Главные вкладки

    Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

     

    Целью данного урока является  создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный    процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   развитие мыслительных и аналитических способностей учащихся, творческой    активности, коммуникативных способностей; воспитание интереса к родному языку и любви к своему краю.В творческой мастерской (построение знаний)  обязательно сочетаются индивидуальная, групповая, фронтальная формы деятельности. Учащиеся предварительно разделены на  группы по усмотрению учителя, у каждого учащегося  бейджик с индивидуальным номером, на столах конверты с заданиями (для удобства конверты пронумерованы). Время творческой мастерской – 2 часа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya_dialektizmy.doc172 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»

    Творческая мастерская

    (построение знаний)

    « Диалектизмы»

                                                              Смолякова Надежда Александровна,

                                                                  учитель русского языка и литературы

                                 высшей категории.

                                                                  Адрес школы: Владимирская область,

                                                   Суздальский район, с. Новое,

                                         ул. Молодежная, 6 «а».

                                                                         Домашний адрес: Владимирская область,

                                                    Суздальский район, с. Новое,

                                          ул. Центральная, 146-2.

                                  т. 8-920-926-48-66

                                                e-mail: novoe33@yandex.ru

    2011г.

    Тема: Диалектизмы.

    Цели:

    - создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный  

      процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   

    - развитие мыслительных и аналитических способностей учащихся, творческой  

      активности, коммуникативных способностей;

    - воспитание интереса к родному языку и любви к своему краю.

    Оборудование: толковые словари, компьютер, мультимедийный проектор, чистые листы бумаги (формат А4), фломастеры, раздаточный материал.

    ЦОР: авторская презентация, фильм о Суздальском районе

       В творческой мастерской (построение знаний)  обязательно сочетаются индивидуальная, групповая, фронтальная формы деятельности. Учащиеся предварительно разделены на  группы по усмотрению учителя, у каждого учащегося  бейджик с индивидуальным номером, на столах конверты с заданиями (для удобства конверты пронумерованы). Время творческой мастерской – 2 часа.

    Ход мастерской.

                                                                     Эпиграф урока: <2слайд. >

     Относитесь к родному языку бережно и любовно.

                                                    Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется

                                                  мир безграничных радостей, ибо безграничны

              сокровища русского языка.

                                 В. Луговской.

    1. Слово учителя: (обращение внимания на эпиграф урока)

       Поэт В.Луговской в свое время писал: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка». Как часто мы относимся к таким призывам со спокойным небрежением, не задумываясь о том, какой строгий и точный смысл они несут. А ведь именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщиться к тому огромному опыту, который накопило человечество. Но, прежде всего, родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир – историю и культуру своего народа.

       Сегодня на уроке мы продолжим говорить о самой богатой области нашего языка – лексике.

    - Чем же богата эта область? (словами)

    2. Задание: запишите ассоциативный ряд к слову «СЛОВО» (индуктор- первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся)

    1. Индивидуальная работа.
    2. Социализация (учащиеся зачитывают свои ассоциации) <приложение1>

    3. Чтение стихотворения местного поэта и композитора В.М Карпова.

                                                                            < 3 слайд – фильм о Суздальской земле>

    Есть на земле уголок.

    Там, у далеких дорог,

    Там, среди русских берез

    Край, где родился и рос.

    Край этот сердцу мил,

     и каждый из нас решил,

    Что навсегда влюблен

    в Суздальский наш район.

    Здесь мой родительский дом,

    Где у старинных икон

    Яркие свечи горят

    Память святую хранят.

    Я за тебя помолюсь

    Милая, добрая Русь,

    За край, где мы  с вами живем,

    За Суздальский наш район!

    - Какие слова использует автор, чтобы передать любовь к нашему краю?

      Почему  они  вам понятны и  близки?     (общеупотребительные слова)

    4. Костюмированная сценка «Бабушка и внук»              <4 слайд>

    Задание: посмотрите небольшую сценку  и послушайте, о чем говорят ее герои.

    Внук:

    - А где Люба?

    Бабушка:

    - По батожья ушла.

     Внук:

    - По что?

    Бабушка:

    - Ну, по столбцы.

     Внук:

    - По что? По что?

    Бабушка:

    - По стебни.

     Внук:

    - Не понимаю …

    Бабушка:

    - Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель!

    - Почему мальчик не понял бабушку? (наряду с общеупотребительным словом щавель, бабушка называет необщеупотребительные слова:  батожья, столбцы, стебни).

    - Как называются такие необщеупотребительные слова?  (проблема) < 5 слайд >

    5. Работа с исследовательским материалом.

     1).    Афиширование  домашнего задания (каждая группа выяснила из беседы с учителями, какие необычные слова употребляют в той местности, где они жили или живут сейчас).

           

    1группа

    2 группа

    3 группа

    А.Я.Дьяконова( учитель начальных классов) -   Л.В.Русакова( учитель биологии и химии) приехали в с.Новое из  д. Бараново, д. Савиково Гусь-Хрустального района

    Н.А.Смолякова (учитель русского языка и литературы)

    Ее детство прошло в п. Кордон, что находится на границе Свердловской области и Пермского края

    М.В. Томникова (учитель русского языка и литературы). Закончила нашу Новосельскую школу. Н.Н.Боброва(учитель русского языка и литературы)- живут в с.Суворотское, что находится в 3 км от с.Нового.

    Горница – чулан, место для хранения хороших вещей.

    Баклуша – маленький водоем, где деревенские мальчишки ловили карасей.

    Беремя – связанная маленькая копна сена.

    Гнутка – зимний самокат

    Дерижбан – вертолет.

    Косырь – большой нож.

    Колышка – тачка.

    Красна – ткацкий станок.

    На мосту – в сенях.

    Негаза –ненастная погода.

    Отымалка – тряпка для вытирания рук.

    Отора? – неужели?

    Поличка – полка для посуды.

    Сушила – верхняя часть сеновала.

    Скусный – вкусный.

    Убратая – красивая Халява – стеклянная посуда для замачивания лесных ягод.

    Чесанки – валенки. Четверть – стеклянная посуда для замачивания лесных ягод, меньше  халявы.

    Шалопайки – рукавицы.

    Шеверенка – посуда для сбора ягод, изготовленная из бересты или лыка.

    Ярушка – молодая овца.

    Баска – красивая.

    Божница – полка для икон.

    Ведро – хорошая погода.

    Вехоть – половая тряпка.

    Вехотка – мочалка.

    Вица – кнут.

    Гаркат – зовет.

    Голбец – подпол.

    Дескать – то есть.

    Зарод – стог сена.

    Запон – фартук

    Катанки – валенки.

    Летось – в прошлом году.

    Махонька – маленькая.

    Надысь – вчера.

    Нонче – сегодня.

    На вышке – на чердаке.

    Онучи – портянки.

    Обутки – обувь.

    Приноровиться – приспособиться.

    Померещилось – показалось.

    Пойдем ли че ли – пойдем что ли.

    Поскотина – загон для скота

    Робяты – ребята, дети

    Синявки – сыроежки

    Тятькя – отец.

    Туесок – посуда из бересты для сбора земляники.

    Урос – каприз.

    Уросить – капризничать.

    Угланы – ребята, дети.

    Шаньги – ватрушки с картошкой.

     

    Баска – блузка с широкой оборкой, пришитой по линии пояса.

    Баретки – туфли.

    Без двадцать десять – без двадцати десять.

    Брыжжи – фасон рукава с напуском.

    Именье – одежда.

    Калишки – повседневная рабочая обувь.

    Колонки – деревянная обувь.

    Мост – сени.

    Не на чем – не за что

    Панчоха – вырез, прореха.

    Пальты – пальто.

    Распонгошить – сильно ругать.

    Распонгошиться – распахнуться.

    Рузок – пояс.

    Рукомойник – умывальник.

    Сряда – нарядная одежда.

    Сабоги – сапоги.

    Ступни – плетеная наподобие лаптей обувь.

    Сядись – садись.

    Хундры - мундры – грубое название одежды.

    Хахалиться – смеяться.

    Чарльстон – фасон пиджака.

    Чесанки – валеные сапоги из чесаной шерсти.

    Че ни то – что-нибудь.

    Шишоны – старая залежалая одежда.

    Шишить – искать.

    Вывод: Каждая местность богата своими особенными словами. Наблюдается много общего. Это говорит о том, что мы  являемся носителями одного русского народного   языка.

    2). Задание: написать сочинение миниатюру, используя данные слова.

    • Индивидуальная работа  (каждый участник группы работает

         самостоятельно).

    • Социоконструкция (обсуждение в группе).
    • Социализация ( выступление от каждой группы)  < приложении 2 >

    - Ребята, если бы вы не знали лексическое значение слов, употребленных в ваших сочинениях, смогли бы вы понять, о чем говориться в тексте? (практически не смогли бы)

    - А почему? (так как эти слова используются в той или иной местности).

    - Давайте прочитаем в учебнике, как называются такие слова. (Диалектизмы)

    6. Сообщение темы урока: Диалектизмы.                      <6 слайд>

    - Как можно выяснить лексическое значение диалектизмов? Где они используются? (проблема)

       Вот на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на 2-ом  уроке. В процессе занятия вы будете составлять кластеры, работать со словарями, с раздаточным материалом, который находится у вас на партах.

    7. Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И.Даля.

                                                                                                     < 7 слайд>

    1. Слово учителя о В.И.Дале.

    В.И.Даль был талантливым и трудолюбивым человеком.

    «Толковый словарь живого великорусского языка» – дело всей его жизни. Даль не был филологом, языковедом по образованию, он им стал по призванию, так как  любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

    Полвека посвятил он собиранию слов. Где бы он ни был: в военном походе, в госпитале, в служебной поездке – всюду записывал слова. Трудно поверить, что гигантскую работу по составлению словаря проделал один человек.

    2) Работа с текстом. Пакет № 1

    Текст (1группа).

    Прочитайте текст. Как называются местные слова, о которых в нем рассказывается? Что вы узнали о появлении таких слов в языке?

    Владимир Иванович Даль не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. Люди в старину ездили мало, часто человек за всю жизнь ни на один день не покидал города или деревни, где родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие – понятные всякому человеку на Руси, а были местные – их знали и понимали жители одного края…

    В Вологодской губернии пчелу называли – медуница, кнут – витень, зеркальце – глядильце.

    По-архангельски хрушкий значило крупный, диковать – дурачиться, выступки – башмаки.

    Текст (2группа).

     Прочитайте текст. Как называются местные слова, о которых в нем рассказывается? О каких различиях в языке в нем говорится?

    В голове Владимира Ивановича Даля прорисовывалась и закрашивалась в разные цвета своя карта Земли русской. Закрашивалась не по рельефу местности, по различиям в языке.

    Одно слово в разных местах имеет разный смысл; и наоборот – в каждой местности есть свои  слова, особые. У псковских: крапива – стрекава, у вятских: крикаться – сердиться, у архангельских: выступки – башмаки, у калужских: шавырка – ложка…

    Даль знал, как говорят во всей Руси великой, какие где живут слова и как их произносят. Живую русскую речь Даль слышал, как слышит музыку большой музыкант.

    Текст (3 группа).

    Прочитайте текст. Как называются местные слова, о которых в нем рассказывается? Как В.И.Даль смог определить место проживания плотника?

    Владимир Иванович Даль однажды гулял с приятелями по саду, где плотники строили беседку. Один из рабочих нес доску и поскользнулся.

    - Что ты? – бросился к нему Даль.

    - Ничего, -  отвечал тот, отряхиваясь и бормоча что-то.

    - Новгородский, - вслед ему определил Даль.

    - Откуда вы узнали? – привязались приятели.

    - По говору.

    - Но ведь это невозможно, - недоверчиво усмехнулся кто-то. – Он сказал всего два слова: « Ничего, скользко».

    - Вы ошибаетесь,- холодно проговорил Даль. – Он сказал: «Ничего, склезко».

    И крикнул плотнику:

    - Откуда ты, братец?

    - Новгородские мы, -  послышалось в ответ.

    • Социоконструкция (обсуждение в группе).
    • Социализация  (выступление от каждой группы) 

    Вывод: Прочитав данные тексты, мы убедились в том, что между общеупотребительными и диалектными словами есть различие: общеупотребительные слова  известны всему народу, а диалектные понятны лишь жителям той или иной местности, чаще сельской.

    Данный материал еще раз дает нам возможность восхититься огромной эрудицией В.И.Даля и убеждает нас в большой социальной значимости изучения диалектных слов.

    - Обратите внимание: при встрече в тексте с диалектным словом обращаться нужно   к толковым словарям,  диалектные слова идут с пометой обл. (для доказательства дети находят 2-3 слова в толковом словаре В.И.Даля (1 группа), в толковом словаре Ожегова (2 группа), в толковом словаре Ушакова (3 группа)). Почему же они включены в словари? Потому что нередко употребляются в газетах, журналах, в разговорной речи, если дело касается деревенских проблем, в художественной литературе.

    8. Использование диалектных слов в художественной  литературе <8 слайд>

    1. Слово учителя.

    - Диалектные слова нередки в художественной литературе. Обычно их используют те писатели, которые сами родом из деревни, или же те, кто хорошо знаком с народной речью: А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов,  С.А.Есенин, М.А.Шолохов, В.М.Шукшин, А.И.Солженицын и многие другие.

        Целый год Александр Исаевич Солженицын жил и работал во Владимирской области учителем математики в сельской Мезиновской школе. В соседней деревне Мильцево снимал он угол у местной жительницы Захаровой Матрены Васильевны. Об этом времени, жителях деревни  и о полюбившейся хозяйке написан рассказ «Матренин двор». Рассказ абсолютно документален, в нем практически нет вымысла, произошедшие события описаны в рассказе с хронологической точностью, даже все имена героев, которые  жили в этих местах, - реальные, только самого себя он называет Игнатичем, да деревню называет Тальново, а не Мильцево.

    1. Работа с текстом (тексты для всех групп одинаковые). Пакет  № 2.

    Текст 1

         Прочитайте текст, найдите диалектные слова. Каково их  

         лексическое  значение? Для чего автор употребляет диалектизмы?

       Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную не красную сторону, крытый щепой, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом – не низкий - 18 венцов, однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка. 

    (проредилась их обвершка – верх ворот обветшал).

    Текст 2.

         Прочитайте текст. Найдите диалектные слова, каково их лексическое    

         значение? Для чего автор употребляет диалектизмы?

       Дворик не был крыт, но в доме много было под одной связью. За входной дверью внутренние ступеньки поднимались на просторные мосты, высоко осененные крышей. Налево еще ступеньки вели вверх в горницу – отдельный сруб без печи, и ступеньки вниз, в подклеть. А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем. Строение было давно и добротно, на большую семью, а жила там теперь одинокая женщина лет шестидесяти.

    (Связью – дом и двор объединены, мосты – сени,  горницу – отдельный сруб без печи, подпольем – яма под полом для хранения овощей, подклеть – нижний нежилой этаж дома)

           

    Текст 3.

    Прочитайте текст. Найдите диалектные слова, каково их лексическое    

    значение? Для чего автор употребляет диалектизмы?

    - Теперича я зуб наложила, Игнатьич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. – Ну и местечко, любота одна!

    - Да Матрена Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

    - Фу-у! твоего торфу! Еще столько, да еще столько – тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуель в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну нашу бабу по судам тягают.

        (Теперича – теперь,  любота – красота, бывает – может быть, дуель –  

         метель, летось – в прошлом году, сколища – много).

    • Индивидуальная работа  (каждый участник группы работает  

         самостоятельно).

    • Социоконструкция (обсуждение в группе).
    • Социализация (выступление от каждой группы) 

    Вывод: Солженицын использует диалектные слова для передачи особенностей речи Матрены Васильевны.  Подробный  рассказ о доме является более яркой, выразительной характеристикой героини, прожитой ею жизни,

    9. Диалектизмы, их типы.

       1)   Работа с текстом. Используется прием «Зигзаг» (учащиеся образуют новые группы: под № 1 (на бейджиках) – 1 группа, под № 2 – 2 группа, под № 3 – 3 группа, под № 4 – 4 группа, под № 5 – 5 группа.

    Общее задание: изучить теоретический материал о типах диалектов, вернуться в свою группу, рассказать изученное и вместе составить кластер.

     Текст:

        «Русские народные говоры, или диалекты (гр. dialektos - наречие, говор), имеют в своем составе значительное количество самобытных народных слов, известных только в определенной местности. Диалектизмы бытуют, в основном, в устной речи крестьянского населения; в официальной обстановке носители диалектов обычно переходят на общенародный язык, проводниками которого являются школа, радио, телевидение, литература. Диалекты отличаются от общенародного национального языка различными чертами - фонетическими, морфологическими, особым словоупотреблением и совершенно оригинальными словами, неизвестными литературному языку. Это дает основание сгруппировать диалектизмы русского языка по их общим признакам.

       Лексические диалектизмы - слова, известные только носителям диалекта и за его пределами не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов. Например, в южнорусских говорах бытуют слова буряк (свекла), цибуля (лук), гуторить (говорить); в северных - кушак (пояс), баской (красивый), голицы (рукавицы). В общеупотребительном языке эти диалектизмы имеют эквиваленты, называющие тождественные предметы, понятия. Наличие таких синонимов отличает лексические диалектизмы от других типов диалектных слов.

    Семантические диалектизмы - слова, обладающие в диалекте необычным значением: мост - 'пол в избе', губы - 'грибы всех разновидностей, кроме белых', кричать (кого-либо) - 'звать', сам - 'хозяин, муж' и т. д. Такие диалектизмы выступают в качестве омонимов к общенародным словам, употребляемым с присущим им в языке значением.

    Фонетические диалектизмы - слова, получившие в диалекте особое фонетическое оформление цай (чай), чепь (цепь) - следствия "цоканья" и "чоканья", свойственных северным говорам; хверма (ферма), бамага (бумага), пашпорт (паспорт), жисть (жизнь) и под.

    Словообразовательные диалектизмы - слова, получившие в диалекте особое аффиксальное оформление: певень (петух), гуска (гусыня), телок (теленок), земляница (земляника), братан (брат), шуряк (шурин), дарма (даром), завсегда (всегда), откуль (откуда), покеда (пока), евонный (его), ихний (их) и т. д.

    Морфологические диалектизмы - не свойственные литературному языку формы словоизменения: мягкие окончания у глаголов в 3-м лице (идеть, идуть); окончание -ам у существительных в творительном падеже множественного числа (под столбам); окончание -е у личных местоимений в родительном падеже единственного числа: у мене, у тебе и др.».

    Группа №1.

    Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются слова известные только носителям диалекта и за его пределами не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов? Приведите примеры.

    Группа №2.

    Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются слова, обладающие в диалекте необычным значением и которые  выступают в качестве омонимов к общенародным словам, употребляемым с присущим им в языке значением? Приведите примеры.

    Группа №3.

    Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются слова,  получившие в диалекте особое фонетическое оформление? Приведите примеры.

    Группа №4.

    Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются слова,  получившие в диалекте особое аффиксальное оформление? Приведите примеры.

    Группа №5.

    Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются не свойственные литературному языку формы  изменения слов ?

    • Индивидуальная работа (каждый участник группы работает    

         самостоятельно).

    • Социоконструкция (обсуждение в группе).
    • Социализация (выступление от каждой группы) 
    • Афиширование (на магнитную доску прикрепить свой кластер) < 9 слайд >

    10.Рефлексия.                  <10 слайд >

    - Письменно ответьте на 2 любых вопроса.

    • Что я узнал о диалектизмах?
    • Мне было трудно…
    • Мне понравилось/  не понравилось…
    • Мои размышления…

    Вывод: <11слайд> Многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются преимущественно в речи очень старых или неграмотных людей. Наша задача – сохранить их для потомков. Я хочу вам зачитать слова Г.Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность -  сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи»    <10 слайд>

    11. Инструктаж домашнего задания. <12 слайд >

    • Изучить карту народных говоров;<приложение 3>
    • Выписать из толкового словаря диалектные слова  разных наречий (по 5 слов)

    Приложение 1.

       Примеры ассоциаций учащихся:

    лексика;

    письмо;

    литература;

    словари;

    общеупотребительные слова;

    синонимы;

    антонимы;

    омонимы;

    не мед, а ко всему липнут;

    слово - не воробей, вылетит – не поймаешь;

    речь,

    оружие и т.д.

    Приложение 2.

    Примеры сочинений учащихся:

    1. На каникулы родители повезли нас в деревню к бабушке.

    Подъехав к дому, мы выскочили из машины и побежали к калитке, у которой в катанках, в красивом запоне  нас уже ждала бабушка:

    - Вот дождалися, вот радость-то! Дед, да посмотри, каки  угланы-то у нас выросли!  Летось совсем махоньки были! Ну пойдемте ли че ли.

    Мы с Петькой непонимающе переглянулись. На помощь пришел папа. Он сказал, что так говорят в этой местности. Нам эти слова очень понравились, и мы приложили немало усилий, чтобы запомнить их как можно больше.

      Почти каждый день мы опускались в голбец за бабушкиными разносолами. Все лето было ведро, и мы с утра до вечера проводили на улице, бегали в поскотину за синявками, ходили вместе с дедом на покос. Там залазили на зарод и чувствовали себя, как на вышке. Бабушка с дедушкой говорили, что мы совсем не уросливые.

     2.  Каникулы в деревне пролетели очень быстро, но с пользой для Миши. Там он узнал много интересных новых слов.

      Первой дома его встретила мама:

    - Ну, рассказывай!

    - Мамочка, кака ты у меня баска в новых обутках. Тятька на работе?

    Мама улыбнулась и ласково потрепала Мишу за волосы. А вечером, когда мама с тетей Дашей пошли в сауну, он крикнул им вслед:

    - А вы вехотку не забыли?

    - Да взяли мы веник, взяли!

    - Да не веник это, а обыкновенная мочалка.

    Оказывается, к таким словам еще и переводчик нужен!

    3. В доме лесника все спали. Только на улице слышались голоса и тарахтение колышки около прясла. Когда стало светать, солнце пригрело беремя на сушиле и в доме запахло душистым сеном. Первыми проснулись ребятишки и бегом побежали на мост посмотреть на гнутки. Скорей бы зима! На  поличке взяли шеверенки  и наберки и отправились в лес. По пути остановились у баклуши. Но без шалапаек карасей не поймаешь! На горизонте показался дерижбан. Отора привезли скусные пряники?

     Вечером мама достала халяву и замочила ягоды, а из свежих грибов приготовили ужин. В избе было уютно, а на улице началась негаза.

    4. Моя бабушка была ужасной модницей.  Я люблю разглядывать именья в ее сундуке. А она с удовольствием рассказывает о либерте с отложным воротом и пуговицами до конца, о басках, которые застегивались на кнопки или крючки. На кофточку с брыжжами  надевали цепочки, а богачи – цепочки с щасами. Сохранилась и сряда и шишона, даже  колонки и ступни с завязками и с ремешками. В чесанках она и сейчас ходит гулять, а около дома можно и в калишках побегать.

     Однажды я без спросу надела сабоги с калбуком, фивинку и лисяк.  Бабушка очень распонгошилась, что я шишилась в ее добре. 

    Приложение 3.

    Карта говоров  (раздаточный материал)

           

     

    • северное наречие (зеленый цвет),
    • среднерусские говоры (желтый цвет)
    • южное наречие (красный цвет)

    Говоры объединяются в наречия. В русском языке – два наречия

                                                         Наречия

                                         Северное                                 Южное

                                                      (Среднерусские говоры)

    Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: А и О в безударном слоге звучат одинаково: [а]кно, [карова]. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и др. областях, расположенных к югу от Москвы, в значительной части Волгоградской области.

    Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят [окно], [корова].

    Между Северным и Южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие.

                                                       

    Литература.

    • Букринская И.А., Голубева Н.Л. Язык русской деревни/Школьный диалектологический атлас. Пособие для общеобразовательных учреждений. ОА «Аспект Пресс», 1994
    • Солженицын А.И. Малое собрание сочинений в 7 томах Рассказы, том 2. Инком НВ, Москва,1991
    • Булатов М.А, Порудоминский В.И. «Собирал человек слова» Изд. «Детская литература», М,1969
    •  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М: Айрис-Пресс,2002


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческая мастерская (построение текста) Основные функции современного русского языка

    В начале учебного года каждый учитель-словесник продумывает первый урок: от интересного начала зависит многое. И как часто это бывает, первые уроки превращаются в сообщения учителя, выполнение предлож...

    Конспект метапредметного урока английского языка и литературы «Быть или не быть?» (от «Гамлета» к сонетам) Мастерская построения новых знаний.

    Смысловые вехи проектирования.Уровень интеграцииТематические / межпредметные связи.Метапредметное понятиеПонятие-символЛичностный уровень.Основная идея урока:интеграция разных видов искусств и их стил...

    Методическая разработка "С чего начинается Родина?" (Творческая мастерская построения знаний по поэме Н.А.некрасова "Дедушка")

    Урок литературы в 6 классе, построен по технологии педагогической мастерской, использован синквейн, как метод проверки усвоения материала. В  работе использована межпредметная связь с историей. Р...

    "Счастье бывает разное" (творческая мастерская построения знаний по рассказу В.Токаревой "Самый счастливый день"

    Урок внеклассногочтения в 10 классе, рекомендуется проводить после изучения романа Л.НюТолстого "Война и мир"...

    Внеклассное мероприятие Мастерская построения новых знаний, ценностных ориентаций по литературе Бурятии «Я из песенного края, я сын этих гор и вод» (по творчеству Н.Г. Дамдинова).

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе Бурятия предназначена для учителей, которые используют на уроках современные педагогические технологии....

    Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения новых знаний и творческого письма по драме Островского " Гроза".

    На уроке учащиеся смогут проследить развитие конфликта в пьесе . таксже на уроке рассматривается смысл названия пьесы и роль Грозы в жизни героев пьесы. завершается занятие минисочинением....