Диалектизмы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Диалектизмы - 6 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialektizmy_-_6_kl.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тутурская средняя общеобразовательная школа

________________________________________________________________

Урок русского языка     Учитель Брагина Надежда Александровна        Класс 6

Тема урока: Диалектизмы

Цель урока: формирование знаний о диалектизмах, формирование способности обучающихся к новым способам действия: наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.

Планируемые результаты:

          Предметные: обучающийся научится находить диалектизмы; пользоваться словарем при определении диалектных слов

          Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения, оценивать свои достижения на уроке

2. Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; обучающийся получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и работы с учебником, сравнивать и делать выводы

3. Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы; оформлять свои мысли в устной форме; обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

          Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

 Ход урока:

 Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

Н. В. Гоголь.

I. Организационный момент. Сообщение темы, мотивация учения.


II. Проверка домашнего задания.

    1. Синтаксический разбор предложения.

В.И.Даль – автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

Задание: начертите схему предложения.

    2. Фронтальный опрос:

1. Лексика – это… 
-Какие слова называются однозначными? 
-Какие слова называются многозначными? 
-Какие  слова называются общеупотребительные ? 
-Как называются слова, известные не всему народу, говорящему на русском языке?

__________________________________________________________________________________________________

2. Учебное задание

ПОМОЩЬ БАБУШКЕ. Представьте, что летом, во время каникул вы приехали к бабушке в деревню. Она готовила обед и попросила вас принести с огорода бураков для борща.

Почему вы не поняли слова бабушки?

Используя словарь, запишите в тетрадь значение слова «бурак».

Прочитайте параграф 24 учебника.

Сделайте вывод и озвучьте его классу.

_______________________________________________________________________________________

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

    Большинство общеупотребительных слов появилось в русском языке много столетий назад, поэтому нам понятен язык сказок, былин. Так, например, зная общеупотребительные слова, мы сможем понять, чему учили детей в конце XVIII века.

Задание: Послушайте отрывок из свода правил этикета – «Юности честное зерцало». Какие наставления давали юным преподаватели? Почему же вам понятен смысл этих высказываний?

  Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь в великой чести держать…

  Дети не имеют без именного приказа родительского никого бранить или поносительскими словами порекать…

  Когда родители или другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом они к ним отозваться и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажите, матушка». И не дерзостно отвещать…

  Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив.

Задание: Назовите слова, которые живут века и понятны всем, говорящим на русском языке?

                (Ответы учащихся: матушка, говорить, дети, отец, родители, юность, вежливо.)

Учитель: Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности,  кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные  или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)

Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др. 
Вы, наверное, слышали некоторые слова от ваших бабушек и дедушек, в старину на Дону казаки именно такие слова использовали в своей речи.

Речь жителей той или иной местности называют диалектом.

В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или наречия), южнорусские диалекты (наречие), среднерусские диалекты (говоры).


Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.

2. Работа с таблицей (наблюдение).

Общеупотребительные слова

Диалектные слова

северные

южные

1.Свёкла.

2.Говорить.

3.Красивый.

4.Дом.

5.Слабый.

Свёкла

Баить.

Баской.

Изба.

Слабый.

Бурак.

Гутарить.

Личманистый.

Хата.

Кволый.

Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами.

Запись слов в тетрадидиалектизмы, диалекты.

 В словарных статьях диалектные слова имеют особую помету – обл. («областное»).

_________________________________________________________________________________________

Учебное задание

РАЗБЕРИСЬ В СЛОВАХ.  Представьте, что вы получили домашнее задание по литературе: выучить стихотворение С.А.Есенина «В хате». 

Прочитайте отрывок и выпишите диалектные слова.

Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дёжке квас, 
Над печурками точёными 
Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Используя словарь, дайте толкование этим словам.

_________________________________________________________________________________________________

 V. Рассказ учителя о В. И. Дале.

Учитель: Многие из вас, ребята, любят что-то собирать, коллекционировать: марки, открытки, книги, видеокассеты, диски … А можно ли собирать слова? Знаете ли вы людей, которые собирают слова? (Ответы учащихся.)

Существуют специальные диалектные словари, или словари русских народных говоров.

В этом году 22 ноября исполняется 210 лет со дня рождения  великого собирателя слов Владимиру Ивановичу Далю.

Показ презентации и рассказ учителя.

   Даль всю жизнь следовал одному правилу, услышанному  от своей мамы: «Надо зацеплять знание, какое встретится на пути». Он  был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Природа даровала Владимиру Ивановичу Далю много разных талантов, но особенно щедро наградила любовью к русскому слову. На протяжении всей жизни Владимир Иванович собирал слова, народные выражения, басни, притчи и сказки, которые раскрывали различные стороны народной жизни, свидетельствовали о богатстве народного языка. Владимир Иванович близко общался с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским, И.А.Крыловым, Н.В.Гоголем, Н.М.Языковым и другими.

   В один прекрасный, солнечный день Даль прогуливаясь по Большой Морской улице, на которой проживал А.С.Пушкин, решил зайти к нему в гости. А.С.Пушкин был очень рад гостю и завязался разговор. «Сказка сказкой, - сказал Пушкин, - а язык наш сам по себе, и ему-то нигде нельзя дать этого русского раздолья, как в сказке. А как это сделать – надо бы сделать, чтобы выучиться говорить по-русски и не в сказке. Да нет, трудно, нельзя ещё!»

   Даль слушал,  поражённый пушкинской ясностью выражения мыслей,  которые давно и ему приходили на ум.  Пушкин спросил гостя, над чем он сейчас работает, и  Владимир Иванович рассказал ему, что везде, где он ни ездил, он собирает слова, меткие - выразительные, из самой гущи народной. И таких запасов у него накопилось уже тысяч двадцать.

Рассказ учащегося о В. И. Дале (подготовленное задание).

Ученик: «Так сделайте словарь!»- перебил его  Пушкин, который до сох пор внимательно слушал гостя.  

                «Словарь?»- переспросил Даль. «Да, нам позарез нужен словарь живого разговорного языка! Вы

                сделали треть словаря. Не бросать же вам свои 🙶запасы🙷!» Даль  радостно улыбнулся: «Конечно же. Как

                это я не догадался». И Александр Сергеевич продолжил: «Мы словно забыли, что творец языка – народ.

                Есть же у нас свой язык… Вам никак нельзя бросать словарь неизданным надобно довести его до

                конца».  «Непременно доведу,» - согласился Даль. Расстались Пушкин и Даль друзьями.

Учитель: Своё обещание Владимир Иванович сдержал. И по сей день «Словарь живого великорусского языка»

Владимира Ивановича Даля остаётся величайшим памятником русской народной культуры. Словарь

включает в себя 200 слов и 30 пословиц.

        В  словаре Даля много диалектных слов, собранных им в разных концах России. Так мартовский день 1819 года изменил всю жизнь Даля. «По дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых ехал молоденький мичман… Ямщик поглядел на небо и в утешение продрогшему моряку указал на пасмурневшее небо – верный признак перемены  к теплу. «Замолаживает»,- сказал он. «Как замолаживает?»- спросил седок.»  Ямщик объяснил, а Даль в записную книжку окаченевшими пальцами записал: «Замолаживает – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучами, клониться к ненастью». Эти строки стали началом той огромной работы, которую Даль проводил в течение 53 лет, до самой своей смерти.

VI. Самостоятельная работа в группах со словарями.

Задание: найти в толковых словарях С. И. Ожегова и В. И. Даля диалектные слова, обратив внимание на помету.

1 ряд – Б

2 ряд – К

3 ряд - М

(Например, бирюк, бахилы, колча, косуля….)

VII. Самостоятельная работа  (Упр. 63).

Запишите диалектные слова, употребляемые для названия ветра.

VIII . Закрепление полученных знаний:

                                      а). Выборочный диктант.

Задание: выпишите диалектные слова

  

Вы идете по глухому лесу вдоль реки, которая впадает в Белое море. Вдруг из-за глухой елки дедка дружелюбно кричит вам : « Эй, друг! Туда не ходи, там – няша.»

(В любой северной деревне вы узнаете, что няша – это болото.

                        б). «А вчера мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул…А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая  моя жизнь хуже собаки всякой…» ( Из рассказа А.П.Чехова «Ванька».)

IX Подведение итогов урока.

Задание: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Яшина “Родные слова” (листочки с напечатанным текстом на столах у каждого учащегося). Попробуем с вами ответить на вопросы, поставленные в начале нашего урока.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном 
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком, 
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

  • Какую тайну языка вы открыли для себя? (Работа с эпиграфом).
  • Как вам это удалось?
  • Какое диалектное слово вам понравилось больше всего? Почему?

Вывод: Используя диалектизмы в речи, надо помнить слова К.Паустовского: «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно». 

  1. Домашнее задание. 

_________________________________________________________________________________

Учебное задание

ЧАСТЬ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. Представьте, что вам необходимо сделать проект по литературе «Сибирские диалекты».

Выпишите из рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» диалекты и дайте им определение. Сформулируйте вывод, ответив на вопросы: Необходимо ли сохранять диалектные слова? Зачем это нужно?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»

Целью данного урока является  создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный    процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   ра...

«Диалектизмы»

Разработка рассчитана на урок, связанный с изучением жизни В.И.Даля. Урок сопровождается презентацией и музыкальным оформлением. Очень интересен материал одиалектах Ростовской области....

НРЭО. Урок русского языка в 6 классе. Тема: Лексика. Диалектизмы.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ДЛЯ РАБОТЫ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ, РЕГИОНАЛЬНОМУ И ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ....

Урок - презентация в 6 классе по теме "Диалектизмы"

Урок может быть использован в 5 классе при изучении раздела "Лексика" учителями, работающими по программе М.М.Разумовской, и в 6 классе по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. Представленный м...

Презентация к занятию по теме: "Диалектизмы" (6 класс)

В основе презентации стихотворение С.А.Есенина "В хате". Слайды содержат разъяснение диалектных слов и иллюстрации....

Исследовательская работа "Диалектизмы в повестях Н.В. Гоголя"

Исследуется самобытная речь в повестях Н.В. Гоголя, использование диалектных слов....

Урок по русскому языку на тему: "Диалектизмы"

Урок по русскому языку на тему: "Диалектизмы"...