Методический семинар «Приемы формирования смыслового чтения на уроках английского языка»
методическая разработка

Дементьева Наталья Анатольевна

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения. умения находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными. научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.pptx423.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар «Приемы формирования смыслового чтения на уроках английского языка» Дементьева Наталья Анатольевна Учитель английского языка МБОУ «ООШ №21» г . Ангарск , 2022г .

Слайд 2

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Слайд 3

Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения . Цель смыслового чтения –максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию

Слайд 4

Смысловое чтение умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Слайд 6

Техническая сторона: способ чтения ; темп чтения; правильность чтения ; выразительность. Смысловая сторона : понимание содержания и смысла читаемого

Слайд 7

Типы чтения . 1. Коммуникативное вслух и про себя . 2. Учебное. 3. Самостоятельное

Слайд 8

Виды чтения. 1. Ознакомительное . 2. Изучающее. 3. Вдумчивое . 4. Поисковое (просмотровое)

Слайд 9

Три этапа формирования навыка чтения. 1. Аналитический этап 2. Синтетический этап . 3. Этап автоматизации

Слайд 10

Аналитический этап. Требует от ребёнка отдельных усилий по произведению конкретных операций (увидеть гласную букву, соотнести её со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т. е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его - чтение по слогам).

Слайд 11

Синтетический этап . Предполагает, что восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно (чтение целыми словами, наличие при чтении интонирования). Интонация появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого.

Слайд 12

Этап автоматизации. Техника чтения доведена до автоматизма и не осознаётся чтецом. Усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы (идея произведения, его композиция, художественные средства и т. д.), на чтение «про себя». Главный признак – непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, желание поделиться первичными читательскими впечатлениями и обсудить прочитанное.

Слайд 13

Стратегия смыслового чтения формирует : познавательный интерес ; развивает речь ; улучшает запоминание материала ; активизирует воображение ; появляется внимание к слову ; умение сопоставлять факты и делать умозаключения.

Слайд 14

Ключевые направления формирования умений работы с текстом: выделение главного в тексте ; составление примеров, аналогичных приведенным в тексте ; умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос ; грамотно пересказать прочитанный текст . умение составить план прочитанного ; воспроизводить текст по предложенному плану ; умение пользоваться образцами решения задач ; запоминание определений, формул, теорем.работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами ); использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях ; подтверждение научных фактов ; конспектирование новой темы.

Слайд 15

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом : Работа с текстом до чтения Работа с текстом во время чтения Работа с текстом после чтения

Слайд 16

Работа с текстом до чтения Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации . Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Слайд 17

Приемы предтекстовой деятельности «Ориентиры предвосхищения содержания» ( верно-не верно, согласен-не согласен, до-после ) «Мозговой штурм».(Ассоциации по поводу заявленной темы ) «Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста .) «Предваряющие вопросы».(Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте ) «Рассечение вопроса». (Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия .) «Прогноз и впечатления». ( Попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации)

Слайд 18

Примеры заданий с урока английского языка Предтекстовый этап . «Мозговой штурм ». По заголовку текста набрасываем идеи, о чем будет текст. Plane. Добавить слово к заголовку и еще раз набросать идеи про текст, с учетом добавленной информации. Ticket, registration, luggage. На доске записаны слова из текста. Обсуждаем содержание рассказа. Ключевые слова - by plane, a passport, an airport a .

Слайд 19

Работа с текстом во время чтения « Чтение в кружок» (попеременное чтение) Знакомая информация + Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше «Чтение с вопросами» «Чтение с остановками» «Тайм-аут!» (паузы для сохранения информации). «Преобразование текста в таблицу» «Компрессия текста» (план в вопросах, с ключевыми словами)

Слайд 20

Примеры заданий с урока английского языка Текстовый этап. Чтение самого текста - про себя или вслух с переводом. « Стоп чтение». Ученики читают текст вслух, пока не услышат слово «стоп ». Учитель задает вопросы по прочитанному отрывку . Отметить ключевые слова, которые помогут составить план пересказа. Примеры вопросов к предложенному тексту на бинарном уроке. Where do passengers get tickets for air trips ? Do passengers go straight to the plane? What does “check-in” mean? What information is usually given to the passengers on board the plane? Where do passengers pick up their cases? How can passengers spend their time during the flight? Who meets passengers on board? Are the flights sometimes delayed?

Слайд 21

Работа с текстом после чтения «Отношение между вопросом и ответом » «Вопросы после текста» (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста .) «Ромашка Блума »-(шесть лепестков-шесть типов вопросов ) простые (Кто? Когда? Где? Как ?) уточняющие (Правильно ли я понял ..?) практические (Как можно применить..? Что можно сделать из ..?) интерпретационные (Почему ?) творческие (Что будет, если ..?) оценочные (Как вы относитесь ?)

Слайд 22

« Взаимовопросы ». « Синквейн .» (развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности ) «Сводные таблицы .» «Задание на соотнесения»(между вопросом и утверждением; части текста с картинкой ….) «Верно, неверно, нет информации » «Проверочный лист ». « Люкентекст »(текст с пропусками ) «Изменение перспективы» (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц ) Восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений)

Слайд 23

Синквейн Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех. Учит работать индивидуально и в группе. Реализует принцип креативного подхода к обучению.

Слайд 24

Синквейн Первая строка - существительное , тема синквейна . Вторая строка- два прилагательных, описывающих тему. Третья строка- три глагола : действия, которые производит существительное. Четвертая строка- фраза из 4-х слов , передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка- синоним существительного или ваши ассоциации этому слову.

Слайд 25

Примеры заданий с урока английского языка Послетекстовый этап. Пример синквейн к предложенному тексту на уроке английского языка. Plane Fast, intresting To fly, to land, to arrive The plane is the fastest transport. Transport

Слайд 26

Прием шесть шляп мышления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)

Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка.

Как добиться, чтобы дети читали на уроках английского языка.? Вам поможет формирование навыков смыслового чтения....

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка

  Работа над индивидуальной методической темой  – важный аспект  в самообразовательной деятельности учителя. В данной статье представлены материалы результатов работы над т...

Статья "Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка"

Статья актуальна в свете требований ФГОС и показывает основные приёмы работы с текстами на уроках английского языка....

Стратегиальный подход при формировании навыка смыслового чтения на уроках английского языка

В данной статье я описываю подходы к формированию смыслового чтения на уроках английского языка....

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...

Отчет по методической теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка» 2022г.

Отчет по методической теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка» 2022г....