"Счастье бывает разное" (творческая мастерская построения знаний по рассказу В.Токаревой "Самый счастливый день"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Бирюкова Наталья Николаевна

Урок внеклассногочтения в 10 классе, рекомендуется проводить после изучения романа Л.НюТолстого "Война и мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

Внеклассное чтение

Виктория Токарева рассказ «Самый счастливый день» 10 класс

Тема: «Счастье бывает разное» (Творческая мастерская построения знаний по рассказу В.Токаревой «Самый счастливый день»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ

Литература

КЛАСС

10

Тип урока

Изучение нового материала

Тема

«Счастье бывает разное» (Творческая мастерская построения знаний по рассказу В.Токаревой «Самый счастливый день»)

Цель

Обсудить понятие счастья

Задачи

Образовательные:

- проанализировать рассказ В.Токаревой «Самый счастливый день», дать  характеристику литературного героя;

- умение высказывать свое мнение и подтверждать его художественным текстом;

- уметь вести диалог о заданной проблеме.

Развивающие:

- Развивать умение работать с художественным текстом;

-Развивать речевые и коммуникативные навыки обучающихся;

-Развивать кругозор обучающихся;

-развивать ассоциативное мышление и творческий потенциал школьников.

Воспитательные:

- воспитывать правильное отношение к понятию «дружбы»;

- воспитывать такие качества,  как честность, открытость, преданность, верность долгу.

УУД

Личностные УУД

Способны  к социализации;

     Умеют работать с художественным текстом;

       Умеют давать характеристику героям;

      Знают литературоведческие термины: рассказ

Понимают смысл гражданского долга и ответственности, а также понятие моральных норм и ценностей.

Коммуникативные УУД

Умеют вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в социализации;

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в устной и письменной форме;

Умеют строить публичное вступление.

Регулятивные УУД

Сличают результат своих действий с заданным эталоном и находят расхождения, умеют их исправить;

 самосознание, понятие дружбы,  самоконтроль.

Познавательные УУД

Знают содержание рассказа В.Токаревой «Самый счастливый день»»,

Выделяют проблему и строят план по ее решению.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: содержание рассказа В.Токаревой «Самый счастливый день»

Уметь: работать с литературным текстом, определять роль выразительных  и стилистических средств, давать характеристику  героям, обсуждать нравственные проблемы

Метапредметные:

Знать: понятие счастья в том, что  это надо жить для других, на благо общества

Уметь:  анализировать художественный текст и выявлять психологические особенности героя.

Личностные:

Знать: в чем счастье для каждого  ученика в классе.

Уметь: строить ассоциативный ряд, выделять главное и высказывать свое суждение.

Основные понятия

Рассказ, художественная деталь, портрет литературного героя

Межпредметные связи

Связь с историей, музыкой, живописью, поэзией

Ресурсы

ЭОР: Ноутбук, проектор, презентация, проекты учащихся

Форма урока

Традиционная (классно - урочная)

Технология

Творческая мастерская с использованием  заданий синквейна


Тема: «Счастье бывает разное…» (Творческая мастерская построения знаний по рассказу Виктории Токаревой «Самый счастливый день»)

Ход урока:

  1. Орг.момент

Друзья мои! Я очень рада                       1мин

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестим же шпаги наших мнений –

И вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу.

  1. Вхождение  в пространство урока. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, тема нашего урока названа строчкой из современной песни Олега Винника «Счастье бывает  разное»

Сегодня мы будем работать в творческой мастерской построения знаний по рассказу Виктории Токаревой «Самый счастливый день»

Послушаем песню Олега Винника и подумаем , какие цели и задачи урока мы поставим перед собой  на  сегодняшнем уроке.

Прослушивание песни

Цель:

-Познакомиться с творчеством В.Токаревой и проанализировать рассказ «Самый счастливый день»,  обсудить понятие счастье в жизни человека.

Из поставленной цели вытекает ряд задач:

Образовательные:

- проанализировать рассказ В.Токаревой «Самый счастливый день», дать  характеристику литературного героя;

- умение высказывать свое мнение и подтверждать его художественным текстом;

- уметь вести диалог о заданной проблеме.

Развивающие:

- Развивать умение работать с художественным текстом;

-Развивать речевые и коммуникативные навыки обучающихся;

-развивать ассоциативное мышление и творческий потенциал школьников.

-Развивать кругозор обучающихся;

Воспитательные:

- воспитывать правильное отношение к понятию «счастья»;

- воспитывать такие качества,  как честность, открытость, преданность, готовность помочь , способность любить и сострадать.

3. Работа творческой мастерской

Эпиграф: «Не гоняйся за счастьем: оно находится в тебе самом» (Пифагор)

1) Работа с ассоциациями

СЧАСТЬЕ

Радость

Любовь

Достаток

Успех

Близкие люди

2) Углубление в ассоциации

Чтение стихотворение Э.Асадова «Что же такое счастье»

Дополните ассоциации

Деньги

Увлечения

Работа

Доброта

Сострадание

Неравнодушие

3) Словарная работа

С.И.Ожегов

Счастье - 1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. с. созидания. стремление к счастью. семейное с. 2. успех, удача. во всем с. кому^н. не бывать бы счастью, да несчастье помогло (поел.). * к счастью или по счастью, вводи, ел. - выражает удовлетворение по поводу чего-н. на счастье - 1) вводи, ел., то же, что к счастью.на мое счастье, все кончилось благополучно; 2) чтобы была удача.дай руку на счастье. твое (мое, его и т. д.) счастье, что... (разг.) - тебе (мне, ему и т. д.) повезло, что... твое счастье, что все обошлось благополучно. 

4) Народная мудрость о счастье

  • Легко найти счастье, а потерять и того легче
  • Кому счастье служит, тот ни о чём не тужит.
  • Всяк своего счастья кузнец.
  • Не родись красивый, а родись счастливый.
  • Счастье с несчастьем через межу живут.
  • Со счастьем на клад набредёшь, а без счастья и гриба не найдёшь.

5) Разрыв

Картины художников

Рылов Аркадий «В голубом просторе»

Исаак Левитан «Дуб»

Иван Айвазовский «Буря на Чёрном море»

-Какое настроение передает картина?

-Как художник смог этого достичь?

-Какие тона преобладают?

Вывод: жизнь во всех проявлениях, радостная , красивая, полная удивления передана на картине Аркадия Рылова. Журавль как птица мира и покоя несет счастье

Дуб могучий, вечный как символ вечности, наполняет сердца зрителей счастьем от того, что жизнь на земелен нескончаема.

Морская стихия, буря, ураганный ветер, страх передают чувство страха, беспокойства. Не вызывает счастья.

6)Работа со статьей Д.Лихачева о счастье:

- Чтение вслух

- Как понимает Д.Лихачев счастье? ( пока есть страдания счатья не будет)

-Рассуждает о счатье личном или общественном? (да, он говорит о мастабном понятии счатья)

-Какой можно сделать вывод? (счатье быват личное, т.е. присущее человеку и общественно, т.е. имеет ввиду страна, мир в целом)

-Возможно ли счатье общественное, или всегда будут иметь место страдания людей? ( несчатливых людей много, в стране есть сироты, обездоленные, опустившиеся на «дно жизни» люди, поэтому достичь вселенского счастья трудно, но мы можем сто-то делать приближая его)

-Что должен делать человек, чтобы счатье было вокруг? (добрые дела, милосердие, сострадание)

6) Повторение

- Что для вас счастье?

-Что было счастье (личное) для героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Наташа Ростова- семья

Пьер Безухов- семья и долг перед Отечеством

Андрей Болконский  - честь  и долг

Марья Болконская- любовь к отцу

Элен Курагина – блеск в высшем свете

Кутузов- победа над Наполеоном

Посмотрите, каждый герой по-своему понимает счастье. Действительно, счастье- это философский вопрос, и счастье у каждого свое

-А в сем выражалось счатье народное в романе? (единство и победа над Наполеоном- мир)

Учитель: действительно, война – это разрушение, это боль, страх, потеря.

В годы Великой Отечественной войны наш народ опять соврешил подвиг и победил фашизм. Наш народ понимал, что  мир – это великое счастье. В преддверрии 71 годовщины Великой Победы мы будем помнить ратный подвиг тех, кто воевал,  кто не вернулся с фронта. Наши деды и прадеды обеспечили нам счатливое детсво и школьные годы.

8) Переход к новому материалу

Учитель: давайте посмотрим эпизод из художественного фильма «Доживем до понедельника». Здесь  показана беззаботная жизнь школьников. Уже нет войны, школьники пишут сочинение о счастье.

Отрывок из х.ф. «Доживем до понедельника»

«Счастье –это когда тебя понимают»

9) Осмысление нового материала

Сегодня мы тоже поговорим о школе и школьном сочинении о счастье, но в рассказе В.Токаревой «Самый счастливый день».

Рассказ о биографии В Токаревой:

Виктория Токарева (в девичестве Зильберштейн) родилась в Ленинграде в 1937 году в семье инженера еврейского происхождения и вышивальщицы — наполовину русской, наполовину украинки. Родители поженились незадолго довойны. Отец был призван в ополчение. Впоследствии тяжело болел, был госпитализирован с раком пищевода. Скончался в январе 1945 года в возрасте 36 лет. Мать пережила блокаду в эвакуации в Свердловске, одна воспитывала двух дочерей. Долгое время ей помогал старший брат отца — «дядя Женя», директор завода металлоизделий в Ленинграде.

Любовь к литературе проявилась в 13 лет, когда её мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда». Тем не менее, увлечение литературой не сразу перешло в желание стать писательницей: в девичестве Токарева решила изучать медицину. Но её заявление было отклонено, и ей пришлось получать музыкальное образование, четыре года учась по классу фортепиано сначала в Ленинградском музыкальном училище (окончила в 1958 году), а затем — в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

После замужества Виктория Токарева переехала в Москву. Работала в детской музыкальной школе учительницей пения и тогда же начала писать прозу, позже работала редактором на киностудии «Мосфильм».

В 1962 году Токарева по протекции поэта Сергея Михалкова поступила во ВГИК на сценарный факультет, который окончила в 1967 году.

На второй год обучения в институте Токарева опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья» (издательство «Молодая гвардия»).

В 1971 году её приняли в Союз писателей СССР.

Среди книг, написанных в наши дни, — «Хэппи энд» (1995), «Вместо меня» (1995) и «Лошади с крыльями» (1996), также она публикуется в журналах «Новый мир» и «Юность».

Герои Токаревой — обыкновенные люди с обыкновенными проблемами, хорошо знакомые читателю. Большинство её героев — женщины, именно поэтому в основном она считается женской писательницей. Виктория Самойловна Токарева живёт и продолжает работать в Москве. Её работы переведены на английский, немецкий и датский языки и доступны в нескольких сборниках.

Три фильма — «Джентльмены удачи» (1971, сценарий совместно с Георгием Данелия), «Мимино» (1977, сценарий совместно с Ревазом Габриадзе и Георгием Данелия) и «Шла собака по роялю» (1978) — были чрезвычайно успешными, в особенности «Мимино», который получил Государственную премию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году.

Библиография

  • О том, чего не было (1969)
  • Когда стало немножко теплее (1972)
  • Летающие качели (1978)
  • Ничего особенного (1983)
  • Сказать — не сказать... (1991)
  • Римские каникулы (1992)
  • Почем килограмм славы (1993)
  • Антон, надень ботинки! (1995)
  • Можно и нельзя (1997)
  • Этот лучший из миров (1998)
  • Мужская верность (2002)
  • Птица счастья (2004)
  • Террор любовью (2006)
  • Дерево на крыше (2009)
  • Тихая музыка за стеной (2012)
  • Короткие гудки (2012)
  • Так плохо, как сегодня (2013)
  • Сволочей тоже жалко (2014)
  • Муля, кого ты привёз? (2015)
  • Мои мужчины (2015)

8) Беседа по рассказу В.Токаревой «Самый счастливый день»

- Сюжет рассказа (прост: школьники пишут сочинение на тему «Мой самый счастливый день»)

- Особенности композиционного  построения рассказа? (рассказ в рассказе)

- В чем особенность такой композиции?

- От чьего лица ведется повествование?

-Какие приемы использует автор? (внутренний монолог)

-Кто главная героиня рассказа? (школьница)

-Что мы узнаем о ней из рассказа? (учится средне, можно сказать троечница, посещает музыкальную школу, умеет красиво говорить, поэтому  часто выступает с докладами о композиторах в музыкальной школе, бывает ведущей на концертах, у нее есть мама и папа, которые живут как по накатанной, ей 13 лет и ей нравится киноактер К.К.)

- какой счастливый день для Ленки Коноваловой? (когда принимали в пионеры)

- Какой счастливый день для Машки Гвоздевой? ( выдали новый синхрофазотрон)

-Для Зогоруйко?(когда объединятся «Битлз»)

Творческий этап –

Нарисуйте модель счастье героини рассказа ( схемы, модели)

Поход в кино с папой

Визит к бабушке

Желание перейти в девятый класс

Хочет новую дубленку

Желание поступить в МГУ на филологический

Посещение спектакля, где играл любимый актер К.К.

Когда возвращается со школы, а дома нет никого

Танцы с мамой в комнате (мы ликуем, нам невыразимо прекрасно)

Боится, что с ней что-то случится и что тогда будет с родителями

Посадка деревьев, так как они вырастут и будут радовать людей

-Что все –таки написала героиня в сочинении?

- О каком качестве это свидетельствует? (честность)

-Почему  героиня боялась это написать в сочинении? (учительница объяснила,  что нужно писать что-то важное, что служит на благо общества)

- Что любила девочка делать дома?

-Как она относилась к родителям? (переживает за них, заботится, проявляет интерес к их судьбе)

-Счастливы родители этой школьницы?

О маме: «А ты — работаешь через дорогу, любишь свою работу, все тебя уважают. Занимаешь своё место в жизни. Вот уже пятьдесят процентов. Я — удачный ребёнок. Здоровый и развитый. Ещё сорок пять. Ничем не болеешь — один процент. Вот тебе уже девяносто шесть процентов счастья, остаётся четыре процента… Но где ты видела счастливых на сто процентов»

О папе: «Мой папа, например, не карьерист, но что-то большого счастья на его лице я не вижу.»

-Почему она считает, что мама уже не может мечтать о счастье? (разве можно мечтать о счастье в 35 лет?!)

-Согласны ли вы с мнением школьницы?

-Почему девочка считает, что нет счастья на 100%?

- Зачем люди живут? ( ваше мнение)

- Как считает мама школьницы – для страдания; папа считает, что для счастья.

- С кем согласна школьница?

-Что слышала школьница о  счастье из радиопередачи?

счастье — это когда что-то хочешь и добиваешься. А очень большое счастье — это когда что-то очень хочешь и добиваешься. Правда, потом, когда добьёшься, — счастье кончается, потому что счастье — это дорога к осуществлению, а не само осуществление.
- Как вы думаете, что же настоящее счастье для этой девочки? ( семья)

-К какому выводу пришла девочка в конце рассказа ?  (бабушка –корни, папа- ствол, я- ветки)

-О чем говорит эта фраза? (преемственность поколений,  взаимосвязь, продолжение рода – вот оно  счастье)

-Согласны ли  вы  ее мнением?

-Счастлива ли девочка?

9) Есть еще рассказ Алексина с таким же названием «Самый счастливый день»

-кто-нибудь читал это произведение?

Главный герой мальчик-школьник, которому тоже задано сочинение о счастливом дне. Так вот для него счастье было в том, что его родители, которые были в ссоре, помирились.

10) Творческий этап

СИНКВЕЙН

Счастье школьницы

Тихое, родное, близкое

Мечтает, думает, размышляет

Счастье – это , когда близкие рядом

Семья

Мое счастье

Семья, дети, работа

Растить детей, общаться с близкими людьми

Счастье – это наслаждение жизнью

Жизнь

11) Солнышко счастья

12) Рефлексия

Видеоролик о счастье

Я открыл на уроке…

Я пришел к выводу в ходе урока….

Выставление  оценок

-Что понравилось?

-Что вызвало затруднение на уроке?

-Понравилось ли творчество В.Токаревой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Черного"

Мастерская построения знаний с использованием технологии критического мышления....

Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»

Целью данного урока является  создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный    процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   ра...

Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)

«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...

Мастерские построения знаний и творческого письма. Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»

Автор разработки:Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области» Педагогическая мастерская – одна из актуа...

Модернистская поэзия серебряного века. Мастерская построения знаний и творческого письма.

Модернистская поэзия серебряного века.Мастерская построения знаний и творческого письма.Поэтический турнир. (2 часа)Эпиграф:...

Смысл названия и основные проблемы рассказа И.А. Бунина "Кукушка" (мастерская построения знаний и творческого письма).

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Кукушка" с применением технологии мастерских....