Смысл названия и основные проблемы рассказа И.А. Бунина "Кукушка" (мастерская построения знаний и творческого письма).
план-конспект урока (литература, 7 класс) на тему

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Кукушка" с применением технологии мастерских.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смысл названия и основные проблемы (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) рассказа И.А. Бунина «Кукушка»  (мастерская построения знаний и творческого письма)

        Цель:        

  • выявить художественную идею рассказа; особенности раннего творчества И.А. Бунина;
  • развивать навыки работы с  учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения;
  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления символического значения слова «дом».

Результаты урока:

Предметные результаты: выделение необходимой информации, решение проблем творческого, поискового характера.

Метапредметные результаты: развитие речевой деятельности, формирование умения принимать, понимать людей разного социального положения.

Личностные результаты: закрепление нравственных норм поведения.

         Оборудование: учебник литературы для 7 класса, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, раздаточный материл.

Структура урока

1. Индукция.

2.Самоконструкция.

3. Социоконструкция.

4.Социализация.

5. Афиширование.

6. Разрыв.

7. Рефлексия.

Работа во время мастерской ведется в группах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

І.      Индукция.

 Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно. И тема сегодняшней мастерской: «Смысл названия и основные проблемы рассказа (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение)  И.А. Бунина «Кукушка»  (Слайд 1).

Напишите слово ДОМ  как вам удобно (вертикально, горизонтально, заглавными буквами или прописными). Подберите к этому слову слова-ассоциации. Обменяйтесь своими словами в группе. (3 минуты)

II. Самоконструкция.

Группам раздаются высказывания писателей и поэтов о доме.

«Главный-то дом человек в душе у себя строит, и этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф. Абрамов «Дом»).

«Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне»).

«Где любят нас – лишь там очаг родимый» (Д. Байрон).

«Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены – наши. Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности – и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты,  где точно воды родника, рождаются грезы». (А. Сент-Экзюпери «Планета людей»).

«Жить так на воле, умирать – так дома» (А. Ахматова. Жить – так на воле»).

«Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо...»).

«Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А смысл их жизни в их доме. Дорога, ячменное поле, склон холма разговаривают по-разному с чужаком и с тем, кто здесь родился» (А. Сент-Экзюпери «Цитадель»).

Дом (царство), разделившееся внутри самого себя не устоит. (Библия. Новый завет. Стих 12:25).

«Дом – это место, где можно не подлаживаться. Не контролировать слова. Быть усталым, когда устал, быть молчаливым, когда хочется молчать – и при этом не бояться, что обидишь.  Не  притворяться ни мгновения – ни жестом, ни взглядом». (В. Рыбаков. «Гравилет Цесаревич»).

«Если в спешке строишь вселенную или дом, то почти наверняка потом заметишь, что забыл сделать мель или чулан для щеток» (М. Твен).

«Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других» (Роберт Луис Стивенсон).

«Я не люблю чувствовать себя как дома, когда я за границей» (Джордж Бернард Шоу).

«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Дюма А. отец).

Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?». (Слайд 2). (10 минут)

III. Социоконструкция.

Прочитайте свои тексты в группе, выберите один текст от группы и прочитайте его вслух. (7 минут)

IV. Социализация. (3 и 5 минут)

Группам раздаются вопросы.

1 группа. Прочитайте рассказ от начала до слов «...вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).

- Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения?  (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14). (слайд 3, 4).

(Преобладают серые тона, картина леса написана в приглушенной цветовой  гамме).

Слово учителя.

В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.

2 группа. Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». (Индивидуальное задание). (Слайд 5).

Сообщение учащегося.

«Мужичок из робких» - Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 65х54

Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой. Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная. Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться...

Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика "себе на уме". Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели...

-        Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14). (Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека).

 3 группа. Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш...» до « ...и весна прошла дружно, весело». Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия? (Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого  ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный", не "хозяйственный" человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного", обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе»).

-        Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки? (Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку).

Слово учителя.

Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

4 группа. Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться...» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14). (Слайд 6).

- Почему радуется Кукушка своему новому положению?

Слово учителя.

Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.

- Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки...» до слов «...даровать ему тихую и скорую кончину...»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

«Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, он искренне просил Бога даровать ему скорую и тихую кончину».

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

Слово учителя.

Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.

Заслушиваются ответы групп с комментариями учителя.

V.  Афиширование. (5 минут)

Задайте свои вопросы по содержанию рассказа. Возможно, что-то осталось непонятным. (Обсуждение. Если вопросов нет, то учитель предлагает свои). (Слайд 7).

 - В каких отношениях с миром природы находится Кукушка? (Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы).

- Почему волчица поселилась неподалеку от Кукушки, не опасаясь присутствия человека? (Слайд 8).

-  Как автор изображает маленьких волчат в родном логове? (Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки).(Слайд 9).

- Какова судьба волчат? (Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть).

VI. Разрыв. (5 минут)

Обсудите в группах вопросы:

- Какое значение приобретает фраза Кукушки:

«— Зимой нашему брату плохо.

—        Какому брату?

—        Волчиному»?

- Какая участь ждет волчонка, которого ребята отпустили на свободу? (Слайд 10).

- Почему Кукушка замерз около леса? (В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели).(Слайд 11).

-Объясните смысл названия рассказа.

-Какие проблемы затронуты в этом рассказе?

- Выберите слова, которые могут быть ключевыми для сочинения по теме «Что значит дом для Кукушки?».

Записываем их на доске. (Очаг, тепло, уют, родные, любовь).

Выразите свои ощущения вокруг одного из этого слов или выберите любой проблемный вопрос и напишите на него размышление. Прочитайте.

VII. Рефлексия. (2 минуты)

Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали? Отметьте моменты, когда было радостно, когда или чему удивились? Какие задания вам понравились и почему?  Сделали ли какое-то открытие?

Домашнее задание: прочитать статью учебника «Художник за работой» (стр. 95 -96) и интервью с Куприным (стр. 97-98). Прочитать рассказ «Куст сирени»(стр.98-105). Р.т. урок 69.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение об именах Вера, Николай, Евграф, о символическом значении алмаза. Подготовить пересказ эпизода в ломбарде от лица оценщика.  

«Главный-то дом человек в душе у себя строит, и этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф. Абрамов «Дом»).

«Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне»).

«Где любят нас – лишь там очаг родимый» (Д. Байрон).

«Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены – наши. Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности – и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты,  где точно воды родника, рождаются грезы». (А. Сент-Экзюпери «Планета людей»).

«Жить так на воле, умирать – так дома» (А. Ахматова. Жить – так на воле»).

«Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дом кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо...»).

«Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А смысл их жизни в их доме. Дорога, ячменное поле, склон холма разговаривают по-разному с чужаком и с тем, кто здесь родился» (А. Сент-Экзюпери «Цитадель»).

Дом (царство), разделившееся внутри самого себя не устоит. (Библия. Новый завет. Стих 12:25).

«Дом – это место, где можно не подлаживаться. Не контролировать слова. Быть усталым, когда устал, быть молчаливым, когда хочется молчать – и при этом не бояться, что обидишь.  Не  притворяться ни мгновения – ни жестом, ни взглядом». (В. Рыбаков. «Гравилет Цесаревич»).

«Если в спешке строишь вселенную или дом, то почти наверняка потом заметишь, что забыл сделать мель или чулан для щеток» (М. Твен).

«Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других» (Роберт Луис Стивенсон).

«Я не люблю чувствовать себя как дома, когда я за границей» (Джордж Бернард Шоу).

«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Дюма А. отец).

Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?».

Вопросы для 1 группы.

Прочитайте рассказ от начала до слов «...вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).

- Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения?  (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14).

Вопросы для 2 группы.

Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». (Индивидуальное задание). Сообщение Ивзалиева.

Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14).

Вопросы для 3 группы.

Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш...» до « ...и весна прошла дружно, весело». Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?

Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки?

Вопросы для 4 группы.

Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться...» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14).

- Почему радуется Кукушка своему новому положению?

Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки...» до слов «...даровать ему тихую и скорую кончину...»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерские построения знаний и творческого письма. Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»

Автор разработки:Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области» Педагогическая мастерская – одна из актуа...

Модернистская поэзия серебряного века. Мастерская построения знаний и творческого письма.

Модернистская поэзия серебряного века.Мастерская построения знаний и творческого письма.Поэтический турнир. (2 часа)Эпиграф:...

Урок литературы в 11 классе «Графомания и лирика (по поэзии постмодернизма)» Мастерская построения знаний и творческого письма.

Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаё...

Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма

Технология педагогических мастерских. Понятие педагогической мастерской. Типология педагогических мастерских. Законы мастерской. Педагогическая мастерская и современная словесность. Алгоритм построени...

Мастерская построения знаний и творческого письма по произведению И. Шмелёва «Как я стал писателем» (8 класс)

Современная педагогическая технология "Мастерская построения знаний и творческого письма" формирует навыки работы с текстом, анализа художественного произведения; извлечения и преобразования необходим...

Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения новых знаний и творческого письма по драме Островского " Гроза".

На уроке учащиеся смогут проследить развитие конфликта в пьесе . таксже на уроке рассматривается смысл названия пьесы и роль Грозы в жизни героев пьесы. завершается занятие минисочинением....

Заимствованные слова-фамилии. Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма по теме «Лексика»

Мастерская – это как раз та педагогическая технология, которая по своей  специфике основывается на тех целях и использует  те средства обучения, которые являются  стратегией модер...