Развитие творческих возможностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)

Андреева Татьяна Николаевна

 

Развитие  творческих  возможностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

                                            

                                             «Всякая деятельность, результатом которой является не

                                              воспроизведение бывших  в  опыте  человека впечатлений или                                                                  

                                               действий, а создание новых образов или действий,-

                                               творческая».

                                                                                                      Л.С. Выготский.

«Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым  характерным для школьного возраста», - писал Л.С. Выготский. Опираясь  на программу по развитию речи, мы учим детей писать сочинения. Но многие ученики испытывают страх перед таким видом работы, особенно учащиеся 5-6 классов. Задача учителя - создать такую систему работы, которая способствовала бы развитию творческих возможностей учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

       Основой творческой деятельности является воображение. Особенно поможет нам

развитие у детей воссоздающего воображения, то есть умения создавать в своем воображении картины, людей, их действия. Делать это трудно, но надо пытаться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  творческих  возможностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

                                             

                                             «Всякая деятельность, результатом которой является не

                                              воспроизведение бывших  в  опыте  человека впечатлений или                                                                  

        действий, а создание новых образов или действий,-

        творческая».

                                               Л.С. Выготский.

«Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым  характерным для школьного возраста», - писал Л.С. Выготский. Опираясь  на программу по развитию речи, мы учим детей писать сочинения. Но многие ученики испытывают страх перед таким видом работы, особенно учащиеся 5-6 классов. Задача учителя - создать такую систему работы, которая способствовала бы развитию творческих возможностей учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

       Основой творческой деятельности является воображение. Особенно поможет нам

развитие у детей воссоздающего воображения, то есть умения создавать в своем воображении картины, людей, их действия. Делать это трудно, но надо пытаться.

    В течение учебного года предлагается провести серию уроков, объединённых общим названием « Я представляю», где ученики пытаются представить себя в различных ситуациях, картинах, а затем оформить свои представления в слове. Пусть получается мало, пишется трудно, важен сам факт, что мы это пробуем делать. Каждая попытка оценивается только положительно, ребёнка хвалим, вызывая желание писать.

     Задание №1. Представьте себе ситуации так, чтобы их можно было охарактеризовать  по принципу антонимичности. Общими усилиями выстраиваем ряд:

     Ситуации могут быть

                                          весёлые – грустные,

                                          обычные – необычные,

                                          правдоподобные – фантастические.

Из большого числа предложенных ребятами ситуаций мы выбрали для работы обычную – собирание грибов. « Сочинили» такое начало: « Я шел (шла) по лесу и увидел (а) прекрасный подосиновик….»

   Задание №2. Нарисуйте в тетрадях подосиновик , а затем опишите его устно и письменно.

         Рисуем подосиновик в тетради и на доске. Словесно дорисовываем его портрет, делаем записи в тетрадях: « …Спрятался в траве. К липкой шапке приклеился бурый листочек… Хвоинки… Шляпка красно- бурая … Ножка серовато-белая, с тёмными

полосками… Какой красавец… Я сорвал гриб… Положил на самый верх…  Пусть все видят.»

  А если представить ситуацию необычную:  не человек увидел гриб, а, наоборот, подосиновик «увидел» человека.

     Задание №3. Попробуйте описать человека « глазами» гриба. Дети сначала удивились,

потом появились сочинения – миниатюры.

Для организации такой работы нужны тексты- образцы, чтобы в них можно было увидеть представление какого- либо предмета и описание этого представления. Большой интерес в этом отношении представляет рассказ Филиппа Ридли « Левиафан». Герой его - мальчик -  во сне видит себя вот так: « Я – большая рыбина в прозрачном океане. Вокруг меня , в лазурных водах, переливаясь и сверкая ,как алмазная россыпь, плавают меньшие рыбы.

Это мой дом, мой мир: мне никто не грозит, никто не страшен, и все меня любят. Мимо проплывают акулы и дельфины, изгибаются киты, дышит и исходит пузырьками коралл, весь океан вращается вокруг меня, ведь я его  отрада. И я плыву от одного затонувшего судна к другому, и меньшие рыбы -  лосось и щука- укрываются за щитами моих плавников».

    Беседу по содержанию строим  по следующим вопросам:

    Задание №4.

Учитель: Вчитайтесь в первую фразу. В чём её необычность?

Ученик: Необычно то , что мальчик как бы видит себя рыбой, большой рыбой.

Учитель: А что следует в тексте за этим? Что рисует писатель?

Ученик: дальше рисуется то , что мальчик видит ;словно став рыбой, он плавает  в океане, и его окружают морские растения, животные. Всё дано как бы через восприятие рыбы, увидено её глазами.

Задание №5. Выделите точные и яркие эпитеты, сравнения, создающие эту замечательную картину:

              прозрачный – прозрачный океан,

              лазурные воды,

               дышит и исходит пузырьками коралл,

               рыбы плавают, переливаясь и сверкая ,как алмазная россыпь.

 Задание №6. Закройте глаза и попробуйте представить каждый себе эту картину. Картина оживёт в представлении детей.  Очень важно уловить в этом описании то главное чувство, которое  его пронизывает, - это чувство очень доброе, ведь в этом мире никто никому не угрожает,  всё в нём любовь, сильные – защита для слабых.

 В библейской мифологии Левиафан – огромное страшное чудовище, которое воплощает зло и внушает ужас, а мальчик представляет себя большим и добрым существом.

      Далее предлагаем вопросы:

 --Кем вы  себя  представляете  сегодня?(Сейчас? Иногда?) Напишите миниатюру –представление: « Я….(кто я?) Если это трудно ,то опишите  животное от лица этого животного.( Можно на уроке литературы прочитать рассказ А.И. Куприна « Сапсан».)

  Далее продолжаем работу по развитию творческих возможностей учащихся на уроках литературы.

При изучении темы « Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века» в V и    VI классах  мы продолжим работу над развитием воссоздающего воображения. Предлагаем  познакомиться с планом урока в VI классе « Портрет дерева».

                                 Портрет дерева.

(Родная  природа в стихотворениях русских поэтов  ХIХ века).

                                  VI класс.

Цели и задачи урока:

      1.Развитие речи школьников в процессе изучения лирики.

       2.Формирование способности мыслить словесно-художественными образами.

       3.Развитие воссоздающего воображения  (умение создать в своём воображении

        картины, людей, их действия)

       4.Работа над следующими умениями: находить общий тон, настроение, проследить                

        смену чувств в лирическом произведении.

        4. Литературно- творческая деятельность учащихся: рисовать портрет персонажа.

                                    Эпиграф: « Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли,

                                                     Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ».

                                                                                                                         А.Ахматова.

                                      Ход урока.

Беседа по вопросам.

-   Какое значение слова «портрет» нам более привычно? ( Портрет – изображение какого – нибудь человека на картине или фотографии, литературный портрет- художественное описание героя литературного произведения).

-   Портрет дерева - ………( Дерево как образ в литературном произведении).

 -  В прямом или переносном смысле использовано здесь слово портрет? ( В переносном – метафора).

-  В древности жили люди, которые боготворили деревья , поклонялись им. Как звали этих людей, что  вы знаете о них? ( Д/З- рассказ ученика о друидах).

- Сегодня мы будем говорить о том , какое место занимает образ дерева в русской поэзии  

ХI Х  века. Иногда описание дерева оттеняло чувства и настроение лирического героя, но дерево могло становиться героем литературного произведения: Ф. Тютчев « Что ты клонишь над водами , ива, макушку свою?» и А. Фет « Ива».

- Вспомните, ребята, как же характеризуются те или иные деревья в устном народном творчестве? -  Учащиеся приводят примеры загадок и выписывают эпитеты, характеризующие  то или иное дерево. Далее читают стихи поэтов ХIХ века и дополняют « портреты деревьев»:

   -рябина-…….

 -  берёза-……..

 - сосна  -………

 - ель -…………

Переходим ко второй части урока - анализу  стихотворений Ф.Тютчева  и А. Фета, посвящённых иве.

Ива по – разному описывалась поэтами. Ива обычно растёт у воды  и опускает свои ветви в струи потоков.  Дерево кажется как бы горестно поникшим, и оттого , наверное, иву зовут плакучей.

В 1836 году Тютчев написал такое стихотворение:

                    Что ты клонишь над водами ,

                     Ива, макушку свою?

                      И дрожащими листами,

                      Словно жадными устами,

                      Ловишь беглую струю?

                       

                      Хоть томится , хоть трепещет

                      Каждый лист твой над струёй….

                      Но струя бежит и плещет,

                       И , на солнце нежась ,блещет,

                       И смеётся над тобой….

В стихотворении два героя: ива и поток , струя.

Ива (что делает?)……( клонит макушку, ловит струю, томится , трепещет).

А струя?................( бежит  и плещет, блещет, смеётся).

 В потоке- жизнь ,радость движения ,она увлекает нас.

А ива печальна ,потому что не может  слиться со струёй. Листы ивы сравниваются с жадными устами.

Как вы понимаете это сравнение? ( Ива  сравнивается с человеком. Человек , если хочет пить, ловит капли росы ртом. Ива ,чтобы утолить жажду, пытается обмакнуть свои листы в воду).

Кому сочувствует поэт? (Иве).

В 1854 году А. Фет пишет стихотворение « Ива».

                             Сядем здесь у этой ивы.

                             Что за чудные извивы

                              На коре вокруг дупла!

                              А под ивой как красивы

                              Золотые переливы

                                Струй дрожащего стекла!

                             

                              Ветви  сочные дугою

                              Перегнулись над водою,

                              Как зелёный водопад;

                             Как живые , как иглою,

                              Будто споря меж собою,

                              Листья воду бороздят.

                              В этом зеркале под ивой

                              Уловил мой взгляд ревнивый

                               Сердцу милые черты….

                              Мягче взор твой горделивый

                             Я дрожу , глядя, счастливый,

                             Как в воде дрожишь и ты.

 

Обратите внимание на рифмы: они повторяют название дерева ( извивы, красивы, переливы).

Почему лирический герой счастлив? ( Лирический герой счастлив , потому что рядом с ним любимый человек. Ива уже не борется с потоком , а сливается с ним. Счастье – когда ты не один).Как и у Тютчева есть слово « дрожь», но дрожат не листы сиротливой ивы ,

а струи потока, дрожат влюблённые от счастья. Здесь дрожь не боли, а нетерпеливой радости.

Отчего возникает горечь в стихотворении Тютчева и радость в стихотворении Фета?

Домашнее задание: сочинение – миниатюра « Я- ива( берёза…).».

Заканчивается урок толкованием эпиграфа – строк из стихотворения А.Ахматовой.

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»

       Актуальность проблемы.    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского язык...

Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»

Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся  коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ...

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...