Внеклассное мероприятие Мастерская построения новых знаний, ценностных ориентаций по литературе Бурятии «Я из песенного края, я сын этих гор и вод» (по творчеству Н.Г. Дамдинова).
методическая разработка (8 класс) на тему

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе Бурятия предназначена для учителей, которые используют на уроках современные педагогические технологии.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Мастерская построения новых знаний, ценностных ориентаций

по литературе Бурятии «Я из песенного края,

я сын этих гор и вод» (по творчеству Н.Г. Дамдинова).

Цели:

  1. Образовательная: познакомить с жизнью и творчеством Н.Г. Дамдинова.
  2. Развивающая: развитие грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
  3. Воспитательная: воспитание культуры личности и ценностного отношения к литературному достоянию родного края.

Оборудование: распечатанные тексты биографии, тексты стихотворений Н.Г. Дпмдинова различной тематики, таблица, цветные карандаши.

Правила работы в мастерской:

-внимательно слушаем и слышим мастера и друг друга;

 -выполняем задание так, как поняли, и это будет правильно;

 -оказываем помощь товарищам;

 -уважительно относимся к любому мнению, избегаем критики;

 -обязательно ведем записи в тетради;        

-обращаем внимание на время выполнения задания. (Слайд 2).

  1. Индуктор (неожиданное задание – «ввожу», «навожу», «побуждаю»).

Задание 1: На экране портрет Н.Г. Дамдинова (какие ассоциации, мысли возникают при рассмотрении портрета? Личные качества этого человека, время, в котором жил, жизненные интересы?). (Слайд 3).

  1. Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы): участники мастерской индивидуально рассуждают о человеке (Н.Г. Дамдинове), которого видят на портрете.
  2. Афиширование (представление созданного продукта): рассматриваются все предположения. Составление кластера («кармашки», «гроздья» в переводе с англ.; список идей) на доске (ассоциативный ряд, связанный с портретом).

Задание 2: Познакомьтесь с биографией поэта в группе, поработайте с текстом по таблице. (Слайд 4). (Приложение 1).

Что совпало с моими представлениями

Что расходится с моими представлениями

Узнал новое, неожиданное

  1. Разрыв (внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому).
  2. Афиширование: возвращение к кластеру, убираем «лишнее», добавляем.

Задание 3: Перед вами лежит стихотворение, прочитайте внимательно и проанализируйте его: выделите главную мысль автора, передайте свои чувства в рисунке. Ученикам предлагаются тексты стихотворений Н.Г. Дамдинова разные по тематике: 1 группа – стихотворение о родном крае; 2 группа – о природе; 3 группа – о любви (Приложение 2).

  1. Социоконструкция (индивидуальное создание рисунка).
  2. Афиширование вывесить работы на доску, прокомментировать по желанию.

Задание 4: предположите, что сейчас вы находитесь на встрече с поэтом. Какие бы вопросы хотели задать Николаю Дамдинову? На какие темы поговорить с поэтом?

  1. Самоконструкция (каждый участник формулирует свои вопросы).
  2. Социализация (обсуждение в группах, выбор наиболее интересных, значимых вопросов).
  3.  Афиширование (2-3 вопроса от группы).

  1.  Рефлексия

Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На мероприятии мне было сложно.

Мероприятие помогло задуматься.

Я понял(а):

Литература:

  1. Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. – СПб.: 1994 г.
  2. Дамдинов Н.Г. «Вид на Байкал с горы вблизи Листвянки»/ Н. Дамдинов// Байкал. – 1989 г.
  3. Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или… СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2001 г.
  4. Тоонто нютаг: книга для учащихся 5-8-х классов русских школ/сост. Г.С. Санжадаева, О.П. Кушеева. – 2-е изд., перераб. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2012 г.
  5. infourok.ruprezentaciya…tvorchestvu-ngdamdinova…
  6. pandia.rutext/77/274/323.php
  7. soyol.ruПерсоналииПоэты и писателиДамдинов Николай
  8. uliger.runikolaj-damdinov/


Приложение 1.

        Николай Гармаевич Дамдинов родился в 1932 году в улусе Угнасай Курумканского района.

        С первых лет учёбы в школе обнаружилась любовь к литературе. С восьмого класса начал писать стихи. В 1951 г. окончив с золотой медалью Республиканскую среднюю школу № 18 (ныне Республиканский национальный бурятский лицей-интернат № 1), поступил в Литературный институт им. М. Горького. Окончил институт в 1956 году. После окончания института учился на Высших сценарных курсах.

Здесь, в стенах высшей школы, раскрылся яркий талант поэта. Первая книга стихов «Баргузин», изданная им в 1955 году, была встречена как явление в бурятской поэзии, и ее автор сразу же твердо встал в шеренгу ведущих стихотворцев республики.

Вехами в поэтическом творчестве Н. Дамдинова явились лирико-философские поэмы «Песнь степей», одобренная А.Твардовским и напечатанная по его рекомендации в «Новом мире» (№ 1, 1957 г.), и «Гудящие сосны», вдохновившая композитора Бау Ямпилова на создание замечательной оратории под тем же названием. На стихи поэта написано свыше десяти песен.

 Поэзия Н. Дамдинова — огромный вклад в бурятскую литературу. Его лирика щедро дарит современнику духовное богатство. Поэт открывает красоту в окружающем нас мире, зовет к состраданию, учит благородству и нежности в любви. 

Николай Гармаевич Дамдинов – автор сценария кинофильма «Пора таёжного подснежника», посвященного борьбе за Советскую власть в Забайкалье.

В течение многих лет был председателем правления Союза писателей Бурятии. Избирался депутатом Верховного Совета Бурятии и СССР. 


Приложение 2.

Бурятия

Родник таит на самом донце

Свет дальний трепетной звезды…

Во мгле времён вставало солнце,

Когда с Москвой сроднилась ты.

В единстве с нею видеть силу,

В делах и помыслах не лгать –

Ты с детских лет меня учила,

Бурятия, родная мать.

Мальцу внушала ты когда-то:

«Запомни крепко наперёд:

Не обижай меньшого брата,

А старшему в семье – почёт».

Я рос не баловнем капризным.

Тобой, степей и гор страна,

Вся необъятность этой жизни

Мне, как подарок, вручена.

В дорогу ты дала на счастье

Свод улигеров, а потом

(Чтоб с ним уж мне не расставаться)

И Пушкина заветный том.

Свой труд сравню с трудом шахтёрским,

Привержен к слову и письму,

Входил в высокий зал Кремлёвский

Я по мандату твоему.

Как две струи в реке равнинной,

Два языка во мне поют, -

То мощью стелются былинной,

То улигера вязь плетут.

Бурятия, меня на деле

Ты учишь, любящая мать,

Как в праздник ли большой, в беде ли

Соседу руку подавать.

И без обид глухих, без спеси

Вести с другими разговор…

Об этом ты в негромких песнях

Мотив выводишь с давних пор.

Тебе – да так, чтобы не криво, -

Навек – не на какой-то год! –

Пришлось когда-то сделать выбор,

И был удачен выбор тот.

Твой кровный сын, под небом синим

Я не устану петь, любя:

- Тебя не мыслю без России,

Как и Россию - без тебя!

 


Вид на Байкал с горы вблизи Листвянки

Байкал многоводный… С вершины

Я взглядом пытаюсь обнять

Сверкающей шири былинной

Задумчиво-светлую гладь.

Я вижу отсюда, с обрыва,

Где Черский когда-то стоял:

Вон там, в незаметном порыве,

Неспешно рождается вал.

Наверно, напор баргузина

Его пошевеливать стал,

И волны гурьбой лебединой

Несутся к подножию скал.

Бесчисленным, нету конца им…

Средь горной немой тишины

Мильоны годов не смолкает

Беспечная песня волны.

А песня не кажется длинной,

Век слушать – не надо другой.

…К тебе я сегодня, былинный,

С повинной пришёл головой.

К родителю сын за прощеньем

Явился сегодня, Байкал.

Ты помнишь моё угощенье?

Отраву я налил в бокал!

Мол, выдержит старец бывалый,

Мол, знаю, что делаю я…

Гордыня меня обуяла,

И спесь одолела меня!

Забыл вдруг о завтрашнем дне я:

О правнуках, мол, не тужи.

Священный, от гнева темнея,

Мальчишку – меня – накажи!

Пусть молнии в тучах косматых

Покажут свой сабельный блеск.

И – взрывами – грома раскаты

В шатнувшихся сводах небес!

И в грозную музыку эту,

Как мести богиня сама,

Как будто пред гибелью света,

Ворвётся с наскоку сарма.

С Байкалом нешуточны игры!

И в этот грохочущий ад

Из сердца исторгнется выкрик:

- Прости, мой отец! Виноват!

…Байкал многоводный… С вершины

Я взглядом пытаюсь обнять

Сверкающей шири былинной

Задумчиво-светлую гладь.

Вдали эта гладь переходит

В небесную синь высоты,

Там облако нежное бродит –

Само сотворенье мечты.

И кажется мне: на экране

Волшебном, поднявшись стеной,

Расцвеченный тысячью граней,

Сверкает Байкал – надо мной…


Прощание в 1941 году

«С везучим Туянто друзьями мы были,

Мы оба всем сердцем одну полюбили,

Мы оба одну полюбили навек –

Везучий Туято, Бедовый Пубек.

Дружок мой Туято в соседстве с ней жил,

С ней видится чаще Везучий Туято!

- Скажи нам, степнячка, кого избрала ты?

Скажи нам, гордячка, кого избрала ты?

- Отвечу: Бедовый мне более мил…

О небо! Ужели такое бывает:

Бедовому счастье да вдруг выпадает?

Ужели моей теперь станет она?

… Но грянула в день тот июньский война.

Уходим на фронт мы, уходим мы оба,

Одну полюбившие сердцем до гроба.

Уходим туда мы, где пули свистят,

Где головы с плеч удалые летят.

Бумод, ненаглядная, плакать не нужно,

Поверь, мы тебя не оставим безмужней.

Из двух сквозь пожарища должен один

Пройти до победного дня невредим.

- Прощай, украшенье улуса – Бумод!

Пропитаны слёзы отравой печали.

Прощайте, родимые синие дали,

Прощайте, родимые синие дали!

Везучий вернётся, Бедовый умрёт!»

Что нам остаётся добавить в конце?

С войны беспощадной вернулись не все.

Пубек и Туято – два храбрых солдата,

Обоим не будет из боя возврата…


Что совпало с моими представлениями

Что расходится с моими представлениями

Узнал новое, неожиданное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)

«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...

Внеклассное мероприятие по физике "Смотр знаний"

Закрепление изученного мотериала в игровой форме...

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Конспект метапредметного урока английского языка и литературы «Быть или не быть?» (от «Гамлета» к сонетам) Мастерская построения новых знаний.

Смысловые вехи проектирования.Уровень интеграцииТематические / межпредметные связи.Метапредметное понятиеПонятие-символЛичностный уровень.Основная идея урока:интеграция разных видов искусств и их стил...

Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения новых знаний и творческого письма по драме Островского " Гроза".

На уроке учащиеся смогут проследить развитие конфликта в пьесе . таксже на уроке рассматривается смысл названия пьесы и роль Грозы в жизни героев пьесы. завершается занятие минисочинением....