Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Манзык Мария Васильевна

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень). Русский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М.: Вента – Граф, 2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_russkomu_yazyku_11_klass.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень). Русский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М.: Вента – Граф, 2007.

Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия). Рабочая программа ориентирована на использование учебника  Гольцовой Н.Г., Шамшина  И.В., Мищериной М.А..  Русский язык .10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. -  М.: ООО «ТИД       « Русское слово - РС», 2008 г.                

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: контрольных работ - 3, творческих и практических работ – 5, тестов – 3.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на данной ступени образования, изложенные в  федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по предмету.

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

На каждом из этапов образования предусмотрены связи с другими предметами. Логика этого взаимодействия может быть схематично изображена так:

Русский язык в современном мире

Параллельные сведения по другим учебным дисциплинам: правописанию и культуре речи,  теории и практике сочинения-рассуждения, литературе, МХК, истории, иностранному языку.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

Предпочтительные формы организации учебного процесса: лекция, беседа, практикум и семинарские занятия. Контроль осуществляется в форме тестов, практических и контрольных работ (в формате ЕГЭ).

Программа состоит из следующих разделов:

-   «Пояснительная записка»,

-   «Требования к уровню достижений учащихся 11 класса»,

-   «Учебно-тематический план»,

      - «Содержание тем учебного курса»,

-   «Календарно-тематический план»,

-   «Перечень литературы и средств обучения».

 «Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса» сформулированы в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

В «Учебно-тематическом плане»  предусмотрены разделы: номер темы; тема; количество часов на изучение темы, в том числе на творческие и практические работы и контрольные работы.

«Календарно-тематический план» содержит разделы:

-   «Номер урока»,

-   «Дата проведения предполагаемая и фактическая»,

-   «Тема урока, тип урока, форма проведения»,

-   «Элемент содержания»,

-   «Умения и виды деятельности: общеучебные и специальные»,

-   «Контрольно-оценочная деятельность: вид, форма».

Требования к уровню достижений учащихся 11 класса

        В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Содержание тем учебного курса

Введение. Общие сведения о языке (1)

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России.  

Основные умения и навыки:

Знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов.

Уметь:

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

Синтаксис и пунктуация (15)

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации.

Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: словарь грамматических трудностей. Использование нормативных словарей русского языка. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Основные умения и навыки:

Знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятия языковая норма;
  • грамматические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для навыков самостоятельной деятельности; расширения круга используемых языковых и речевых средств.

Культура речи (18)

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме. Особенности речевого этикета в официально-деловой сфере общения.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Особенности речевого этикета в публицистической сфере общения.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения.

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров. Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

Литературный язык и язык художественной литературы. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Основные умения и навыки:

Знать:

  • смысл понятий: литературный язык,  культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса.

Учебно-тематический план

План

Кол-во

часов

В том числе

творческие и практические работы

контрольные работы

1.

Введение. Общие сведения о языке

1

2.

Синтаксис и пунктуация

15

2

2

3.

Культура речи

18

3

1

Итого

34

5

3

Контроль уровня  обученности обучающихся.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %. 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка “5” ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

      2.  допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

      2.  или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка обучающих работ

    Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.

    При оценке обучающих работ учитывается:

  • доля самостоятельности учащихся;
  • этапы выполнения работы;
  • объем работы;
  • четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

    Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.

    Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. 

Выведение итоговых оценок

    За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.

    Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка  не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство письменных работ и сочинений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2».

Учебно и учебно- методическое обеспечение для учителя:

  1. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. . Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.  – М.: ООО «ТИД -  «Русское слово.  – РС», 2008
  2. Гольцова Н. Г., Мищерина М. А. . Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя  – М.: ООО «ТИД -  «Русское слово.  – РС», 2007
  3. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык в таблицах. - М.: ООО «ТИД -  «Русское слово.  – РС», 2008
  4. Львов В. В, Гостева Ю. Н.  ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к части С. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
  5. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 2004.

Учебно и учебно- методическое обеспечение для учащихся:

  1. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. . Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.  – М.: ООО «ТИД -  «Русское слово.  – РС», 2008
  2. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык в таблицах. - М.: ООО «ТИД -  «Русское слово.  – РС», 2008
  3. Егораева Г.Т., Иванова С.Ю. Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

                 

Словари и справочники.

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Практический      справочник.-М.:Рус. Яз.,1993
  2. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка.- М.,1980
  3. Иванова Т.Ф.Русская речь в эфире. Комплексный справочник.-М.:Рус. Яз.Медиа,2005.-345 с.
  4. Лингвистический энциклопедический словарь/ Под ред. В. Н. Ярцева. -М.: Сов. Энциклопедия,1990
  5. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка.- М.,1987
  6. Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка.-Ростов н/Д.:Феникс,2007.-336 с.
  7. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений. -М.: Азбуковник,1999.-944с.
  8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение ,ударение, грамматические нормы / Под ред.  Аванесова Р. И.- М.: Рус. Яз.,1987
  9. Розенталь Д. Э. ,Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.,1976
  10. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М.,1978

Технические средства.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, DVD.

Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

www.metodkabinet.ru

www.prosv.ruhttp://powerpointppt.narod.ru

  www.openclass.ru

www.rusedu.ru

www.uroki.net

www.gramota.ru

http://power-point-ppt.narod.ru

www.openclass.ruwww.ipkps.bsu.edu.ru

www.uroki.net

www.pedsovet.ru

www.ipkps.bsu.edu.ru

www.metodkabinet.ru

www.prosv.ru

www.numi.ru

http://power-point-ppt.narod.ru

www.mp3se.net

www.openclass.ru

www.rusedu.ru

www.den-za-dnem.ru/school

www.cspu.ru/rus

www.uroki.net

www.gramota.ru

 Приложение

 Тест к уроку №3

1.        Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях

  1. потерпеть потери        4) провозгласить тост
  2. играть роль        5) оказать вред

      3) тосковать по дому

2.        Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях

  1. одержать успехи        4) потерпеть бедствие
  2. поставить оперу        5) представитель с завода

      3)  дать отпор для врага

3.        Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях

  1. тратить нервы        4) понести потери
  2. добиться успехов        5) класть вещи в парту

      3) оплатить за работу

4.        Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях

  1. иметь значение        4) оказать помощь
  2. вопреки указания директора        5) приехать с города

      3)  принимать меры

5.        Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях

  1. делать ставку на что-либо        4) удостоить наградой
  2. занять звание чемпиона        5) скучать по матери

      3)  должность заведующего

 кафедры

6. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях

  1. потерпеть поражение                   4) оказать воздействие
  2. не прийти благодаря болезни         5) разочароваться в жизни

      3)  повторять в бессчетный раз

7. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях

  1. оказать впечатление                   4) оправдать доверие
  2. тоска по родине                    5) платить за проезд

      3)  найти применение таланту

8. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях

  1. взаимное сотрудничество                   4) нанести вред
  2. завоевать звание лауреата                    5) скучать о брате

      3)  указать о недостатках

9. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях

  1. защитить диссертацию                   4) взаимное уважение друг друга
  2. предостеречь от опасности                    5) коснуться о теме любви

      3)  заведующий первого отдела

10. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях

  1. предотвратить неверный шаг                   4) закоренелый преступник
  2. оказать вред                               5) гениальный виртуоз музыки

      3)  озабочен о здоровье детей


Тест к уроку №6

1. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Русские солдаты и офицеры покрыли себя славой еще в Куликовской битве.
                В. Слушателям предоставилась возможность посетить Эрмитаж.
               С. По обоим сторонам дороги зеленели деревья.

    I) А + В      2) А + С       3) А+В + С       4) В          5) С

2. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Глава администрации города распределяет и управляет имуществом и    

                     финансами.                

                 В. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации    

                     следующие факты.
               С. Уверенность Наполеона в успех зимней кампании значительно поколебалась

                     после Бородинского сражения

    I) А     2) В       3) А+В       4) А+В+С      5) В+С

3. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Газета «Московский комсомолец» в нынешнем году значительно увеличил      

                     свой тираж.

                 В. Согласно распоряжению ректора курение в университете запрещено.
               С. С успехом выступали как исполнители главных ролей солисты балета Н.

                     Торопова и В. Фадеечев, а также все остальные участники спектакля.

    I) А     2) А+В+С       3) С       4) А+ С      5) В

4. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Как приятно отдохнуть на Кавказе, в Крыму или даже местных курортах.

                 В. Пребывающий поезд на первый путь, отправляется через пять минут.
               С. Барыня сказала, что больна и не может принять.

    I) А+В+С     2) А+В       3) В+С     4) А+ С      5) В

5. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Мальчик сомневался, что будет ли сегодня с утра хороший улов.

                 В. Впереди с восьмьюдесятью двумя очками мастер спорта Вершинин.
               С. Барыня сказала, что больна и не может принять.

    I) А     2) А+В+С       3) А+В     4) А+ С      5) В

6. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Вес третьего советского искусственного спутника земли равен одной тысяче

                     тремстам двадцати семи килограммам.

                 В. Вопреки желания многих генералов Кутузов приказал оставить Москву.
               С. В парфюмерном отделе продавался прекрасный импортный шампунь и

                     разнообразные кремы для лица и тела.

    I) А     2) В    3) С     4) А+ В      5) А+В+С

7. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Мать купила несколько пар чулок и носков и прекрасный шерстяной пуловер.

                 В. Изучая экономические процессы, происходящие в нашем обществе в последние    

                     годы, обнаруживается определенная закономерность.
               С. Необходимо уделять серьезное значение речевым ошибкам школьников.

    I) А     2) В+С   3) В    4) А+ В      5) А+В+С

8. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Все завидовали согласию, царившему между надменным Троекуровым и его      

                     соседом.

                 В. Двадцать один студент университета принял участие в археологической

                     экспедиции.
               С. Собран большой урожай огурцов, помидор, баклажан и других овощей.

    I) А     2) В    3) С    4) В+С      5) нет ошибок

9. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Выпускники  школы всегда задумываются о будущей профессии и как у них  

                      сложится жизнь.

                 В. Жгучий мороз щипет уши, заставляя поднять воротник пальто.
               С. В доме отдыха оказались люди самых разных профессий: врачи, учителя,    

                     бухгалтера, шофера.

    I) В+С     2) А+С    3) А    4) А+В    5) А+В+С

10. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. С ответным словом выступила руководительница официальной делегации Н.А.  

                     Никитина.

                 В. Известно, что ООН внес значительный вклад в разрядку международной  

                     напряженности в семидесятые годы.
               С. Большая часть населения сегодня находятся за чертой бедности.

    I) А+В+С     2) В+С    3) А+С   4) А    5) В+С

11. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Петр I заложил русскую школу военного искусства.

                 В. Инициатором и зачинателем этого движения является судостроительный завод.
               С. Перед нами сборник коротких, но правдивых рассказов.

    I) ошибок нет     2) А+В+С    3) В      4) С    5) А+В

12. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Угрозы энергетиков отключить электричество переходят все рамки.

                 В. Наши спортсменки не могли составить конкуренцию китаянкам и оспаривали      

                     только третье место.
               С. Татьяна, «русская душою», была, несомненно, любимой героиней Пушкина.

    I) А+В+С     2) А+В       3) В+С      4) А+С    5) ошибок нет

13. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Известно, что именно русские вложили значительный вклад в освоение

                     Аляски.

                 В. При ответе абитуриент должен излагать главную суть вопроса.
               С. Газета «Аргументы и факты» познакомила читателей с пятидесятью девятью

                    основными пунктами предвыборной программы кандидата.

    I) А+В     2) С       3)А+ В+С      4) В+С    5) В

14. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Администрация предприятия наметила программу выживания и  

                      организационной структуры.

                 В. В книге обширно излагается и рассматривается программный материал.
               С. Находясь в эмиграции, Марина Цветаева испытывала ностальгию.

    I) А+В+С     2) А+В       3) А      4) В     5) С

15. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Мы мало думаем об организации досуга и свободного времени наших детей.

                 В. К первому сентябрю в школы нашего города пойдут тысячи первоклассников.
               С. Он, как ни старался, не мог удержаться от язвительных комментарий.

    I) А+В+С     2) А+В       3) А+С      4) А+В     5) В+С

16. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. В июле месяце состоится очередной международный кинофестиваль в Москве.

                 В. Челкаш спросил Гаврилу, не хочет ли он поработать сегодня ночью.
               С. Газета сообщила, что в нашем городе вновь открывается новый магазин.

    I) А     2) А+В+С       3) В+С      4) С     5) А+С

17. В каких предложениях допущены ошибки?

                 А. Творчество поэта проникнуто чувством любви и восхищения характером    

                      русского народа.

                 В. По окончании сочинения необходимо тщательно проверить, нет ли речевых

                     ошибок.
               С. Только приходя домой, Петр чувствовал, как слипаются от усталости глаза и

                     страшную ломоту во всем теле.

    I) А+В+С     2) А+В       3) В+С      4) А+С     5) С


Тест №1 к уроку №10

А1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну занятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1.  Слава   гениального   физика   Альберта   Эйнштейна   не   убывает   со временем ни в Германии ни в США ни в России.
  2.  Переживание  красоты  как святости  сохраняется  в  каждой  картине художника и будет сокровенным идеалом и непреложным законом всю его жизнь.
  3.  У многолетних травянистых растений зимующие почки располагаются на подземных или в нижней части надземных побегов.
  4.  Дороги на Руси строились как для торговых так и для военных целей.

А 2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Каждая  нация  имеет свою духовную  и  материальную  культуру  и непоколебимую веру  в  законность и  нерушимость  своего  места на земле.
  2. Одинокие рыцари либо присоединялись к сложившимся группам либо образовывали свою собственную.
  3. Футбольный матч или премьера нового спектакля или происшествие в городе может занимать умы и сердца огромного количества людей.
  4. На глобусе и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов.

А3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Степени сравнения прилагательных образуются либо с помощью суффиксов либо с помощью вспомогательных слов.
  2. Старик осуждал действия современной молодёжи и постоянно жаловался.
  3. Небольшая и узкая речушка в результате наводнения широко разлилась по бескрайнему и огромному полю.
  4. Хорошая книга обогащает опытом и помогает ответственно относиться к жизни и далеко смотреть в будущее.

А4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Интеллигентный человек уважает человеческое достоинство как в себе так и в каждом, кто живёт и трудится рядом с ним.
  2. В открытом и светлом окне проезжавшего поезда мелькали унылые и сонные лица пассажиров.
  3. Учитель просматривал тетрадь да беседовал с учеником.
  4. Стволы берёз и сосен и осин да листья кустарников переливались свежестью.

А.5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Метель плачет и скулит воет и стонет напоминает о чём-то и о чём-то спрашивает.

2) Среди надписей на древних зданиях можно прочитать то эпиграмму на соседа то запись о каком-то событии то автографы исторических лиц.

3) Старообрядцы-церковники не подчинялись ни официальной церкви ни властям.

4) Тяжёлая и длительная война создание регулярной армии и флота строительство новых мануфактур и преобразование государственного аппарата потребовали громадных расходов.

А6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) На русском языке публикуется почти половина всей издаваемой в мире научной литературы и технической документации.

2) Своеобразный сплав мыслей и чувств отличает как лирику так и прозу этого автора.

3) Лучшей    проверкой   достоинств   того    или    иного   литературного произведения является его исполнение перед читательской аудиторией.

4) Среди сложных и трагических судеб ровной и беспечальной казалась судьба А.Н. Островского.

А7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.
  2. Все вокруг: подсолнухи, дома, акации и сухая трава – было покрыто шершавой пылью.
  3. Дожди шли не только в северных, но и в южных областях России.
  4. Тропа вела его, то вдоль речки, то частым лесом, то гречишным полем.

А8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Среди надписей на древних зданиях можно прочитать то эпиграмму на соседа то запись о каком-то событии то автографы исторических лиц.
  2. Старообрядцы-церковники не подчинялись ни официальной церкви ни властям.
  3. Тяжёлая и длительная война создание регулярной армии и флота строительство новых мануфактур и преобразование государственного аппарата потребовали громадных расходов.
  4. Метель плачет и скулит воет и стонет напоминает о чём-то и о чём-то спрашивает.

А9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Мал золотник, да дорог.
  2. Ни холод, ни пурга, ни нагромождение льдов – никакие преграды не остановили полярников.
  3. Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья, и бросал в траву.
  4. Горы были окутаны не только туманом, но и дождевой пылью.

А.10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Моё сердце то замирало, то стучало.

2) Всё и леса, и степи, и пруды – ожило с первыми лучами весеннего солнца.

3) Я смотрел на освещённый луной сад и крышу и вдыхал живительный воздух ночи.

4) Пищу в зимнем лесу находят не только снегири, но и хлопотливые синицы.

8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык". 8 класс

Данная учебная рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета "Русский язык" в 8 классе, основывающийся на типовой программ...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),  При...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для 5— 11 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включённых в Фед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 6 класс

Рабочая  программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  и программы по русскому языку к учебникам для 5 -9 классов /авторы...