Творческая мастерская построения знаний с элементами проблемного обучения по рассказу А. П. Платонова «Никита»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Снытко Галина Михайловна

Урок литературы в 7-м классе по рассказу А. Платонова "Никита"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая мастерская построения знаний с элементами проблемного обучения

по рассказу А. П. Платонова «Никита»

Цель урока: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита».

Задачи урока:

1. образовательная: раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»

2. развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста;

совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения;

совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения;

развитие творческого воображения, монологической речи;

3. воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя;

Оборудование

Учебник литературы «Литература 7 класса, часть 3» под редакцией Н.А. Нефедовой, М.Б. Ладыгина, М, 2002 г.;

Пачки восковых мелков или карандашей (на каждом столе);

Бумага (листы А4);

Раздаточный материал (отрывки текста из рассказа А. Платонова «Никита»);

Толковый словарь к рассказу А. Платонова «Никита»;

Оформление доски

Запись темы урока

Запись темы дискуссии «Легко ли быть маленьким?»

Записано предложение: «Детство - … пора».

На обратной стороне доски записано задание для сочинения в технике РАФТ (см. конспект);

Ход урока

Поиграй со словом «детство»!

  1. Запишите в тетрадь слово «детство», воспользовавшись мелками или карандашами, лежащими на ваших столах.
  2. В течение минуты подберите слова-ассоциации к слову «детство» и запишите их. Прочитайте их в классе (читают по цепочке все учащиеся).
  3. В течение минуты из букв, входящих в состав слова «детство», составьте как можно больше слов (имен существительных).
  4. Прочитайте полученные слова. Учитель записывает их на доску: вес, тест, тесто, сев, тост, свет;

 

Допиши предложение.

  1.  Вставьте подходящее по смыслу  определение  в предложение: «Детство - … пора».
  2. Допиши это  предложение или составь ещё 1-2 предложения о детстве, употребив в них некоторые из записанных на доске слов (время  на работу 2 минуты).
  3. Прочитайте полученные предложения в группе, выберите из них наиболее интересное для прочтения в классе.

Сочинение-миниатюра

В течение 3 минут поразмышляйте над вопросом: «Легко ли быть маленьким?» В своем сочинении постарайтесь представить разные точки зрения.

  1. Прочитайте свои работы в группе, составьте групповой ответ на этот вопрос.

Работа по рассказу А. Платонова «Никита»

 Лексическая викторина

- Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, колхоз, овин, околица, сени, трудодень.

Если не могут объяснить, то оставить пока без объяснения, в конце викторины предложить прочитать выписку из толкового словаря.

Работа со словарём к рассказу А. Платонова «Никита» (см. приложение 1)

Прочитайте значения слов, которые вы затруднялись объяснить.

Проблемная дискуссия  на основе рассказа А. Платонова «Никита» «Легко ли быть маленьким?»

Класс делится на 3 группы (по рядам).

В течение 5 минут поработайте с текстом рассказа А. Платонова, подготовьтесь к дискуссии по вопросу: «Легко ли быть маленьким?»

Первая группа собирает аргументы, доказывая, что трудно быть маленьким.

Вторая группа собирает аргументы, доказывая, что легко быть маленьким.

Третья группа работает с отрывками из текста (см. приложение 2), анализируя и отбирая доказательства для дискуссии. Цитаты раскладываются в два конверта: 1 – легко быть маленьким ребенком; 2- трудно быть меленьким.

Дискуссия

Первая и вторая группы по очереди высказывают свои точки зрения, приводя из текста аргументы. Третья группа дополняет, зачитывая цитаты из текста.

Итоги дискуссии подводит учитель.

Нелегко сказать, как живется маленькому человеку. Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо.  Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце,  тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.

  1. В чем заключается эта истина жизни? Ответ аргументируйте текстом.
  2. «-Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они злые. А этого гвоздя-человека  ты сам трудом сработал, он и добрый…Отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век».

Человек (и взрослый и ребёнок) преображает мир своими добрыми делами – вот истина жизни, которую понял главный герой рассказа А. Платонова.

Создайте обложку к книге А. Платонова «Никита»

Вы читали детские книги, которые состоят из 1 рассказа. Вот представьте, что перед вами такая книга, в ней напечатан рассказ А. Платонова «Никита».

  1.  Какую бы вы иллюстрацию нарисовали на обложке этой книжки, что в ней отразилась та проблема, о которой мы говорили сегодня на уроке?
  2. В течение двух минут обсудите в группе и опишите иллюстрацию. Можете набросать эскиз на листе бумаги. Бумагу возьмите у меня на столе.

 Обсуждение иллюстраций.

Творческая работа по развитию речи. Сочинение в технике РАФТ

Сейчас вам предстоит написать творческую работу – сочинение в технике РАФТ. Вы помните, что вам задается роль, определяется адресат и форма работы, определяется тема. Итак, вы пишите от лица главного героя произведения – пятилетнего Никиты, - рассказ, как легко или трудно быть маленьким.  

Р – роль – от лица Никиты    (записано на доске и  закрыто до выполнения задания)

А – аудитория – вернувшийся с войны отец

Ф – форма – монолог

Т -тема- рассказать, как одновременно легко и трудно в детстве быть маленьким.

В течение 5 минут учащиеся пишут творческие работы. Потом они читают их в группах, в классе зачитываются работы от группы по желанию.

Рефлексия

Поделитесь своими впечатлениями о пребывании на уроке: какая работа была вам интересна, что вызвало затруднение, какие моменты мастерской особенно запомнились.

Как вы чувствовали себя на сегодняшнем занятии?

Домашнее задание (на выбор)

 Напишите отзыв о рассказе А. Платонова «Никита» или подготовьте выразительное чтение понравившегося разговора Никиты с одним из предметов окружающего мира – стр.103, задание №8.

Приложение 1

Словарь к рассказу А. Платонова «Никита»

(по «Современному толковому словарю русского языка», С-П, 2006)

Баня топилась по-черному – в бане нет трубы, дым во время топки выходит через открытые двери;

Изба – деревянный крестьянский дом или внутреннее  жилое помещение такого дома;

Изгородь – ограда из жердей, кольев, прутьев;

Колья, кол – короткий шест, заостренный с одного конца;

Колхоз – коллективное хозяйство (объединение крестьян в сельском хозяйстве) или люди, состоящие в колхозе;

Овин – строение для сушки снопов перед молотьбой;

Околица – окраина селения или в старину: изгородь вокруг деревни;

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах;

Трудодень – в СССР (в Советском Союзе, так называлось наше государство в 20 веке) –единица учёта труда в колхозе, определяющая долю каждого члена в доходах;

 

Приложение 2

1. Рано утром мать уходила со двора в поле на работу. А отца в семействе не было; отец давно ушел на главную работу — на войну и не вернулся оттуда.

Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его все не было и нет.

В избе и на всем дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет от роду. Уходя, мать ему наказывала, чтобы Никита не сжег двора, чтобы он собрал яйца от кур, которые они несли по закутам и под плетнями, чтобы чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха и чтобы он ел в обед молоко с хлебом на столе, а к вечеру мать вернется и тогда покормит его горячим ужином.

2. — Я умный, тут добро наше, а отца нету, — говорил Никита. — А ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь.

 3. — Чего ты боишься-то? На небе солнце светит, кругом в полях людно, ты не бойся, ты живи смирно один...

 4. Оставшись один, Никита обошел всю тихую избу — горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди паутины, воробей пришел пеший через порог и искал себе зернышко в жилой земле избы. Всех их знал Никита: и воробьев, и пауков, и муху, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому Никита пошел далее во двор и пришел в сарай, где стояла в темноте пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек; днем он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.

5. Но какой он был — тот, кто жил в бочке? Никита сразу представил его в уме. Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки.

У матери недавно пропали ножницы. Это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать свою бороду.

— Отдай ножницы! — тихо попросил Никита. — Отец придет с войны — все одно отымет, он тебя не боится. Отдай!

6. Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солнце, облака не застили его сейчас, и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его.

7. Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

8. За огородом, в зарослях лопухов и крапивы, находился колодец. Из него уже давно не брали воду, потому что в колхозе вырыли другой колодец с хорошей водой. В глубине того глухого колодца, в его подземной тьме, была видна светлая вода с чистым небом и облаками, идущими под солнцем. Никита наклонился через сруб колодца и спросил:

— Вы чего там?

Он думал, что там живут на дне маленькие водяные люди. Он знал, какие они были, он их видел во сне и, проснувшись, хотел их поймать, но они убежали от него по траве в колодец, в свой дом. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал.

— Я вам дам! — сказал в колодец Никита. — Вы зачем тут живете?

Вода в колодце вдруг замутилась, и оттуда кто-то чавкнул пастью. Никита открыл рот, чтобы вскрикнуть, но голос его вслух не прозвучал, он занемел от страха; у него только дрогнуло и приостановилось сердце.

9. У сарая он опомнился. Под плетневую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет.

10. Никита оглянулся. На огороде стоял старый пень. Посмотрев на него, Никита увидел, что это голова человека. У пня были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался Никите.

11. Ты тоже тут живешь? — спросил мальчик. — Вылезай к нам в деревню, будешь землю пахать.

Пень крякнул в ответ, и лицо его стало сердитое.

— Не вылезай, не надо, живи лучше там! — сказал Никита, испугавшись.

12. Банька была старая и омшелая вся, скучная избушка.

«Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала! — в страхе подумал Никита о дедушкиной бане. — Ишь, живет себе, вон у ней голова есть — это не труба, а голова — и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек! Я вижу!»

13. Никита наклонился к желтому цветку. Кто он был? Вглядевшись в цветок, Никита увидел, как постепенно в круглом его личике являлось человеческое выражение, и вот уже стали видны маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

14. Колья из плетня смотрели на Никиту, как лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

15. Но незнакомые, злобные лица людей отовсюду неподвижно и зорко смотрели на Никиту. Он глянул на лопухи — они должны быть добрыми. Однако и лопухи сейчас угрюмо покачивали большими головами и не любили его.

16. Мама, иди домой! — попросил Никита далекую мать. — Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их!

Мама, иди домой! — попросил Никита далекую мать. — Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их!

17. Дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле. Дед теперь смотрел на него; Никита подумал, что дед видит его, поднялся на ноги и побежал к матери.

18. Солдат поглядел на Никиту, потом поднялся с лавки и взял его к себе на руки. От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей. Никита оробел и молчал.

19. Наутро Никита вышел во двор и сказал вслух всем, кто жил во дворе, — и лопухам, и сараю, и кольям в плетне, и пню-голове в огороде, и дедушкиной бане:

  1. К нам отец пришел. Он век будет с нами вековать. Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не корябался оттуда наружу, на свет.

20. Никита так же, как вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но ныне он ни в одном не увидел тайного человека; ни в ком не было ни глаз, ни носа, ни рта, ни злой жизни. Колья в плетнях были иссохшими толстыми палками, слепыми и мертвыми, а дедушкина баня была сопревшим домиком, уходящим от старости лет в землю. Никита даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и больше ее не будет.

21. Когда пня-головы не стало, Никита сказал отцу:

— А тебя не было, он слова говорил, он был живой. Под землей у него пузо и ноги есть.

22. Никита с охотой, как большой, начал работать молотком. Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки.

23. — Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человека ты сам трудом сработал, он и добрый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»

Целью данного урока является  создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный    процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   ра...

Смысл названия и основные проблемы рассказа И.А. Бунина "Кукушка" (мастерская построения знаний и творческого письма).

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Кукушка" с применением технологии мастерских....

План-конспект урока литературы по теме «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита»

План-конспект урока литературы по теме  «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита»...

Методическая разработка "С чего начинается Родина?" (Творческая мастерская построения знаний по поэме Н.А.некрасова "Дедушка")

Урок литературы в 6 классе, построен по технологии педагогической мастерской, использован синквейн, как метод проверки усвоения материала. В  работе использована межпредметная связь с историей. Р...

Презентация по рассказу А.П. Платонова "Никита" 5 класс.

Презентация представляет собой разработку урока по рассказу "Никита" А. Платонова,  развивает у учащихся навык анализа эпического произведения....

"Счастье бывает разное" (творческая мастерская построения знаний по рассказу В.Токаревой "Самый счастливый день"

Урок внеклассногочтения в 10 классе, рекомендуется проводить после изучения романа Л.НюТолстого "Война и мир"...