Статья "Система работы учителя по поддержке талантливой молодежи"
статья по русскому языку

Боровикова Ирина Анатольевна

В статье представлен опыт работы учителя с детьми, имеющими повышенную познавательную активность, творческие способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.odt11.57 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА  РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ  ПО  ПОДДЕРЖКЕ ТАЛАНТЛИВОЙ  МОЛОДЕЖИ

 

Давно замечено,

 что таланты являются всюду и всегда,

где и когда существуют условия,

благоприятные для их развития

Г.В.Плеханов

В последние годы в Российской Федерации все большее внимание уделяется работе с молодыми талантами. Так, еще в 2008 году участники Парламентских слушаний при  Комитете Государственной Думы по делам молодежи, обсудив в рамках своей компетенции круг проблем, связанных с государственной поддержкой талантливой молодежи, отметили, что президент Российской Федерации обозначил талантливую молодежь « как основной ресурс развития нашей страны. Современная образовательная политика России ведет интенсивный поиск инструментов повышения качества образования и обеспечения его эффективности, результативности и доступности.

Динамизм изменений, характеризующий социально-экономическую и общественную жизнь российского государства, свидетельствует о возрастающей необходимости своевременного анализа имеющихся интеллектуальных и творческих ресурсов общества, среди которых центральное место занимает проблема поддержки талантливой и способной молодежи.»

Ежегодный мониторинг участия учащихся ГБОУ школы № 355 в различных конкурсах, смотрах, районных и городских олимпиадах, конференциях показывает, что в коллективе имеется довольно значительная категория талантливых детей. Вместе с тем возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать.

Поэтому в 2017 году, работая над программой саморазвития учителя, одним из ведущих направлений выбрала « Развитие системы поддержки талантливых детей»

Цель работы  по данной теме – создание условий для развития способностей учащихся, формирование индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей, поддержка инициатив родителей и учащихся по расширению образовательного пространства школы.

Средствами достижения поставленных целей определили:

-широкое введение  в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный диалоговый характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащегося; ведущих к взаимопониманию, взаимодействию, поддержке, к развитию коммуникативной, информационно-технической, исследовательской компетентностей; корректировка методики изучения предметов;

-расширение возможностей для участия детей в проектной деятельности, олимпиадах, конкурсах, общения со сверстниками;

-предоставление учащимся возможностей для общения с учеными, творческими людьми, зарубежными ровесниками

Деятельность  по данному направлению осуществляется двумя основными проектами:

-проект « Научное общество учащихся»

-проект « Индивидуализация образовательного маршрута учащегося»

За три года работы  над проектом «Научное общество учащихся» в образовательном учреждении было :

-создано НОУ « Сова»

-разработана, утверждена, презентована на уровне школы программа « Основы исследовательской деятельности». Цель данной работы: формирование методологической компетентности учащихся в проведении исследовательских работ, создании проектов

-ежегодно проводятся школьные ученические конференции, на которых учащиеся могут реализовать свой исследовательский потенциал через представление как индивидуальных так и групповых проектов.

По мнению Е.Л.Рачевского, главным в обучении должна стать ориентация не на класс, а на отдельного ученика. Это обусловлено изменением самой личности ребенка в современных условиях. Растет информированность современных детей, но теряется системность и целостность приобретения знаний. Приобретать их прежними способами в условиях прежней классно-урочной системы не представляется возможным. Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и личностного развития. Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего ХХ века, не участвуют в коллективной деятельности и соответственно лишены возможности приобретать опыт коллективных взаимоотношений. Эти аспекты требуют индивидуализации образовательного процесса.

Под индивидуализацией образования мы понимаем процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной образовательной деятельности. Образовательная деятельность реализуется через индивидуальную образовательную траекторию ( программу) ученика, которая определяет персональный путь реализации личностного потенциала учащегося.

Цель второго проекта « Индивидуализация образовательного маршрута учащегося» - создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий каждым учеником с учетом его способностей и особенностей индивидуального развития.

В  целях реализации интеллектуального потенциала учащихся ежегодно проводится школьный тур Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе. Участие в интеллектуальном марафоне способствует повышению мотивации учащихся и активной познавательной деятельности

Демонстрация  приобретенных знаний, умений и навыков в нестандартной ситуации, многогранность интересов предоставляется каждому ребенку во время проведения предметных декад

Участие  в международных интеллектуальных конкурсах « Русский медвежонок-языкознание для всех»  способствует развитию мотивации учащихся, приобщает  их к опыту участия в международных проектах, дает возможность получить оценку своих достижений на международном уровне.

Работая над созданием условий для развития и поддержки талантливой молодежи  большое внимание уделяется  социальному направлению.  В  образовательном учреждении создана творческая группа учащихся и педагогов по разработке и осуществлению социально-значимых проектов и акций, реализуются программы сборов ученического актива, взаимодействия с муниципальным округом « Московская  застава»

Такая работа дает возможность учащимся приобретения и реализации социальной активности, способствует формированию собственной социальной позиции.

Особая форма работы с одаренными детьми- организация и проведение в школе театрализованных праздников. Дети разных возрастов имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Поддержка педагога окрыляет юные таланты, помогает сделать правильный выбор по окончанию школы.

 В  любом ребенке можно обнаружить потенциальные способности и признаки одаренности в разных областях. Поэтому наша позиция-создание условий для оптимального развития потенциальных способностей всех детей, включая тех, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии его способностей. Создание условий для развития есть главное направление работы каждого педагога

Литература.

  1. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации. – М.: Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ, 2001.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: Министерство образования российской Федерации, 2002.
  3. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”//Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки России. Специальное приложение к журналу “Вестник образования”. – 2009, I полугодие.
  4. Кирдянкина С.В. Подпрограмма “Одаренные дети”//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007, № 4.
  5. Программа развития ГБОУ школы № 355 Московского района Санкт-Петербурга 2011-2013 гг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

Благодарность Центра поддержки талантливой молодежи

Благодарность Центра поддержки талантливой молодежи Алтайский край...

Презентация "Из опыта работы по поддержке талантливой молодежи"

Презентация "Из опыта работы по поддержке талантливой молодежи"...

Результаты участия во Олимпиаде "Центр поддержки талантливой молодежи",2014г.

Данный материал представляет краткий отчет участия моих обучающихся во Всероссийской Олимпиаде....

Формирование условий развития и системы поддержки талантливой молодежи в МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк»

Ключевые слова статьи. Талантливая молодежь; поддержка талантливой молодежи; эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк»; талант; одаренность. В эколого-биологическом центре «Смоленский зооп...

Описание опыта работы "Развитие системы поддержки талантливых детей"

В даннной работе рассказываю о своем опыте работы...

Итоги олимпиады от Центра поддержки талантливой молодежи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 г. Вязьмы...