Урок-мастерская построения знаний по философской поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Крылова Марина Анатольевна

В методической разработке представлен опыт использования на уроке литературы при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон" технологии кейс-стади, приведены методические комментарии для учителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Неужели зло так привлекательно?»

к.ф.н. Крылова М. А.,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ лицей № 87имени Л.И. Новиковой  г. Нижний Новгород

Предметная цель: научиться характеризовать главного героя поэмы «Демон», опираясь на словесные, изобразительные, музыкальные средства создания образа.

Метапредметная цель: сформировать ценностное отношение к идее зла, разрушения, лежащей в основе демонического образа.

Методологическая цель: развивать умение формулировать гипотезу, определять пути ее подтверждения, соотносить версии в условиях учебного диалога[1].

Тип урока информационно-интегративный (мастерская построения знаний). Такой урок, исходя из терминологии Г.А. Игнатьевой – О.В. Тулуповой, предполагает сбор и обработку информации из различных источников при одновременной работе с разными способами познания одного и того же объекта (словесные и наглядно-образные – музыкальные и изобразительные). Преобладающее воздействие компонентов урока будет направлено на развитие социального интеллекта в структуре личности ученика через формирование базовых знаний, умений и навыков, обращение к социальному прогнозированию и интуиции. Необходимость соотнесения явлений культуры (словесный, музыкальный, художественный образы) создает условия для развития эмоционального интеллекта, форма групповой работы при решении поставленной задачи формирует способность к самоорганизации и социальному взаимодействию как проявлениям деятельностного интеллекта[2].

Комментарий для учителя. «Демон» Лермонтова принадлежит к типу философско-символической романтической поэмы. Отличительной особенностью такой поэмы, как считает И.Г. Неупокоева, является «стремление дать целостную картину духовной жизни своего времени, схватить явление в самых общих его очертаниях, в главных тенденциях его движения».[3] Изучение поэмы в 10 классе предполагает знакомство с содержанием произведения, выявление основных проблем, поднятых автором, цель учителя – на новом для ученика старшей школы материале обобщить и систематизировать знания о творческом методе М.Ю. Лермонтова, о понимании поэтом сущности мира, нравственных и философских законов его построения. В ряде учебных программ по литературе для 10 класса (профильный уровень)[4], при введении темы «Творчество М.Ю. Лермонтова», предполагается обращение как к лирическим, так и к лиро-эпическим произведениям поэта при достаточно ограниченном количестве учебного времени. Мы считаем, что в течение двух уроков сложно создать у учащихся целостное представление о своеобразии проблематики и художественного мира поэмы «Демон». Предлагаемый подход основан на восприятии урока как базовой единицы модели «Школы интеллектуальной организации».

1.Обратимся ученикам с просьбой записать на листке бумаги понятие «демонический герой», с помощью слов, рисунка определить составляющие этого понятия, поменяться записями, подчеркнуть те из записей, с которыми согласны. Обсудить понятие «демонический герой», опираясь на записи, литературные ассоциации, цитаты.

Комментарий. При обзорном повторении вопросов, связанных с художественным миром романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», неизбежно обращение к понятию «демонический герой». В литературоведении движущая сила поступков демонического героя соотносится с общей философской концепцией, основанной на «эксперименте как форме интеллектуального самоутверждения»: жизнь Печорина становится «цепью последовательно проводимых экспериментов»[5]. Самоощущение главного героя романа М.Ю. Лермонтова, его размышления о природе и привлекательности зла позволят учителю поставить вопрос о «вечном» для европейской культуры образе Демона. Восклицание Печорина «Неужели зло так привлекательно?» может стать лейтмотивным при формулировании проблемы урока.

2.Используя технологию «Кейс-стади», предполагающую  привлечение метода анализа конкретных ситуаций (интерпретация Т.М. Ковалевой), учитель создает пространство урока – интеллектуальной организации. Учащимся представлены три ситуации, объединенные общим вопросом о причинах привлекательности образа Демона и последствиях увлеченности этим героем.

Первая ситуация связана с историей работы над поэмой «Демон». Создавая одну за другой восемь редакций поэмы, М.Ю. Лермонтов не сможет подготовить текст к публикации: «Юный Лермонтов чувствует, что этот образ будет преследовать его всю жизнь, так как смутно угадывает, что в нем, как в фокусе, сконцентрировались черты человека современной эпохи /…/, печатать свое любимое детище Лермонтов не спешил».[6] В результате, поэма была напечатана уже после смерти поэта, возможно, с искажениями, так как авторской прижизненной подготовленной к печати редакции не осталось. Поэт не сумел преодолеть роковой увлеченности образом, «отпустить» от себя своё творение. Вопрос о творческой истории поэмы называют «роковым вопросом» лермонтоведения. К согласию, однозначности толкования учёные прийти не могут.

Вторая ситуация раскрывает прискорбные страницы биографии М. Врубеля, создателя цикла иллюстраций к лермонтовской поэме, а также художественных полотен с образом Демона. В первые месяцы 1902 года жена художника, а вскоре и другие стали со страхом замечать у него симптомы психического расстройства. Вот как рассказывала об этом Е.И.Ге: «Все близкие  и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в его речах никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку». Вероятно, «Демон» не был причиной заболевания, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв[7].

Третья ситуация знакомит учеников с драматической историей вокруг создания оперы «Демон». Из-за либретто к поэме и нежелания А.Рубинштейна поступиться чем-либо в своем понимании Демона поссорились навсегда композитор и первый исследователь творчества Лермонтова Л. Висковатов, хотя были добрыми друзьями[8].

3.Предложим ученикам обратиться к своему опыту, знаниям по обществоведческим дисциплинам для комментария к приведенным ситуациям. Ученики, соглашаясь с несомненностью факта привлекательности образа, находят подтверждение этому и в истории современного общества, в частности в увлечении символами и атрибутами демонического – сатанинского среди определенных групп молодежи.

Комментарий. Мы не видим явного несоответствия, преувеличения в подобном соотнесении явлений культурной и социальной жизни, так как они, по-видимому, имеют общую психологическую природу.

4.Рассматривая причины привлекательности идей демонического, рассуждая об эстетическом и философском наполнении образа, учащиеся высказывают гипотезы и намечают пути их подтверждения при опоре на разные сферы знания, осознают недостаточность полученной информации  и испытывают потребность ее получить.

Комментарий. Проектирование деятельности групп, сформировавшихся по высказанным интересам, основано на рефлексии о том, что не известно и каких знаний не хватает для подтверждения гипотезы. Учащиеся с помощью учителя выделяют предметные области, в которых можно искать необходимые знания. Таким образом происходит выбор вариативного домашнего задания, в основе методики его предъявления – элементы тьюторской технологии (Т.М. Ковалева), связанной с сопровождением познавательного интереса, в данном случае, групп учащихся. Учащиеся обращаются к статьям из книг по литературоведению, искусствоведению, знакомятся с музыковедческой литературой. Выполнение заданий при  работе с источниками связано с необходимостью провести реконструкцию того, какую идею выдвигает каждый автор, анализируя образ Демона в восприятии поэта, композитора или художника, как происходит постановка вопросов о том, какой смысл вложен в созданное произведение. 

5.На новом уроке предоставим ученикам возможность разместиться в соответствии с выбранным домашним заданием, сформировав группы. На уроке каждой группе предстоит презентация новых знаний, позволяющих подтвердить высказанную гипотезу. Итогом сбора и переработки информации станет рефлексия о том, как новое знание помогает подтвердить или опровергнуть высказанную на уроке гипотезу о привлекательности образа Демона с эстетической, психологической, философской, социальной точек зрения. В группах фиксируются вопросы, на которые даются ответы в ходе презентации.

Подтверждая первую гипотезу, объясняющую интерес к образу Демона психологическими особенностями личности, учащиеся обратятся к литературно-критическим статьям, в которых демонизм рассматривается как характеристика личности, обладающей абсолютной свободой, прежде всего свободой от моральных обязательств перед людьми[9]. Источник демонического в душе человека –  разочарование, мучительное ощущение одиночества, отчуждения от окружающих людей, неспособных понять и разделить его порыв. Рассказ о склонности демонической личности к разрушению, богоборчеству вызовет у учащихся потребность в эмоциональной оценке информации, критическом отношении к всплескам негативных эмоций, в целом может способствовать воспитанию духовно  здоровой личности.

Вторая гипотеза, основывающаяся на характеристике современного поэту общества, может быть подтверждена исследованиями, в которых эпоха Лермонтова характеризуется как эпоха консервативности современных ему государственных, общественных, моральных отношений, образ демона для поэта -  гневный протест против пошлости, провозглашение любви к свободе, горячий порыв к познанию, глубокое отвращение ко всякой лжи и насилию[10]. Группе, обратившейся к этому материалу, необходимо будет привлечь знания по истории России для сравнения социальных настроений в тридцатые годы XIX века, девяностые – девятисотые годы XIX - XX века, конца XX начала – XXI века. Обращение к данным других гуманитарных дисциплин позволяет формировать в сознании учащихся единую картину мира, представленного разными областями знания. размышление о законах типизации, которые властны и над поэтом-романтиком, позволят учащимся глубже понять природу художественного творчества.

Третья гипотеза –  эстетическая: обаяние, особое эмоциональное воздействие образа, созданного гением Лермонтова, которое порождает живописные и музыкальные ассоциации. Филологический комментарий к первым строкам поэмы «Демон» (первая строка как удивительное, мастерское сочетание слов и созвучий, эпитет «печальный», вносящий атмосферу неразгаданной тайны в традиционный образ сатаны, лукавого дьявола[11]) приводит учащихся к выводу о возможности неоднозначного истолкования поступков героя поэмы, о возможности рассмотреть его поведение, исходя из системы антитез, например, демон – безусловный носитель зла или жертва несправедливого приговора небес; идея возрождения демона через любовь к Тамаре предполагает нравственное перерождение героя или обретение возможности соцарствования над миром; приговор неба имеет высокий моральный смысл или является проявлением тирании высшей силы.

Михаил Врубель и Антон Рубинштейн создают образы Демона, исходя из собственного истолкования образного мира поэмы М.Ю. Лермонтова. «Демон сидящий» молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Он не испытывает презрения к людям и к миру, в очертаниях его лица всегда «явственно проглядывает потребность стать личностью, обрести человеческую любовь, завоевать свободу»[12]. В опере А. Рубинштейна начинается свое повествование о гордом, мятежном духе отрицания, в увертюре – мрачная, беспокойная мелодия. Это образ Демона – изгнанника из рая, осмелившегося вступить «с небом в гордую вражду». Композитор создает обобщенный образ беспощадной, неумолимой силы, губящей Тамару и ее жениха[13]. Подбор текстового комментария к музыкальной и художественной интерпретации, необходимость выбора одной из точек зрения развивают гибкость мышления учеников.

6.После прослушивания выступлений групп ученики в составе своей группы изучают сделанные записи, выбирают вопросы, которые не были решены, делегируют одного члена группы в сборную группу «коллективного разума», чтобы озвучить размышления и попытаться найти ответ.

Комментарий. Важный этап урока – саморефлексия и взаимная критика. Оценивая полученное знание, рассматривая репродукции картин М. Врубеля, слушая арию «Клятва Демона» А. Рубинштейна, учащиеся характеризуют созданные образы. Полученные знания расширяют  границы незнания, так как ни одна из гипотез о причинах притягательности образа не может быть принята как ведущая, однозначная. Смоделированная учителем ситуация выбора позиции требует рефлективной оценки прежде выдвинутой гипотезы, учит принимать чужие доводы, корректировать свои предположения и выводы.

7.В качестве финального размышления ученикам предлагается выбрать гипотезу привлекательности образа, о которой выступление было подготовлено не ими, написать текст-предостережение на тему «Демоническое привлекательно … ».


[1] См. о трёхуровневой структуре цели урока: Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Урок как интеллектуальная организация,// «Педагогическое обозрение», 2007. № 4. с. 69.

[2] См. таблицу, там же, с. 69 - 70.

[3] Неупокоева, И.Г. Революционно- романтическая поэма первой половины XIX века: опыт типологии жанра. – М.: 1971. – С.144-146.

[4] См. об этом, например, Коровина В.Я. Программы образовательных учреждений, «Литература» М., 2007, с. 229; Маранцман В.Г. Программы образовательных учреждений, «Литература», М., 2005, с. 12.

[5] «Лермонтовская энциклопедия», М., 1981, с. 138.

[6] Логиновская Е.В. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», М., 1977, с. 7

[7] Цитируется по: М. Алпатов «Врубель», // Искусство, часть 3, М., 1989,  с. 222.

[8] См. об этом: Баренбойм Л.А. Антон Григорьевич Рубинштейн. Л., 1957 – 1962. т.2, с.69.

[9] См. об этом: «Лермонтовская энциклопедия», М., 1981, с. 138.

[10] Логиновская Е.В. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», М., 1977, с. 7

[11] См. об этом: Логиновская Е.В. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», М., 1977, с. 12-13

[12]М. Алпатов «Врубель», // Искусство, часть 3, М., 1989,  с. 223.

[13] Шейн С.Ф. «Демон» А.Г. Рубинштейна. М., 1961, с. 52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Черного"

Мастерская построения знаний с использованием технологии критического мышления....

Урок мастерская построения знаний в 6 классе по теме: "Ткани растений"

Данный урок проводится в 6 классе при изучении тканей растений. Урок  проходит в форме мастерской, в которой ребята сами. под руководством учителя добывают новые знания. Как правило, на таких уро...

Конспект урока "Философская поэма М.Ю.Лермонтова "Демон"

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся 9-10 классов....

Урок- мастерская построения знаний " Чувства и поступки"

Подходит для проведения уроко во внеклассной работе....

Методическая разработка "С чего начинается Родина?" (Творческая мастерская построения знаний по поэме Н.А.некрасова "Дедушка")

Урок литературы в 6 классе, построен по технологии педагогической мастерской, использован синквейн, как метод проверки усвоения материала. В  работе использована межпредметная связь с историей. Р...

Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.)

Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.)Цели урока:1) Образовательная: познакомить учащихся с поэм...

Урок-мастерская построения знаний по литературе в 9 классе на тему "Биография на фоне памятника (монументальная пушкиниана)"

Мастерская знакомит обучающихся с основными вехами личной и творческой биографии А.С. Пушкина через знакомство с памятниками поэту. В ходе мастерской создаются условия для самостоятельной работы обуча...