презентация "Результаты региональной оценки по модели PISA 2019"
презентация к уроку по русскому языку

презентация "Результаты региональной оценки по модели PISA 2019.Рекомендации и предложения для учителей русского языка и литературы"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Результаты региональной оценки по модели PISA 2019. Рекомендации и предложения для учителей Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» п.г.т. Уренгой Препута Е. П.

Слайд 2

Характеристика результатов по читательской грамотности Исследование «PISA для школ» изучает три группы читательских умений : • Поиск информации: навигация в предоставленной информации для нахождения и извлечения одного или нескольких отдельных фрагментов информации, независимо от формата чтения (в печатном или цифровом виде); • Понимание: включает в себя обработку прочитанного с целью придания тексту внутреннего смысла, независимо от того, как он сформулирован; • Осмысление и оценивание информации: включает в себя использование знаний, представлений и взглядов, выходящих за рамки текста, с целью соотнесения информации, представленной в тексте, с собственным учебным и социальнобытовым опытом и системой ценностей.

Слайд 4

Из результатов исследования грамотности чтения следует вывод о необходимости поиска более разнообразных путей обучения школьников работе с текстами различного содержания, характера и формата. Задача учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательных ситуациях остается все еще актуальной. Для того чтобы совершенствовать обучение грамотности чтения, прежде всего необходимо согласиться с широким пониманием этого понятия, предлагаемым в исследовании, то есть понять важность использования прочитанного в различных жизненных ситуациях.

Слайд 5

Необходимо расширить диапазон текстов и заданий к ним на уроках по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы, диаграммы и пр., давались не только в качестве иллюстраций вербально описываемым явлениям, закономерностям, законам и теориям, и требовали лишь осмысления их формы. Не менее значимым представляется введение подобных текстов в познавательные задачи, при решении которых необходима интерпретация текстов, отклик на него, рефлексия и оценка. В учебниках, как правило, учащихся не отсылают к текстам учебников по другим дисциплинам. В них нет заданий, предполагающих найти информацию из разных источников знаний. Знакомя на уроках родного языка, например, с официально-деловым стилем речи, авторы пособий предлагают лишь простейшие тексты (заявлении, автобиографии) и задания вводно-иллюстративного характера. Многие из текстов, необходимых сегодня подросткам, вступающим в жизнь, (включая бытовые) отсутствуют.

Слайд 6

Несомненно, умение работать с бытовыми текстами необходимо каждому современному человеку для ориентации в окружающей жизни. И, несомненно, этому надо учить. Однако не секрет, что многие выдающиеся люди нередко бывают беспомощны как раз в самых обыденных, житейских ситуациях. А между тем эти люди компетентны в решении интеллектуальных проблем. И вряд ли кто посмеет обвинить их в низком уровне грамотности и понимания. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

Слайд 7

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Особое значение формирования читательской грамотности приобретает сегодня, когда ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными, поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, невозможно формирование читательской информационной культуры.

Слайд 8

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Слайд 9

Готовность взаимодействовать с окружающим миром Готовность решать учебные и житейские задачи Владения рефлексивными умениями Способность строить отношения

Слайд 10

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 11

Что такое читательская грамотность? Опора на текст Опора на внетекстовое задание Осмыслить, оценить текст Содержание текста Форма текста Найти извлечь информацию Интегрировать, интерпретировать информацию

Слайд 12

Группы умений умения, целиком основанные на тексте, извлекать информацию и строить на ее основании простые суждения умения, основанные на Собственные размышления о прочитанном Умения развитого читателя

Слайд 13

Низкий невозможное принятие учащимися использование письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования Уровни читательской грамотности Средний понимание текстов характерное для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения с целью вычитывать сообщения Высокий понимание и оценивание сообщений художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы речевого и житейского опыта и знаний учащихся

Слайд 14

Некоторые приемы обучения пониманию текста ПЕРВЫЙ ТИП ЗАДАНИЙ * «Работаем в бюро прогнозов» Как известно, большинство школьников вначале записывают предложение и только потом расставляют знаки препинания. Для того чтобы ученик ставил знаки по ходу письма, были придуманы специальные задания на прогноз. Выполняя такие задания, школьники не только тренируют свои пунктуационные умения, но – что не менее важно – учатся извлекать смысл из каждого элемента предложения, видеть общую структуру предложения и строить высказывание на языке общего смысла . * Следует отметить, что одновременно такие задания направлены на выработку у учащихся психологических механизмов пунктуационной грамотности .

Слайд 15

Покажем, как задание на прогнозирование может быть введено учителем на уроке. «Сейчас мы познакомимся с новым типом заданий. Вы должны будете по первым словам предложения предсказать (предугадать, предвидеть, спрогнозировать) и его синтаксическую структуру, и общий смысл. Это позволит вам ставить знаки препинания по ходу письма. Ситуация, когда вы не знаете всего текста сразу, возникает очень часто: пишете ли вы изложение, или сочинение, или какую-нибудь другую творческую работу. В жизни, за стенами школы, вы будете создавать собственные тексты: письма, заявления, планы, отчеты, статьи... И знаки препинания грамотный человек, конечно, ставит по ходу создания собственного текста».

Слайд 16

Теперь посмотрим, как выполняются такие задания. Даны первые слова предложения: Женщина, которая... Написав эти слова, вы сразу понимаете: предложение сложноподчиненное. Женщина – подлежащее в главной части, которая – союзное слово в роли подлежащего в придаточной части. Дальше можно предположить один из двух вариантов: 1) предложение сложноподчиненное, придаточная часть находится в середине главной; или 2) первая часть – номинативное (назывное) предложение, вторая часть – придаточное. Допишите этот «отрезок» предложения, наполнив его конкретным содержанием (двумя разными способами).

Слайд 17

Разберем еще один «отрезок» предложения: Всегда выдержанный и спокойный… ... Задание . Составьте схему предложения по этому «отрезку» и расставьте в ней знаки препинания. Затем продолжите предложение, передавая общий смысл. Имейте в виду, что употреблять конкретные слова нельзя. Получится так: Всегда выдержанный и спокойный, кто-то мужского пола сделал что-то не так, как всегда, не так, как обычно. Или так: … , кто-то мужского пола сделал что-то, как всегда, как обычно, потому что он такой, как сказано. Вывод: в любом из вариантов определение обособляется: после слов Всегда выдержанный и спокойный ставится запятая. В первом случае определение имеет добавочное значение уступки, во втором – причины. Приводим тренировочный материал для работы с «отрезками» предложений. Такие задания могут быть включены практически в каждый урок.

Слайд 18

ВТОРОЙ ТИП ЗАДАНИЙ «Расшифруйте предложение», или «Составляем рассказ по предложению» Школьникам дается отдельное предложение неизвестного текста и ставится задача извлечь из него всю заключенную в нем информацию. Эту информацию нужно изложить в форме связного рассказа. Приводим фрагмент урока, на котором вводится новый тип задания. «Представьте себе, что вам вручили телеграмму с коротким сообщением: Приезд откладывается дату сообщу Костя Что стоит за этой телеграммой? Давайте попытаемся извлечь из нее как можно больше сведений. Очевидно, Костя должен был приехать к вам в определенное время. Однако произошло что-то, помешавшее ему это сделать. Костя вынужден был отложить свой приезд. Обстоятельства, по-видимому, складываются так, что он и сейчас не может точно сказать, когда приедет. Чтобы не держать вас в постоянном ожидании, он решил сообщить дату выезда, когда появится какая-то определенность.

Слайд 19

Как видите, мы сумели «расшифровать» телеграмму, потому что поняли, что стоит за ее словами. У нас получился целый рассказ. А теперь давайте поучимся извлекать как можно больше сведений из одного предложения. Для этого мы придумали задание, которое назвали «Расшифруйте предложение». При выполнении этого задания нужно всматриваться в каждое слово: ведь каждое слово, даже самое маленькое, посылает нам свой сигнал. Например, слово если сообщает нам, что речь идет не о том, что происходило или будет происходить на самом деле, а о том, что могло бы произойти при определенных условиях. Слова хотя, несмотря на показывают, что действие происходит вопреки чему-то. Иногда нужно особое внимание обратить на словосочетание. Вы прочитали: во что бы то ни стало – и сразу становится ясно: что-то должно произойти или кто-то что-то должен сделать обязательно, непременно.

Слайд 20

Если, расшифровывая предложение, вы уловите все его сигналы, у вас должен получиться небольшой рассказ. При этом необходимо соблюдать два условия: Полностью «вычерпать» смысл из каждого слова и словосочетания. Но… 2) Нельзя придумывать то, что невозможно узнать из предложения. Иначе вы будете фантазировать, отталкиваясь от предложения, а перед вами стоит совсем иная задача. Теперь попробуйте свои силы на предложении, «отрезок» из которого вам уже знаком: Всегда выдержанный и спокойный, начальник на этот раз обнаружил подлинный свой темперамент. Но сначала убедитесь, понимаете ли вы значение входящих в предложение слов (выдержанный, подлинный, темперамент).

Слайд 21

А теперь составьте рассказ по предложению. Приведу рассказ одного из учеников: Жил-был умный, но горячий и вспыльчивый человек. Он стал начальником. А это значит, что он руководил людьми. Так как он был человеком умным, то понимал, что работа с людьми требует выдержки и спокойствия. И воспитывал в себе эти качества, так что никто не подозревал об истинном его темпераменте. Однако произошло однажды что-то необычное, из ряда вон выходящее, и начальник не смог сдержаться. В присутствии людей он обнаружил свой настоящий характер. Если у детей получился другой вариант, в этом нет ничего плохого. Главное – чтобы ученики могли доказать, что смысл, который они «вычерпали», действительно содержится в этом предложении, а монтаж текста может быть самым разным.

Слайд 22

Я привела только некоторые из приемов, с помощью которых можно развивать психологические механизмы понимания текста. На самом деле их гораздо больше. Предлагаемые задания могут послужить для учителя примером создания упражнений с учетом уровня развития класса. Если учитель осознает значимость этой работы, собственное творчество позволит ему на других текстах создавать различные задания . Как же научить ребенка вычерпывать смысл из предложения? Обучение прежде всего заключается в самой постановке задачи. Учащиеся должны быть нацелены на то, что для понимания необходимо извлекать полный смысл из каждого элемента текста в отдельности и из их взаимосвязи – из всех сигналов, которые посылает текст. Кроме того, нужна не эпизодическая, а систематическая тренировка в такой работе.

Слайд 23

Люди перестают мыслить, когда перестают читать Д. Дидро

Слайд 24

Рецепт счастья Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты региональной оценки по модели PISA 2019

Результат международного исследования PISA...

«Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»

laquo;Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию ПО МОДЕЛИ PISA)»...

Результаты общероссийской оценки по модели PISA

Результаты общероссийской оценки по модели PISA...

Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»:

Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»:...