Конспект урока в 8 классе по теме "Безличные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Елена Владимировна Черненькая

Технологическая карта урока по русскому языку 8 класс с использованием разных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Учитель Черненькая Елена Владимировна, ГБОУ СОШ № 136

Класс 8

Предмет русский язык

Раздел Односоставные предложения

Тема Безличные предложения

Цели урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с ролью безличных предложений в речи; закреплять умение определять форму сказуемых в односоставных предложениях.
  2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученными орфограммами; развивать орфографическую зоркость; развивать навыки работы с толковым словарём; совершенствовать навыки работы с компьютером.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; воспитывать умение научиться восхищаться красотой описанных пейзажей.
  4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; развивать навыки работы в паре; способствовать развитию умений самооценки.

Форма урока урок-поиск

Средства обучения:

  1. Учебник Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И.  др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Компьютер
  3. Раздаточный материал
  4. Фрагмент фильма С. Ростоцкого «Доживём до понедельника»

Литература:

  1. Учебник Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И.  др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И.  др. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 класс» / Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2009.
  3. Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс, I полугодие. – СПб.: «Парирет», 2001.

Ход урока

Этап

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

2 мин

Личностные: организация внимания

Регулятивные: саморегуляция

Добрый день. Садитесь. Сегодня на уроке у нас гости, но ведь нам ничто не помешает поработать отлично. Запишите дату и тему урока.

Учащиеся здороваются. Садятся. В тетради записывают дату, тему урока.

Актуализация знаний по ранее изученному материалу

3 мин

Познавательные: поиск и выделение информации

Посмотрите на формулировку темы урока. Что вы знаете о безличных предложениях?

В какую группу предложений входят?

Чем безличные предложения отличаются от определённо- и неопределённо-личных?

Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях?

Как вам показалось, что необходимо научиться различать?

Кто помнит, чем отличается безличный глагол от безличной формы личного глагола?

Учащиеся читают название темы урока: безличные предложения.

Ответы:

Входят в группу односоставных предложений с одним главным членом сказуемым.

В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.

Сказуемое может быть выражено безличным глаголом, безличной формой личного глагола, словами  нет, не было, инфинитивом, наречем, кратким причастием.

Безличные глаголы и безличные формы личных глаголов.

Безличный глагол обозначает действие, совершающееся без действующего лица. Безличное значение появляется у личного глагола только в безличном предложении.

Практическая работа с безличными предложениями

4 мин

Регулятивные: прогнозирование

Познавательные: выделение познавательной цели, анализ объектов

Посмотрите на предложения, напечатанные для работы.

Как вы думаете, какое вы задание должны будете выполнить?

С утра меня лихорадило.

Волной разбило лодку.

Мне что-то взгрустнулось.

Издали тянет тихим и мягким теплом.

Учащиеся рассматривают предложения.

Они предполагают: различать безличные глаголы и безличные  формы личных глаголов.

На листе подчёркивают сказуемое, определяют форму, проговаривают с товарищами в группе. Работают в группах.

Рефлексия этапа урока.

3 мин

Регулятивные:  выделение того, что уже усвоено; осознание качества и уровня осознания

Подведите итог этого этапа урока.

Назовите безличные глаголы.

Назовите безличные формы личных глаголов.

Кто считает, что он отлично поработал? Не очень хорошо.

Кто доволен своими товарищами по группе.

Учащиеся говорят, что мы вспомнили, что такое безличное предложение; чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении; различали безличные глаголы и безличные формы личных глаголов.

Учащиеся называют: лихорадило, взгрустнулось.

Учащиеся называют: разбило, тянет.

Учащиеся оценивают себя и товарищей.

Повторение изученных орфограмм.

8 мин

Познавательные: анализ объектов

Коммуникативные: принятие решения и его реализация

Ну а теперь ставшее уже традиционным повторение.

Записать слово, найти в нём орфограмму, объяснить её.

Рассвело, грустно, легко, не спится, холодно, знобит

Учащиеся «у доски» (т.е. за компьютером) пишут слова, объясняют орфограмму.

Рассвело – правописание приставки на –с

Грустно – непроизносимый согласный в корне, проверочное слово грусть

Легко – парный согласный в корне, проверочное слово лёгок

Не спится – не с глаголом пишется раздельно

Холодно – проверяемая безударная гласная корня, проверочное слово холодный

Знобит – проверяемая безударная гласная корня, проверочное слово озноб

Практическая работа по составлению предложений.

4 мин

Регулятивные: прогнозирование

Познавательные: построение предложений

На какие группы вы бы могли разделить записанные слова?

А можно ли сказать, что мы записали предложения? А какие? Какая характеристика ещё является общей?

Какое задание мы можем выполнить?

Устно распространите предложения.

Какие предложения мы составили?

Учащиеся размышляют: рассвело, не спится, знобит – глаголы, грустно, легко, холодно – слова категории состояния; рассвело, холодно – в природе, остальное – про человека.

Ответы учащихся: это безличные предложения, они нераспространённые.

Учащиеся предполагают: распространить предложения.

Варианты: Сегодня рассвело рано. Мне очень грустно. Легко на сердце от песни весёлой. Больному не спится. Вчера дома было холодно. Мою сестру знобит.

Это безличные предложения.

Постановка цели урока

1 мин

Регулятивные: целеполагание

Какова же будет цель сегодняшнего урока, если мы так много знаем о безличных предложениях?

Учащиеся предполагают: узнаем о роли безличных предложений в речи.

Работа с теоретическим материалом

2 мин

Познавательные: поиск и выделение информации

Регулятивные: контроль

Найдите в учебнике, что выражают безличные предложения.

Чем чаще всего выражено сказуемое?

Приведите примеры.

Учащиеся читают учебник на стр. и дают ответы: безличные предложения помогают описать состояние природы, рассказать о состоянии человека.

Сказуемое чаще всего выражено словом категории состояния.

Ответы: холодно, жарко, весело…

Практическая работа с текстами

12 мин

Познавательные: смысловое чтение

Личностные: нравственно-этическая ориентация

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные: саморегуляция

Мы попытаемся поработать над ролью безличных предложений в речи.

В предложенные тексты нужно добавить сказуемое, чтобы эти предложения были безличными.

– Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик.

– ____________________________, – сказала девочка. – Мы там недавно были.

– Давайте искать сердолики, – сказал второй мальчик.

– Солнце слепит глаза. Сегодня очень ____________________, – ответила девочка.

Они сидели, пождав ноги. Ребята только что вылезли из моря и сидели на пустынном берегу.

– Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я, приблизившись к ним.

Они посмотрели на меня, и девочка, пригорюнившись, сказала:

– Каждый день придумывают одно и то же, а мне __________________________.

– А она ничего не придумывает, а только скучает, – сказал первый мальчик.

– Да, ________________________________.

Они вздохнули. Палило солнце, искрилось море, и было ____________________________.

Кому понравился их текст, и они готовы его прочитать.

Что хотел сказать автор этим коротким фрагментом текста?

К какому типу речи относится этот текст?

Что описано в тексте?

В каком стиле с ним можно встретиться?

Меняем напарника (переход в пары сменного состава).

Прочитайте текст стихотворения, добавьте слова и составьте ответ после него.

А мне Москва мала была, мне _________________________________________ было.

Метель январская мела, и всю Москву _______________________________________.

Употребление безличных предложений создаёт ощущение, что действие совершается как будто __________________________________________.

Кто готов прочитать?

Меняем напарника (переход в пары сменного состава).

С новым соседом подведите итог.

Безличные предложения могут употребляться в текстах ________________________________ стиля.

Безличные предложения выражают ____________________________ природы, а также душевное ____________________________ человека, его _____________________________.  Безличные предложения могут передавать оттенок ______________________________________.

В поведении человека безличные предложения могут подчеркнуть ___________________________.

Употребление безличных предложений для описания природы создаёт впечатление __________________________________________.

Кто готов прочитать?

Кто считает, что он сейчас отлично поработал?

Кто может похвалить своего соседа за яркие и точные варианты слов?

Учащиеся в парах составляют текст.

– Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик.

– Скучно, – сказала девочка. – Мы там недавно были.

– Давайте искать сердолики, – сказал второй мальчик.

– Солнце слепит глаза. Сегодня очень жарко, – ответила девочка.

Они сидели, пождав ноги. Ребята только что вылезли из моря и сидели на пустынном берегу.

– Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я, приблизившись к ним.

Они посмотрели на меня, и девочка, пригорюнившись, сказала:

– Каждый день придумывают одно и то же, а мне скучно.

– А она ничего не придумывает, а только скучает, – сказал первый мальчик.

– Да, тяжело.

Они вздохнули. Палило солнце, искрилось море, и было тихо.

Учащиеся читают текст.

Автор хотел доказать, что жизнь может стать интересной, и это зависит от самого человека.

Ответ учащихся: это текст-описание.

В тексте описано состояние людей.

Ответ учащихся: это тексты художественного стиля.

Учащиеся второго варианта переходят на другую парту.

А мне Москва мала была, мне неуютно было.

Метель январская мела, и всю Москву знобило.

Употребление безличных предложений создаёт ощущение, что действие совершается как будто стихийно.

Учащиеся читают текст и вписывают роль безличных предложений.

Учащиеся зачитывают варианты.

Учащиеся второго варианта ещё раз переходят на другую парту.

Учащиеся в парах составляют предложения.

Безличные предложения могут употребляться в текстах художественного стиля.

Безличные предложения выражают состояние природы, а также душевное состояние человека, его настроение.  Безличные предложения могут передавать оттенок стихийности.

В поведении человека безличные предложения могут подчеркнуть черты характера: лень, пассивность.

Употребление безличных предложений для описания природы создаёт впечатление тишины, покоя, умиротворения.

Учащиеся зачитывают свои варианты.

Учащиеся дают оценку и самооценку.

Рефлексия

Регулятивные:  выделение того, что уже усвоено; осознание качества и уровня осознания

Какова же роль безличных предложений в речи?

А теперь при помощи безличных предложений дайте совет кому-либо про безличные предложения.

Ответы детей: безличные предложения в художественном стиле речи помогают передать состояние природы и переживания человека.

Варианты ответов: надо использовать безличные предложения в текстах;

Домашнее задание

Регулятивные: выбор в ситуации мотивационного конфликта

Дома выписать текст (до 7 предложений), в котором есть безличные предложения или составить такой текст.

Учащиеся записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по немецкому языку "Безличные предложения" 5 класс

Конспект урока по теме "Безличные предложения"...

Конспект урока.8 класс.Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.

ЦЕЛЬ: 1. Дать понятие о каждом из  типов предложений, указанных в теме;    о способах выражения главного члена в форме сказуемого;2. Научить отличать неопределенно-личные от о...

Конспект урока-повторения по теме "Сложное предложение" в 6 классе

Конспект урока в 6 классе, повторение материала в начале года....

Конспект урока "Повторение простых и сложных предложений" 5 класс

Урок, в ходе которого учащиеся смогут проверить свои знания по теме, а также закрепить их. Занятие объединено общей темой - сказкой про Буратино Толстого, что также очень нравится детям....

Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Однородные члены предложения

Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Однородные члены предложения...