Мастерские построения знаний и творческого письма. Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Автор разработки:Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области»

Педагогическая мастерская – одна из актуальных технологий личностно – ориентированного и развивающего обучения. Она требует от учителя перехода на позиции партнерства с учащимися, на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. Для проведения уроков развития речи педагогическая мастерская подходит идеально. Методическая разработка включает в себя две разновидности творческих мастерских: построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи» и творческого письма «Проба пера». Она может быть полезна творчески работающему учителю, молодому специалисту для проведения в 5,6 классах.

В современное время актуален вопрос о здоровьесберегающих технологиях, именно поэтому тематика сочинения-рассуждения направлена на формирование навыков здорового образа жизни учащихся.

Тип: мастерская совершенствования умений и навыков.

Методическая цель: раскрытие опыта использования актуальной технологии личностно – ориентированного и развивающего обучения в практике учителя-словесника.

Цели образования:

1.Совершенствовать умения и навыки учащихся о построении текста-рассуждения;

2. Воспитывать культуру здорового образа жизни;

3. Подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему, развивать речь учащихся.

Оборудование, оформление:рабочие материалы, ленты для «говорящей стены», презентация, «входные смайлики», классическая музыка «Одинокий пастух» Энио Морриконе, видеоролик «Талант».

Методические советы на подготовительный период:распределить роли консультанта - орфографа, консультанта – языковеда, на входе в аудиторию раздача «входных смайликов».

Методические советы на период ближайшего последействия: наиболее рациональным подведением итога считаю проведение конкурса сочинений-миниатюр и анализ работ на следующем уроке русского языка. Для закрепления полученного результата периодически проводить мастерские построения знаний и творческого письма, включать в уроки творческие задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_masterskoy.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Название разработки: Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»

Форма проведения: Мастерские построения знаний и творческого письма.

Объяснительная записка

 Педагогическая мастерская – одна из актуальных технологий личностно – ориентированного и развивающего обучения. Она требует от учителя перехода на позиции партнерства с учащимися, на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. Для проведения уроков развития речи педагогическая мастерская подходит идеально. Методическая разработка включает в себя две разновидности творческих мастерских: построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи» и творческого письма «Проба пера». Она может быть полезна творчески работающему учителю, молодому специалисту для проведения в 5,6 классах.

В современное время актуален вопрос о здоровьесберегающих технологиях, именно поэтому тематика сочинения-рассуждения направлена на формирование навыков здорового образа жизни учащихся.

Тип: мастерская совершенствования умений и навыков.

Методическая цель: раскрытие опыта использования актуальной технологии личностно – ориентированного и развивающего обучения в практике учителя-словесника.

Цели образования:

1.Совершенствовать умения и навыки учащихся о построении текста-рассуждения;

2. Воспитывать культуру здорового образа жизни;

3. Подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему, развивать речь учащихся.

Оборудование, оформление: рабочие материалы, ленты для «говорящей стены», презентация, «входные смайлики», классическая музыка «Одинокий пастух» Энио Морриконе, видеоролик «Талант».

Методические советы на подготовительный период: распределить роли консультанта - орфографа, консультанта – языковеда, на входе в аудиторию раздача «входных смайликов».

Сценарный план:

I Мастерская построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи»

1. «Индукция»/ «наведение»

2. «Самоинструкция»

3. «Социоконструкция»

4. «Социализация»

5. «Афиширование»

6. «Разрыв»

7. «Рефлексия»

8. Минутка релаксации/ возможен перерыв

II Мастерская творческого письма «Проба пера»

1. «Индукция»/ «наведение»

2. «Самоинструкция»

3. «Социоконструкция»

4. «Социализация»

5. «Афиширование»

6. Минутка релаксации

7.«Разрыв»

8. Творческая работа учащихся

9. «Рефлексия»

Ход открытого занятия:

I Мастерская построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи»

- Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь, можете присесть…

1. «Индукция»/ «наведение»

- В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение.

- И сегодня мы побываем в двух мастерских. Прочитаем тему…/ Слайд 1/

- Как вы понимаете тему первой мастерской?

/ Вспомним структуру сочинения-рассуждения, вспомним фразы при построении тезиса, аргументов, вывода./

- Действительно, мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение.

2. «Самоинструкция»

- Запишите число, тему мастерской.

- Что мы делаем?/подчеркиваем орфограммы/ Комментируем…

- На какой вопрос отвечает тип речи - рассуждение?

/Почему?/

- Вспомните, как строится сочинение-рассуждение?

/Тезис, аргументы, вывод /

- Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое тезис, аргументы, вывод?

/ Приложение 1 /

3. «Социоконструкция»

- Послушайте запись сочинения-рассуждения и обсудите в группах:

1 группа: В чём убеждён автор?

2 группа: Какие аргументы приводит автор? Веские ли они?

3 группа: Как автор делает вывод?

4. «Социализация»

/Прослушивание, ответы после работы в группе/

5. «Афиширование»

/ Слайд 2/

- Попытаемся рассмотреть еще одно сочинение-рассуждение. Внимание на слайд…

- Какая фраза используется при построении ТЕЗИСА?

- Какие вводные слова используются при построении АРГУМЕНТОВ?

- Какой переход использует автор, чтобы сделать ВЫВОД?

- Чем по содержанию отличается тезис от вывода?

6 «Разрыв»

- Вспомним слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. Внимание на экран…

/ Слайд 3, рассматривается таблица «Средства частей рассуждения» /

7 «Рефлексия»

[Этапы работы мастерской / Музиянова Л.А. Творческие мастерские. М.: Русский язык в школе, 2003 г. с.76 ]

- Первая мастерская заканчивает свою работу. А теперь выскажите свои мысли и чувства со слов: я вспомнил…я понял…я буду писать…мне понравилось…

Я надеюсь, что каждый вспомнил, как строить сочинение-рассуждение.

/Минутка релаксации под классическую музыку/ возможен перерыв

II Мастерская творческого письма «Проба пера»

- И мы перемещаемся в мастерскую творческого письма «Проба пера»

/ Слайд 4/

  1.  «Индукция»/ «наведение»

- Как вы думаете, что мы будем делать в мастерской «Проба пера»?

/Оттолкнитесь в своем ответе от значения слова «перо»/ Мы будем учиться доказывать. Убедительно отстаивать свою точку зрения

/ Я с вами полностью согласна, венцом мастерской должно стать созданное вами сочинение - рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?»

- А теперь прослушаем ваши слова-ассоциации…

[Методика «говорящих стен» / Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 кл.: Учеб.-метод. Пособие / Под редакцией Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.с.57,159 – (Здоровьесберегающая педагогика)]

- О каких двух главных понятиях идёт речь?

2. «Самоинструкция»

- Необходимо подобрать эпитеты к словам:

________________образ жизни

________________здоровье

________________спорт

________________бассейн

________________гимнастика
________________досуг

- Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое эпитет? /Приложение 1/

- Попросим о помощи консультанта – орфографа.

- Запишите вид работы: словарно-орфографическая работа. Перенесите рабочие материалы в тетрадь.

  1. «Социоконструкция»

- Обратимся к печатным материалам /Приложение 2/. Прочитаем…

- Какова тема текста?

- Какой тип речи?

- Как вы это поняли?

4. «Социализация»

- А теперь попытаемся создать маленький шедевр командой на тему «Нужно ли заниматься спортом?», используя средства связи частей, материалы словарно-орфографической работы и «говорящие стены». Лидер команды ведет запись.

I гр. Построит тезис

 /прямой ответ на вопрос/

II гр. Обсудите и постройте аргументы в пользу спорта

/3 разных доказательства/

III гр. Постройте вывод /не забудьте отличие от тезиса/

  1. «Афиширование»

/ответы после работы в группе/

/Минутка релаксации/

  1. «Разрыв»/под классическую музыку

- Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый ученик успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».

- Но послушайте рекомендации языковедов в шуточном стихотворении и ответьте: О чем они нам напоминают?

Люблю я майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет в небе голубом.

Еще люблю, когда холодные морозы

Покроют льдом, заледенят карниз,

Снежинки с неба падают, как слёзы,

На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,

Когда плодами всё плодоносит,

И в сенокос косою сено косят,

И масло масляное на столе стоит.

[Школьная риторика. 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред.Т.А.Ладыженской. М.:ООО «Баласс», ООО «С-инфо»; 2006]

/ Предупреждают, чтобы мы не допустили тавтологию./

- Обратимся за комментарием к консультанту-языковеду./ Приложение1/

7. Творческая работа учащихся

/Слайд 5/

Приступим к собственному творческому письму/10мин./ Запишите вид работы и тему сочинения-рассуждения. /Звучит музыка/

- Работа окончена. Заслушаем несколько работ.

8. Рефлексия

- Выскажите свои чувства, мысли…

- Я надеюсь, что в скором будущем спорт для вас станет самовыражением.

- Домашнее задание: рассказ о любом виде спорта.

/Видеоролик «Талант»/

Методические советы организаторам и постановщикам:

Мастерские построения знаний и творческого письма лучше проводить в кабинете русского языка и литературы. Пути создания эмоционального настроя: звучание классической музыки, раздача «входных смайликов» для психологического настроя учащихся, улыбка педагога. 

Методические советы на период ближайшего последействия: 

Наиболее рациональным подведением итога считаю проведение конкурса сочинений-миниатюр и анализ работ на следующем уроке русского языка. Для закрепления полученного результата периодически проводить мастерские построения знаний и творческого письма, включать в уроки творческие задания.

Список литературы:

  1. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009 г. с.36;
  2. Музиянова Л.А. Творческие мастерские. М.: Русский язык в школе, 2003 г. с.76;
  3. Школьная риторика. 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред.Т.А.Ладыженской. М.:ООО «Баласс», ООО «С-инфо»; 2006. с.103;
  4. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 кл.: Учеб.-метод. Пособие / Под редакцией Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.с.57,159 – (Здоровьесберегающая педагогика);
  5. Региональная программа «ОЗОЖ», рекомендованная министерством образования Саратовской области»;
  6. http //festival.1 september.ru
  7. Классическая музыка «Одинокий пастух» Энио Морриконе
  8. Видеоролик «Талант»

 Автор разработки: Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области»


Приложение 1 

Памятка «Комментарии консультанта-языковеда»

Тезис - это мысль, выказанная на определенную тему.

Аргументы – доказательства, в подтверждение тезиса.

Вывод – вытекающие мысли из сочинения, понятие шире, чем тезис.

Эпитет (от греческого – приложение) – это слово, в основном, прилагательное, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности.

Тавтология – повтор одного и того же слова в ближайших предложениях, использование похожих слов, которые ничего не прибавляют к сказанному, только портят впечатление от речи.

Приложение 2

СПОРТ-ЭТО ЗДОРОВО

Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.

Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.

Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт это развлечение, равного которому нет.

Я думаю, что без спорта нельзя.

Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то жизнь была бы скучной.

Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать здоровым, сильным, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.

Приложение 2

Материалы для «говорящих стен»

Быть здоровым, спортивным становится престижным.

С помощью спорта мы делаем своё здоровье сами.

Спорт для меня – это способ самовыражения.

Будешь заниматься спортом – будешь красивым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернистская поэзия серебряного века. Мастерская построения знаний и творческого письма.

Модернистская поэзия серебряного века.Мастерская построения знаний и творческого письма.Поэтический турнир. (2 часа)Эпиграф:...

Смысл названия и основные проблемы рассказа И.А. Бунина "Кукушка" (мастерская построения знаний и творческого письма).

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Кукушка" с применением технологии мастерских....

Урок литературы в 11 классе «Графомания и лирика (по поэзии постмодернизма)» Мастерская построения знаний и творческого письма.

Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаё...

Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма

Технология педагогических мастерских. Понятие педагогической мастерской. Типология педагогических мастерских. Законы мастерской. Педагогическая мастерская и современная словесность. Алгоритм построени...

Мастерская построения знаний и творческого письма по произведению И. Шмелёва «Как я стал писателем» (8 класс)

Современная педагогическая технология "Мастерская построения знаний и творческого письма" формирует навыки работы с текстом, анализа художественного произведения; извлечения и преобразования необходим...

Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения новых знаний и творческого письма по драме Островского " Гроза".

На уроке учащиеся смогут проследить развитие конфликта в пьесе . таксже на уроке рассматривается смысл названия пьесы и роль Грозы в жизни героев пьесы. завершается занятие минисочинением....

Заимствованные слова-фамилии. Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма по теме «Лексика»

Мастерская – это как раз та педагогическая технология, которая по своей  специфике основывается на тех целях и использует  те средства обучения, которые являются  стратегией модер...