Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Целью данного урока является создание условий для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс через знакомство учащихся с диалектной лексикой; развитие мыслительных и аналитических способностей учащихся, творческой активности, коммуникативных способностей; воспитание интереса к родному языку и любви к своему краю.В творческой мастерской (построение знаний) обязательно сочетаются индивидуальная, групповая, фронтальная формы деятельности. Учащиеся предварительно разделены на группы по усмотрению учителя, у каждого учащегося бейджик с индивидуальным номером, на столах конверты с заданиями (для удобства конверты пронумерованы). Время творческой мастерской – 2 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya_dialektizmy.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»
Творческая мастерская
(построение знаний)
« Диалектизмы»
Смолякова Надежда Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории.
Адрес школы: Владимирская область,
Суздальский район, с. Новое,
ул. Молодежная, 6 «а».
Домашний адрес: Владимирская область,
Суздальский район, с. Новое,
ул. Центральная, 146-2.
т. 8-920-926-48-66
e-mail: novoe33@yandex.ru
2011г.
Тема: Диалектизмы.
Цели:
- создание условий для вовлечения учащихся в активный познавательный
процесс через знакомство учащихся с диалектной лексикой;
- развитие мыслительных и аналитических способностей учащихся, творческой
активности, коммуникативных способностей;
- воспитание интереса к родному языку и любви к своему краю.
Оборудование: толковые словари, компьютер, мультимедийный проектор, чистые листы бумаги (формат А4), фломастеры, раздаточный материал.
ЦОР: авторская презентация, фильм о Суздальском районе
В творческой мастерской (построение знаний) обязательно сочетаются индивидуальная, групповая, фронтальная формы деятельности. Учащиеся предварительно разделены на группы по усмотрению учителя, у каждого учащегося бейджик с индивидуальным номером, на столах конверты с заданиями (для удобства конверты пронумерованы). Время творческой мастерской – 2 часа.
Ход мастерской.
Эпиграф урока: <2слайд. >
Относитесь к родному языку бережно и любовно.
Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется
мир безграничных радостей, ибо безграничны
сокровища русского языка.
В. Луговской.
1. Слово учителя: (обращение внимания на эпиграф урока)
Поэт В.Луговской в свое время писал: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка». Как часто мы относимся к таким призывам со спокойным небрежением, не задумываясь о том, какой строгий и точный смысл они несут. А ведь именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщиться к тому огромному опыту, который накопило человечество. Но, прежде всего, родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир – историю и культуру своего народа.
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о самой богатой области нашего языка – лексике.
- Чем же богата эта область? (словами)
2. Задание: запишите ассоциативный ряд к слову «СЛОВО» (индуктор- первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся)
- Индивидуальная работа.
- Социализация (учащиеся зачитывают свои ассоциации) <приложение1>
3. Чтение стихотворения местного поэта и композитора В.М Карпова.
< 3 слайд – фильм о Суздальской земле>
Есть на земле уголок.
Там, у далеких дорог,
Там, среди русских берез
Край, где родился и рос.
Край этот сердцу мил,
и каждый из нас решил,
Что навсегда влюблен
в Суздальский наш район.
Здесь мой родительский дом,
Где у старинных икон
Яркие свечи горят
Память святую хранят.
Я за тебя помолюсь
Милая, добрая Русь,
За край, где мы с вами живем,
За Суздальский наш район!
- Какие слова использует автор, чтобы передать любовь к нашему краю?
Почему они вам понятны и близки? (общеупотребительные слова)
4. Костюмированная сценка «Бабушка и внук» <4 слайд>
Задание: посмотрите небольшую сценку и послушайте, о чем говорят ее герои.
Внук:
- А где Люба?
Бабушка:
- По батожья ушла.
Внук:
- По что?
Бабушка:
- Ну, по столбцы.
Внук:
- По что? По что?
Бабушка:
- По стебни.
Внук:
- Не понимаю …
Бабушка:
- Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель!
- Почему мальчик не понял бабушку? (наряду с общеупотребительным словом щавель, бабушка называет необщеупотребительные слова: батожья, столбцы, стебни).
- Как называются такие необщеупотребительные слова? (проблема) < 5 слайд >
5. Работа с исследовательским материалом.
1). Афиширование домашнего задания (каждая группа выяснила из беседы с учителями, какие необычные слова употребляют в той местности, где они жили или живут сейчас).
1группа | 2 группа | 3 группа |
А.Я.Дьяконова( учитель начальных классов) - Л.В.Русакова( учитель биологии и химии) приехали в с.Новое из д. Бараново, д. Савиково Гусь-Хрустального района | Н.А.Смолякова (учитель русского языка и литературы) Ее детство прошло в п. Кордон, что находится на границе Свердловской области и Пермского края | М.В. Томникова (учитель русского языка и литературы). Закончила нашу Новосельскую школу. Н.Н.Боброва(учитель русского языка и литературы)- живут в с.Суворотское, что находится в 3 км от с.Нового. |
Горница – чулан, место для хранения хороших вещей. Баклуша – маленький водоем, где деревенские мальчишки ловили карасей. Беремя – связанная маленькая копна сена. Гнутка – зимний самокат Дерижбан – вертолет. Косырь – большой нож. Колышка – тачка. Красна – ткацкий станок. На мосту – в сенях. Негаза –ненастная погода. Отымалка – тряпка для вытирания рук. Отора? – неужели? Поличка – полка для посуды. Сушила – верхняя часть сеновала. Скусный – вкусный. Убратая – красивая Халява – стеклянная посуда для замачивания лесных ягод. Чесанки – валенки. Четверть – стеклянная посуда для замачивания лесных ягод, меньше халявы. Шалопайки – рукавицы. Шеверенка – посуда для сбора ягод, изготовленная из бересты или лыка. Ярушка – молодая овца. | Баска – красивая. Божница – полка для икон. Ведро – хорошая погода. Вехоть – половая тряпка. Вехотка – мочалка. Вица – кнут. Гаркат – зовет. Голбец – подпол. Дескать – то есть. Зарод – стог сена. Запон – фартук Катанки – валенки. Летось – в прошлом году. Махонька – маленькая. Надысь – вчера. Нонче – сегодня. На вышке – на чердаке. Онучи – портянки. Обутки – обувь. Приноровиться – приспособиться. Померещилось – показалось. Пойдем ли че ли – пойдем что ли. Поскотина – загон для скота Робяты – ребята, дети Синявки – сыроежки Тятькя – отец. Туесок – посуда из бересты для сбора земляники. Урос – каприз. Уросить – капризничать. Угланы – ребята, дети. Шаньги – ватрушки с картошкой.
| Баска – блузка с широкой оборкой, пришитой по линии пояса. Баретки – туфли. Без двадцать десять – без двадцати десять. Брыжжи – фасон рукава с напуском. Именье – одежда. Калишки – повседневная рабочая обувь. Колонки – деревянная обувь. Мост – сени. Не на чем – не за что Панчоха – вырез, прореха. Пальты – пальто. Распонгошить – сильно ругать. Распонгошиться – распахнуться. Рузок – пояс. Рукомойник – умывальник. Сряда – нарядная одежда. Сабоги – сапоги. Ступни – плетеная наподобие лаптей обувь. Сядись – садись. Хундры - мундры – грубое название одежды. Хахалиться – смеяться. Чарльстон – фасон пиджака. Чесанки – валеные сапоги из чесаной шерсти. Че ни то – что-нибудь. Шишоны – старая залежалая одежда. Шишить – искать. |
Вывод: Каждая местность богата своими особенными словами. Наблюдается много общего. Это говорит о том, что мы являемся носителями одного русского народного языка.
2). Задание: написать сочинение миниатюру, используя данные слова.
- Индивидуальная работа (каждый участник группы работает
самостоятельно).
- Социоконструкция (обсуждение в группе).
- Социализация ( выступление от каждой группы) < приложении 2 >
- Ребята, если бы вы не знали лексическое значение слов, употребленных в ваших сочинениях, смогли бы вы понять, о чем говориться в тексте? (практически не смогли бы)
- А почему? (так как эти слова используются в той или иной местности).
- Давайте прочитаем в учебнике, как называются такие слова. (Диалектизмы)
6. Сообщение темы урока: Диалектизмы. <6 слайд>
- Как можно выяснить лексическое значение диалектизмов? Где они используются? (проблема)
Вот на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на 2-ом уроке. В процессе занятия вы будете составлять кластеры, работать со словарями, с раздаточным материалом, который находится у вас на партах.
7. Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И.Даля.
< 7 слайд>
- Слово учителя о В.И.Дале.
В.И.Даль был талантливым и трудолюбивым человеком.
«Толковый словарь живого великорусского языка» – дело всей его жизни. Даль не был филологом, языковедом по образованию, он им стал по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.
Полвека посвятил он собиранию слов. Где бы он ни был: в военном походе, в госпитале, в служебной поездке – всюду записывал слова. Трудно поверить, что гигантскую работу по составлению словаря проделал один человек.
2) Работа с текстом. Пакет № 1
Текст (1группа).
Прочитайте текст. Как называются местные слова, о которых в нем рассказывается? Что вы узнали о появлении таких слов в языке?
Владимир Иванович Даль не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. Люди в старину ездили мало, часто человек за всю жизнь ни на один день не покидал города или деревни, где родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие – понятные всякому человеку на Руси, а были местные – их знали и понимали жители одного края…
В Вологодской губернии пчелу называли – медуница, кнут – витень, зеркальце – глядильце.
По-архангельски хрушкий значило крупный, диковать – дурачиться, выступки – башмаки.
Текст (2группа).
Прочитайте текст. Как называются местные слова, о которых в нем рассказывается? О каких различиях в языке в нем говорится?
В голове Владимира Ивановича Даля прорисовывалась и закрашивалась в разные цвета своя карта Земли русской. Закрашивалась не по рельефу местности, по различиям в языке.
Одно слово в разных местах имеет разный смысл; и наоборот – в каждой местности есть свои слова, особые. У псковских: крапива – стрекава, у вятских: крикаться – сердиться, у архангельских: выступки – башмаки, у калужских: шавырка – ложка…
Даль знал, как говорят во всей Руси великой, какие где живут слова и как их произносят. Живую русскую речь Даль слышал, как слышит музыку большой музыкант.
Текст (3 группа).
Прочитайте текст. Как называются местные слова, о которых в нем рассказывается? Как В.И.Даль смог определить место проживания плотника?
Владимир Иванович Даль однажды гулял с приятелями по саду, где плотники строили беседку. Один из рабочих нес доску и поскользнулся.
- Что ты? – бросился к нему Даль.
- Ничего, - отвечал тот, отряхиваясь и бормоча что-то.
- Новгородский, - вслед ему определил Даль.
- Откуда вы узнали? – привязались приятели.
- По говору.
- Но ведь это невозможно, - недоверчиво усмехнулся кто-то. – Он сказал всего два слова: « Ничего, скользко».
- Вы ошибаетесь,- холодно проговорил Даль. – Он сказал: «Ничего, склезко».
И крикнул плотнику:
- Откуда ты, братец?
- Новгородские мы, - послышалось в ответ.
- Социоконструкция (обсуждение в группе).
- Социализация (выступление от каждой группы)
Вывод: Прочитав данные тексты, мы убедились в том, что между общеупотребительными и диалектными словами есть различие: общеупотребительные слова известны всему народу, а диалектные понятны лишь жителям той или иной местности, чаще сельской.
Данный материал еще раз дает нам возможность восхититься огромной эрудицией В.И.Даля и убеждает нас в большой социальной значимости изучения диалектных слов.
- Обратите внимание: при встрече в тексте с диалектным словом обращаться нужно к толковым словарям, диалектные слова идут с пометой обл. (для доказательства дети находят 2-3 слова в толковом словаре В.И.Даля (1 группа), в толковом словаре Ожегова (2 группа), в толковом словаре Ушакова (3 группа)). Почему же они включены в словари? Потому что нередко употребляются в газетах, журналах, в разговорной речи, если дело касается деревенских проблем, в художественной литературе.
8. Использование диалектных слов в художественной литературе <8 слайд>
- Слово учителя.
- Диалектные слова нередки в художественной литературе. Обычно их используют те писатели, которые сами родом из деревни, или же те, кто хорошо знаком с народной речью: А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, С.А.Есенин, М.А.Шолохов, В.М.Шукшин, А.И.Солженицын и многие другие.
Целый год Александр Исаевич Солженицын жил и работал во Владимирской области учителем математики в сельской Мезиновской школе. В соседней деревне Мильцево снимал он угол у местной жительницы Захаровой Матрены Васильевны. Об этом времени, жителях деревни и о полюбившейся хозяйке написан рассказ «Матренин двор». Рассказ абсолютно документален, в нем практически нет вымысла, произошедшие события описаны в рассказе с хронологической точностью, даже все имена героев, которые жили в этих местах, - реальные, только самого себя он называет Игнатичем, да деревню называет Тальново, а не Мильцево.
- Работа с текстом (тексты для всех групп одинаковые). Пакет № 2.
Текст 1
Прочитайте текст, найдите диалектные слова. Каково их
лексическое значение? Для чего автор употребляет диалектизмы?
Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную не красную сторону, крытый щепой, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом – не низкий - 18 венцов, однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка.
(проредилась их обвершка – верх ворот обветшал).
Текст 2.
Прочитайте текст. Найдите диалектные слова, каково их лексическое
значение? Для чего автор употребляет диалектизмы?
Дворик не был крыт, но в доме много было под одной связью. За входной дверью внутренние ступеньки поднимались на просторные мосты, высоко осененные крышей. Налево еще ступеньки вели вверх в горницу – отдельный сруб без печи, и ступеньки вниз, в подклеть. А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем. Строение было давно и добротно, на большую семью, а жила там теперь одинокая женщина лет шестидесяти.
(Связью – дом и двор объединены, мосты – сени, горницу – отдельный сруб без печи, подпольем – яма под полом для хранения овощей, подклеть – нижний нежилой этаж дома)
Текст 3.
Прочитайте текст. Найдите диалектные слова, каково их лексическое
значение? Для чего автор употребляет диалектизмы?
- Теперича я зуб наложила, Игнатьич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. – Ну и местечко, любота одна!
- Да Матрена Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.
- Фу-у! твоего торфу! Еще столько, да еще столько – тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуель в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну нашу бабу по судам тягают.
(Теперича – теперь, любота – красота, бывает – может быть, дуель –
метель, летось – в прошлом году, сколища – много).
- Индивидуальная работа (каждый участник группы работает
самостоятельно).
- Социоконструкция (обсуждение в группе).
- Социализация (выступление от каждой группы)
Вывод: Солженицын использует диалектные слова для передачи особенностей речи Матрены Васильевны. Подробный рассказ о доме является более яркой, выразительной характеристикой героини, прожитой ею жизни,
9. Диалектизмы, их типы.
1) Работа с текстом. Используется прием «Зигзаг» (учащиеся образуют новые группы: под № 1 (на бейджиках) – 1 группа, под № 2 – 2 группа, под № 3 – 3 группа, под № 4 – 4 группа, под № 5 – 5 группа.
Общее задание: изучить теоретический материал о типах диалектов, вернуться в свою группу, рассказать изученное и вместе составить кластер.
Текст:
«Русские народные говоры, или диалекты (гр. dialektos - наречие, говор), имеют в своем составе значительное количество самобытных народных слов, известных только в определенной местности. Диалектизмы бытуют, в основном, в устной речи крестьянского населения; в официальной обстановке носители диалектов обычно переходят на общенародный язык, проводниками которого являются школа, радио, телевидение, литература. Диалекты отличаются от общенародного национального языка различными чертами - фонетическими, морфологическими, особым словоупотреблением и совершенно оригинальными словами, неизвестными литературному языку. Это дает основание сгруппировать диалектизмы русского языка по их общим признакам.
Лексические диалектизмы - слова, известные только носителям диалекта и за его пределами не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов. Например, в южнорусских говорах бытуют слова буряк (свекла), цибуля (лук), гуторить (говорить); в северных - кушак (пояс), баской (красивый), голицы (рукавицы). В общеупотребительном языке эти диалектизмы имеют эквиваленты, называющие тождественные предметы, понятия. Наличие таких синонимов отличает лексические диалектизмы от других типов диалектных слов.
Семантические диалектизмы - слова, обладающие в диалекте необычным значением: мост - 'пол в избе', губы - 'грибы всех разновидностей, кроме белых', кричать (кого-либо) - 'звать', сам - 'хозяин, муж' и т. д. Такие диалектизмы выступают в качестве омонимов к общенародным словам, употребляемым с присущим им в языке значением.
Фонетические диалектизмы - слова, получившие в диалекте особое фонетическое оформление цай (чай), чепь (цепь) - следствия "цоканья" и "чоканья", свойственных северным говорам; хверма (ферма), бамага (бумага), пашпорт (паспорт), жисть (жизнь) и под.
Словообразовательные диалектизмы - слова, получившие в диалекте особое аффиксальное оформление: певень (петух), гуска (гусыня), телок (теленок), земляница (земляника), братан (брат), шуряк (шурин), дарма (даром), завсегда (всегда), откуль (откуда), покеда (пока), евонный (его), ихний (их) и т. д.
Морфологические диалектизмы - не свойственные литературному языку формы словоизменения: мягкие окончания у глаголов в 3-м лице (идеть, идуть); окончание -ам у существительных в творительном падеже множественного числа (под столбам); окончание -е у личных местоимений в родительном падеже единственного числа: у мене, у тебе и др.».
Группа №1.
Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются слова известные только носителям диалекта и за его пределами не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов? Приведите примеры.
Группа №2.
Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются слова, обладающие в диалекте необычным значением и которые выступают в качестве омонимов к общенародным словам, употребляемым с присущим им в языке значением? Приведите примеры.
Группа №3.
Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются слова, получившие в диалекте особое фонетическое оформление? Приведите примеры.
Группа №4.
Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются слова, получившие в диалекте особое аффиксальное оформление? Приведите примеры.
Группа №5.
Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются не свойственные литературному языку формы изменения слов ?
- Индивидуальная работа (каждый участник группы работает
самостоятельно).
- Социоконструкция (обсуждение в группе).
- Социализация (выступление от каждой группы)
- Афиширование (на магнитную доску прикрепить свой кластер) < 9 слайд >
10.Рефлексия. <10 слайд >
- Письменно ответьте на 2 любых вопроса.
- Что я узнал о диалектизмах?
- Мне было трудно…
- Мне понравилось/ не понравилось…
- Мои размышления…
Вывод: <11слайд> Многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются преимущественно в речи очень старых или неграмотных людей. Наша задача – сохранить их для потомков. Я хочу вам зачитать слова Г.Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность - сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи» <10 слайд>
11. Инструктаж домашнего задания. <12 слайд >
- Изучить карту народных говоров;<приложение 3>
- Выписать из толкового словаря диалектные слова разных наречий (по 5 слов)
Приложение 1.
Примеры ассоциаций учащихся:
лексика;
письмо;
литература;
словари;
общеупотребительные слова;
синонимы;
антонимы;
омонимы;
не мед, а ко всему липнут;
слово - не воробей, вылетит – не поймаешь;
речь,
оружие и т.д.
Приложение 2.
Примеры сочинений учащихся:
1. На каникулы родители повезли нас в деревню к бабушке.
Подъехав к дому, мы выскочили из машины и побежали к калитке, у которой в катанках, в красивом запоне нас уже ждала бабушка:
- Вот дождалися, вот радость-то! Дед, да посмотри, каки угланы-то у нас выросли! Летось совсем махоньки были! Ну пойдемте ли че ли.
Мы с Петькой непонимающе переглянулись. На помощь пришел папа. Он сказал, что так говорят в этой местности. Нам эти слова очень понравились, и мы приложили немало усилий, чтобы запомнить их как можно больше.
Почти каждый день мы опускались в голбец за бабушкиными разносолами. Все лето было ведро, и мы с утра до вечера проводили на улице, бегали в поскотину за синявками, ходили вместе с дедом на покос. Там залазили на зарод и чувствовали себя, как на вышке. Бабушка с дедушкой говорили, что мы совсем не уросливые.
2. Каникулы в деревне пролетели очень быстро, но с пользой для Миши. Там он узнал много интересных новых слов.
Первой дома его встретила мама:
- Ну, рассказывай!
- Мамочка, кака ты у меня баска в новых обутках. Тятька на работе?
Мама улыбнулась и ласково потрепала Мишу за волосы. А вечером, когда мама с тетей Дашей пошли в сауну, он крикнул им вслед:
- А вы вехотку не забыли?
- Да взяли мы веник, взяли!
- Да не веник это, а обыкновенная мочалка.
Оказывается, к таким словам еще и переводчик нужен!
3. В доме лесника все спали. Только на улице слышались голоса и тарахтение колышки около прясла. Когда стало светать, солнце пригрело беремя на сушиле и в доме запахло душистым сеном. Первыми проснулись ребятишки и бегом побежали на мост посмотреть на гнутки. Скорей бы зима! На поличке взяли шеверенки и наберки и отправились в лес. По пути остановились у баклуши. Но без шалапаек карасей не поймаешь! На горизонте показался дерижбан. Отора привезли скусные пряники?
Вечером мама достала халяву и замочила ягоды, а из свежих грибов приготовили ужин. В избе было уютно, а на улице началась негаза.
4. Моя бабушка была ужасной модницей. Я люблю разглядывать именья в ее сундуке. А она с удовольствием рассказывает о либерте с отложным воротом и пуговицами до конца, о басках, которые застегивались на кнопки или крючки. На кофточку с брыжжами надевали цепочки, а богачи – цепочки с щасами. Сохранилась и сряда и шишона, даже колонки и ступни с завязками и с ремешками. В чесанках она и сейчас ходит гулять, а около дома можно и в калишках побегать.
Однажды я без спросу надела сабоги с калбуком, фивинку и лисяк. Бабушка очень распонгошилась, что я шишилась в ее добре.
Приложение 3.
Карта говоров (раздаточный материал)
- северное наречие (зеленый цвет),
- среднерусские говоры (желтый цвет)
- южное наречие (красный цвет)
Говоры объединяются в наречия. В русском языке – два наречия
Наречия
Северное Южное
(Среднерусские говоры)
Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: А и О в безударном слоге звучат одинаково: [а]кно, [карова]. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и др. областях, расположенных к югу от Москвы, в значительной части Волгоградской области.
Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят [окно], [корова].
Между Северным и Южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие.
Литература.
- Букринская И.А., Голубева Н.Л. Язык русской деревни/Школьный диалектологический атлас. Пособие для общеобразовательных учреждений. ОА «Аспект Пресс», 1994
- Солженицын А.И. Малое собрание сочинений в 7 томах Рассказы, том 2. Инком НВ, Москва,1991
- Булатов М.А, Порудоминский В.И. «Собирал человек слова» Изд. «Детская литература», М,1969
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М: Айрис-Пресс,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская построения знаний с элементами проблемного обучения по рассказу А. П. Платонова «Никита»
Урок литературы в 7-м классе по рассказу А. Платонова "Никита"...
Творческая мастерская (построение текста) Основные функции современного русского языка
В начале учебного года каждый учитель-словесник продумывает первый урок: от интересного начала зависит многое. И как часто это бывает, первые уроки превращаются в сообщения учителя, выполнение предлож...
Конспект метапредметного урока английского языка и литературы «Быть или не быть?» (от «Гамлета» к сонетам) Мастерская построения новых знаний.
Смысловые вехи проектирования.Уровень интеграцииТематические / межпредметные связи.Метапредметное понятиеПонятие-символЛичностный уровень.Основная идея урока:интеграция разных видов искусств и их стил...
Методическая разработка "С чего начинается Родина?" (Творческая мастерская построения знаний по поэме Н.А.некрасова "Дедушка")
Урок литературы в 6 классе, построен по технологии педагогической мастерской, использован синквейн, как метод проверки усвоения материала. В работе использована межпредметная связь с историей. Р...
"Счастье бывает разное" (творческая мастерская построения знаний по рассказу В.Токаревой "Самый счастливый день"
Урок внеклассногочтения в 10 классе, рекомендуется проводить после изучения романа Л.НюТолстого "Война и мир"...
Внеклассное мероприятие Мастерская построения новых знаний, ценностных ориентаций по литературе Бурятии «Я из песенного края, я сын этих гор и вод» (по творчеству Н.Г. Дамдинова).
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе Бурятия предназначена для учителей, которые используют на уроках современные педагогические технологии....
Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения новых знаний и творческого письма по драме Островского " Гроза".
На уроке учащиеся смогут проследить развитие конфликта в пьесе . таксже на уроке рассматривается смысл названия пьесы и роль Грозы в жизни героев пьесы. завершается занятие минисочинением....