Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Афанасьева Ирина Сергеевна

 Данный урок представляет собой написание контрольной работы по разделу «лексика и фразеология».   Проводится после урока повторения и обобщения по данному разделу, является заключительным и диагностирующим. Включает в себя задания на все изученные темы раздела. Предполагает умение находить соответствующие языковые явления среди нескольких, составлять с ними предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_po_razdelu_leksika_i_frazeologiya.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

                                                                                                                             Ход урока

Этап урока

   Деятельность учителя

  Деятельность учащихся

   Примечания

1.Организационный

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, приветственное, вводное

Здравствуйте, ребята. Садитесь,  пожалуйста. Откройте тетради запишите дату и вид работы.

Сегодня мы с вами пишем контрольную работу по разделу лексика и фразеология.

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое

2.Подготовка к написанию контрольной работы

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово

Ребята,  у вас на партах лежат карточки с заданиями. Контрольная на два варианта. Задания у всех одинаковые, и для первого варианта и для второго, но языковой материал разный. Сейчас я прокомментирую, что нужно будет сделать.

Итак, первое задание. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы после Ц.(« ы» или «и» ). У первого и второго варианта слова разные.

Второе задание. Вам нужно из данного ряда слов найти и выписать одно многозначное слово и составить с этим словом два предложения: в первом предложении нужно употребить слово в прямом значении, а во втором в переносном. Третье задание. Подберите к предложенному слову синоним и антоним.

Четвёртое задание. Найдите из предложенных вам слов омонимы, выпишите их. Составьте с одним омонимом два предложения, употребив это слово в разных значениях. Пятое задание. Из предложенных слов найдите и выпишите  заимствованные слова. Подчеркните те особенности (буквы, сочетания букв), которые указывают на их иноязычное происхождение. Шестое задание. Из предложенных слов выпишите диалектизмы. Седьмое задание. Выпишите из предложенных  слов все устаревшие слова, профессионализмы и термины.

Составьте одно предложения с любыми профессионализмом или термином.

Восьмое задание.  Вам даны фразеологизмы. Укажите фразеологическое значение каждого из них. Например:

Работать спустя рукава - лениво, небрежно, кое-как.

Кто не понял, как будем работать? У кого есть вопросы?

Работа на весь урок.

Приступайте.

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое

Раздаточный материал с заданиями контрольной работы по разделу «лексика и фразеология».

3.Написание контрольной работы по разделу лексика и фразеология

Метод обучения: списывание

Приём обучения: списывание с готового языкового материала

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный ответ по предмету

1 задание

Образец письменного ответа по предмету

1 вариант

Аукцион, дикция, позиция, циркуль, акация, цигейка, ножницы, лекция, огурцы, лисицын.  

2 вариант

Цыганка, певицы, эмоция,

Молодцы, сестрицын, информация, интуиция,

рация, спицы, цилиндр.

Раздаточный языковой материал (карточки).

1 вариант

Аукц…он, дикц…я, позиц…я, ц…ркуль, акац…я,  ц…гейка,  ножниц…, лекц…я, огурц…, лисиц…н.

2 вариант

Ц…ганка, певиц…,эмоц…я,

Молодц…, сестриц…н, информац…я,интуиц…я,

рац…я, спиц..,  ц…линдр.

Метод обучения: списывание

Приём обучения: выборочное списывание

2 задание

Образец письменного ответа по предмету

1 вариант

Груша

На день рождения мне подарили боксёрскую грушу.

Я очень люблю спелые сладкие груши.

2 вариант

Лавка

Во время прогулки мы устали и сели посидеть на лавку.

В лавке продавалось очень много товара.

1 вариант

Груша, апельсин, дождь, прогулка, магазин, кирпичи,

бормашина, сказуемое, синонимы, антонимы.

2 вариант

Омонимы, диалектизмы, аэропорт, лавка, животные, мебель, профессионализмы, термины, Россия, щавель.

3 задание

Образец письменного ответа по предмету

1  вариант

Грубый (человек)

Синоним - невежливый, резкий.

Антоним - воспитанный, деликатный, мягкий.

2 вариант

Ясный (день)

Синоним - солнечный, погожий.

Антоним - пасмурный, хмурый.

1 вариант

Грубый (человек)

2 вариант

Ясный (день)

Метод обучения: списывание

Приём обучения: выборочное списывание

4 задание

Образец письменного ответа по предмету

1 вариант

Лист, кран, ключ.

Последний осенний лист упал с дерева.

Я вырвал из тетради чистый лист.

2 вариант

Шишка, кисть, язык.

От удара у меня на лбу выросла шишка.

В лесу мы собрали много шишек.

1 вариант

Посуда, лист, вилка, кран, телевизор, аквамарин, ключ.

2 вариант

Кондуктор, автобаза, пешеходы, ель, шишка, запах, кисть, язык.

Метод обучения: списывание

Приём обучения: выборочное списывание

5 задание

Образец письменного ответа по предмету

1 вариант

Менуэт, акварель, меню, будуар, фасоль.

2 вариант

Фейерверк, абзац, мюсли, аккорд, фарш.

1 вариант

Менуэт, акварель, картофель, меню, будуар, облако, лошадь, снегопад, фасоль, кисель.

2 вариант

Фейерверк, абзац,

мюсли, солнце, погода, аккорд, фарш, ручей, ветер, хлеб.

Метод обучения: списывание

Приём обучения: выборочное списывание

6 задание

Образец письменного ответа по предмету

1 вариант

Векша, бирюк, батожья, драчёна.

2 вариант

Рушник, столбцы, стебени, дёжка.

1 вариант

Заяц, белка, векша, бирюк, волк, тесто, кочерга, батожья, драчёна, бояре.

2 вариант

Рушник, полотенце, ухват, столбцы, стебени, чайник, извозчик, дёжка, парное (молоко), лучина.

Метод обучения: списывание

Приём обучения: выборочное списывание

7 задание

Образец письменного ответа по предмету

1 вариант

Прялка, кольчуга, выя, эпитет, дезинфекция.

В больнице каждый день проводят дезинфекцию помещений.

2 вариант

Верста, лакей, терем, перст,  реанимация, орфограмма.

В упражнении нужно выделить орфограммы.

1 вариант

Прялка, кольчуга, выя, эпитет, крапива, дезинфекция, город, вода, аршин, дорога.

2 вариант

Птица, верста, лакей, реанимация, вишня, терем, перст, подсолнух, орфограмма, свёкла.

8 задание

Образец письменного ответа по предмету

1 вариант

Биться как рыба об лёд - делать напрасные усилия, которые ни к чему не приводят.

Съесть пуд соли - пройти много испытаний.

Выйти сухим из воды - остаться безнаказанным

Крокодиловы слёзы - неискреннее сочувствие

Заговаривать зубы - отвлекать чьё-либо внимание, переводить разговор на другую тему.

2 вариант

Ждать у моря погоды - долго ждать чего-либо, чего можно и не дождаться.

После дождичка в четверг - никогда

Клевать носом - засыпать.

Как в воду кануть - бесследно исчезнуть

Не в своей тарелке - чувствовать себя неуютно, неудобно.

1 вариант

Биться как рыба об лёд

Съесть пуд соли

Выйти сухим из воды

Крокодиловы слёзы

Заговаривать зубы

2 вариант

Ждать у моря погоды

После дождичка в четверг

Клевать носом

Как в воду канул

Не в своей тарелке

Ребята, сдавайте тетради. Спасибо за работу, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой...

Контрольная работа по разделу "Лексика и фразеология", 5 кл.

4 варианта контрольной работы, проведённой по завершению раздела "Лексика и фразеология" в 5 классе по программе С.И.Львовой....

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" для 6 класса

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" для 6 класса в формате ГИА. Напечатать можно книжечкой....

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология"

Материал может быть использован на итоговом уроке по теме "Лексика и фразеология". 5 класса (УМК С.И.Львовой)...

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" (6 класс)

Контрольная работа состоит из 8 заданий, каждое из которых проверяет знания и умения учащегося по конкретной теме:- лексика с точки зрения употребления (общеупотребительная и необщеупотребительная);- ...

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология"

Контрольная работа позволяет проверить знания, полученные при изучении темы "Лексика и фразеология"....

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология."

Работа "Лексика и фразеология"предназначена для контроля знаний учащихся 8 класса во время повторения в начале года . Данный материал универсален, можно ислользовать в работе по любому УМК  не то...