Статья "Роль школьного учебника в подготовке учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему"
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Как сделать так, чтобы, подойдя к концу 9 класса, мои ученики не боялись писать сочинение на лингвистическую тему и могли продемонстрировать овладение ими системой лингвистических знаний и умений?

    Для ответа на этот вопрос я попробовала  проанализировать содержание учебников русского языка 5-9 классов под редакцией М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса и понять, какую роль они играют в подготовке учащихся к написанию в 9 классе  сочинения именно на лингвистическую тему. Своими наблюдениями и выводами я делюсь в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА

В ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Корсанова Елена Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школы № 110 Выборгского района Санкт-Петербурга

     Процесс обучения школьников русскому языку многогранен и многоаспектен. Его метапредметные образовательные функции определяют обобщающий характер воздействия на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Именно поэтому результаты обучения русскому языку имеют огромное значение в подготовке выпускников современной школы. К достижению этих результатов стремятся учащиеся под руководством учителя, начиная с младших классов. Невозможно достигнуть поставленных целей за год или два. Это должно стать систематической, планомерной и многолетней совместной деятельностью учителя и ученика.

     Неоднократно выпуская 9-ые классы и анализируя результаты государственной итоговой аттестации, я пришла к выводу о том, что среди заданий, включенных в контрольно-измерительные материалы для выпускников основной школы, наибольшую трудность вызывают написание изложения и сочинения. Особенно хочется выделить сочинение. Это единственный вид работы, который предлагается учащимся в форме выбора: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, сочинение-рассуждение, связанное с объяснением понимания смысла ключевого фрагмента исходного текста, либо сочинение-рассуждение, связанное с объяснением значения того или иного концепта. К сожалению, стал уже тенденцией тот факт, что самый низкий процент выбора  имеет  сочинение на лингвистическую тему. Чем это вызвано?

     Возможно, учащихся пугает то, что это задание предполагает раскрытие конкретных языковых знаний и умений на художественном тексте. А может быть, им трудно создавать текст научного или публицистического стиля, как предполагает задание. Также может  вызывать затруднение поиск в тексте примеров для аргументации своей точки зрения, а иногда причиной отказа от данного вида сочинения может послужить полное непонимание цитаты лингвистического характера. Здесь следует отметить, что цитаты в вариантах КИМ бывают разного характера: в одних цитатах языковые явления упомянуты, а в других случаях они подразумеваются или выбираются самим учеником, что приводит его к растерянности.   

…..И все же, как мне кажется, главной причиной отказа от сочинения на лингвистическую тему является низкий уровень владения учащимися лингвистическими понятиями и несформированность в должной степени знаний о системе языка. Именно поэтому, вновь приступая к обучению пятиклассников, я решила обратиться к решению данной проблемы. Как сделать так, чтобы, подойдя к концу 9 класса, мои ученики не боялись писать сочинение на лингвистическую тему и могли продемонстрировать овладение ими системой лингвистических знаний и умений?

    Для ответа на этот вопрос я попробовала  проанализировать содержание учебников русского языка 5-9 классов под редакцией М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса и понять, какую роль они играют в подготовке учащихся к написанию в 9 классе  сочинения именно на лингвистическую тему. Проделав эту работу, я увидела, что в учебных пособиях представлен большой спектр заданий, позволяющих решать указанную выше проблему. Грамотное и целенаправленное использование их в работе с учащимися 5-9 классов способно оказать помощь школьникам в подготовке к написанию сочинения.

     В ходе своего мини-исследования я опиралась на установленные требования к написанию сочинения и критерии их оценки.

     Как известно, в основе задания 9.1 лежит высказывание на лингвистическую тему, смысл которого учащиеся должны раскрыть, используя тип речи – рассуждение. Научить этому непросто. Но если это делать с 5-го класса, то можно добиться положительного результата. Чем в этом вопросе может помочь учебник?

     Каждый раздел учебника начинается с эпиграфа, представляющего собой цитату лингвистического содержания. Например, в разделе «О языке речи» (5 класс) представлены слова Г.Р.Державина «Язык всем знаниям и всей природе ключ». В упражнении № 1 учащимся предлагается объяснить, как они понимают смысл этого высказывания, а  в следующем - дан текст о языке, в котором дети могут найти подтверждение справедливости своей мысли. Таким образом, первое соприкосновение с рассуждением на лингвистическую тему происходит уже в самом начале  5 класса. А дальше оно повторяется и совершенствуется от раздела к разделу, от класса к классу, и так на протяжении пяти лет. Главное, чтобы работа с эпиграфом не была однообразной по содержанию, форме и уровню сложности.

     В самих упражнениях нередко в качестве учебного материала также используются высказывания на лингвистическую тему, учащимся  предлагается выбрать одно из них, а затем подготовить небольшое выступление, подтверждая или опровергая мысль, которая выражена в этом высказывании (упр. 136, 7 класс).  Или другая  формулировка: «Выразительно прочитайте небольшой отрывок из лекции о русской литературе и русском языке, прочитанной в 1821 году В.К.Кюхельбеккером – другом А.С.Пушкина. Объясните, как вы понимаете это высказывание. Актуально ли звучат эти слова сегодня? (упр. 1, 9 класс).

     Для того чтобы учащийся мог получить высокий балл по критерию С1К1, он должен вести рассуждение на теоретическом уровне, не допуская ошибок, связанных с пониманием тезиса. Это значит, что он должен хорошо владеть теоретическими знаниями в области лингвистики, и непросто называть  языковые явления, понятия, термины, но и демонстрировать их понимание. Другими словами, выпускник должен уметь объяснять, комментировать.

     Обратимся опять к учебнику. В нем мы регулярно встречаемся с рубрикой «Учимся говорить на лингвистическую тему», в которой даются задания, нацеленные не только на систематизацию полученных знаний, но и на формирование умения составлять рассуждение-объяснение. Задания представлены по-разному, например, «Напишите, как вы понимаете, зачем людям нужен язык», или «Используя материал этого параграфа, расскажите о буквах и звуках. Составьте план ответа», а также «Подготовьте связный рассказ на тему «Употребление на письме Ь после шипящих в конце существительных и глаголов», по плану (план в форме незаконченных предложений)». Встречаются и такие варианты: «Опираясь на таблицу упр. 66 и примеры упр. 67 и 68, расскажите о видах орфограмм согласных в корне» (6 класс), «Подготовьте устное сообщение, которое отвечало бы на вопрос, поставленный в названии параграфа 21» (7 класс). В старших классах форма заданий несколько меняется: «Расскажите о русской лексике и фразеологии по следующему плану. Приведите примеры и запишите их» (упр. 25, 9 класс). Или ««Читаем» таблицу, рассуждаем на лингвистическую тему» (упр. 46, 9 класс). Задания такого характера обеспечивают формирование прочных лингвистических знаний, необходимых учащимся для успешного написания сочинения.

      Важным умением, необходимым выпускникам при выполнении экзаменационной работы, является умение доказывать свой или чужой тезис. Его формирование также берет на себя  учебник русского языка. Для этого он предлагает такого вида задания, как «Проверьте, сможете ли вы: на примере слова фонариками доказать, что морфема – значимая часть слова; на примере слов горестный, гористый доказать, что при подборе однокоренных слов нужно учитывать их значение» (упр. 116,  5 класс), или «Спишите предложения и докажите, что в них есть метафоры, сравнения» (упр. 144, 6 класс). Встречается и другая схема работы с доказательством. Сначала учащиеся знакомятся с текстом рубрики «Возьмите на заметку!» («В научном стиле  сравнительные обороты и сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения используются для более точного описания предмета, явления, признака путем сравнения его с уже известным»). А в следующем упражнении  предлагается выполнить задание: «Докажите правильность утверждения, представленного в рубрике «Возьмите на заметку!». Для этого обратитесь к текстам учебников химии, физики, математики, географии» (упр. 185, 9 класс). И еще один пример похожего задания: «Лингвистами установлено, что будущее время глагола может употребляться в речи в значении настоящего или прошедшего, если речь идет о действиях, которые регулярно повторяются, сменяют друг друга. Докажите справедливость этого утверждения, проанализировав следующие примеры» (упр.359, 6 класс).

     Критерий С1К2 оценивает умение экзаменуемого находить в исходном отрывке примеры-аргументы и указывать их роль в этом тексте. Поиск нужных языковых явлений – задача непростая, а объяснение их роли – еще сложнее. Этому надо учить долго и систематически. Но и в данной проблеме на помощь приходит учебник русского языка. Заданий на эту тему достаточно много. Главное, выработать систему их использования. Начинать нужно с заданий, нацеленных на поиск конкретных языковых явлений. Такие задания встречаются почти в каждом упражнении, являются основополагающими, могут быть  интегрированы с другими предметами: «Из учебников по разным школьным предметам выпишите четыре-пять предложений с вводными словами, объясните их роль в предложениях (упр. 254, 8 класс). Учащиеся привыкли к таким заданиям и выполняют их достаточно успешно. А вот с объяснением роли языковых явлений дело обстоит не так хорошо, хотя заданий, предполагающих формирование этого умения, в учебниках достаточно много.

     Прежде всего, такие задания встречаются при изучении морфологии в разделах: «Употребление имени существительного (имени прилагательного, глагола и т.д.)». Здесь мы находим такие задания: «Сделайте вывод о роли имен существительных в создании метафор и сравнений» (упр. 144, 6 класс), «Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Почему, по вашему мнению, в этом стихотворении много имен прилагательных? Какую роль они выполняют в тексте?» (упр. 239, 6 класс), «Замените причастные обороты синонимичными конструкциями. Объясните, почему в тексте использованы именно причастные обороты» (упр. 324, 8 класс). Похожие задания встречаются и в других разделах: «Прочитайте предложения выразительно, соблюдая нужную интонацию. Объясните, какие частицы помогают лучше выразить восклицание, вопрос» (упр. 157, 5 класс), «Спишите. Поясните, как именно употребление однородных членов помогает точнее и образнее описывать предметы, события, явления действительности» (упр. 193, 8 класс), «Спишите текст, подчеркните однородные члены предложения. Сформулируйте ответ на вопрос: какова роль однородных членов предложения в данном тексте» (8 класс), «Прочитайте отрывок из рассказа Ю.Казакова «Голубое и зеленое». Какую роль, по вашему мнению, в данном тексте выполняют вопросительные и восклицательные предложения» (упр. 37, 8 класс), «Попробуйте вслух прочитать текст, опуская в предложениях все осложняющие конструкции. Сделайте вывод об их изобразительной роли в художественном тексте» (8 класс), «Попробуйте объяснить, почему это текст насыщен определениями разных видов, повторами, осложненными конструкциями» (упр. 133,9 класс), «Прочитайте ещё один отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Как вы думаете, почему поэт употребляет в основном простые предложения? Почему в конце описания употреблено сложное предложение?» (упр. 55, 9 класс).

    Более трудными вариантами заданий являются те, которые не указывают на конкретное языковое явление, а носят обобщенный характер: «Сравните одинаковые по смыслу предложения. В каком из них утверждение выражено более эмоционально? Какие языковые средства помогли этому?» (упр. 178, 8 класс); «Подберите синонимы к выделенным словам и  попробуйте объяснить, почему именно эти слова употреблены писателем в данных примерах» (упр. 309, 8 класс); «Найдите в текстах упр. 17 языковые средства, характерные для стиля: в первом тексте – слова и синтаксические конструкции, которые передают непринужденное общение двух людей; во втором тексте – все средства языка, которые помогают нарисовать словом картину и воздействовать на воображение читателя» (упр. 18, 6 класс); «Какие особенности в построении предложений делают текст выразительным?» (упр. 370, 7 класс); «Прочитайте репортаж Зиновия Паперского. Определите отношение автора к поведению человека в общественном месте. Найдите языковое выражение авторской иронии» (упр. 132, 8 класс);  «Покажите на примере этого текста, как в публицистике органично сочетаются «стандарт и экспрессия» (упр. 14, 9 класс);  «Какие изобразительные средства использованы писателем в этом отрывке? Найдите в нем примеры двух типов образности: «образ в слове» и «образ при помощи слов» (упр. 15, 9 класс). Если учащиеся успешно справляются с этими заданиями, то можно говорить о положительной динамике  формирования у них лингвистических умений и навыков.  

     На завершающем этапе этого процесса учебники предлагают учащимся творческие задания в рубрике «Готовим самостоятельную работу на лингвистическую тему». И среди них встречаются следующие: «Понаблюдайте за тем, как используется буква ё в местных печатных изданиях, и на основе этой работы сделайте выводы. Оформите их в виде доклада на тему «Самая загадочная буква нашего алфавита» (упр. 368, 8 класс), «Используя книги о языке, справочники, материалы Интернета, в течение месяца подготовьте небольшой по объёму доклад на одну из тем: «Русский язык как национальный язык русского народа», «Русский язык – один из важнейших мировых языков» (упр. 11, 9 класс), «Используя материалы параграфа 20, книги о русском языке, справочники, энциклопедии, материалы Интернета, в течение месяца подготовьте сообщение на тему «Использование разных видов сравнения в текстах художественной литературы» (упр. 186, 9 класс).

     Данные задания не являются аналогом экзаменационных испытаний, но позволяют учащимся на практике применить все те знания и умения, которые они получили ранее.

     К какому же выводу я пришла в ходе данной аналитической деятельности?

     Внимательно изучая образовательное пространство обычного школьного учебника, я  не только в очередной раз утвердилась в  его  значимости как источника получения знаний, но и смогла вычленить большие возможности для одного из важных направлений в своей работе – обучению учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему.

     Но главное – в другом. Я поняла, что не стоит торопиться бежать покупать дополнительную методическую литературу, которая сейчас в избытке, а стоит сначала более внимательно и вдумчиво отнестись  к верному и проверенному временем «другу и помощнику» - школьному учебнику.

Литература:

  1. Русский язык. 5 кл.: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017. – 317 с.
  2. Русский язык. 6 кл.: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016. – 335 с.
  3. Русский язык. 7 кл.: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016. – 285 с.
  4. Русский язык. 8 кл.: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017. – 270 с.
  5. Русский язык.  9 кл.: учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017. – 254 с.
  6. Драпкина С.В. Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. / С.В.Драпкина, Д.И.Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2016. – 208 стр.
  7. Дергилева Ж.И. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Практика написания сочинения-рассуждения: учебное пособие / Ж.И. Дергилева. – Москва: «Интеллект-Центр», 2017. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данного урока является повторение функций  языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую деятельность, стро...

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

Презентация "Подготовка к ОГЭ: обучение написанию сочинения на лингвистическую тему"

Презентация содержит учебный материал для подготовки обучающихся к написанию сочинения на лингвистическую тему...

Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова

Система упражнений, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинений-рассуждений на лингвистическую тему...