Приемы формирования смыслового чтения
статья по русскому языку

 Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_formirovaniya_sm._chteniya.docx266.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Наталья Ивановна Швец,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Зимы.

«Кто не умеет читать, тот не умеет

мыслить»

В.А.Сухомлинский

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.  

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Чтение – важное  базовое умение

Чтение – это

Технология  интеллектуального развития

Способ  обретения культуры

 Посредник в общении

Средство для решения  жизненных  проблем

Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения.

Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

Анализ  условий  организации  эффективного  обучения чтению показывает необходимость формирования  разнообразных подходов к совершенствованию чтения  через овладение школьниками навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте. 

Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья - это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

  • осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Цель  смыслового чтения

  • Проникновение в смысл  при помощи  анализа текста
  • Полное и точное понимание текста
  • Извлечение из  текста главной и второстепенной информации
  • Воспроизведение и использование  текстовой информации в той или иной форме
  •  Установка  на длительное запоминание  в процессе чтения.

Исходя из этого, формируется  умение  воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение

Аналитическое

Углублённое

Критическое

Творческое

Изучающее

Остановимся на некоторых моментах смыслового чтения.

Что предполагает  точное и полное понимание текста. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием - мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс. 
Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами.

Одним из них является выделение смысловых опорных слов текста. На нем основывается дифференциальный алгоритм чтенияЭто последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма заключается в выделении основного смысла текста или его отрезка. Можно выделить  блоки дифференциального алгоритма чтения.

Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста. Эти слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета при описании, состояние или действие в повествовании, логику мысли в рассуждении. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и часто местоимения. Иногда и абзац является вспомогательным и не содержит ключевых слов.

Составление смысловых рядов. Это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзацев. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию - как бы сжимается, прессуется.

Выявление доминанты. Это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста. Мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Выявление доминанты - главная задача чтения.
Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического анализа текста, который наш мозг выполняет в процессе чтения почти подсознательно. Однако эффективность такого анализа у большинства людей не одинакова. Знание алгоритма еще не означает умения им пользоваться. Задача заключается в том, чтобы сформировать навык чтения по данному алгоритму, т.е. доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст. Чтение по дифференциальному алгоритму - это упражнения, позволяющие сформировать навык правильного понимания текста.

Приёмы извлечения информации и трансформации

  структуры и языкового материала текста.

Упражнения на свёртывание текста:

  1. Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию.
  2. Расположите предложения абзаца по степени важности информации.
  3. Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации.

Упражнения на реконструкцию текста:

  1. Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.
  2. Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой.
  3. Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.

          4. Работа по таблице при составлении конспекта

План в вопросной форме

Тезис (ответ на вопрос)

Конспект  (тезис+ доказательство)

5. Использование  ПОПС-формулы

  Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме,  тексту

Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.

В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». 

Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.

А самое главное, учащимся предлагается выразить собственное мнение, собственную позицию.

  В результате такого экспресс-опроса мы получим добротный диагностический материал для оценки качества полученных знаний.

Например, при изучении литературной сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»  перед обучающимися  был поставлен вопрос:  в чём, по вашему мнению,  был неправ Алёша.

Ответ В.А. Я считаю, что Алёша был неправ, когда он не сдержал обещание перед Чернушкой, и пользовался зёрнышком, потому что теперь он ничего не будет знать.

Я могу это доказать на примере: ему дали учить двадцать страниц, а он потерял зёрнышко и ничего не выучил.

Исходя из этого,  я делаю вывод о том, что нельзя делать, благодаря чему-то или кому- то.

Немаловажным фактором  понимания текста является знание основных правил  построения текста, эти знания формируются с начальных классов.

1.Между предложениями в тексте (как и между словами или частями сложного предложения) устанавливаются различные смысловые отношения.

Предложение в тексте может быть независимым от других предложений. Тогда его содержание понятно и вне текста. Предложение может быть несамостоятельным, зависимым от других предложений. Сигналом зависимости являются разные слова (союзы а, и, местоимения он, тот, это, этот, такой, таков, её, наречия там, там же, здесь, тут, туда, оттуда, тогда, так).

Первое предложение текста обычно бывает независимым, самостоятельным. Другие же могут быть как самостоятельными, так и зависимыми от контекста.

2. Смысловые отношения между предложениями, зависимыми друг от друга.  

Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого. Такие отношения можно выявить включением в текст союзов но, а, зато.

Содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов. Такие отношения выявляются с помощью слов а именно.

Одно предложение может указывать причину, следствие, цель или условие того, о чём говорится в другом. Эти смысловые отношения выявляются постановкой вопросов почему? при каком условии? для чего? что из этого следует?

3. Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.

 4. В абзаце обычно выделяют зачин (или начало), развитие мысли, конец (или концовку).

Примеры заданий  работы с текстом,  ориентированных   на    осмысление и понимание с учётом правил построения текста ( 5 класс)

Перед вами начало сочинения. Содержится ли в нём основная мысль? Сколько абзацев следует построить, чтобы основная мысль была проведена? Продолжите сочинение.

Недавно мне подарили котёнка. Он такой любопытный, трусливый и обидчивый. .

Перед вами группа предложений. Является ли она текстом? Что нужно сделать, чтобы превратить эту группу предложений в текст? Чем будет определяться последовательность предложений?

1)И народ заметил: снегири прилетели — значит, завтра - послезавтра пойдёт снег. 2) Поэтому эта красногрудая птица и зовётся снегирём. 3) Почти всегда так и бывает. 4) Чуть раньше первого снега появляются снегири.

Прочитайте текст. Выделите в нём основную часть. Сколько микротем она включает, из скольких абзацев состоит? Найдите в первом из них зачин. Есть ли зачин во втором абзаце основной части? Как это отразилось на связи абзацев? Устраните недочёт.

Мою маму, как одну из лучших работниц, премировали путёвкой на юг.

Там она увидела много интересных мест. Одно из них — вышка, которая стоит у самого ущелья. Эта вышка во время войны была наблюдательным пунктом.

Целыми днями мама плавала на катере по морю. Ходила на пляж. Много купалась, загорала.

Эта поездка запомнилась маме надолго.

Определите тему текста. Как можно озаглавить отрывок? Как развивается мысль? Какие микротемы включает данная тема?

Руки его с истинно жонглёрской ловкостью показывали фокусы.

Поставит на ладонь полную соли солонку, круто наклонённой ладонью совершит полукруг в воздухе, и не только сама она, словно гвоздями приколоченная, не падает на иол, но даже и соль каким-то чудом не сыпется.

Да что солонка! Его слушались стулья. Стул покорно стоял минуты две на указательном пальце — и не падал. Жонглёр извивался, приплясывал, гнулся, удерживая стул от падения, а стул благодаря этим извивам не падал, стоял ножкой на указательном пальце.

Ещё была палка. Короткая толстая дубина. Он подбрасывал её и ловил, всё быстрее, быстрее, быстрее; она кружилась в воздухе, как толстенная спица.

Формированию навыков смыслового чтения способствует технология развития критического мышления 

1. Что такое критическое мышление.

Термин «критическое мышление» известен давно из работ известных психологов Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л.С. Выготского, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, конфликт, дискуссию; с другой стороны, понятие: «критическое мышление» ассоциируется с такими понятиями, как: «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д. При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой  информации на жизненный личный опыт.

Мы часто стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладевать ею, но и оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности, т.е. критически мыслить. 

ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), предоставить ему условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни

Сравнительно недавно я применяю на уроках русского языка и литературы некоторые приёмы технологии: кластер (схема), составление перепутанных логических цепочек, слова-ассоциации, составление «толстых» и «тонких» вопросов (вопросы репродуктивного и продуктивного типа), составление синквейна (стихотворение по алгоритму),  прогнозирование «Верные и неверные утверждения»,   ключевые термины, дневники лвойных записей.

Учимся работать с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностностного смысла в материале используются приемы.

Методический прием «Кластер». Кластер – это графическая  организация   материала,  показывающая  смысловые  поля того или иного понятия. Ученикам  предлагается   в   течение  3-5 минут  выписать ключевые слова по изучаемой теме и в  ходе  обдумывания   графически  изобразить   логические связи   между  этими  понятиями. Ученик   записывает   в   центре    листа ключевое понятие,   а   от    него   рисует      стрелки-лучи     в  разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою   очередь лучи расходятся далее и далее.

  Кластеры (или «гроздь») -  выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем их по категориям. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Система кластеров охватывает больший объем информации, чем можно получить при обычной письменной работе. Составление кластера по теме: «Словосочетание» 

             

                                                                                 

Прием «Концептуальная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Причастие

Линии сравнения

Деепричастие

 

Учимся творчески интерпретировать информацию.

Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?  Какие предположения подтвердились?  Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?  Как изменилось ваше представление о …….  по сравнению с началом урока?

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приема «Написание эссе», «Синквейн». 

 С целью создания характеристики  художественного образа используются  синквейны. Синквейн    - происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.  Так, созданию синквейна по образу Герасима (И.С. Тургенев «Муму»)  предшествовала беседа «Каким я вижу время Герасима, барыни», иллюстративное сравнение, с целью проверки уровня осмысления текста использовалась карточка «Верно- неверно- нет информации»

 

Верно

Неверно

Нет информации

В одной из отдаленных улиц Москвы

Сыновья и дочери живут в Петербурге

Барыня - вдова

Герасим был самым замечательным лицом из челяди

Через два года произошло событие с Герасимом

У барыни были прачки, швеи, столяры, портнихи, шорник, башмачник

Дворецкого звали Гавриком

Барыня решила поженить Герасима и Татьяну

 Правила написания синквейна:

Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным.

Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Примеры синквейнов, составленных обучающимися по творчеству И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

Герасим (Р. П.)

Добрый, трудолюбивый

Работает, ухаживает, защищает

Хороший. Мне он нравится

Богатырь

Герасим  (Ч.К.)

 Могучий, как дерево, гордый

 Работает, ухаживает, любит

            Хороший, потому что любит собачку

             Мужественный великан

 Герасим (С.Я.)

Немой, сильный, важный

Убирает, возит, ухаживает

Несправедливо, жалко, грустно

Заботливый

Герасим (К.А.)

Добрый, могучий, дюжий

Работает, любит, страдает

Поступил неправильно

Крепостное право

И.С. Тургенев «Два голубя»  Образ автора

 Одинокий, миролюбивый

Надеется, сравнивает, размышляет

Огромное проявление чувств

Талант

Русские женщины

 Екатерина Трубецкая

Смелая, отважная

Решила, настояла, жертвует

Любовь  

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует  однозначного ответа на них.

Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы...

Например, по роману А.С. Пушкина «Дубровский» составить толстые вопросы на тему «Взаимоотношения Марьи Кириловны  и Владимира Дубровского»  

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Согласны ли Вы…?

Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет     ключевое     слово   или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование    этого    приема    позволяет     актуализировать    знания,     мотивировать последующую      деятельность,    активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

Пример по роману А.С. Пушкина «Дубровский»  « Любовью держится и движется  жизнь»

А к кому мы можем испытывать любовь?

Любовь – естественное состояние человека, это чувство знакомо каждому. И не надо придумывать каких-то специальных испытаний для героев. Любовь – лучший экзамен, она ставит человека перед нравственным выбором. Куда указывает  нравственный «компас» героев романа «Дубровский»? В этом нам предстоит разобраться. Мы на протяжении нескольких уроков наблюдали за взаимоотношениями героев романа. Изобразим их на схеме.

                                

 

 Т.                                М. К.

А. Г.                         В. Д.                                кн. В.

Кто из героев романа, по-вашему,  проходит испытание любовью?

Дневник двойных записей.

Цель: сформировать умение задавать вопросы во   время чтения,       критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о   каких-то    фактах,    вызвали     какие- либо ассоциации; в правой – написать        лаконичный      комментарий: почему     именно   этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

 Прочитайте текст. Выпишите цитаты, отражающие, на Ваш взгляд, ключевые идеи текста. Заполните двойной дневник, предложив для каждой из приведенных цитат свой комментарий.

 

Цитаты

Комментарий

 

 

 

 

Тезисы научного текста

Комментарии из личного опыта

 

 

Таким образом, использование всех этапов урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по  этой технологии,   учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам своей собственной деятельности. 

     

Использованная литература

1.С.И. Заир-Бек,  Муштавинская И. В.  Развитие критического мышления// Москва Просвещение,  2011

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией  А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики

Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...

Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной р...

Приемы формирования смыслового чтения несплошных текстов на уроках истории и обществознания.

описание приемов работы с несплошными текстами на уроках истории и обществознания...

Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии

       Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...

Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".

Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...

Приемы формирования смыслового чтения

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми....

Методический семинар «Приемы формирования смыслового чтения на уроках английского языка»

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения. умения находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными. научно-популярными, официальны...