Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 9 класса (для обучающихся с ОВЗ)
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Козловская Инэсса Романовна

Адаптированная РП по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия № 22

«Рассмотрено»

на заседании кафедры

учителей гуманитарных наук.

Протокол № 5

от 23.05.2019 г.

Заведующая  кафедрой                                          

                   

                             

          Шляхтина С. В.

«Согласовано»

на заседании научно-методического совета.

Протокол  № 5

от 24.05.2019 г.

Заместитель  директора  по НМР

                             

                        Орлова Л. Н.                                                

«Утверждено»

на заседании

педагогического совета.

Протокол № 5

от 26.05.2019 г.

Секретарь педсовета

                     Минаева Т. А.

Введено в действие

приказом № 242

по МАОУ гимназии № 22

от  26.05.2019 г.

Директор МАОУ

гимназии № 22                                          

                         Глыбина Т. А.

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык» для 9  класса

для учащихся с ОВЗ

один год обучения

2019 – 2020 учебный год

Разработчик: Козловская Инесса Романовна

Количество часов по учебному плану        в неделю 3 часа, в том числе 34 часа внутрипреметный модуль по выбору учащихся «Говорим и пишем грамотно» «К тайнам слова», в год - 102 часа.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.,Шанского Н.М.

«Русский язык», М., «Просвещение, 2015

Основной учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 9 класс М., Просвещение, 2015

1

Содержание программы

п/п

Название раздела

Страницы

1.

Пояснительная записка

3 - 4

2.

Общая характеристика учебного курса

5-6

3.

Место предмета в учебном плане

6

4.

Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты освоения

учебного предмета «Русский язык»

7 - 9

5.

Содержание учебного курса

10- 11

6.

Тематическое планирование

12-13

7.

Учебно-методическое и материально-технического

обеспечение образовательного процесса

15-16

8.

Планируемые результаты изучения учебного курса

17-18

9.

Календарно-тематическое планирование

19-24

10.

Внутрипредметный модуль

25-28

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по   русскому языку для 9 класса составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного  общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1598) , Базисного учебного плана 2004 года, учебного плана школы на 2018 – 2019 учебный год и  примерной Программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой (М.: Просвещение, 2015 год), утвержденной Министерством образования и науки РФ.

Количество часов соответствует программным требованиям: 105 часов (3 часа в неделю).

    Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся с ОВЗ.

    Язык   является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.

    В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.   Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    В 9 классе продолжают формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

    Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

    Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

    Курс русского языка для 9 класса основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для  8 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.  

    Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в  рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок  программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

    Разделы, указанные в программе, неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.  

    Целью обучения учащихся с ОВЗ по адаптированной программе является создание условий, обеспечивающих возможность получения качественного образования, социальной адаптации детей с инвалидностью с помощью дифференцированного подхода к обучению, формирование социальной компетентности, необходимой для самореализации

    Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку учащихся с ОВЗ

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

  Преподавание ведётся по учебнику группы авторов для 8 класса

 ( Л.А.Тростенцова, Ладыженская Т.А. Русский язык. 8 класс. - М., 2015 г).

    Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой, и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая компетенция – это знание основ науки о языке, о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально – культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Планируемые предметные результаты освоения учебного курса.

Личностные  результаты:

 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные  результаты:

 1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • говорение и письмо:
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

 3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные  результаты:

Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей, лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

Пути решения поставленных в программе целей и задач:

Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа с опорой на правило, письменное упражнение, анализ схем, таблиц, плана, фактов, явления.

Репродуктивные методы: пересказ, списывание готового материала, выполнение задания по образцу, работа с книгой, воспроизведение правила нахождение подобия с опорой на таблицу.

Проблемно-сообщающие методы: объяснение причин разного правописания, сообщение алгоритмов с последующим анализом, частично-поисковые методы (эвристическая беседа, комментированное письмо с выводом).

Методы устного изложения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия.

Наглядные методы обучения: использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ, практические методы обучения (упражнения, дидактические игры).

Формы обучения: деловая игра, конкурс, зачет, взаимообучение, коллективная форма обучения

Дидактическое обеспечение: раздаточный материал, тестовые задания на печатной основе,

тестовые задания в электронном виде, справочная литература, репродукции картин известных художников, презентации.

                                                             

  1. Общая характеристика учебного предмета

Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие  интеллектуальных  и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В 8 классе продолжают формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого

этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является также интенсивное интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования. Учебно-календарным графиком для 9 классов на учебный год предусмотрено 34 учебные недели. Учебный план гимназии отводит для учащихся 9 классов  профиля 3 часа в неделю, 102 часа в год, включая 1 час в неделю на внутрипредметный модуль по выбору учащихся «Говорим и пишем грамотно»/ «К тайнам слова».

Часы программы полностью реализованы в тематическом плане и отражены в календарно-тематическом планировании.

 Преподавание ведется по учебнику:

Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, М.: «Просвещение», 2015

;

  1. Содержание учебного курса

Международное значение русского языка Повторение пройденного в 5 — 8 классах

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. культура речи

Сложные предложения.

Союзные сложные предложения Сложносочиненные предложения

  1. Сложносочиненное предложение и его особенности. Слож- носочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного        предложения.        Синтаксические        синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

  1. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
  2. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения

  1. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания, между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

  1. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые  с  обособленными  второстепенными   членами   как   синтакси- ческие синонимы.
  2. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

И. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую

тему.

Сложные предложения с различными видами связи

  1. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
  2. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
  3. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке

Роль        языка        в        жизни        общества.        Язык        как        развивающееся        явление.

Языковые контакты русского языка.

Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность, русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация        изученного        по        фонетике,        лексике,        грамматике        и правописанию, культуре речи

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально- этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

  1. Тематическое планирование

Содержание

Виды деятельности

Количество часов

Всего

Контроль

знаний

Развитие

речи

1.        Международное значение        русского

языка

Смысловое чтение, составление тезисов

1

-

-

2.        Повторение изученного в 5-8 классах

Работа в группах – анализ текста, составление диалогов, монологов   устно   и письменно,

составление        таблицы,

7

1

2

коллективный        диалог,        устный

ответ,        синтаксический разбор,

работа        над        интонацией,

осложненное        списывание        с

грамм.        заданием,        составление

схем, объяснительный диктант,

грамматический разбор (устно и

письменно),        конструирование

предложений,        графический

диктант.

Сложное предложение. Культура речи.

3.Сложное предложение

Анализ        простых        и        сложных предложений,                        диктант

«Проверяю        себя»        с

4

1

грамматическим        заданием,

графический        диктант,        устный

ответ,        составление        схемы,

коллективный        диалог,

осложненное        списывание        с

грамматическим        заданием,

объяснительный        диктант        с

грамм.        заданием        составление

материалов        для        сочинения,

сочинение,        пунктуационный

разбор предложения

Союзное сложное предложение

4. Сложносочиненные предложения

Осложненное                списывание, графический        диктант,        диктант

«Проверяю        себя»,

6

1

1

распределительный        диктант,

устный        ответ,        коллективный

диалог,        конструирование

предложений,        работа        над

интонацией,        изложение-

миниатюра, работа в группе -

анализ        рецензии,        создание

собственной        рецензии,

рецензирование        ответов,

разборы        синтаксический        и пунктуационный,        составление

таблицы.

5.

Сложноподчиненные предложения

Коллективный диалог, устный ответ, смысловое чтение, работа со     схемами,     грамматическое

задание,        осложненное

23

1

5

списывание, составление схемы,

работа в группах, составление

таблицы,        устный        ответ,

списывание с грамм. заданием,

конструирование        предложений,

выборочный        диктант,

изложение-миниатюра,        анализ

заявлений,        автобиографий,

составление        схем

автобиографий,        заявлений,

составление        автобиографий,

заявлений,        Устное        сообщение,

рецензия на устное сообщение,

синтаксический        и

пунктуационный разборы.

6.        Бессоюзные сложные  предложения

Работа в группах – анализ предложений, устный ответ, составление схем, коллективный

диалог,        распределительное

8

1

2

списывание,        объяснительный

диктант,        сжатое        изложение,

конструирование        предложений,

осложненное        списывание        с

грамматическим        заданием,

графический        диктант,        анализ

текста,        составление

собственного        текста,

составление        плана,        диктант        с

грамм. заданием.

7.Сложные предложения                с разными        видами связи

Коллективный диалог, устный ответ, составление схем, осложненное списывание с грамм.        заданием,

объяснительный       диктант      с

6

1

2

грамм.        заданием,

синтаксический        и

пунктуационный        разборы,

составление        схем,        сжатое

изложение,        рецензирование,

диктант        с        грамматическим

заданием.

8.Общие        сведения        о языке и речи

Составление тезисов, устное

сообщение,        составление таблицы, схемы

3

9.Систематизация изученного                по фонетике,        лексике, грамматике, правописанию                и культуре речи

Работа        в        группах:

фонетический        разбор, фонетическая

транскрипция,

орфоэпическое упражнение, работа        в        группах:                анализ текста                по                        вопросам, упражнения        по                лексике, устный ответ, морфемный и словообразовательный разборы,                        выборочный

диктант,        осложненное списывание,

синтаксический разбор, составление        таблицы, грамматические задания, коллективный                диалог,

составление        плана, сочинение.

8

2

68

5

15

Муниципальный

мониторинг достижений учащихся

2

Внутрипредметный модуль

34

ИТОГО

102

7

15

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя

  1. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2015
  2. «Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений». Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2015
  3. Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.9 кл.»».М.: Экзамен, 2016
  4. М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.9класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский  язык. 9класс»». М.: Экзамен, 2014
  5. Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2016
  1. Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2015
  2. Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. «Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс.», М.: Просвещение, 2015
  3. Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс».М.: Просвещение, 2016

11) В..И.Капинос. Н.Н. Сергеева, М.Н. Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы. М., 2012

13) А.И.Запорожец. «Изучение синтаксиса.8-9 класс. Из опыта  работы. Пособие для учителей.

Литература для учащихся

1) Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2015

  1. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 2016
  2. Г.Г. Граник. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 2014.
  3. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. М.: Просвещение, 2016
  4. Голуб И. Б. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2015.

Справочная литература для учащихся

  1. Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение, 2010
  2. М.Т.        Баранов.        Школьный        орфографический        словарь        русского   языка.        М., Просвещение, 2014
  3. Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.М.,2011
  4. М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М., 2014 ( под редакцией Ф.П.Филина)

  1. В.В. Одинцов и др. Школьный словарь иностранных слов. Под редакцией В.В. Иванова.- М.: Просвещение, 2016
  2. М.Т. Баранов. Школьный словарь образования слов русского языка.- 4 изд.- М.: 2006
  3. З.А.Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка.- 2 изд.- М.: Просвещение, 20012
  4. А.Н.Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- 2 изд., перераб. -М. :Просвещение, 1991
  5. В.П. Жуков. А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.-.

-М.: Просвещение, 2015.

  1. М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка.- М.: Просвещение, 2016
  2. Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 2007
  3. П.А. Лекант, В.В. Леденева. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006
  4. Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-XIX вв.).М.: Просвещение, 2006
  5. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова.  Русский язык: справочные материалы. Под редакцией Н. М. Шанского, -М.: Просвещение, 2007

Для подготовки к ГИА

  • Ларионова Л.Г. Русский язык. 9 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений – М.: Мнемозина, 2016. (ГИА и ЕГЭ: шаг за шагом).
  • Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – М,: Просвещение, 2016. (Лингвистический тренажѐр).

Интернет-ресурсы: http://www.proshkolu.ru/ http://www.rusedu.ru/subcat_27.html http://www.uchportal.ru/load http://www.philology.ru/ http://nayrok.ru/ http://www.openclass.ru/ http://rus.1september.ru/urok/ http://www.uroki.net/index.htm

Оборудование

Комплекты таблиц по русскому языку Комплект словарей

Компьютер. Принтер. Акустическая система Интерактивная доска.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные        признаки        разговорной        речи,        научного,        публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально- делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь

  • различать        разговорную        речь,        научный,        публицистический,        официально- деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой ин-формации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной лите-ратурой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения еѐ правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

  1. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в

9 классе

№ п/п

Раздел и темы уроков

Колич часов

Дата

план

факт

1.

Международное значение русского языка.

1

2.

Модуль 1. Понятие о тексте, основные признаки текста// Фонетика. Речь письменная и устная.

Смыслоразличительная роль звука в слове.

1

Повторение изученного в 5-8 классах

7

3.

Р/Р.Устная и письменная речь. Монолог. Диалог.

Текст. Стили речи.

1

4.

Простое основа

предложение

и

его

грамматическая

1

5.

Модуль 2. Работа с основной мыслью в текстах – рассуждениях// Особенности словесного ударения

в русском языке.

1

6.

Предложения с обособленными членами

1

7.

Предложения с обособленными членами

1

8.

Модуль 3. Работа с текстом по его сокращению

для выделения основной мысли текста// Трудности фонетического анализа слов.

1

9.

Обращения, вводные слова и вставные

конструкции

1

10.

КР Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

11.

Модуль 4. Логическое разворачивание основной мысли текста// Орфоэпические нормы русского

языка.

1

Сложное предложение. Культура речи.

4

12.

Понятие о сложном предложении.

1

13.

Союзные и бессоюзные сложные предложения

1

14.

Модуль        5.        Соединение                предложений        по определѐнным        правилам//        Лексика.        Основные

выразительные средства. Тропы.

1

15.

Р/Р. Сочинение в формате дневниковой записи.

Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»

1

16.

Разделительные                и        выделительные                знаки препинания        между                частями        сложного

предложения. Интонация сложного предложения.

1

17.

Модуль        6.        Соединение        предложений        по

1

определѐнным        правилам        2//        Словообразование.

Морфемный анализ слова.

Союзные сложные предложения.

30

Сложносочиненное предложение

6

18.

Понятие        о                сложносочиненном        предложении. Смысловые        отношения        в        сложносочиненном

предложении.

1

19.

Сложносочиненные                предложения        с соединительными,        разделительными        и

противительными союзами

1

20.

Модуль        7.        Порядок        предложений        в        тексте//

Морфология.        Система        самостоятельных        частей речи.

1

21.

Разделительные знаки препинания между частями

сложносочиненного предложения.

1

22.

Р/Р. Рецензия

1

23.

Модуль 8. Основные средства связи предложений в        тексте//        Грамматическое        значение,

морфологические признаки, синтаксическая роль.

1

24.

Синтаксический        и        пунктуационный        разбор

сложносочиненного предложения. Повторение

1

25.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

26.

Модуль        9.        Роль        заголовка        текст//        Служебные

части речи. Правильное употребление служебных частей речи.

1

Сложноподчиненное предложение

23

27.

Анализ контрольного диктанта.

Понятие о сложноподчиненном предложении

1

28.

Место придаточного предложения по отношению главному.        Знаки        препинания        в

сложноподчиненном предложении.

1

29.

Модуль        10.        Абзац        и        основные        правила        его

выделения//        Трудные        случаи        разграничения языковых явлений.

1

30.

Р/Р. Академическое красноречие и его виды.

1

31.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном

предложении.

1

32.

Модуль 11. Тексты повествовательного типа//

Орфография. Система правил правописания.

1

33.

Роль        указательных  слов        в сложноподчиненном

предложении.

1

34.

Р/Р.Изложение

1

35.

Модуль 12. Повествование как тип речи в

1

воспоминаниях и письмах// Правописание

приставок. Трудности правописания приставок.

36.

СПП        с        разными        видами        придаточных. Сложноподчиненные                предложения        с

придаточными определительными.

1

37.

Сложноподчиненные        предложения        с

придаточными определительными

1

38.

Модуль 13. Тексты-описания// Виды орфограмм в

корне слова.

1

39.

Сложноподчиненные        предложения        с

придаточными изъяснительными

1

40.

Сложноподчиненные        предложения        с придаточными изъяснительными

1

41.

Модуль 14. Особенности текстов, включающих описание внешности человека// Виды орфограмм в

корне слова 2.

1

42.

Сложноподчиненные        предложения        с

придаточными обстоятельственными.

1

43.

Сложноподчиненные предложения с

придаточными времени и места.

1

44.

Модуль 15. Тексты-рассуждения различных жанров: письма, статьи с включением полемического диалога// Правописание падежных

и родовых окончаний.

1

45.

Сложноподчиненные        предложения        с придаточными условия, уступки, цели, следствия

1

46.

Сложноподчиненные        предложения        с придаточными условия, уступки, цели, следствия

1

47.

Модуль 16. Тексты-рассуждения различных жанров: письма, статьи с включением полемического диалога 2// Трудные случаи

правописания окончаний.

1

48.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени,

сравнения

1

49.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени,

сравнения

1

50.

Модуль 17. Сочинение-рассуждение на заданную тему// Трудные случаи правописания суффиксов.

1

51.

Р/Р.        Деловые        документы        (автобиография, заявление)

1

52.

Сложноподчиненные предложения с несколькими

придаточными.

1

Знаки препинания в предложении.

53.

Модуль 18. Разговорный и книжный стили речи//

Трудные случаи правописания НЕ,НИ.

1

54.

Сложноподчиненные предложения с несколькими

придаточными. Знаки препинания в предложении.

1

55.

Р/Р.Сообщение о происхождении псевдонимов.

1

56.

Модуль 19. Признаки научного стиля речи в текстах учебников по литературе, истории, в энциклопедическом словаре// Трудные случаи

правописания НЕ,НИ 2.

1

57.

Синтаксический        разбор        сложноподчиненного

предложения.        Пунктуационный        разбор сложноподчиненного предложения.

1

58.

Р/Р. Изложение.

1

59.

Модуль 20. Признаки публицистического стиля речи в речах известных юристов, в статьях

журналистов// Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов.

1

60.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

Бессоюзные сложные предложения

8

61.

Анализ контрольного диктанта. Понятие о

бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

1

62.

Модуль 21. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи// Трудности при слитном, дефисном и раздельном

написании слов 2.

1

63.

Бессоюзные сложные предложения со значением

перечисления.        Запятая        и        точка        с        запятой        в бессоюзном сложном предложении.

1

64.

Р/Р. Сжатое изложение

1

65.

Модуль        22.        Стилистика        художественной литературы// Правописание Н и НН во всех частях

речи.

1

66.

Бессоюзные сложные предложения со значением

причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

67.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

68.

Модуль        23.        Средства        художественной выразительности в текстах художественного стиля

речи// Правописание Н и НН во всех частях речи.

1

69.

Р/Р. Реферат статьи на лингвистическую тему.

1

70.

Синтаксический        и        пунктуационный        разбор

бессоюзного сложного предложения. Повторение.

1

71.

Модуль 24. Тропы// Правописание предлогов.

1

72.

КР Контрольный диктант с языковым анализом

текста по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

Сложные предложения с разными видами связи

6

73.

Анализ контрольного диктанта Употребление

союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

74.

Модуль 25. Фигуры речи// Правильное

употребление словосочетаний.

1

75.

Знаки        препинания        в сложных предложениях с

разными видами связи.

1

76.

Синтаксический        и        пунктуационный        разбор сложного предложения с разными видами связи.

1

77.

Модуль 26. Роль изобразительно-выразительных средств языка в текстах писателей XIX века// Некоторые случаи согласования в числе

сказуемого с подлежащим.

1

78.

Р/Р. Сжатое изложение.

1

79.

Р/Р. Конспект статьи на лингвистическую тему.

1

80.

Модуль 27. Тема «должна управлять» созданием

текста// Синтаксис и пунктуация. Особенности связи слов в словосочетании.

1

81.

Диктант с грамматическим заданием

1

Общие сведения о языке и речи

3

82.

Роль        языка        в                жизни        общества.        Язык        как развивающееся                явление.                Языковые                контакты

русского языка.

1

83.

Модуль 28. Как сделать цитату частью текста//

Правильное употребление словосочетаний.

1

84.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его

стили, богатство, красота и выразительность.

1

85.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты,

исследовавшие русский язык.

1

86.

Модуль 29. Выражение личностной позиции в сочинении-рассуждении// Односоставное и

двусоставное простое предложение.

1

Повторение и систематизация изученного в 5-9

классах

8

87.

Фонетика и графика.

1

88.

Лексикология и фразеология.

1

89.

Модуль 30. Умение аргументировать// Простое

осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения.

1

90.

Морфемика и словообразование.

1

91.

Морфология.

1

92.

Модуль 31. Логическая и грамматическая связь между тезисом и аргументами// Знаки препинания

при однородных членах предложения.

1

93.

Синтаксис. Синтаксис.

1

94.

Р/Р.Текст. Стили речи.

1

95.

Модуль        32.        Анализ        текста-рассуждения// Предложения с обособленными и уточняющими

членами предложения.

96.

Орфография. Пунктуация.

1

97.

Орфография. Пунктуация.

1

98.

Модуль        33.        Анализ        текста-рассуждения        2//

Вводные слова и предложения.

1

99.

РР        Контрольное        сочинение-рассуждение,

связанное с анализом содержания прочитанного текста

1

100.

Модуль 34. Практикум «Буква заблудилась».

1

101.

Дополнительно Мониторинг достижений учащихся

1

102.

Дополнительно Мониторинг достижений

учащихся

1

Внутрипредметный модуль «К тайнам слова»

Тематика занятий модуля содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует расширению кругозора учащихся, повышению их общей языковой культуры; является предпосылкой для дальнейшего осознанного выбора лингвистического профиля. Учебный материал позволяет закрепить  знания  путѐм практических занятий,        совершенствовать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли.

№ п/п

Темы        уроков

Колич часов

Дата

план

факт

1.

Понятие о тексте, основные признаки текста

1

2.

Работа        с        основной        мыслью рассуждениях

в        текстах        –

1

3.

Работа с текстом по его сокращению для выделения

основной мысли текста

1

4.

Логическое разворачивание основной мысли текста

1

5.

Соединение        предложений        по

правилам

определѐнным

1

6.

Соединение        предложений        по

правилам 2

определѐнным

1

7.

Порядок предложений в тексте

1

8.

Основные средства связи предложений в тексте

1

9.

Роль заголовка текст

1

10.

Абзац и основные правила его выделения

1

11.

Тексты повествовательного типа

1

12.

Повествование как тип речи в воспоминаниях и письмах

1

13.

Тексты-описания

1

14.

Особенности текстов, включающих описание

внешности человека

1

15.

Тексты-рассуждения        различных        жанров:        письма,

статьи с включением полемического диалога

1

16.

Тексты-рассуждения        различных        жанров:        письма,

статьи с включением полемического диалога 2

1

17.

Сочинение-рассуждение на заданную тему

1

18.

Разговорный и книжный стили речи

1

19.

Признаки научного стиля речи в текстах учебников по литературе, истории, в энциклопедическом

словаре

1

20.

Признаки публицистического стиля речи в речах известных юристов, в статьях журналистов

1

21.

Средства        эмоциональной        выразительности        в

публицистическом стиле речи

1

22.

Стилистика художественной литературы

1

23.

Средства        художественной        выразительности        в

текстах художественного стиля речи

1

24.

Тропы

1

25.

Фигуры речи

1

26.

Роль изобразительно-выразительных средств языка

в текстах писателей XIX века

1

27.

Тема «должна управлять» созданием текста

1

28.

Как сделать цитату частью текста

1

29.

Выражение личностной позиции в сочинении-

рассуждении

1

30.

Умение аргументировать

1

31.

Логическая и грамматическая связь между тезисом

и аргументами

1

32.

Анализ текста-рассуждения

1

33.

Анализ текста-рассуждения 2

1

34.

Практикум «Буква заблудилась»

1

Внутрипредметный модуль «Говорим и пишем правильно»

Тематика занятий в рамках модуля расширяет возможности для повторения, обобщения, и систематизация знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к основному государственному экзамену. Модуль позволяет расширить кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить глубокий уровень понимания не только сути языковых единиц, но и механизма их функционирования. Материал логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, чтобы была четко видна взаимосвязь между разделами русского языка, представленными в базовом курсе русского языка в 9 классе.

Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык». Объем и особенности занятий подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.

Тема  урока

Кол-во часов

Дата

1.

Фонетика. Речь письменная и устная.

Смыслоразличительная роль звука в слове.

1

2.

Особенности словесного ударения в русском

языке.

1

3.

Трудности фонетического анализа слов.

1

4.

Орфоэпические нормы русского языка.

1

5.

Лексика. Основные выразительные средства.

Тропы.

1

6.

Словообразование. Морфемный анализ слова.

1

7.

Морфология. Система самостоятельных частей

речи.

1

8.

Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

1

9.

Служебные        части        речи.        Правильное употребление служебных частей речи.

1

10.

Трудные случаи разграничения языковых

явлений.

1

11.

Орфография. Система правил правописания.

1

12.

Правописание приставок. Трудности

правописания приставок.

1

13.

Виды орфограмм в корне слова.

1

14.

Виды орфограмм в корне слова 2.

1

15.

Правописание падежных и родовых окончаний.

1

16.

Трудные случаи правописания окончаний.

1

17.

Трудные случаи правописания суффиксов.

1

18.

Трудные случаи правописания НЕ,НИ.

1

19.

Трудные случаи правописания НЕ,НИ 2.

1

20.

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов.

1

21.

Трудности при слитном, дефисном и раздельном

написании слов 2.

1

22.

Правописание Н и НН во всех частях речи.

1

23.

Правописание Н и НН во всех частях речи 2.

1

24.

Правописание предлогов.

1

25.

Правильное употребление словосочетаний.

26.

Некоторые        случаи        согласования        в        числе сказуемого с подлежащим.

1

27.

Синтаксис и пунктуация. Особенности связи слов в словосочетании.

1

28.

Правильное употребление словосочетаний.

1

29.

Односоставное и двусоставное простое

1

предложение.

30.

Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения.

1

31.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

32.

Предложения с обособленными и уточняющими

членами предложения.

1

33.

Вводные слова и предложения.

1

34.

Практикум «Буква заблудилась»

1

Приложение 1

Критерии оценивания

  1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учѐта знаний учащихся по русскому  языку.  Развѐрнутый  ответ  ученика  должен  представлять  собой связное, логически  последовательное  сообщение  на  заданную  тему,  показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

 Отметка "5" ставится, если ученик:  1)  полно  излагает  изученный  материал, даѐт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике,   привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

 Отметка "4" ставится, если ученик даѐт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочѐта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

 Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

 Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьѐзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

  1. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объѐм диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100- 110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчѐте

слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса

– 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е

д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в  которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе

  • 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфо- грамм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трѐх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объѐм текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;
  2. на правила, которые не включены в школьную программу;
  3. на еще не изученные правила;
  4. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. в передаче авторской пунктуации.

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчѐте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. в исключениях из правил;
  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. в        случаях        слитного        и   раздельного        написания        не        с        прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. в написании ы и и после приставок;

  1. в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);
  2. в собственных именах нерусского происхождения;
  3. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  4. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

 О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

 О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трѐх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

 О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

 О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5

орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется ру- ководствоваться следующим:

 О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

 О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

 О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

 О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

 О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При        оценке        контрольного        с        л        о        в        а        р        н        о        г        о        диктанта        рекомендуется руководствоваться следующим:

 О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

 О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

 О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

 О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".

  1. Оценка сочинений и изложений

С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов. Объѐм текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:

Содержание и речь

Грамотность

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические        ошибки   отсутствуют;  в        изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
  3. Содержание работы излагается последовательно.
  4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.
  5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
  6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых

недочета

Допускается 1 негрубая

орфографическая или 1

пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

  1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
  2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
  3. Имеются        незначительные        нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
  6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются: •

2 орфографические +

  1. пунктуационные +
  2. грамматические ошибки;
  • 1 орфографическая + 3 пунктуационные +

3 грамматические ошибки;

  • 0 орфографических + 4 пунктуационные +

3 грамматические ошибки.

В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать  трех,  а орфографических

- двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является   негрубой,   то  допускается

выставление отметки «4»

  1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
  2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.
  3. Допущено нарушение последовательности изложения.
  4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов.
  1. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
  2. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5

речевых недочетов

Допускаются:

  • 0 орфографических +

5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);

  • 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ

Данная программа разработана для индивидуального обучения.   В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс

Программа предназначена для обущающихся VIII вида...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс для детей с ОВЗ

Адаптированная программа призвана обеспечить языковое развитие учащихся с ОВЗ : помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной ре...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 класс

Рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 6 класс(обучение на дому, 68 часов)

       Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена     с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного об...