Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Чайковская Екатерина Викторовна

Технология педагогических мастерских. Понятие педагогической мастерской. Типология педагогических мастерских. Законы мастерской. Педагогическая мастерская и современная словесность. Алгоритм построения мастерской. Мастерская построения знаний и творческого письма по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Творческий продукт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ И ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Слайд 2

Педагогическая мастерская - это форма обучения, создающая условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту посредством самостоятельного или коллективного открытия. Технология педагогических мастерских

Слайд 3

Типология педагогических мастерских Мастерская творческого письма Мастерская отношений Мастерская ценностных ориентаций Мастерская самопознания Мастерская проектов Мастерская построения знаний

Слайд 4

Законы мастерской Ценностно-смысловое равенство всех участников Право каждого на ошибку Безоценочная деятельность Предоставление свободы в рамках принятых правил Значительный элемент неопределённости, даже загадочности в заданиях Диалог как основная форма и главный принцип сотрудничества Организация и перестройка реального пространства, в котором работает мастерская Решительное ограничение активной роли мастера (руководителя) как авторитета

Слайд 5

Педагогическая мастерская и современная словесность Ожидаемые результаты : Возникновение интереса к литературе, к словесности Первостепенность работы со словом Развитие навыков собственного письма Развитие аналитических способностей

Слайд 6

Алгоритм построения мастерской Этап 1 - ИНДУКТОР. Этап 2 - САМОКОНСТРУКЦИЯ. Этап 3 - СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ. Этап 4 - ОБРАЩЕНИЕ К НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Этап 5 - КОРРЕКТИРОВКА. Этап 6 - ПРОМЕЖУТОЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ. Этап 7 - СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Этап 7 - АФИШИРОВАНИЕ. Этап 9 - ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ.

Слайд 7

Первое занятие «Похвала Митрофанушке» МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ И ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Слайд 8

За что человек может ожидать похвалу? За что бы вы хотели, чтобы похвалили вас? Индивидуальная работа над осмыслением нравственной проблемы . Объединение в группы Работа над проблемой в режиме «спроси у меня – спрошу у тебя». Анализ фрагмента «Похвалы глупости» Э. Роттердамского. Смеховая структура текста.

Слайд 10

Похвала Глупости Глупость говорит: пусть грубые смертные толкуют о ней, как им угодно, она же дерзает утверждать , что ее божественное присутствие, только оно одно, веселит богов и людей. А посему сейчас будет произнесено похвальное слово Глупости. Кому, как не Глупости, подобает стать трубачом собственной славы? Ведь леностные и неблагодарные смертные, усердно ее почитая и охотно пользуясь ее благодеяниями, в продолжении стольких веков не удосужились воздать в благодарственной речи похвалу Глупости . И вот она, Глупость, щедрая подательница всяческих благ самолично выступает пред всеми во всей своей красе. Итак, поскольку далеко не всем известно, из какого рода она происходит, то, призвав на помощь Музы, излагает Глупость свою родословную. Отец ее — Плутос, который, не во гнев будет сказано Гомеру, Гесиоду и даже самому Юпитеру, есть единственный и подлинный отец богов и людей. Кому он благоволит, тому и дела нет до Юпитера с его громами. И родилась Глупость , пользуясь словами Гомера, не в узах унылого брака, а от вожделения свободной любви. И был в ту пору отец ее ловким и бодрым, хмельным от юности, а еще больше — от нектара, которого хлебнул он изрядно на пиру богов. Рождена Глупость на тех Счастливых островах, где не сеют, не пашут, а в житницы собирают. Нет на этих островах ни старости, ни болезней, и не увидишь там на полях ни волчцов, ни бобов и тому подобной дряни, а лишь лотосы, розы, фиалки и гиацинты. И питали дитя своими сосцами две прелестные нимфы — Метэ - Опьянение и Апедия -Невоспитанность. Теперь же состоят они в свите спутниц и наперсниц Глупости, а с ними и Колакиия -Лесть, и Лета-Забвение, и Мисопония -Лень , и Гедонэ -Наслаждение, и Анойя -Безумие, и Трифэ -Чревоугодие. А вот еще два бога, замешавшиеся в девичий хоровод: Комос -Разгул и Негретос Гипнос-Непробудный сон. С помощью этих верных слуг подчиняет Глупость весь род людской и отдает повеления самим императорам. Узнав, каков род, каково воспитание и какова свита Глупости, навострите уши и внимайте, какими благами одаряет она богов и людей и как широко простирается ее божественная сила. Прежде всего — что может быть слаще и драгоценней самой жизни? Но к кому, как не к Глупости , должен взывать мудрец, ежели вдруг возжелает стать отцом? Ведь скажите по совести, какой муж согласился бы надеть на себя узду брака, если бы, по обычаю мудрецов, предварительно взвесил все невзгоды супружеской жизни? А какая женщина допустила бы к себе мужа, если бы подумала и поразмыслила об опасностях и муках родов и о трудностях воспитания детей? Итак, только благодаря хмельной и веселой игре Глупости рождаются на свет и угрюмые философы, и порфироносные государи, и трижды пречистые первосвященники, и даже весь многочисленный рой поэтических богов. Мало того, все, что есть в жизни приятного, — тоже дар Глупости, и сейчас это будет доказано. Чем была бы земная жизнь, если б лишена была она наслаждений? Сами стоики отнюдь не отворачиваются от наслаждений. Ведь что останется в жизни, кроме печали, скуки и тягот, если не примешать к ней малую толику наслаждения, иначе говоря, если не сдобрить ее глупостью? Первые годы — самый приятный и веселый возраст в жизни человека. Чем объяснить нашу любовь к детям, если не тем, что мудрость окутала младенцев привлекательным покровом глупости, который, чаруя родителей, вознаграждает их за труды, а малюткам доставляет любовь и опеку, для них необходимые. За детством следует юность, В чем источник очарования юности, если не в Глупости? Чем меньше умничает мальчик по милости Глупости, тем приятнее он всем и каждому. А чем больше удаляется человек от Глупости, тем меньше остается ему жить, пока не наступит наконец тягостная старость. Никто из смертных не вынес бы старости, если бы Глупость не сжалилась над несчастными и не поспешила бы им на помощь. По ее милости старцы могут считаться недурными собутыльниками, приятными друзьями и даже принимают участие в веселой беседе. А каковы тощие угрюмцы , предающиеся изучению философии! Не успев стать юношами, они уже состарились, упорные размышления иссушили их жизненные соки . А дурачки, напротив, — гладенькие, беленькие, с холеной шкуркой, настоящие акарнские свинки , никогда не испытают они тягот старости, если только не заразятся ею, общаясь с умниками. Недаром учит народная пословица , что одна только глупость способна удержать быстро бегущую юность и отдалить постылую старость. И ведь не найти на земле ни веселья, ни счастья, которые не были бы дарами Глупости. Мужчины , рожденные для дел правления и посему получившие несколько лишних капель разума, сочетаются браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она бестолковостью своей и подсластила тоскливую важность мужского ума. Известно, что женщина вечно будет женщиной, иначе говоря — дурой, но чем привлекают они к себе мужчин, как не Глупостью? В Глупости женщины — высшее блаженство мужчины. Впрочем, многие мужчины высшее блаженство находят в попойках. Но можно ли представить себе веселый пир без приправы Глупости? Стоит ли обременять чрево снедью и лакомствами, если при этом глаза, уши и дух не услаждаются смехом, играми и шутками? А именно Глупостью заведено все это для блага человеческого рода. Но, быть может, найдутся люди, которые находят радость лишь в общении с друзьями? Но и тут не обойдется без глупости и легкомыслия. Да что там толковать! Сам Купидон, виновник и родитель всякого сближения между людьми, разве он не слеп и разве не кажется ему безобразное прекрасным? Боже бессмертный, сколько было бы повсеместно разводов или чего другого похуже, если б мужья и жены не скрашивали и не облегчали домашнюю жизнь при помощи лести, шуток, легкомыслия , заблуждения , притворства и прочих спутников Глупости! Одним словом, без Глупости никакая связь не была бы приятной и прочной: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин — раба, служанка — госпожу, учитель — ученика, жена — мужа , квартирант — домохозяина, ежели бы они не потчевали друг друга медом глупости. Допусти мудреца на пир — и он тотчас же всех смутит угрюмым молчанием или неуместными расспросами. Позови его на танцы — он запляшет, словно верблюд. Возьми его с собой на какое-нибудь зрелище — он одним своим видом испортит публике всякое удовольствие. Если мудрец вмешается в разговор — всех напугает не хуже волка. Но обратимся к наукам и искусствам. Не подлежит сомнению, что любая вещь имеет два лица, и лица эти отнюдь не схожи одно с другим: под красотой — безобразие, под ученостью — невежество, под весельем — печаль, под пользой — вред. Устранить ложь — значит испортить все представление , потому что именно лицедейство и притворство приковывает к себе взоры зрителей. Но и вся жизнь человеческая есть не что иное, как некая комедия, в которой люди, нацепив личины, играют каждый свою роль. И все любят и балуют дурачков. А уж государи, те своих дурачков любят, без всякого сомнения, больше, нежели хмурых мудрецов, ибо у последних два языка, из коих один говорит правду, а другой разглагольствует сообразно времени и обстоятельствам. Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательная сила, если только не примешивается к ней ничего обидного, но лишь одним дуракам даровали боги уменье говорить правду, никого не оскорбляя. Всех счастливее тот, кто всех безумнее. Из этого теста испечены люди, которые любят рассказы о ложных знамениях и чудесах и никак не могут досыта наслушаться басен о призраках, лемурах , выходцах с того света и тому подобной невидали; и чем более расходятся с истиной эти небылицы , тем охотнее им верят. Впрочем, нужно помянуть и о тех, кто, читая ежедневно семь стишков из священной Псалтири, сулит себе за то вечное блаженство. Ну, можно ли быть глупее? А разве просят люди у святых чего-нибудь не имеющего отношения к Глупости? Взгляните на благодарственные приношения, которыми стены иных храмов украшены вплоть до самой кровли, — увидите ли вы среди них хоть одно пожертвование за избавление от глупости, за то, что приноситель стал чуть-чуть умнее бревна? Так сладко ни о чем не думать, что от всего откажутся люди, только не от Мории .

Слайд 11

Написать самостоятельно (или в паре) «Похвалу Митрофанушке» от себя или от какого-либо героя произведения (Еремеевны, Скотинина), нарисовать соответствующий подарок. Поделиться своими соображениями (логическая рефлексия) и/или ощущениями (эмоциональная рефлексия) по поводу результата проделанной работы.

Слайд 12

Подготовка к сочинению «Главный герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» - смех » Второе занятие

Слайд 13

Взаимообучение. Повторить виды комического. Определить, какие формы комического есть в тексте комедии. Придумать персонаж, олицетворяющий смеховое начало. Работа с черновиками сочинения. Завершение работы и ознакомление с фрагментами текстов участников мастерской. Создание выставки или альманаха с использованием созданного материала. Итоговая рефлексия : что открыл в себе? что в тексте? что в окружающих ? Какие вопросы возникли в процессе работы?

Слайд 14

творческий продукт Я хочу похвалить Митрофана, и это свидетельствует о том, что я проявляю неподдельный интерес к его персоне. А будь он действительно никудышным мальчонкой, я вряд ли взялась бы за это дело. Видимо, в его образе есть что-то притягательное.

Слайд 15

творческий продукт Каждой маме знакома проблема непослушания ребёнка. Дети бывают настолько упрямы, что не соглашаются с мнением родителей, кричат, спорят, настаивают на своём… Как же я сочувствую бедным женщинам, которые ежедневно сталкиваются с этим! Госпожа Простакова оказалась на редкость счастливой матерью. Ещё бы! Ведь у неё такой замечательный сын! Он никогда не спорит и во всём соглашается с ней. Само имя его говорит за себя: в переводе с греческого «Митрофан» - подобный своей матери. В начале пьесы Митрофан рассказывает о своём сне, в котором матушка изволила бить батюшку да утомилась. Митрофан искренне жалеет свою мать, уставшую колотить батюшку. Эта сцена буквально пропитана добросердечностью Митрофана, его чуткой заботой о своей матери.

Слайд 16

творческий продукт Я хочу похвалить Митрофанушку за его жизнерадостность. Любимые его занятия – плотно покушать и порезвиться на голубятне. Ну разве можно в этом обвинить молодого человека? Он радуется жизни, ни о чём не печалясь, как и подобает человеку его возраста. Он так чистосердечен и искренен, когда заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Ну согласитесь, зачем тратить свою молодость на учёбу, когда в жизни есть куда более интересные и важные вещи!

Слайд 17

творческий продукт А какое потрясающе оригинальное мышление у Митрофана! Когда на экзамене Правдин спрашивает Митрофанушку, к какому имени – существительному или прилагательному – относится слово «дверь», то, по разумению Митрофана, та дверь, что «приложена к своему месту» - «прилагательна», а другая, что «стоит ещё не повешена, так та покамест существительна». По правде говоря, я бы никогда до такого не додумался. Митрофан явно обладает нестандартным мышлением.

Слайд 18

творческий продукт По моему мнению, самое главное достоинство Митрофана – это его честность. Конечно, он не идеален, и у него тоже есть недостатки, но он не пытается их скрывать! Митрофан является воплощением неподдельной честности и искренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)

«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...

Мастерские построения знаний и творческого письма. Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»

Автор разработки:Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области» Педагогическая мастерская – одна из актуа...

Модернистская поэзия серебряного века. Мастерская построения знаний и творческого письма.

Модернистская поэзия серебряного века.Мастерская построения знаний и творческого письма.Поэтический турнир. (2 часа)Эпиграф:...

Смысл названия и основные проблемы рассказа И.А. Бунина "Кукушка" (мастерская построения знаний и творческого письма).

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Кукушка" с применением технологии мастерских....

Урок литературы в 11 классе «Графомания и лирика (по поэзии постмодернизма)» Мастерская построения знаний и творческого письма.

Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаё...

Мастерская построения знаний и творческого письма по произведению И. Шмелёва «Как я стал писателем» (8 класс)

Современная педагогическая технология "Мастерская построения знаний и творческого письма" формирует навыки работы с текстом, анализа художественного произведения; извлечения и преобразования необходим...

Заимствованные слова-фамилии. Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма по теме «Лексика»

Мастерская – это как раз та педагогическая технология, которая по своей  специфике основывается на тех целях и использует  те средства обучения, которые являются  стратегией модер...