Модернистская поэзия серебряного века. Мастерская построения знаний и творческого письма.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Куртасова Татьяна Евграфовна

 

Модернистская поэзия серебряного века.

Мастерская построения знаний и творческого письма.

Поэтический турнир. (2 часа)

Эпиграф:

               Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

               Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

               Пройти по всей земле горящими ступнями,

               Всё воспринять и снова воплотить.

Максимилиан Волошин

Цели:

1. Учебные:

а)  обобщить знания по поэзии серебряного века;

б) учить восприятию сложной и разной поэзии этого периода.

2. Воспитательные:

а) воспитание эстетического вкуса при восприятии такой разной поэзии.

3. Развивающие:

а) развитие творческих способностей при восприятии, анализе,сочинении собственных стихов.

Опережающие домашние задания (за неделю)

I. Всем: повторить по учебнику характеристики трех течений модернистского направления в поэзии серебряного века, чтобы дать яркое представление об их неповторимых особенностях.

Примерный план.

1. Смысл названия.

2. Дата основания, кто стоял у истоков.

3. Временные рамки.

4. Место встречи.

5. Имена поэтов.

6. Программа:

   а) декларации;

   б) поэтическое кредо;

   в) призвание поэта;

   г) темы творчества;

   д) отношение к культурному наследию, истории;

   е) смысл поэтического слова;

   ж) главная идея служения поэтическим словом.

II. Групповые задания.

1. Разделитесь на 3 творческие группы.

2. Сделайте свой выбор в пользу одного течения:

 - символизм,

 - акмеизм,

 - футуризм.

3. Составьте альманах своего течения.

4. Выучить наизусть 1 стихотворение (по выбору).

III. Умеющим сочинять стихи (индивидуальные).

Сочинить стихотворение – стилизацию или пародию на одно из стихотворений поэтов серебряного века.

Ход мастерских.

Условия работы: запись информации (ответы на вопросы) и творческих заданий.

I. Целеполагание.

1. Подумайте, приходилось ли вам участвовать в деятельности каких-нибудь творческих групп в школе, ДТД и М или в других местах? Почему вы согласились?

2. Если не участвовали, то что привлекло бы, побудило примкнуть к какой-либо группе, движению? (интересы, цели, участие, авторитет)

а) запишите свои размышления (2-3 предложения);

б) высказывается каждый.

3. Посмотрите на таблицу урока и вспомните 3основные течения в модернистской поэзии серебряного века. Еще какие группы вы знаете? (имажинисты, ничевоки, обериуты, крестьянские поэты, группа ЛЕФ).

4. К какой группе вы хотели бы примкнуть, представить её и посоревноваться с поэтическими противниками? (в духе серебряного века: там выбирали короля поэтов).

Краткие записи ответов.

Группы формируются добровольно, выбираем игровую форму разминки.

II. Жюри(приглашаются учителя – коллеги и все желающие).

III. Разминка. (конкурсы) 10 баллов

1. Придумайте название командам, нарисуйте эмблему, девиз, выберите капитана. 3 балла

2. Найдите  своё поэтическое кредо (таблички настоле). 1 балл

3. Место встречи поэтов. 1балл.

4. Портреты поэтов вашего течения прикрепите на схему (см. Презентация) 1 балл.

5. Какому виду искусства поклонялись?1 балл

6. Найдите и используйте предметы – атрибуты в представлении команды. (Презентация или фото.На интерактивной доске записываем ответы в виде схемы.) 3 балла

IV. Представление команд. 3 балла (Презентация)

V. Схватка теоретиков. 5 баллов + 3 балла за вопросы + 2 балла за оригинальность.

1. Дать характеристику своему течению (см. план домашнего задания).

2. Члены команды могут дополнить команды противника тоже и задать вопросы.

Можно выступление украсить поэтическими строчками, рисунками, плакатами, декларациями, музыкальным сопровождением, пантомимой и т.д.

3. Примерные вопросы (презентация) не менее трёх.

1) Что объединяло участников?

2) Что отличало их от других?

3) Что было художественным открытием?

4) Что удивляет более всего?

5) Что было странно для современников?

6) Что смешно?

7) Что привлекательно?

8) Что особенно ценно для вас?

9) Что не могло не вызвать оживлённых споров?

В ходе выступлений 1 – 2 человека от команды работают у доски, выстраивая схему – презентацию своей группы.

VI. Создание текстов по одной из тем на выбор(10-15 минут). Индивидуальное или групповое задание.

1. Футуристы мне не братья по перу (устное полемическое выступление).

2. Я вступил (а) / не вступил (а) бы в это объединение.

3. Вопросы для интервью с членом команды противника (и интервью).

4. Мой спор с символистами (футуристами, акмеистами).

5. Мы – будетляне!

6. Дружеский шарж не противника и т.п.

VII. Представление альманахов.(название, оформление).  10 баллов

1. Чтение стихов (наизусть). «Поэтическая перепалка».  2 балла

2. Задание команде противника: назовите автора, название стихотворения, принадлежность к течению.

3. В чём особенности стиля данного поэта? (письменный ответ команды).

VIII. Конкурс поэтов(индивидуальное домашнее задание).  10 баллов

Поэт от каждой группы читает своё стихотворение – стилизацию или пародию на какого – либо поэта.

IX. Рефлексия.  3 балла

1. Ответьте на 2-3 вопроса по собственному выбору. Допишите (по желанию) свои размышления о прошедшей мастерской.

Вопросы (презентация).

1. Что вызвало действительный интерес, а что показалось лишним?

2. Был ли момент, когда я удивился (- лась)?

3. О чем пришлось задуматься?

4. Какое отношение имеет тема мастерской к нашим дням, к современности, к культуре, к литературе?

X. Подведение итогов. Слово жюри. Оценки.

XI. Литература.

1. Педагогические мастерские: Теория и практика. СПб, 1998 г.

 2. Русская литература XXвека. Под редакцией В.В. Агеносова. М., «Дрофа» 1996 г. Iч. Стр. 29-68

3. Русская литература XXвека под редакцией В.П. Журавлёва. М., «Просвещение», 2005 г.

4. Русская литература XXвека (хрестоматия). Сост. А.В. Баранников. М., «Просвещение» 1997 г. стр. 4-8, стр. 77-106, стр. 221-257

5. Воспоминания о серебряном веке (составитель В. Крейд). М., «Республика», 1993 г.

6. Сонет серебряного века. Составитель О.И. Федотова. М., «Правда», 1990 г.

7. Серебряный век русской поэзии. Составитель К.Ф. Нестерова. М., «ИМА - кросс», 1994 г.

8. Г.Я. Ерёмина. Мастерские по литературе 11 класс. Санкт – Петербург, «Паритет», 2004 г.

 

Презентация.

I. Тема.

II. Эпиграф

III.                                 Модернистская поэзия (схема).

                           символисты              акмеисты                   футуристы

Цель

Служение добру, красоте, истине

Чувственное восприятие «звучащего, красочного мира во всей совокупности красоты и безобразия»

Делать новое революционное искусство

Поэт

Пророк, маг, мистик

Поэт мастер, ремесленник

Бунтарь революционер

Слово

Многозначность образа – символа.

«Прекрасная ясность» слова

Столкновение смыслов, слово – метафора, неологизм

Смежное искусство

Музыка

Архитектура, скульптура

Живопись, графика

Место сбора

На «башне» у Вячеслава Иванова.

«Цех поэтов» у Н. Гумилёва.

Любая аудитория, площади городов.

Отношение к реальности

Отрицание «грязного» реального лица, уход в нереальность, мистику, мечту.

Интерес к культуре, традициям, Пушкину.

«Долой А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского с корабля современности. Мы – знамя нашего времени»» (Манифест «пощёчин» общественному вкусу)»

Портреты поэтов

В. Брюсов

К. Бальмонт

Ф. Сологуб

А. Блок

А. Белый

В. Иванов

 

Н.С. Гумилёв

С.М. Городецкий

А.А. Ахматова

О.Э. Мандельштам

Г. Адамович

В. Маяковский

Вел. Хлебников

И. Северянин (эго-футурист)

А. Кручёных

Д. Бурлюк

IV. Вопросы команде противника (не менее трёх).

V. Вопросы для рефлексии (см. пункт IX1-4 ).

VI. Стихи собственного сочинения ( стилизация).

 

Стихи учащихся, стилизованные под стихи символистов, акмеистов, футуристов.

Стилизация под акмеистов.

Летов Антон

11 класс

2012 г.

Я тоже живой человек:

Я падал тысячи раз.

Сотню проклял – сотней воспет,

Я снова с вами сейчас.

Я обожаю красивую жизнь

И нашу великую «грязь».

Кому тесно, тот может пройтись –

На следующей остановке «Вылазь!»

Я называю плохое дерьмом!

А хорошее – красотой!!

Если что не пойму умом, почувствую всей душой!

К чёрту слёзы! От них тоска!

Наше время не терпит соплей!

Посмотри, старина, на любого  щенка:

Он резвее тебя и злей!

Вязиков Александр

11 класс 2012 г

Пародия на стихотворение Осипа Мандельштама

«Дано мне тело – что мне делать с ним…»

Дана башка мне.

Что мне делать с ней?

Я вижу слышу, говорю,

За что башку благодарю.

Могу я думать головой

Или найти себе покой.

Вообще ты, наша голова,

Бываешь часто неправа.

Она одна у меня вот такая,

И не нужна голова мне другая.

И если буду думать я,

Все будут уважать меня.

Неправ был Осип Мандельштам,

Когда про тело он писал.

Неактуальна эта тема,

Писал бы лучше он про мэна!

Летов Антон

Стилизация под футуристов.

Приколы пьяных пожарных.

«Не всё то дерево, что горит»

1. Что ни дерево, то всё горит.

2. Что-то всё дерево не горит.

3. Что-то не всё дерево горит.

4. То дерево, но не всё горит.

5. Не всё дерево горит. То что?

6. Всё, что не горит, то не дерево.

7. Что не горит? Это не дерево!

8. Не всё то дерево, что горит.

Шугаров Валерий,  11 класс, 2012 г.

Стилизация под символистов.

Пародия на стихотворение А.Блока» Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Ночь, лето, пиво, дискотека.

Мерцающий, слепящий свет.

Живи еще хоть четверть века –

Душе живой покоя нет.

Завянешь, вновь начнешь сначала,

И повторится всё, как встарь.

Ночь, осень, скука без скандала,

Почти погас души фонарь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modernistskaya_poeziya....docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Модернистская поэзия серебряного века.

Мастерская построения знаний и творческого письма.

Поэтический турнир. (2 часа)

Эпиграф:

               Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

               Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

               Пройти по всей земле горящими ступнями,

               Всё воспринять и снова воплотить.

Максимилиан Волошин

Цели:

1. Учебные:

а)  обобщить знания по поэзии серебряного века;

б) учить восприятию сложной и разной поэзии этого периода.

2. Воспитательные:

а) воспитание эстетического вкуса при восприятии такой разной поэзии.

3. Развивающие:

а) развитие творческих способностей при восприятии, анализе,сочинении собственных стихов.

Опережающие домашние задания (за неделю)

I. Всем: повторить по учебнику характеристики трех течений модернистского направления в поэзии серебряного века, чтобы дать яркое представление об их неповторимых особенностях.

Примерный план.

1. Смысл названия.

2. Дата основания, кто стоял у истоков.

3. Временные рамки.

4. Место встречи.

5. Имена поэтов.

6. Программа:

   а) декларации;

   б) поэтическое кредо;

   в) призвание поэта;

   г) темы творчества;

   д) отношение к культурному наследию, истории;

   е) смысл поэтического слова;

   ж) главная идея служения поэтическим словом.

II. Групповые задания.

1. Разделитесь на 3 творческие группы.

2. Сделайте свой выбор в пользу одного течения:

 - символизм,

 - акмеизм,

 - футуризм.

3. Составьте альманах своего течения.

4. Выучить наизусть 1 стихотворение (по выбору).

III. Умеющим сочинять стихи (индивидуальные).

Сочинить стихотворение – стилизацию или пародию на одно из стихотворений поэтов серебряного века.

Ход мастерских.

Условия работы: запись информации (ответы на вопросы) и творческих заданий.

I. Целеполагание.

1. Подумайте, приходилось ли вам участвовать в деятельности каких-нибудь творческих групп в школе, ДТД и М или в других местах? Почему вы согласились?

2. Если не участвовали, то что привлекло бы, побудило примкнуть к какой-либо группе, движению? (интересы, цели, участие, авторитет)

а) запишите свои размышления (2-3 предложения);

б) высказывается каждый.

3. Посмотрите на таблицу урока и вспомните 3основные течения в модернистской поэзии серебряного века. Еще какие группы вы знаете? (имажинисты, ничевоки, обериуты, крестьянские поэты, группа ЛЕФ).

4. К какой группе вы хотели бы примкнуть, представить её и посоревноваться с поэтическими противниками? (в духе серебряного века: там выбирали короля поэтов).

Краткие записи ответов.

Группы формируются добровольно, выбираем игровую форму разминки.

II. Жюри (приглашаются учителя – коллеги и все желающие).

III. Разминка. (конкурсы) 10 баллов

1. Придумайте название командам, нарисуйте эмблему, девиз, выберите капитана. 3 балла

2. Найдите  своё поэтическое кредо (таблички настоле). 1 балл

3. Место встречи поэтов. 1балл.

4. Портреты поэтов вашего течения прикрепите на схему (см. Презентация) 1 балл.

5. Какому виду искусства поклонялись?1 балл

6. Найдите и используйте предметы – атрибуты в представлении команды. (Презентация или фото.На интерактивной доске записываем ответы в виде схемы.) 3 балла

IV. Представление команд. 3 балла (Презентация)

V. Схватка теоретиков. 5 баллов + 3 балла за вопросы + 2 балла за оригинальность.

1. Дать характеристику своему течению (см. план домашнего задания).

2. Члены команды могут дополнить команды противника тоже и задать вопросы.

Можно выступление украсить поэтическими строчками, рисунками, плакатами, декларациями, музыкальным сопровождением, пантомимой и т.д.

3. Примерные вопросы (презентация) не менее трёх.

1) Что объединяло участников?

2) Что отличало их от других?

3) Что было художественным открытием?

4) Что удивляет более всего?

5) Что было странно для современников?

6) Что смешно?

7) Что привлекательно?

8) Что особенно ценно для вас?

9) Что не могло не вызвать оживлённых споров?

В ходе выступлений 1 – 2 человека от команды работают у доски, выстраивая схему – презентацию своей группы.

VI. Создание текстов по одной из тем на выбор (10-15 минут). Индивидуальное или групповое задание.

1. Футуристы мне не братья по перу (устное полемическое выступление).

2. Я вступил (а) / не вступил (а) бы в это объединение.

3. Вопросы для интервью с членом команды противника (и интервью).

4. Мой спор с символистами (футуристами, акмеистами).

5. Мы – будетляне!

6. Дружеский шарж не противника и т.п.

VII. Представление альманахов. (название, оформление).  10 баллов

1. Чтение стихов (наизусть). «Поэтическая перепалка».  2 балла

2. Задание команде противника: назовите автора, название стихотворения, принадлежность к течению.

3. В чём особенности стиля данного поэта? (письменный ответ команды).

VIII. Конкурс поэтов (индивидуальное домашнее задание).  10 баллов

Поэт от каждой группы читает своё стихотворение – стилизацию или пародию на какого – либо поэта.

IX. Рефлексия.  3 балла

1. Ответьте на 2-3 вопроса по собственному выбору. Допишите (по желанию) свои размышления о прошедшей мастерской.

Вопросы (презентация).

1. Что вызвало действительный интерес, а что показалось лишним?

2. Был ли момент, когда я удивился (- лась)?

3. О чем пришлось задуматься?

4. Какое отношение имеет тема мастерской к нашим дням, к современности, к культуре, к литературе?

X. Подведение итогов. Слово жюри. Оценки.

XI. Литература.

1. Педагогические мастерские: Теория и практика. СПб, 1998 г.

 2. Русская литература XX века. Под редакцией В.В. Агеносова. М., «Дрофа» 1996 г. I ч. Стр. 29-68

3. Русская литература XX века под редакцией В.П. Журавлёва. М., «Просвещение», 2005 г.

4. Русская литература XX века (хрестоматия). Сост. А.В. Баранников. М., «Просвещение» 1997 г. стр. 4-8, стр. 77-106, стр. 221-257

5. Воспоминания о серебряном веке (составитель В. Крейд). М., «Республика», 1993 г.

6. Сонет серебряного века. Составитель О.И. Федотова. М., «Правда», 1990 г.

7. Серебряный век русской поэзии. Составитель К.Ф. Нестерова. М., «ИМА - кросс», 1994 г.

8. Г.Я. Ерёмина. Мастерские по литературе 11 класс. Санкт – Петербург, «Паритет», 2004 г.

Презентация.

I. Тема.

II. Эпиграф

III.                                 Модернистская поэзия (схема).

                           символисты              акмеисты                   футуристы

Цель

Служение добру, красоте, истине

Чувственное восприятие «звучащего, красочного мира во всей совокупности красоты и безобразия»

Делать новое революционное искусство

Поэт

Пророк, маг, мистик

Поэт мастер, ремесленник

Бунтарь революционер

Слово

Многозначность образа – символа.

«Прекрасная ясность» слова

Столкновение смыслов, слово – метафора, неологизм

Смежное искусство

Музыка

Архитектура, скульптура

Живопись, графика

Место сбора

На «башне» у Вячеслава Иванова.

«Цех поэтов» у Н. Гумилёва.

Любая аудитория, площади городов.

Отношение к реальности

Отрицание «грязного» реального лица, уход в нереальность, мистику, мечту.

Интерес к культуре, традициям, Пушкину.

«Долой А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского с корабля современности. Мы – знамя нашего времени»» (Манифест «пощёчин» общественному вкусу)»

Портреты поэтов

В. Брюсов

К. Бальмонт

Ф. Сологуб

А. Блок

А. Белый

В. Иванов

Н.С. Гумилёв

С.М. Городецкий

А.А. Ахматова

О.Э. Мандельштам

Г. Адамович

В. Маяковский

Вел. Хлебников

И. Северянин (эго-футурист)

А. Кручёных

Д. Бурлюк

IV. Вопросы команде противника (не менее трёх).

V. Вопросы для рефлексии (см. пункт IX 1-4 ).

VI. Стихи собственного сочинения ( стилизация).

Стихи учащихся, стилизованные под стихи символистов, акмеистов, футуристов.

Стилизация под акмеистов.

Летов Антон

11 класс

2012 г.

Я тоже живой человек:

Я падал тысячи раз.

Сотню проклял – сотней воспет,

Я снова с вами сейчас.

Я обожаю красивую жизнь

И нашу великую «грязь».

Кому тесно, тот может пройтись –

На следующей остановке «Вылазь!»

Я называю плохое дерьмом!

А хорошее – красотой!!

Если что не пойму умом, почувствую всей душой!

К чёрту слёзы! От них тоска!

Наше время не терпит соплей!

Посмотри, старина, на любого  щенка:

Он резвее тебя и злей!

Вязиков Александр

11 класс 2012 г

Пародия на стихотворение Осипа Мандельштама

«Дано мне тело – что мне делать с ним…»

Дана башка мне.

Что мне делать с ней?

Я вижу слышу, говорю,

За что башку благодарю.

Могу я думать головой

Или найти себе покой.

Вообще ты, наша голова,

Бываешь часто неправа.

Она одна у меня вот такая,

И не нужна голова мне другая.

И если буду думать я,

Все будут уважать меня.

Неправ был Осип Мандельштам,

Когда про тело он писал.

Неактуальна эта тема,

Писал бы лучше он про мэна!

Летов Антон

Стилизация под футуристов.

Приколы пьяных пожарных.

«Не всё то дерево, что горит»

1. Что ни дерево, то всё горит.

2. Что-то всё дерево не горит.

3. Что-то не всё дерево горит.

4. То дерево, но не всё горит.

5. Не всё дерево горит. То что?

6. Всё, что не горит, то не дерево.

7. Что не горит? Это не дерево!

8. Не всё то дерево, что горит.

Шугаров Валерий,  11 класс, 2012 г.

Стилизация под символистов.

Пародия на стихотворение А.Блока» Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Ночь, лето, пиво, дискотека.

Мерцающий, слепящий свет.

Живи еще хоть четверть века –

Душе живой покоя нет.

Завянешь, вновь начнешь сначала,

И повторится всё, как встарь.

Ночь, осень, скука без скандала,

Почти погас души фонарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерские построения знаний и творческого письма. Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»

Автор разработки:Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области» Педагогическая мастерская – одна из актуа...

Смысл названия и основные проблемы рассказа И.А. Бунина "Кукушка" (мастерская построения знаний и творческого письма).

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Кукушка" с применением технологии мастерских....

Урок литературы в 11 классе «Графомания и лирика (по поэзии постмодернизма)» Мастерская построения знаний и творческого письма.

Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаё...

Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма

Технология педагогических мастерских. Понятие педагогической мастерской. Типология педагогических мастерских. Законы мастерской. Педагогическая мастерская и современная словесность. Алгоритм построени...

Мастерская построения знаний и творческого письма по произведению И. Шмелёва «Как я стал писателем» (8 класс)

Современная педагогическая технология "Мастерская построения знаний и творческого письма" формирует навыки работы с текстом, анализа художественного произведения; извлечения и преобразования необходим...

Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения новых знаний и творческого письма по драме Островского " Гроза".

На уроке учащиеся смогут проследить развитие конфликта в пьесе . таксже на уроке рассматривается смысл названия пьесы и роль Грозы в жизни героев пьесы. завершается занятие минисочинением....

Заимствованные слова-фамилии. Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма по теме «Лексика»

Мастерская – это как раз та педагогическая технология, которая по своей  специфике основывается на тех целях и использует  те средства обучения, которые являются  стратегией модер...