Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

 

Целью данного урока является  создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный    процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   развитие мыслительных и аналитических способностей учащихся, творческой    активности, коммуникативных способностей; воспитание интереса к родному языку и любви к своему краю.В творческой мастерской (построение знаний)  обязательно сочетаются индивидуальная, групповая, фронтальная формы деятельности. Учащиеся предварительно разделены на  группы по усмотрению учителя, у каждого учащегося  бейджик с индивидуальным номером, на столах конверты с заданиями (для удобства конверты пронумерованы). Время творческой мастерской – 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya_dialektizmy.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»

Творческая мастерская

(построение знаний)

« Диалектизмы»

                                                          Смолякова Надежда Александровна,

                                                              учитель русского языка и литературы

                             высшей категории.

                                                              Адрес школы: Владимирская область,

                                               Суздальский район, с. Новое,

                                     ул. Молодежная, 6 «а».

                                                                     Домашний адрес: Владимирская область,

                                                Суздальский район, с. Новое,

                                      ул. Центральная, 146-2.

                              т. 8-920-926-48-66

                                            e-mail: novoe33@yandex.ru

2011г.

Тема: Диалектизмы.

Цели:

- создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный  

  процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   

- развитие мыслительных и аналитических способностей учащихся, творческой  

  активности, коммуникативных способностей;

- воспитание интереса к родному языку и любви к своему краю.

Оборудование: толковые словари, компьютер, мультимедийный проектор, чистые листы бумаги (формат А4), фломастеры, раздаточный материал.

ЦОР: авторская презентация, фильм о Суздальском районе

   В творческой мастерской (построение знаний)  обязательно сочетаются индивидуальная, групповая, фронтальная формы деятельности. Учащиеся предварительно разделены на  группы по усмотрению учителя, у каждого учащегося  бейджик с индивидуальным номером, на столах конверты с заданиями (для удобства конверты пронумерованы). Время творческой мастерской – 2 часа.

Ход мастерской.

                                                                 Эпиграф урока: <2слайд. >

 Относитесь к родному языку бережно и любовно.

                                                Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется

                                              мир безграничных радостей, ибо безграничны

          сокровища русского языка.

                             В. Луговской.

1. Слово учителя: (обращение внимания на эпиграф урока)

   Поэт В.Луговской в свое время писал: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка». Как часто мы относимся к таким призывам со спокойным небрежением, не задумываясь о том, какой строгий и точный смысл они несут. А ведь именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщиться к тому огромному опыту, который накопило человечество. Но, прежде всего, родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир – историю и культуру своего народа.

   Сегодня на уроке мы продолжим говорить о самой богатой области нашего языка – лексике.

- Чем же богата эта область? (словами)

2. Задание: запишите ассоциативный ряд к слову «СЛОВО» (индуктор- первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся)

  1. Индивидуальная работа.
  2. Социализация (учащиеся зачитывают свои ассоциации) <приложение1>

3. Чтение стихотворения местного поэта и композитора В.М Карпова.

                                                                        < 3 слайд – фильм о Суздальской земле>

Есть на земле уголок.

Там, у далеких дорог,

Там, среди русских берез

Край, где родился и рос.

Край этот сердцу мил,

 и каждый из нас решил,

Что навсегда влюблен

в Суздальский наш район.

Здесь мой родительский дом,

Где у старинных икон

Яркие свечи горят

Память святую хранят.

Я за тебя помолюсь

Милая, добрая Русь,

За край, где мы  с вами живем,

За Суздальский наш район!

- Какие слова использует автор, чтобы передать любовь к нашему краю?

  Почему  они  вам понятны и  близки?     (общеупотребительные слова)

4. Костюмированная сценка «Бабушка и внук»              <4 слайд>

Задание: посмотрите небольшую сценку  и послушайте, о чем говорят ее герои.

Внук:

- А где Люба?

Бабушка:

- По батожья ушла.

 Внук:

- По что?

Бабушка:

- Ну, по столбцы.

 Внук:

- По что? По что?

Бабушка:

- По стебни.

 Внук:

- Не понимаю …

Бабушка:

- Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель!

- Почему мальчик не понял бабушку? (наряду с общеупотребительным словом щавель, бабушка называет необщеупотребительные слова:  батожья, столбцы, стебни).

- Как называются такие необщеупотребительные слова?  (проблема) < 5 слайд >

5. Работа с исследовательским материалом.

 1).    Афиширование  домашнего задания (каждая группа выяснила из беседы с учителями, какие необычные слова употребляют в той местности, где они жили или живут сейчас).

       

1группа

2 группа

3 группа

А.Я.Дьяконова( учитель начальных классов) -   Л.В.Русакова( учитель биологии и химии) приехали в с.Новое из  д. Бараново, д. Савиково Гусь-Хрустального района

Н.А.Смолякова (учитель русского языка и литературы)

Ее детство прошло в п. Кордон, что находится на границе Свердловской области и Пермского края

М.В. Томникова (учитель русского языка и литературы). Закончила нашу Новосельскую школу. Н.Н.Боброва(учитель русского языка и литературы)- живут в с.Суворотское, что находится в 3 км от с.Нового.

Горница – чулан, место для хранения хороших вещей.

Баклуша – маленький водоем, где деревенские мальчишки ловили карасей.

Беремя – связанная маленькая копна сена.

Гнутка – зимний самокат

Дерижбан – вертолет.

Косырь – большой нож.

Колышка – тачка.

Красна – ткацкий станок.

На мосту – в сенях.

Негаза –ненастная погода.

Отымалка – тряпка для вытирания рук.

Отора? – неужели?

Поличка – полка для посуды.

Сушила – верхняя часть сеновала.

Скусный – вкусный.

Убратая – красивая Халява – стеклянная посуда для замачивания лесных ягод.

Чесанки – валенки. Четверть – стеклянная посуда для замачивания лесных ягод, меньше  халявы.

Шалопайки – рукавицы.

Шеверенка – посуда для сбора ягод, изготовленная из бересты или лыка.

Ярушка – молодая овца.

Баска – красивая.

Божница – полка для икон.

Ведро – хорошая погода.

Вехоть – половая тряпка.

Вехотка – мочалка.

Вица – кнут.

Гаркат – зовет.

Голбец – подпол.

Дескать – то есть.

Зарод – стог сена.

Запон – фартук

Катанки – валенки.

Летось – в прошлом году.

Махонька – маленькая.

Надысь – вчера.

Нонче – сегодня.

На вышке – на чердаке.

Онучи – портянки.

Обутки – обувь.

Приноровиться – приспособиться.

Померещилось – показалось.

Пойдем ли че ли – пойдем что ли.

Поскотина – загон для скота

Робяты – ребята, дети

Синявки – сыроежки

Тятькя – отец.

Туесок – посуда из бересты для сбора земляники.

Урос – каприз.

Уросить – капризничать.

Угланы – ребята, дети.

Шаньги – ватрушки с картошкой.

 

Баска – блузка с широкой оборкой, пришитой по линии пояса.

Баретки – туфли.

Без двадцать десять – без двадцати десять.

Брыжжи – фасон рукава с напуском.

Именье – одежда.

Калишки – повседневная рабочая обувь.

Колонки – деревянная обувь.

Мост – сени.

Не на чем – не за что

Панчоха – вырез, прореха.

Пальты – пальто.

Распонгошить – сильно ругать.

Распонгошиться – распахнуться.

Рузок – пояс.

Рукомойник – умывальник.

Сряда – нарядная одежда.

Сабоги – сапоги.

Ступни – плетеная наподобие лаптей обувь.

Сядись – садись.

Хундры - мундры – грубое название одежды.

Хахалиться – смеяться.

Чарльстон – фасон пиджака.

Чесанки – валеные сапоги из чесаной шерсти.

Че ни то – что-нибудь.

Шишоны – старая залежалая одежда.

Шишить – искать.

Вывод: Каждая местность богата своими особенными словами. Наблюдается много общего. Это говорит о том, что мы  являемся носителями одного русского народного   языка.

2). Задание: написать сочинение миниатюру, используя данные слова.

  • Индивидуальная работа  (каждый участник группы работает

     самостоятельно).

  • Социоконструкция (обсуждение в группе).
  • Социализация ( выступление от каждой группы)  < приложении 2 >

- Ребята, если бы вы не знали лексическое значение слов, употребленных в ваших сочинениях, смогли бы вы понять, о чем говориться в тексте? (практически не смогли бы)

- А почему? (так как эти слова используются в той или иной местности).

- Давайте прочитаем в учебнике, как называются такие слова. (Диалектизмы)

6. Сообщение темы урока: Диалектизмы.                      <6 слайд>

- Как можно выяснить лексическое значение диалектизмов? Где они используются? (проблема)

   Вот на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на 2-ом  уроке. В процессе занятия вы будете составлять кластеры, работать со словарями, с раздаточным материалом, который находится у вас на партах.

7. Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И.Даля.

                                                                                                 < 7 слайд>

  1. Слово учителя о В.И.Дале.

В.И.Даль был талантливым и трудолюбивым человеком.

«Толковый словарь живого великорусского языка» – дело всей его жизни. Даль не был филологом, языковедом по образованию, он им стал по призванию, так как  любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Полвека посвятил он собиранию слов. Где бы он ни был: в военном походе, в госпитале, в служебной поездке – всюду записывал слова. Трудно поверить, что гигантскую работу по составлению словаря проделал один человек.

2) Работа с текстом. Пакет № 1

Текст (1группа).

Прочитайте текст. Как называются местные слова, о которых в нем рассказывается? Что вы узнали о появлении таких слов в языке?

Владимир Иванович Даль не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. Люди в старину ездили мало, часто человек за всю жизнь ни на один день не покидал города или деревни, где родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие – понятные всякому человеку на Руси, а были местные – их знали и понимали жители одного края…

В Вологодской губернии пчелу называли – медуница, кнут – витень, зеркальце – глядильце.

По-архангельски хрушкий значило крупный, диковать – дурачиться, выступки – башмаки.

Текст (2группа).

 Прочитайте текст. Как называются местные слова, о которых в нем рассказывается? О каких различиях в языке в нем говорится?

В голове Владимира Ивановича Даля прорисовывалась и закрашивалась в разные цвета своя карта Земли русской. Закрашивалась не по рельефу местности, по различиям в языке.

Одно слово в разных местах имеет разный смысл; и наоборот – в каждой местности есть свои  слова, особые. У псковских: крапива – стрекава, у вятских: крикаться – сердиться, у архангельских: выступки – башмаки, у калужских: шавырка – ложка…

Даль знал, как говорят во всей Руси великой, какие где живут слова и как их произносят. Живую русскую речь Даль слышал, как слышит музыку большой музыкант.

Текст (3 группа).

Прочитайте текст. Как называются местные слова, о которых в нем рассказывается? Как В.И.Даль смог определить место проживания плотника?

Владимир Иванович Даль однажды гулял с приятелями по саду, где плотники строили беседку. Один из рабочих нес доску и поскользнулся.

- Что ты? – бросился к нему Даль.

- Ничего, -  отвечал тот, отряхиваясь и бормоча что-то.

- Новгородский, - вслед ему определил Даль.

- Откуда вы узнали? – привязались приятели.

- По говору.

- Но ведь это невозможно, - недоверчиво усмехнулся кто-то. – Он сказал всего два слова: « Ничего, скользко».

- Вы ошибаетесь,- холодно проговорил Даль. – Он сказал: «Ничего, склезко».

И крикнул плотнику:

- Откуда ты, братец?

- Новгородские мы, -  послышалось в ответ.

  • Социоконструкция (обсуждение в группе).
  • Социализация  (выступление от каждой группы) 

Вывод: Прочитав данные тексты, мы убедились в том, что между общеупотребительными и диалектными словами есть различие: общеупотребительные слова  известны всему народу, а диалектные понятны лишь жителям той или иной местности, чаще сельской.

Данный материал еще раз дает нам возможность восхититься огромной эрудицией В.И.Даля и убеждает нас в большой социальной значимости изучения диалектных слов.

- Обратите внимание: при встрече в тексте с диалектным словом обращаться нужно   к толковым словарям,  диалектные слова идут с пометой обл. (для доказательства дети находят 2-3 слова в толковом словаре В.И.Даля (1 группа), в толковом словаре Ожегова (2 группа), в толковом словаре Ушакова (3 группа)). Почему же они включены в словари? Потому что нередко употребляются в газетах, журналах, в разговорной речи, если дело касается деревенских проблем, в художественной литературе.

8. Использование диалектных слов в художественной  литературе <8 слайд>

  1. Слово учителя.

- Диалектные слова нередки в художественной литературе. Обычно их используют те писатели, которые сами родом из деревни, или же те, кто хорошо знаком с народной речью: А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов,  С.А.Есенин, М.А.Шолохов, В.М.Шукшин, А.И.Солженицын и многие другие.

    Целый год Александр Исаевич Солженицын жил и работал во Владимирской области учителем математики в сельской Мезиновской школе. В соседней деревне Мильцево снимал он угол у местной жительницы Захаровой Матрены Васильевны. Об этом времени, жителях деревни  и о полюбившейся хозяйке написан рассказ «Матренин двор». Рассказ абсолютно документален, в нем практически нет вымысла, произошедшие события описаны в рассказе с хронологической точностью, даже все имена героев, которые  жили в этих местах, - реальные, только самого себя он называет Игнатичем, да деревню называет Тальново, а не Мильцево.

  1. Работа с текстом (тексты для всех групп одинаковые). Пакет  № 2.

Текст 1

     Прочитайте текст, найдите диалектные слова. Каково их  

     лексическое  значение? Для чего автор употребляет диалектизмы?

   Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную не красную сторону, крытый щепой, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом – не низкий - 18 венцов, однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка. 

(проредилась их обвершка – верх ворот обветшал).

Текст 2.

     Прочитайте текст. Найдите диалектные слова, каково их лексическое    

     значение? Для чего автор употребляет диалектизмы?

   Дворик не был крыт, но в доме много было под одной связью. За входной дверью внутренние ступеньки поднимались на просторные мосты, высоко осененные крышей. Налево еще ступеньки вели вверх в горницу – отдельный сруб без печи, и ступеньки вниз, в подклеть. А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем. Строение было давно и добротно, на большую семью, а жила там теперь одинокая женщина лет шестидесяти.

(Связью – дом и двор объединены, мосты – сени,  горницу – отдельный сруб без печи, подпольем – яма под полом для хранения овощей, подклеть – нижний нежилой этаж дома)

       

Текст 3.

Прочитайте текст. Найдите диалектные слова, каково их лексическое    

значение? Для чего автор употребляет диалектизмы?

- Теперича я зуб наложила, Игнатьич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. – Ну и местечко, любота одна!

- Да Матрена Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

- Фу-у! твоего торфу! Еще столько, да еще столько – тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуель в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну нашу бабу по судам тягают.

    (Теперича – теперь,  любота – красота, бывает – может быть, дуель –  

     метель, летось – в прошлом году, сколища – много).

  • Индивидуальная работа  (каждый участник группы работает  

     самостоятельно).

  • Социоконструкция (обсуждение в группе).
  • Социализация (выступление от каждой группы) 

Вывод: Солженицын использует диалектные слова для передачи особенностей речи Матрены Васильевны.  Подробный  рассказ о доме является более яркой, выразительной характеристикой героини, прожитой ею жизни,

9. Диалектизмы, их типы.

   1)   Работа с текстом. Используется прием «Зигзаг» (учащиеся образуют новые группы: под № 1 (на бейджиках) – 1 группа, под № 2 – 2 группа, под № 3 – 3 группа, под № 4 – 4 группа, под № 5 – 5 группа.

Общее задание: изучить теоретический материал о типах диалектов, вернуться в свою группу, рассказать изученное и вместе составить кластер.

 Текст:

    «Русские народные говоры, или диалекты (гр. dialektos - наречие, говор), имеют в своем составе значительное количество самобытных народных слов, известных только в определенной местности. Диалектизмы бытуют, в основном, в устной речи крестьянского населения; в официальной обстановке носители диалектов обычно переходят на общенародный язык, проводниками которого являются школа, радио, телевидение, литература. Диалекты отличаются от общенародного национального языка различными чертами - фонетическими, морфологическими, особым словоупотреблением и совершенно оригинальными словами, неизвестными литературному языку. Это дает основание сгруппировать диалектизмы русского языка по их общим признакам.

   Лексические диалектизмы - слова, известные только носителям диалекта и за его пределами не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов. Например, в южнорусских говорах бытуют слова буряк (свекла), цибуля (лук), гуторить (говорить); в северных - кушак (пояс), баской (красивый), голицы (рукавицы). В общеупотребительном языке эти диалектизмы имеют эквиваленты, называющие тождественные предметы, понятия. Наличие таких синонимов отличает лексические диалектизмы от других типов диалектных слов.

Семантические диалектизмы - слова, обладающие в диалекте необычным значением: мост - 'пол в избе', губы - 'грибы всех разновидностей, кроме белых', кричать (кого-либо) - 'звать', сам - 'хозяин, муж' и т. д. Такие диалектизмы выступают в качестве омонимов к общенародным словам, употребляемым с присущим им в языке значением.

Фонетические диалектизмы - слова, получившие в диалекте особое фонетическое оформление цай (чай), чепь (цепь) - следствия "цоканья" и "чоканья", свойственных северным говорам; хверма (ферма), бамага (бумага), пашпорт (паспорт), жисть (жизнь) и под.

Словообразовательные диалектизмы - слова, получившие в диалекте особое аффиксальное оформление: певень (петух), гуска (гусыня), телок (теленок), земляница (земляника), братан (брат), шуряк (шурин), дарма (даром), завсегда (всегда), откуль (откуда), покеда (пока), евонный (его), ихний (их) и т. д.

Морфологические диалектизмы - не свойственные литературному языку формы словоизменения: мягкие окончания у глаголов в 3-м лице (идеть, идуть); окончание -ам у существительных в творительном падеже множественного числа (под столбам); окончание -е у личных местоимений в родительном падеже единственного числа: у мене, у тебе и др.».

Группа №1.

Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются слова известные только носителям диалекта и за его пределами не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов? Приведите примеры.

Группа №2.

Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются слова, обладающие в диалекте необычным значением и которые  выступают в качестве омонимов к общенародным словам, употребляемым с присущим им в языке значением? Приведите примеры.

Группа №3.

Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются слова,  получившие в диалекте особое фонетическое оформление? Приведите примеры.

Группа №4.

Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются слова,  получившие в диалекте особое аффиксальное оформление? Приведите примеры.

Группа №5.

Задание: прочитайте текст, ответьте на вопрос: как называются не свойственные литературному языку формы  изменения слов ?

  • Индивидуальная работа (каждый участник группы работает    

     самостоятельно).

  • Социоконструкция (обсуждение в группе).
  • Социализация (выступление от каждой группы) 
  • Афиширование (на магнитную доску прикрепить свой кластер) < 9 слайд >

10.Рефлексия.                  <10 слайд >

- Письменно ответьте на 2 любых вопроса.

  • Что я узнал о диалектизмах?
  • Мне было трудно…
  • Мне понравилось/  не понравилось…
  • Мои размышления…

Вывод: <11слайд> Многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются преимущественно в речи очень старых или неграмотных людей. Наша задача – сохранить их для потомков. Я хочу вам зачитать слова Г.Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность -  сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи»    <10 слайд>

11. Инструктаж домашнего задания. <12 слайд >

  • Изучить карту народных говоров;<приложение 3>
  • Выписать из толкового словаря диалектные слова  разных наречий (по 5 слов)

Приложение 1.

   Примеры ассоциаций учащихся:

лексика;

письмо;

литература;

словари;

общеупотребительные слова;

синонимы;

антонимы;

омонимы;

не мед, а ко всему липнут;

слово - не воробей, вылетит – не поймаешь;

речь,

оружие и т.д.

Приложение 2.

Примеры сочинений учащихся:

1. На каникулы родители повезли нас в деревню к бабушке.

Подъехав к дому, мы выскочили из машины и побежали к калитке, у которой в катанках, в красивом запоне  нас уже ждала бабушка:

- Вот дождалися, вот радость-то! Дед, да посмотри, каки  угланы-то у нас выросли!  Летось совсем махоньки были! Ну пойдемте ли че ли.

Мы с Петькой непонимающе переглянулись. На помощь пришел папа. Он сказал, что так говорят в этой местности. Нам эти слова очень понравились, и мы приложили немало усилий, чтобы запомнить их как можно больше.

  Почти каждый день мы опускались в голбец за бабушкиными разносолами. Все лето было ведро, и мы с утра до вечера проводили на улице, бегали в поскотину за синявками, ходили вместе с дедом на покос. Там залазили на зарод и чувствовали себя, как на вышке. Бабушка с дедушкой говорили, что мы совсем не уросливые.

 2.  Каникулы в деревне пролетели очень быстро, но с пользой для Миши. Там он узнал много интересных новых слов.

  Первой дома его встретила мама:

- Ну, рассказывай!

- Мамочка, кака ты у меня баска в новых обутках. Тятька на работе?

Мама улыбнулась и ласково потрепала Мишу за волосы. А вечером, когда мама с тетей Дашей пошли в сауну, он крикнул им вслед:

- А вы вехотку не забыли?

- Да взяли мы веник, взяли!

- Да не веник это, а обыкновенная мочалка.

Оказывается, к таким словам еще и переводчик нужен!

3. В доме лесника все спали. Только на улице слышались голоса и тарахтение колышки около прясла. Когда стало светать, солнце пригрело беремя на сушиле и в доме запахло душистым сеном. Первыми проснулись ребятишки и бегом побежали на мост посмотреть на гнутки. Скорей бы зима! На  поличке взяли шеверенки  и наберки и отправились в лес. По пути остановились у баклуши. Но без шалапаек карасей не поймаешь! На горизонте показался дерижбан. Отора привезли скусные пряники?

 Вечером мама достала халяву и замочила ягоды, а из свежих грибов приготовили ужин. В избе было уютно, а на улице началась негаза.

4. Моя бабушка была ужасной модницей.  Я люблю разглядывать именья в ее сундуке. А она с удовольствием рассказывает о либерте с отложным воротом и пуговицами до конца, о басках, которые застегивались на кнопки или крючки. На кофточку с брыжжами  надевали цепочки, а богачи – цепочки с щасами. Сохранилась и сряда и шишона, даже  колонки и ступни с завязками и с ремешками. В чесанках она и сейчас ходит гулять, а около дома можно и в калишках побегать.

 Однажды я без спросу надела сабоги с калбуком, фивинку и лисяк.  Бабушка очень распонгошилась, что я шишилась в ее добре. 

Приложение 3.

Карта говоров  (раздаточный материал)

       

 

  • северное наречие (зеленый цвет),
  • среднерусские говоры (желтый цвет)
  • южное наречие (красный цвет)

Говоры объединяются в наречия. В русском языке – два наречия

                                                     Наречия

                                     Северное                                 Южное

                                                  (Среднерусские говоры)

Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: А и О в безударном слоге звучат одинаково: [а]кно, [карова]. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и др. областях, расположенных к югу от Москвы, в значительной части Волгоградской области.

Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят [окно], [корова].

Между Северным и Южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие.

                                                   

Литература.

  • Букринская И.А., Голубева Н.Л. Язык русской деревни/Школьный диалектологический атлас. Пособие для общеобразовательных учреждений. ОА «Аспект Пресс», 1994
  • Солженицын А.И. Малое собрание сочинений в 7 томах Рассказы, том 2. Инком НВ, Москва,1991
  • Булатов М.А, Порудоминский В.И. «Собирал человек слова» Изд. «Детская литература», М,1969
  •  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М: Айрис-Пресс,2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (построение текста) Основные функции современного русского языка

В начале учебного года каждый учитель-словесник продумывает первый урок: от интересного начала зависит многое. И как часто это бывает, первые уроки превращаются в сообщения учителя, выполнение предлож...

Конспект метапредметного урока английского языка и литературы «Быть или не быть?» (от «Гамлета» к сонетам) Мастерская построения новых знаний.

Смысловые вехи проектирования.Уровень интеграцииТематические / межпредметные связи.Метапредметное понятиеПонятие-символЛичностный уровень.Основная идея урока:интеграция разных видов искусств и их стил...

Методическая разработка "С чего начинается Родина?" (Творческая мастерская построения знаний по поэме Н.А.некрасова "Дедушка")

Урок литературы в 6 классе, построен по технологии педагогической мастерской, использован синквейн, как метод проверки усвоения материала. В  работе использована межпредметная связь с историей. Р...

"Счастье бывает разное" (творческая мастерская построения знаний по рассказу В.Токаревой "Самый счастливый день"

Урок внеклассногочтения в 10 классе, рекомендуется проводить после изучения романа Л.НюТолстого "Война и мир"...

Внеклассное мероприятие Мастерская построения новых знаний, ценностных ориентаций по литературе Бурятии «Я из песенного края, я сын этих гор и вод» (по творчеству Н.Г. Дамдинова).

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе Бурятия предназначена для учителей, которые используют на уроках современные педагогические технологии....

Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения новых знаний и творческого письма по драме Островского " Гроза".

На уроке учащиеся смогут проследить развитие конфликта в пьесе . таксже на уроке рассматривается смысл названия пьесы и роль Грозы в жизни героев пьесы. завершается занятие минисочинением....