Урок русского языка в 5а кл .Части речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Цель: повторение и систематизация материала по теме  «Части речи»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5a_kl_.chasti_rechi.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Учитель: Лукина Данута Германовна

Название урока: « Части речи»

Класс:   5а класс

Тип урока:  повторение

Цель: повторение и систематизация материала по теме  «Части речи»

Задачи урока:

Образовательные (содержательные):  организовать деятельность класса по теме: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное,  глагол», в результате которой учащиеся должны уметь находить данные части речи  в тексте, классифицировать их, группировать; знать правила, применять их на практике.

Развивающие (деятельностные): способствовать развитию умений наблюдать, делать выводы, строить логические цепочки рассуждений, слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, согласовывать свою деятельность с деятельностью других; расширять словарный запас.

Воспитательные: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной  учебной деятельности,  воспитанию самокритичности, чувства ответственности, добросовестности, дисциплинированности.

Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания, формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах.

Регулятивные: формирование разнообразных форм рефлексии.

Познавательные: формирование умения различать, классифицировать

Личностные УУД:

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оборудование:   ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебник Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др]  - 3-е изд. Часть 1 – М.: Просвещение, 2014. – 192с.  

Применяемые  технологии:

Здоровьесбережения,   исследовательской деятельности, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного  подхода в  обучении, информационно -  коммуникационные, педагогики сотрудничества,   развивающего обучения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапредметные УУД

1

Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

 - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Регулятивные:

саморегуляция;

Познавательные:

анализ;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества,

умение выражать свои мысли.

2

Актуализация и пробное учебное действие.                        

Сегодня мы начинаем изучение раздела  «Морфология».

 - Что вы знаете о происхождении этого слова?

 - Что изучается в этом разделе?

 - Какие части речи  существуют в нашем языке?

Ответить на вопрос поможет упражнение под *

Прочитайте текст.

Определите его тему и основную мысль.

Разбейте его на два абзаца.

*Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в  IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

На этот сложный вопрос мы сегодня попробуем дать ответ

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Читают текст,

разбивают его на два абзаца,

определяют его тему и основную мысль.

Регулятивные:

целеполагание;

Познавательные:

применение методов информационного поиска,

анализ;

Коммуникативные:

построение речевого суждения.

3

Выявление места и причины затруднения

На доске записано предложение.

Вчера шел снег, а сегодня выглянуло ласковое теплое солнце.

Над всеми словами надписать, на какой вопрос они отвечают, и определить часть речи, к которой относится каждое.

 - Встретились ли в предложении  слова, которые не отвечают  на вопрос? (Союз а)

 - Нам понятно значение этого слова отдельно от предложения?

 - Определите его роль в предложении.

Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Выявляют место и причину затруднения.

Соотносят свои действия с используемым способом действия

Регулятивные: 

планирование;

Познавательные:

структурирование знаний,

анализ, синтез, сравнение, рассуждение;

Коммуникативные:

разрешение конфликта,

умение выражать свои мысли.

4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Как отличить самостоятельные части речи от служебных?

 - Какой алгоритм можно использовать?

Давайте попробуем составить этот алгоритм.

 - Какие признаки частей речи мы выделяем?

Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы.

 

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

прогнозирование;

Познавательные:

анализ, синтез, выбор эффективных способов решения;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,

разрешение конфликтов,

умение выражать свои мысли.

5

Реализация построенного проекта.          

Составляется совместно таблица.

Признак

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Значение

имеют, отвечают на вопрос

Не имеют, служат для связи самостоятельных частей речи

Морфологические признаки

имеют

частично

Синтаксическая роль

являются членом предложения

не являются

членом предложения

Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и с помощью знаков.

Регулятивные:

прогнозирование, контроль, коррекция;

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, классификация,  подведение под понятие;

Коммуникативные:

разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

6

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.                

Из текста выписать слова по группам, объяснить свой выбор:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна».

«Кабы я была царица, -

 Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

(А.С. Пушкин)

Выполняют задание по группам, заполняют таблицу, объясняют свой выбор действия с проговариванием алгоритма решения вслух.

Имя

с

ущ

Имя

прила

г.

Имя

числит.

Ме

с

тоимение

Гла

г

ол

Наречие

Предло

г

Союз

Ча

с

тица

Регулятивные:

контроль, коррекция;

Познавательные:

анализ, синтез, подведение под понятие,  выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.                    

На доске записан текст.

Учащиеся должны разделить все слова текста на два столбца: на самостоятельные и служебные части речи.

Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать – и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно  сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.

                                 ( А.С. Пушкин)

Самостоятельно выполняют задания нового типа,

осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном,

выявляют и корректируют возможные ошибки,

определяют способы действий, которые вызывают  у них затруднения и им предстоит их решить.

Далее самопроверка по эталону.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка;

Познавательные:

структурирование знаний, рассуждение,  доказательство;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

8

Включение в систему знаний и повторение.    

Прочитайте четверостишие.

 - Докажите, опираясь на рассуждения, что слово белеющих не является прилагательным.

 Для доказательства выделите в слове суффикс и сравните две формы этого слова: белеющих – белевший.

 - Какой признак вы обнаружили?

 - Имеет ли этот признак прилагательное?

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

                          (М. Ю. Лермонтов)

Упр.72

Рассмотрите три таблицы и скажите, сколько всего частей речи, на какие группы они делятся.

Пользуясь таблицами, подготовьте связное сообщение на тему «Части речи в русском языке».

Читают текст, доказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы, делают вывод.

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, готовят связное сообщение

Регулятивные:

коррекция, оценка;

Познавательные:

построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

9

Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Дают ответы на вопросы

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Регулятивные:

оценка;

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"...

Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"

Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....

урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...