Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ 14.02.17
план-конспект занятия по русскому языку (10, 11 класс)

Пучнина Юлия Николаевна

Открытое занятие для учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_podgotovke_k_ege_14.02.17.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по русскому языку в 11 классе

«ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения (К1-К3)»

Оформление приложений:

Приложение 1 – текст Ивана Александровича Ильина, русского философа, писателя и публициста.

Приложение 2 –

  1. Как сформулировать проблему?

  1. В виде предложения:

Философ И.А. Ильин в своем тексте поднимает проблему (чего?) … .

  1. В виде риторических вопросов:

Почему человек чувствует себя (каким?)… ? Как можно избавиться от чувства (чего?) … ? Именно эти вопросы волнуют русского философа И.А. Ильина.

  1. В виде предложения-цитаты:

«Человек одинок, когда он никого не любит»,  – пишет И.А. Ильин, раскрывая проблему (чего?) … .

  1. В виде назывных предложений:

… (Что?) человека. Об этой проблеме размышляет русский философ И.А. Ильин.

  1. Языковые конструкции для оформления комментария:

  • автор обращает внимание читателей на …
  • стремится выявить причины …
  • напоминает, что …
  • упоминает о …
  • рассказывает историю о …
  • с горечью замечает …
  • обращается к …
  • объясняет, почему …
  • позволяет читателю увидеть …
  • не случайно автор приводит слова …

  1. Типовые конструкции при передаче АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ:

  • позиция автора такова: …
  • автор текста считает, что …
  • автор стремится донести до читателя мысль о том, что …
  • автор убежден в том, что …
  • в тексте доказывается мысль о том, что …
  • основная мысль текста заключается в том, что …
  • автор приходит к мысли, что …
  • позицию автора, на мой взгляд, можно сформулировать таким образом: …
  • автор осуждает (кого/что, за что) …
  • по мнению автора, …
  • автора волнует (удивляет / огорчает) …
  • автор призывает нас к …

Прослушаем текст и выполним ряд заданий к нему:

(1)Это было несколько лет тому назад. (2)Все, собираясь праздновать Рождество, готовили ёлки и подарки. (З)Витрины магазинов и окна домов сияли праздничными огнями. (4)Повсюду были развешаны гирлянды и большущие цветные шары. (5) Толпа горожан, пёстрая, шумная и весёлая, заполняла улицы.

 

(6)А я, бесприютный скиталец, был одинок в чужой стране — ни семьи, ни друга, и мне казалось, что я покинут и забыт всеми. (7)Вокруг была только пустота и не было любви: дальний город, чужие люди, холодные сердца. (8)Как-то раз в тоске и унынии я вдруг вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания чёрных дней. (9)Явпервые за минувший год достал её из чемодана, развязал... (10)Потом развернул первое из писем — это было письмо моей матери, написанное двадцать семь лет тому назад.

 

(11)«Дорогое дитя моё, Николенька! (12)Ты жалуешься мне на своё одиночество, и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. (13)С какой радостью я бы приехала к тебе и убедила тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким! (14)Но ты, конечно, знаешь, что я не могу покидать папу, так как он очень страдает и постоянно нуждается в моём уходе. (15)А тебе надо готовиться к экзаменам, чтобы успешно окончить университет. (16)Ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночества.

(17)Видишь ли, сынок, человек одинок тогда, когда он никого не любит. (18) А если любит, то ему и в голову не приходит размышлять о том, одинок он или нет. (19)В любви человек забывает себя, он живёт в других. (20)А это и есть счастье.

(21)Я уже слышу твоё возражение, что счастье не в том только, чтобы любить, но и в том, чтобы тебя любили. (22)Но кто действительно любит, тот не рассчитывает и не выпрашивает: а что мне принесёт моя любовь?.. (23)Ждёт ли меня взаимность? (24)Или, может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? (25)Человек, который меряет и взвешивает, не любит. (26)Отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи её светят и греют во все стороны. (27)И ты вскоре почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. (28)Почему? (29)Потому, что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь в ответ. (30)И тогда ты воспримешь этот обратный поток не как выстраданное счастье, которого надо было требовать и добиваться, а как незаслуженное земное блаженство».

(31)Я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах. (32)Из дали прошедших лет я снова услышал её тёплый голос, который принёс мне любовь и утешение, как «незаслуженное земное блаженство».

(33)И тогда я подумал, что наша любовь — это нить, которой мы привязаны к любимому человеку. (34)Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. (35)Такой человек не чувствует себя одиноким.

(По И.А. Ильину.)*

Используемые задания:

  1. Определите стиль предложенного текста.

Стиль текста

Публицистический

Художественный

Цель – прямое воздействие, убеждение

Цель – косвенное воздействие через образы, композицию, речевое оформление

Проблема обычно формулируется прямо

Автор «прячется» за образы героев и события

Часто затрагивается только одна проблема

Как правило, в тексте поднимается несколько проблем

Итак, перед нами текст художественного стиля, в котором нет цитат, содержащих проблемный вопрос. Попробуем сделать акцент на:

  • начало и конец текста;
  • ключевые слова, повтор слов, однокоренные слова;
  • анализ средств выразительности.

2. Какие повторяющиеся слова обращают на себя внимание в тексте? (одиночество, любовь, счастье).

- Сделаем количественный анализ этих слов:

ОДИНОЧЕСТВО (+ слова данного ассоциативного ряда) – 21 раз;

ЛЮБОВЬ – 17 раз;

СЧАСТЬЕ – 3 раза.

Таким образом, мы можем утверждать, что в исходном тексте поднимается несколько проблем:

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА

ПРОБЛЕМА БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ

ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ

- Какая проблема, на ваш взгляд, первостепенна?

- С какого ощущения рассказчика начинается текст?

- Как заканчиваются его рассуждения?

- Что побудило маму главного героя текста написать ему письмо? (Смотрим начало письма)

Таким образом, мы приходим к выводу, что проблема ОДИНОЧЕСТВА – это первостепенный вопрос для автора.

3. А) Сделаем анализ изобразительно-выразительных средств в тексте.

«Чтобы наиболее ярко и точно передать чувства персонажа-рассказчика, автор использует тропы. Это __________ («скиталец» в предложении 6, «пустота» в предложении 7) и _________ («бесприютный» в предложении 6, «чужие», «холодные» в предложении 7, «черных» в предложении 8). Беспокойство состоянием главного героя и желание дать родительский совет выражены в письме его матери при помощи такого синтаксического средства, как ________ (в предложениях 11, 13), и приема _________ (в предложениях («одинок» в предложениях 17-18)».

Список терминов:

  1. метафора
  2. парцелляция
  3. риторический вопрос
  4. эпитет
  5. лексический повтор
  6. ряды однородных членов
  7. восклицательные предложения
  8. вводные слова
  9. сравнение

Б) Попробуем соотнести изобразительно-выразительные средства с понятиями «ОДИНОЧЕСТВО» и «ЛЮБОВЬ»

изобразительно-выразительные средства

ОДИНОЧЕСТВО

ЛЮБОВЬ

+

бесприютный скиталец

лучи любви светят и греют

покинут и забыт

струи ответной любви

пустота

бескорыстная любовь

дальний город

теплый голос

чужие люди

сердце цветет и благоухает

холодные сердца

дарит любовь так, как цветок запах

черные дни

земное блаженство

Обращаем внимание, что выразительные средства, выражающие негативную эмоциональную окраску, как правило, могут выражать ПРОБЛЕМУ, а положительную – пути ПРЕОДОЛЕНИЯ этой проблемы.

4.Итак, сформулируем одну из проблем исходного текста (К1):

- Вставьте подходящие по смыслу слова.

Как сформулировать проблему?

  1. В виде предложения:

Философ И.А. Ильин в своем тексте поднимает проблему (чего?) … .

  1. В виде риторических вопросов:

Почему человек чувствует себя (каким?)… ? Как можно избавиться от чувства (чего?) … ? Именно эти вопросы волнуют русского философа И.А. Ильина.

  1. В виде предложения-цитаты:

«Человек одинок, когда он никого не любит»,  – пишет И.А. Ильин, раскрывая проблему (чего?) … .

  1. В виде назывных предложений:

… (Что?) человека. Об этой проблеме размышляет русский философ И.А. Ильин.

5. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (К2)

- Чтобы получить высший балл (3 балла) по данному критерию, необходимо привести два примера (иллюстрации) из прочитанного текста.

Примерами-иллюстрациями могут быть:

  • элементы цитирования (в виде прямой или косвенной речи);
  • ссылки на номера предложений (даются в скобках);
  • ссылки на абзацы текста.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Пример-иллюстрация может быть не только в комментарии к проблеме, но и после формулировки авторской позиции. В этом случае пример подтверждает и иллюстрирует мнение автора.

Языковые конструкции для оформления комментария:

  • автор обращает внимание читателей на …
  • стремится выявить причины …
  • напоминает, что …
  • упоминает о …
  • рассказывает историю о …
  • с горечью замечает …
  • обращается к …
  • объясняет, почему …
  • позволяет читателю увидеть …
  • не случайно автор приводит слова …

6. Найдите соответствия между типичными ошибками в комментарии и примерами:

1) замена комментария пересказом исходного текста

А) Чтобы наиболее ярко и точно передать чувства персонажа-рассказчика, автор использует тропы. Это метафора («скиталец» в предложении 6, «пустота» в предложении 7) и эпитеты («бесприютный» в предложении 6, «чужие», «холодные» в предложении 7, «черных» в предложении 8).

2) замена комментария описанием собственныхвпечатлений или рассуждением-выражением собственной позиции

Б) Автор описывает чувства рассказчика, которые тот пережил однажды перед Рождеством. Он ощущает себя покинутым и забытым, пока не вспоминает о пачке старых писем, среди которых он находит письмо своей матери, написанное двадцать семь лет назад…

3) замена комментария цитатой из текста

В) Русский философ и писатель И.А. Ильин пишет о том, как однажды перед Рождеством он почувствовал себя одиноким.

4) замена комментария текстом рецензии задания 24 или рассказом о средствах выразительности

Г) Мне текст понравился. Проблема одиночества очень актуальна и сейчас. Я думаю, что автор прав, утверждая, что любящий человек никогда не будет чувствовать себя одиноким.

5) выделена одна проблема, а комментируется другая

Д) И.А. Ильин пишет: «Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. Такой человек не чувствует себя одиноким».

6) не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик»

Е) Размышляя о проблеме счастья, автор утверждает, что оно заключается в умении человека жить для других.

1

2

3

4

5

6

Б

Г

Д

А

Е

В

7. Найдите грамматические ошибки:

А) Поставленная проблема в тексте заставляет задуматься о многом.

Б) Часть людей рассуждают так же, как и автор текста.

В) Главный герой текста вспоминает, что «я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах».

Г) Читая письмо матери, на глазах рассказчика появились слезы.

8. Попробуем сформулировать комментарий к проблеме (К2):

Для этого разбиваем текст на смысловые части и анализируем, ЧТОДЕЛАЕТ в каждом отрывке автор, чтобы читатель мог увидеть аспекты проблемы.

Закончите высказывания:

(1)Это было несколько лет тому назад. (2)Все, соб(е/и)раясь праздновать Рождество, готовили ёлки и подарки. (З)Витрины магазинов и окна домов сияли праздничными огнями. (4)Повсюду были развеша(н/нн)ы гирлянды и большущие цветные шары. (5) Толпа горожан, пёстрая, шумная и весёлая, заполняла улицы.

Автор повествует о событиях, которыепроизошли с главным героем (когда?)… .

(6)А я, бе(с/з)приютный скиталец, был одинок в чужой стране — ни семьи, ни друга, и мне казалось, что я покинут и забыт всеми. (7)Вокруг была только пустота, и не было любви: дальний город, чужие люди, холодные сердца. (8)Как-то раз в тоске и унынии я вдруг вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось (с/з)беречь через все испытания чёрных дней. (9)Я(в)первые за минувший год достал её из чемодана, развязал...

Рассказчик передает свое чувство (чего?) … среди «чужих людей». Пытаясь избавиться от ощущения (чего?) «… и …», он перечитывает письмо, полученное от матери.

Потом развернул первое из писем — это было письмо моей матери, написа(н/нн)ое двадцать семь лет тому назад.

 

(11)«Дорогое дитя моё, Николенька! (12)Ты жалуешься мне на своё одиночество, и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. (13)С какой радостью я бы приехала к тебе и убедила тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким! (14)Но ты, конечно, знаешь, что я не могу покидать папу, так как он очень страдает и постоянно нуждается в моём уходе. (15)А тебе надо готовиться к экзаменам, чтобы успешно окончить университет. (16)Ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночества.

(17)Видишь ли, сынок, человек одинок тогда, когда он никого не любит. (18) А если любит, то ему и в голову не приходит размышлять о том, одинок он или нет. (19)В любви человек забывает себя, он живёт в других. (20)А это и есть счастье.

(21)Я уже слышу твоё возражение, что счастье не в том только, чтобы любить, но и в том, чтобы тебя любили. (22)Но кто действительно любит, тот не рассчитывает и не выпрашивает: а что мне принесёт моя любовь?.. (23)Ждёт ли меня взаимность? (24)Или, может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? (25)Человек, который меряет и взвешивает, не любит. (26)Отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи её светят и греют во все стороны. (27)И ты вскоре почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. (28)Почему? (29)Потому, что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь в ответ. (30)И тогда ты воспримешь этот обратный поток не как выстраданное счастье, которого надо было требовать и добиваться, а как незаслуженное земное блаженство».

Именно в нем он находит размышление о причинах одиночества: «…».

(31)Я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах. (32)Из дали прошедших лет я снова услышал её тёплый голос, который принёс мне любовь и утешение, как «незаслуженное земное блаженство».

(33)И тогда я подумал, что наша любовь — это нить, которой мы привязаны к любимому человеку. (34)Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. (35)Такой человек не чувствует себя одиноким.

Так, автору удается донести мысль о том, что только тот, кто (что делает?) …, «не чувствует себя …».

Таким образом, соединив вторую часть таблицы, мы получаем не только КОММЕНТАРИЙ к сформулированной проблеме, но и отражение ПОЗИЦИИ АВТОРА исходного текста (К3).

9. При передаче АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ вы можете использовать

Типовые конструкции:

  • позиция автора такова: …
  • автор текста считает, что …
  • автор стремится донести до читателя мысль о том, что …
  • автор убежден в том, что …
  • в тексте доказывается мысль о том, что …
  • основная мысль текста заключается в том, что …
  • автор приходит к мысли, что …
  • позицию автора, на мой взгляд, можно сформулировать таким образом: …
  • автор осуждает (кого/что, за что) …
  • по мнению автора, …
  • автора волнует (удивляет / огорчает) …
  • автор призывает нас к …

10.Домашнее задание: сформулируйте свое мнение по сформулированной проблеме и аргументируйте его, опираясь на примеры из художественной литературы и/или из жизненного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по физике - Подготовка к ЕГЭ

В настоящее время  важным фактором в обучении  старшеклассников является подготовка  их к ЕГЭ (ГИА).  Моя методика подготовки основана  на подаче базового и специ...

Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)

Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче...

Мастер-класс по теме : "Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения."

Тема: Подготовка к сжатому изложениюЦель: учить написанию сжатого изложения, формировать:Умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой...

мастер-класс по теме "Подготовка к контролю письменной речи"

Наша творческая группа работает по проблеме "Особенности новых КИМ по оценке предметных результатов".  Хочу показать мастер-класс над формированием продуктивного коммуникативного умения написания...

мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.

мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...

Статья. Мастер - класс: цели, задачи, подготовка, алгоритм проведения.

Цель статьи "Мастер - класс: цели,задачи,подготовка, алгоритм проведения " обсудить особенности этой формы распостранения передового педагогического опыта. Показать отличия "Мастер - кл...