Методическая разработка "С чего начинается Родина?" (Творческая мастерская построения знаний по поэме Н.А.некрасова "Дедушка")
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Бирюкова Наталья Николаевна

Урок литературы в 6 классе, построен по технологии педагогической мастерской, использован синквейн, как метод проверки усвоения материала. В  работе использована межпредметная связь с историей. Разработаны специальные маршрутные листы для работы учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_poeme_nekrasova_dedushka.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАТРА УРОКА

ПРЕДМЕТ

Литература

КЛАСС

6

Тип урока

комбинированный

Тема

С чего начинается Родина?» (Творческая мастерская построения знаний по исторической  поэме  Н.А.Некрасова «Дедушка»)

Цель

Познакомить учащихся с исторической поэмой Н.А. Некрасова «Дедушка»

Задачи

  1. Образовательные

- Знать содержание поэмы «Дедушка»;

-Знать основные направления творчества Н.А.Некрасова;

- Уметь работать с текстом и определять роль выразительных средств ;

-Знать судьбу декабристов и историю восстания 1825 года

-Уметь соотносить содержание поэмы с историей России;

-Уметь давать характеристики героям поэмы, подтверждать свой ответ текстом.

  1. Развивающие

-Развивать умения работать с текстом произведения;

-Развивать кругозор учащихся;

-Развивать умения работать над проектами;

-Развивать ассоциативное  и образное  мышление;

-Развивать творческие способности школьников.

  1. Воспитательные

-Воспитывать гордость за историческое прошлое страны;

- Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;

-Воспитывать патриотическое самосознание;

-Воспитывать любовь к своей семье и ее традициям;

Воспитывать духовно –нравственное самосознание и моральные качества.

УУД

Личностные УУД

     Способны  к социализации;

     Умеют работать с художественным текстом;

       Умеют давать характеристику героям;

      Знают литературоведческие термины: поэма эпитет, метафора, гипербола, олицетворение, антитеза и т.п.

Понимают смысл гражданского долга и ответственности, а также понятие моральных норм и ценностей.

Коммуникативные УУД

Умеют вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в социализации;

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в устной и письменной форме;

Умеют строить публичное вступление.

Регулятивные УУД

Сличают результат своих действий с заданным эталоном и находят расхождения, умеют их исправить;

Патриотическое самосознание, самоконтроль и самоподготовка проектов.

Познавательные УУД

Знают содержание исторической поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка»

Знают историю восстания декабристов ,и как поэт воплотил эту тему в  своем произведении;

Выделяют проблему и строят план по ее решению.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: содержание поэмы «Дедушка»

Уметь: работать с литературным текстом, определять роль выразительных  и стилистических средств, давать характеристику  героям.

Метапредметные:

Знать: Историю России 19 века ( причины и последствия восстания декабристов на Сенатской площади в 1825 году)

Уметь:  анализировать художественный текст поэмы в контексте исторического прошлого страны.

Личностные:

Знать: понятие гражданской ответственности и патриотического самосознания.

Уметь: строить ассоциативный ряд, выделять главное и высказывать свое суждение.

Основные понятия

Поэма, литературный герой, восстание декабристов, ссылка в Сибирь выразительные средства: метафора, эпитет, антитеза, олицетворение

Межпредметные связи

Связь с историей, музыкой, живописью

Ресурсы

ЭОР: Ноутбук, проектор, презентация, проекты учащихся

Форма урока

Традиционная (классно - урочная)

Технология

Педагогическая мастерская с использованием  заданий синквейна

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы, приемы, формы

УУД

Результат

Организационный момент

Учитель читает стих:

Внимательно слушают учителя.

Организация к предстоящей работе

Словесный

Личностные:

-осознания мотивации

-создание ситуации интереса к работе

Настрой на работу, мотивация

Актуализация знаний

Вопросы к классу

Ответы на вопросы

Словесные, наглядные, ИТ

-знать творчество  и биографию Н.А.Некрасова

-знать основные направления лирики поэта

-уметь анализировать

-уметь высказывать свое мнение и приводить аргументы

Выявление уровня осознания материала по биографии Н.А.Некрасова и содержания поэмы «Железная дорога»

Лейтмотив

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

Внимательное прослушивание песни

Звуковое восприятие, эмоциональный настрой, создание мотивации

Умеют внимательно слушать и слышать важные моменты музыкального произведения, создавать образ

Мотивация, ситуация успеха, настрой на работу, начало творческой мастерской

Сообщение нового материала

Технология педмастерской:

1. Индуктор (психологический настрой на урок).- слово Дедушка

2. Тема (запись на доске).

3.Самоконструкция (запись слов по ассоциации). Работа с ассоциациями

4.Социоконструкция (пополнение списка слов).

5. Разрыв – представление своих проектов «Мудрость ваших лет». ( 2чел)

Работа с  иллюстрациями.

Вопрос- что значит для любого человека слово Дедушка?

6. Создание образа. Работа с текстом поэмы

7.Творческая работа.

8. Социализация (демонстрация выполненной работы).

9. Рефлексия (духовное состояние после мастерской).

Работа с ассоциациями, запись в свою тетрадь, пополнение списка, социализация

Представление проектов о своих родственниках

Работа с иллюстрациями- новое видение материала

Работа с текстом поэмы-  создание образа дедушки –декабриста, связь с историей России.

Выполнение творческого задания :  Каким вы представляете  дедушку Саши?

Социализация своих результатов

Словесные

Наглядные компьютерные технологии,

самостоятельная работа, работа в группах и  творческая деятельность.

Уметь работать с ассоциативным рядом

Уметь социализировать результаты своего труда

Уметь работать в коллективе

Уметь правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Знать содержание поэмы «Дедушка»

Уметь давать характеристику главному герою поэмы

Уметь работать с текстом поэмы, подтверждать свои мысли материалом художественного текста

Уметь находить выразительные средства в тексте поэмы и выявлять их роль в создании образа

Уметь строить письменное рассуждение с рядом доказательств

Составление ассоциативного ряда

Представление проектов

Выход на новый материал

Анализ поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка»

Связь с историей восстания декабристов

Закрепление

Синквейн

Дедушка

Добрый, хороший, любимый

Ценит, учит, помогает

Дедушка самый классный

Он друг Саши

Учащиеся подбирают строки к синквейну

Творческая работа

Развитие творческих способностей

Рефлексия

-что понравилось на уроке?

-Что показалось необычным?

-какие трудности в работе вы почувствовали?

Ответы на вопросы

Словесный, наглядный

Выставление оценок

Оценивание результатов деятельности учащихся

Выставление оценок в дневники

Д.З

Читать сказ Лескова «Левша», подготовить проекты о творчестве Лескова (выборочно),

Задание по поэме «Дедушка» -напишите эссе «Каким я представляю дедушку в поэме Некрасова?»

Запись д.з в дневники

Словесный наглядный


Урок литературы в 6-м классе на тему:

Историческая поэма «Дедушка» Н. А. Некрасов.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с исторической поэмой; рассказать о судьбе декабристов ; показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа в эпоху крепостного права.

2.формировать умение анализировать произведение и формулировать выводы и предположения после прочтения.

3.Воспитывать  осознанное отношение уч-ся к историческому  прошлому страны.

 

Ход урока.

  1. Организация класса

Друзья мои! Я очень рада                       1мин

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестим же шпаги наших мнений –

И вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу.

  1. Повторение изученного материала.   2мин

- Давайте вспомним, с творчеством какого писателя мы познакомились на предыдущем уроке? (Н.А.Некрасов)

- Вспомните и назовите известные вам произведения Н. А. Некрасова?

     ( Стихотворение Крестьянские дети, «На Волге», «Дед Мазай и зайцы», поэма «Мороз, красный нос», «Железная дорога»)

- Какова тема стихотворения «Железная дорога?» (тема каторжного труда рабочих, бесправие бедного человека, бесчеловечные отношения и произвол)

        Слово учителя: главной темой своего творчества Н.А.Некрасов считал  судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к крестьянину, человеку труда. Сам Н.А.Некрасов писал : «Я лиру посвятил народу своему!»

 Ф.М.Достоевский писал  о творчестве Н.А.Некрасова: «Стремление же его к народу столь высоко, что ставит его как поэта на высшее место. Что же до человека, до гражданина, то, опять-таки, любовью к народу и страданием по нем он оправдал себя сам и многое искупил, если и действительно было что искупить…»

Эти слов служат эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Как вы понимаете эти слова? (Мнения учащихся)

  1. Сообщение темы  урока   3 мин

Сегодня мы продолжим говорить о творчестве Н.А.Некрасова- поэта- народника, и познакомимся с поэмой, которая носит доброе , родное название «Дедушка»

Цель урока: Познакомиться с исторической поэмой Н.А.Некрасова «Дедушка»

Задачи урока:

  1. Образовательные

- Знать содержание поэмы «Дедушка»;

-Знать основные направления творчества Н.А.Некрасова;

- Уметь работать с текстом и определять роль выразительных средств ;

-Знать судьбу декабристов и историю восстания 1825 года

-Уметь соотносить содержание поэмы с историей России;

-Уметь давать характеристики героям поэмы, подтверждать свой ответ текстом.

  1. Развивающие

-Развивать умения работать с текстом произведения;

-Развивать кругозор учащихся;

-Развивать умения работать над проектами;

-Развивать ассоциативное  и образное  мышление;

-Развивать творческие способности школьников.

  1. Воспитательные

-Воспитывать гордость за историческое прошлое страны;

- Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;

-Воспитывать патриотическое самосознание;

-Воспитывать любовь к своей семье и ее традициям;

Воспитывать духовно – нравственное самосознание и моральные качества.

VI. Изучение нового материала (строится по технологии педагогической мастерской)

А теперь мы переходим к нашей творческой мастерской. 5 МИН

- Мы будем работать в маршрутных листах. Тема :  « С чего начинается Родина?»  (творческая мастерская построения знаний по произведению Н.А.Некрасова «Дедушка»)

Наша творческая мастерская называется «С чего начинается Родина?»

Мы прослушаем известную песню с одноименным названием и подумаем, с чего начинается родина для нас с вами?

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

- Как вы думаете, с чего начинается Родина для каждого человека, для нас  с вами? (Подвести к теме семья)

Семья, традиции семьи, взаимоотношения между членами семьи – все это отражается на формировании нравственных и моральных качеств человека. Именно с семьи все начинается: и умение дружить, любить, ценить, помогать, протягивать руку помощи.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним произведением Н.А.Некрасова, написанным в 1870 году, которое носит замечательное название, связанное с понятием семья – это  историческая поэма «Дедушка».

1) Индуктор 1 МИН

Поэма Н.А.Некрасова носит доброе ,родное, семейное название «Дедушка».

Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

2) Самоконструкция  (работаем  в маршрутных листах и  составляем ассоциативный  ряд) -1 МИН

3) Социализация ( афиширование результатов труда). Давайте назовем записанные ассоциации. 1 МИН

4) Социоконструкция – пополнение списка ассоциаций. Допишите список ассоциаций из ряда услышанных.

5) Разрыв. 2 МИН

Прослушаем стихотворение Расула Гамзатова «Дедушка» и дополним ряд ассоциаций

 

    У меня есть дедушка,                                                  
Как зима, седой.
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Много знает дедушка
Былей-небылиц:
Про луну и солнышко,
Про зверей и птиц.
Я вопросы разные
Задаю ему:
- Где?
- Зачем?
- А скоро ли?
- Сколько?
- Почему?
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет…                    

Дополните свои ряды словами из стихотворения, которые характеризуют наших дедушек.( человек с опытом, много знает, старый, седой, любит внуков)

6 ) Социализация. Какие слова вы дополнили в ассоциативный ряд?

Слова учителя: Дедушки – это старшее поколение в любой семье.

Вопросы к классу:

- Как вы думаете, каково отношение к старшему поколению в обществе?

-Всегда ли относятся к старикам гуманно, по-доброму?

-Как вы считаете, каково должно быть отношение к нашим бабушками и дедушкам?

-Как вы относитесь к старшему поколению в вашей семье?

Мы должны ценить старшее поколение, благодаря ему мы живем. В суровые годы Великой Отечественной войны – эти люди выдержали, выстояли. В каждой семье были люди, которые прошли горнило Великой Отечественной войны. И наши ученики – не исключение.

Проекты: Ученики читают сведения о своих родственниках в годы войны.

Какими словами можно дополнить ассоциативный ряд? (герои, защитники, патриоты)

Слово учителя: мы должны помнить ратный подвиг тех, кто воевал, тех кто не вернулся из боя.

Помните, Через века, через года , Люди, Помните!

7) Открытие образа (Работа с текстом поэмы)

 А) Мы переходим к работе над текстом поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка».

Мы вспомнили старшее поколение нашей современной действительности, теперь давайте обратимся к веку 19 и посмотрим, какие нравственные ценности несло старшее поколение, чему учило подрастающее поколение. Все это мы должны увидеть в поэме Н.А.Некрасова «Дедушка»

Определение слова «поэма». Что такое поэма? Как вы понимаете? Определение (Слайд) .Запись в маршрутный лист.

 Б) Выявление уровня первичного восприятия поэмы. 2 МИН

- Каков сюжет поэмы?

- О каких   лирических героях идёт речь? (мальчик Саша, дедушка)

- С чего начинается Родина для маленького Саши, для его дедушки?

- Что в тексте сказано о мальчике? (он живёт с папой и мамой, показан в процессе взросления от 3 до 10 лет)

- Что говорится о дедушке в начале поэмы? ( см. главы  1-4)

( в кабинете у отца висит его портрет, о нём никто и ничего не знает, всё плачут, когда о нём заходит речь, в ожидании деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица, у деда на груди большой крест ( исследователи считают, что этот крест был переплавлен из его кандалов), нога у него стёрта (может от кандалов), рука ранена ( наверное от выстрела), автор называет его «таинственный дед».)

- Так, кто же этот, «таинственный дед?» (декабрист)

В)Знакомство с историей России – восстание декабристов (межпредметная связь)

Просмотр видеоролика 7МИН

- Кто такие декабристы?  ( слайд № 4)

Вывод:  Декабристами называют людей, участвовавших в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года в Петербурге. В большей части своей декабристы были дворянами, хорошо образованными, многие были военными. Они действительно хотели изменить Россию. Они боролись за отмену крепостного права, отмену царской власти.

         Историческая справка:  в ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.

        Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.

        Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.

        Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.

        Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. Более 100 декабристов были сосланы в Сибирь, многие были приговорены к казни через повешение.

- Зачем нам нужно знать о декабристах, о декабрьском восстании, зачем к этой теме обращается Н.А.Некрасов  в произведении? ( это наша история, понимать этот тип людей, знать их жизнь).ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПРОШЛОГО, ЧТО ДЕРЕВО БЕЗ КОРНЕЙ (НАРОДНАЯ ПОСЛОВИЦА)

-Назовите имена декабристов? (Муравьев –Апостол, Бестужев-Рюмин , Волконский)

Известно имя декабриста - Сергей Григорьевич Волконский  - он  отчасти является прототипом главного героя поэмы. 

  Сообщение учащегося: С.Г. Волконский – герой Отечественной войны 1812 года, декабрист.  Князь. В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. За участие в восстании, в 1826 году арестован и приговорён к смертной казни, затем приговор был заменен на  20 лет каторжных работ в Сибири.  В 1856 году был объявлен манифест об освобождении всех каторжников и ему разрешили вернуться в Европейскую Россию.  За 5 дней до его ареста, Мария Раевская ( Волконская) родила ему сына и вскоре отправляется в след за мужем.  

- Скажите, звучит ли рассказ о декабристах, о восстании в произведении? (непонятно, звучит приглушённо).

- Что происходит в поэме после того, как приехал  «таинственный дед»? (через отдельные события идёт узнавание внуком характера деда)

Г) Сейчас мы с вами по событиям, по разговорам, которые представлены в поэме, попытаемся выяснить характер деда и тот нелёгкий период времени.

1) «С дедушкой Саша сдружился,  1 МИН

Вечно гуляют вдвоём,

Ходят лугами, лесами,

Рвут васильки среди нив».

2) Описание деда:  1МИН

«Дедушка древен годами,

Но ещё бодр и красив,

Зубы у дедушки целы,

Поступь, осанка тверда,

Кудри пушисты и белы,

Как серебро голова,

Строен, высокого роста,..

Найдите в описании деда эпитеты. Для чего автор их использует?

3) Речь «апостольски проста». 1 МИН

Какое выразительное средство использует поэт? (метафора)

-Что такое метафора? (скрытое сравнение)

4) Что значит Родина для старого декабриста? 1МИН

Каково отношение дедушки к его родному краю?

«Рад я, что вижу картину

Милую с детства глазам.

Глянь-ка на эту равнину –

И полюби её сам!»

5) О чем мечтает дедушка?1МИН

Рассуждает о крестьянском хозяйстве, что только тогда «Будет и в песне отрада,/ Вместо унынья и мук», когда будет большое хозяйство.

6) Как относится дедушка к простому крестьянину? 1МИ1

«Дедушка хвалит природу,         1 МИН

Гладит крестьянских ребят».

«Первое дело у деда

Потолковать с мужиком:

7) «Скоро вам будет нетрудно, 1МИН

Будете вольный народ!»  - Как Вы понимаете эти строки? ( верит в перемены)

8) О каких народных бедствиях рассказывает дед в 13 главе? 3МИН

(Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков. Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве)

9)  Зачитайте эпизод встречи с солдатом. Глава 16-17. 2 МИН

- Что рассказывает дед о службе в армии в его время? (Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию, Учит внука, что нужно дорожить честью.)

9)  С какой целью автор вводит в поэму образ пахаря?  Прочитайте его описание? Как живется крестьянам?( 12 глава) – 2МИН

(Положение крестьян трудное, тяжелое. Они чувствуют зависимостю Трудятся не покладая рук. Но жизнь их не улучшается)

9)  Главы 9-11. 2 МИН

- Опишите жизнь крестьян в деревне Тарбагатый

а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю.

б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня, мельница.

в) ещё через год приехали – крестьяне с бесплодной

земли собирают урожай и т.д.

Так за 50 лет «вырос огромный посад».

– Для чего дед рассказывает о жизни крестьян? (Нацеливает Сашу, что свободный трудолюбивый человек нигде не пропадёт. Говорит, что «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят». И если в семье устроен быт, здоровы дети – значит, это счастливая семья. И крестьяне могут быть счастливы, могут жить богато.)

11) -Какой прием использован Некрасовым в поэме: рассказ о счастливой жизни  в сибирской деревне и народные бедствия в реальной жизни крестьян? (антитеза)

- Для чего автор использует это средство? ( Хочет показать мечты народа о народном счастье, о красивой богатой жизни, но это только мечты)

12) Существовала ли деревня Тарбагатый или это вымысел дедушки? (Скорее всего это вымесел, это мечта деда о сытой и хорошей жизни крестьянина)

13) А на самом деле, как жилось деду в Сибири, когда он был на каторге? Прочитайте эпизод о жизни на каторге от слов «…. Глухо, безлюдно….» до слов « Медленно – медленно таишь…» ( глава 20) 2 МИН

- О чём вспоминает дедушка? (Вспоминает о той страшной жизни, где нет геройства, а ты - обыкновенный человек)

14) Чем заканчивается произведение? Как понимает Саша отношение деда к жизни, к людям, к истории России? 1МИН

-С чего начинается Родина для маленького Саши? ( его край, его семья, его родные люди)

-С чего начинается Родина для его дедушки? ( семья, родной край, Россия с ее бедами и неурядицами, мечта о народном счастье)

Вывод: На протяжении всей поэмы  Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе, они связаны с декабристами, с восстанием, с понятием о народном счастье, с мечтой о переменах в народном сознании.

Мы обыграли  в ходе урока слово «дедушка», сказали, что это слово дорого всем нам, так как это близкие для нас люди, те, кто нас любят и ценят, защищают и оберегают наш покой. Для каждого человека Родина начинается с малого - с его семьи, с близких людей, с понимания и доброты.

Родина для героев поэмы – это тоже их семья, близкие родные люди, тот край, где они родились и выросли. Но понятие Родины у бывшего декабриста более обширно, нежели у маленького внука. Дед понимает все беды народные, осознает, что нужны перемены, Для него Родина – это России в целом, это великая держава, жизнь в которой нужно менять. Дед не держит обиды на Родину, он гордится ее народом Дедушка Саши – тоже был участником истории страны, защитников ее интересов, смелый, сильный, выносливый, борец за свободу и счастье не только своей семьи, но и всех людей.

14) Синквейн (Творческая игра). 3 МИН

Дедушка

Какой? (3-4слова)

Что делает? ( 3 слова)

Афоризм (1)

Кто или что? (2-3 слова)

Социализация.

Вывод: мы подвели этим творческим заданием итог всему выше сказанному.

VI. Рефлексия 2 МИН

- Что понравилось на уроке?

-Какие выводы мы можем сделать для себя?

- Как мы должны относиться к старшему поколению?

-С каким произведением Н. А. Некрасова мы познакомились на уроке?

- Какова основная мысль поэмы «Дедушка»?

VII. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Эссе: «Дедушка- мой друг и помощник»

Маршрутный лист урока

«С чего начинается Родина?» (Творческая мастерская построения знаний по поэме Н.А.Некрасова «Дедушка»)

Работа с ассоциациями.

Подберите ассоциации к слову «Дедушка»;

Дополните свой ассоциативный ряд;

Работа со стихотворением Р.Гамзатова «Дедушка»

Какие характеристики наших «дедушек»  звучат в стихотворении Р.Гамзатова?

Какие еще можно назвать характеристики наших «дедушек»?

Анализ поэмы  Н.А. Некрасова «Дедушка».

  1. Что такое поэма?

  1. Какие лирические герои присутствуют в поэме «Дедушка» Н.А.Некрасова?

  1. Дайте характеристику маленькому Саше?

  1. Почему Саша интересуется портретом деда? Как воспринимаю  его родители его детское любопытство? Какие характеристики дедушке дают родители Саши?  Гл.1

  1. Почему автор дает характеристику «таинственный дед»? В чем заключается тайна?

  1. Что вы знаете о восстании декабристов. Просмотрите  видеоролик и запишите фамилии декабристов.

  1. Ждали ли возвращение деда –декабриста домой ? Какие строки поэмы  подтверждают радость от возвращения  домой? Гл.3,5 

  1. Взаимоотношения деда и внука Саши? Почему Саша привязался к своему деду? Гл.5

  1. Внешность деда. Гл.5

  1. Речь деда. Гл.5

  1. Рассуждения деда о родной природе ( гл.8),  о родной земле (гл.6) 

  1. Отношение дедушки к крестьянским детям, к крестьянам. Гл.8.

  1. «Скоро вам будет нетрудно,

Будете вольный народ!»  - Как Вы понимаете эти строки деда? Гл.8

  1. Прочитаем гл. 13.О каких народных бедствиях вспоминает дед в этой главе?

  1. Прочитаем выразительно встреча деда с солдатом (глава 16-17). Что рассказывает дед о службе в армии в его время? Чему учит внука?

  1. Найдите описание пахаря 12 главе?  Как относится дедушка к народному труженику? Какой прием использует Н.А.Некрасов (сравнивая жизнь крестьян в деревне Тарбагый и в родных краях деда)

 

  1. Прочитаем  рассказ деда о деревне Тарбагатый.  (Глава 9-11) Что узнал Саша о жизни крестьян в этой деревне? Как вы думаете существовала ли эта деревня или она вымышлена дедом?

19) Как на самом деле  дедушке жилось в Сибири? Прочитайте эпизод о его жизни на каторге от слов «…. Глухо, безлюдно….» до слов « Медленно – медленно таишь…». ( глава 20)

20)  Черты характера дедушки.

20)Чем заканчивается произведение? Как понимает Саша отношение деда к жизни, к людям, к истории России? Г.22

21) Какой можно сделать вывод?

С чего начинается Родина для Саши?

С чего начинается Родина для дедушки?

Можно ли верить, когда Саша вырастет, он станет продолжателем идей деда?  

22) Синквейн

1.Дедушка

Эссе «Дедушка – друг и помощник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Черного"

Мастерская построения знаний с использованием технологии критического мышления....

Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»

Целью данного урока является  создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный    процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   ра...

Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)

«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...

Мастерские построения знаний и творческого письма. Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»

Автор разработки:Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области» Педагогическая мастерская – одна из актуа...

Модернистская поэзия серебряного века. Мастерская построения знаний и творческого письма.

Модернистская поэзия серебряного века.Мастерская построения знаний и творческого письма.Поэтический турнир. (2 часа)Эпиграф:...

Урок мастерская построения знаний в 6 классе по теме: "Ткани растений"

Данный урок проводится в 6 классе при изучении тканей растений. Урок  проходит в форме мастерской, в которой ребята сами. под руководством учителя добывают новые знания. Как правило, на таких уро...

Урок-мастерская построения знаний по философской поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"

В методической разработке представлен опыт использования на уроке литературы при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон" технологии кейс-стади, приведены методические комментарии для учителя....