

    6.Упражнение «Ложное и истинное суждение».

     Задание:

  • из предложенных суждений выбрать ложные (истинные); обосновать выбор теоретическими знаниями;
  • исправить искажения в теоретических формулировках.

    7.Упражнение «Умозаключение» (с двумя или тремя посылками).

     Задание: сформулируй умозаключение, обоснуй.

     Пример:

  • подлежащее может быть выражено существительным в именительном падеже; словоформа «в гнезде» стоит в предложном падеже.

     Ответ: словоформа «в гнезде» не является подлежащим.

  • Качественные прилагательные имеют степени сравнения и краткие формы.

Прилагательное «весенняя» - относительное.

Ответ: прилагательное «весенняя» не имеет степени сравнения и краткой формы.

Другие логические задания и упражнения: «Ассоциации», «Комбинаторика», «Суждения» (утвердительные, отрицательные), «Символы» (положительные, отрицательные), «Продолжи ряд», «Найди пару», «Анализ - синтез», «Конструирование» и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интегрированного обучения. Открытый урок по музыке. М.П. Мусоргский.Картинки с выставки

Интегрированный урок "Картинки с выставки" помогает учащимся понять связь между музыкой и изобразительным искусством, выделять изобразительность и выразительность в музыке, обогащает детей новыми знан...

"Технология интегрированного обучения как средство формирования культурологической компетенции обучающихся"

Методические рекомендации была представлены на муниципальном конкурсе "Инноватика в образовании" (сертификат лауреата) и на республиканской выставке "Школа - 2010". Конспекты уроков можно посмотреть...

Технология интегрированного обучения как основа построения учебного занятия

Технология интегрированного обучения рассматривается как вариант реализации метапредметного подхода в современном образовании....

Технология интегрированного обучения

Методические материалы в тезисной форме предсталяют технологию интегрированного обучения как способ реализации метапредметного подхода в школьном образовании...

Урок в технологии интегрированного обучения

Урок алгебры в 10 классе по теме "Применение производной"...

Методическая разработка урока по геометрии 7 класса по теме: «Третий признак равенства треугольников» (технология интегрированного обучения, игровые технологии)

Цели: Создать условия для организации и проведения повторения и закрепления изученного материала в ходе решения задач, обучения учащихся умению применять изученные теоремы при решении задач; спос...