Рабочая программа учителя русского языка как инструмент достижения результатов в соответствии с ФГОС СОО.
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс)

Авдеева Оксана Геннадьевна

Вопрос составления программы становится часто проблемным для педагога. Информация документа  направлена на то, чтобы сориентировать педагогов при составлении программы по ФГОС СОО по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

Рабочая программа учителя русского языка как инструмент достижения результатов в соответствии с ФГОС СОО.

Цель: рассмотреть отличие ыпрограмм по русскому языку 10-11 класс по ФГОС от программы по ГОС, особенности и результативность ее реализации

 

План выступления:

Структура

Особенности реализации

Результативность

Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности, поэтому на нас, учителях русского языка, лежит большая ответственность при организации своей педагогической деятельности, первым шагом которой является составление рабочей программы по предмету.

Иногда вопрос составления программы становится проблемным для педагога. Последующая информация направлена на то, чтобы сориентировать педагогов при составлении программы: какую часть программы можно сохранить, какую дополнить.

Программа среднего общего образования по русскому языку может быть разработана  на основе таких нормативных документов,как:

-Конституция Российской Федерации;

-Конвенция ООН о правах ребёнка;

-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) с изменениями и дополнениями;

-Примерная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з).

-Основная образовательная программа основного среднего общего образования Вашего образовательного учреждения ;

-Примерная рабочая авторская  программа к учебнику «Русский язык.10-11 классы. Базовый уровень» А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.

Направленность документа - достижение результатов не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно – деятельностный подход, преемственность обучения с подготовкой обучающихся на уровне основного общего образования, возможность получения образования на следующих уровнях, она обеспечивает достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется  через урочную и внеурочную деятельность. Программа должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет цели и задачи изучения курса русского языка на базовом и профильном  уровнях.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Целями  изучения русского языка на профильном уровне в средней (полной) школе являются:

* расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

 расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о лингвистике как науке, языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого уровня языка, языковой норме, ее функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представления о речевой деятельности, ее основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

  совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений лингвистического анализа текстов  разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, опыта оценивания изобразительно-выразительных возможностей художественного текста и проведения его лингвостилистического анализа;

  приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение различными приемами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных носителях;

 существенное расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного употребления основных вариантных форм словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 приобретение опыта исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;

  развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:

•расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

•овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

•формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

•приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;

•расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;

•развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю,готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

В соответствии с социальным заказом с сентября 2019 г. в нашем учебном заведении (МБОУ «СОШ № 210») формируются 10-11 классы профильного обучения (гуманитарного, социально-экономического, естественно-научного, технологического), для каждого из которых  составляется индивидуальный  учебный план с углублённым изучением профильных предметов. Для гуманитарного профиля - это углублённое изучение литературы. Для всех профилей реализуется программа по предметам «Русский язык» и «Родной (русский) язык» базового уровня через урочную и внеурочную деятельность (элективные курсы). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения предметов «Русский язык» и «Родной (русский) язык»  составляет по 1 часу в неделю в 10-11 классе.

Место учебного предмета «Русский язык » в учебном плане

Год

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель обучения

Всего часов за учебный год

10

1

36

36

11

1

34

34

Всего

70

 

Место учебного предмета «Родной (русский) язык » в учебном плане

Год

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель обучения

Всего часов за учебный год

10

1

36

36

11

1

34

34

Всего

70

 Содержательная часть программ по русскому языку в сравнительном анализе  программ по ГОС и ФГОС годов изменилась только в дополнении примерного тематического планирования (Русский язык. 10-11 классы. Сборник примерных рабочих программ. Базовый уровень. ФГОС - М.: Просвещение,2019г., стр.38-40) и с небольшим изменением учебно-тематического обеспечения: тетрадью-тренажером  и тестами А.Г.Нарушевича.

Рабочая программа русского языка базового уровня  ориентирована на использование учебно-методического комплекса Александра Ивановича Власенкова, Лидии Макаровны Рыбченковой.

   Выбор обусловлен современными целями и задачами изучения русского языка.   В системе целеполагания предмета «русский язык» аспект развития личности становится ведущим, поэтому важными компонентами содержания курса  русского языка становятся  коммуникативный и культуроведческий компоненты. Предметная линия учебников А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, в полной мере соответствует  этим критериям.  В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной парадигме. Содержание курса и структура программы направлено на формирование коммуникативной, языковой,  лингвистической (языковедческой) и культурологической компетенции.  Программно-методический комплекс по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией А.И.Власенкова соответствует требованиям ФГОС, входит в федеральный перечень учебников, соответствует социальному заказу родителей; построен с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

    Учебно-методический комплекс под редакцией А.И.Власенкова и др. не нарушает преемственности.

   Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний. Многие разделы (например, «Синтаксис и пунктуация», «Текст», «Стили речи») знакомы учащимся по основной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в основной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Авторское употребление знаков препинания», «Жанры публицистики»).

Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта и целям и задачам образовательной программы нашего образовательного учреждения.

 Данная программа обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.

 В тематическом планировании обычно сохраняется структура и логика изложения разделов программы.  

  Программа русского языка гармонично дополняется программой по родному (русскому), для реализации которой предполагается учебное пособие Василия Фёдоровича Грекова. Учебное пособие носит в основном практическую направленность, особое внимание в нём уделяется формированию и развитию языковой и коммуникативной компетенций учащихся.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования  осуществляется в рамках внутренней оценки образовательной организации, включающей различные оценочные процедуры (стартовая диагностика, текущая и тематическая оценка, портфолио, процедуры внутреннего мониторинга образовательных достижений, промежуточная и итоговая аттестации обучающихся), а также процедур внешней оценки, включающей государственную итоговую аттестацию, независимую оценку качества подготовки обучающихся и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

В соответствии с ФГОС СОО система оценки по предмету реализуется через  системно-деятельностный, комплексный и уровневый подходы к оценке образовательных достижений.

Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.

Комплексный подход к оценке по предмету реализуется путем:

– оценки трех групп результатов: личностных, предметных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);

– использования комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений и для итоговой оценки;

– использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные устные и письменные работы, проекты, практические работы, самооценка, наблюдения и др.);

 Уровневый подход реализуется по отношению как к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов. Уровневый подход к содержанию оценки на уровне среднего общего образования обеспечивается следующими составляющими:

– для предмета предлагаются результаты двух уровней изучения – базового и углубленного;

В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся. Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов.

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется в ходе внутреннего мониторинга.

В рамках внутреннего мониторинга возможны отдельные процедуры по оценке:

– смыслового чтения,

–познавательных учебных действий (включая логические приемы и методы познания);

– ИКТ-компетентности;

–сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Для этого  используются результаты всероссийских проверочных работ, экспертная проверка которых осуществляется на основе стандартизированных критериев. После обработки результатов проводится их анализ, направленный на выяснение того, в какой степени школьники овладели различными метапредметными умениями в рамках изучаемого предмета.

 Наиболее приемлемыми формами оценки познавательных учебных действий могут быть письменные измерительные материалы,  для ИКТ-компетентности- практическая работа с использованием компьютера; для сформированности регулятивных и коммуникативных учебных действий- наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.

Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не реже, чем один раз в ходе обучения на уровне среднего общего образования.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования. Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих направлений:

Исследовательские проекты имеют следующие направления: 

– естественно-научные исследования;

– исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии);

– экономические исследования;

– социальные исследования;

– научно-технические исследования.

Система оценивания результатов проектной и учебно-исследовательской деятельности представлена в Положении об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов. В учебнике русского языка Власенкова  Александра Ивановича  есть темы проектов гуманитарного направления (стр.273-278) и план работы над ними (стр.272)

   

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ отслеживаются внутренним мониторингом, промежуточной аттестацией и государственной итоговой аттестацией.

Внутренний мониторинг. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки, и результаты выполнения итоговой работы по предмету.

Промежуточная аттестация. Итоговые работы проводятся по тем предметам, которые для данного обучающегося не вынесены на государственную итоговую аттестацию.  

Государственная итоговая аттестация. В соответствии со статьей 59 закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы среднего общего образования. Порядок проведения ГИА, в том числе в форме единого государственного экзамена, устанавливается Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. ГИА проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий в стандартизированной форме и в форме устных и письменных экзаменов с использованием тем, билетов и т.д. (государственный выпускной экзамен – ГВЭ).

  В качестве учебно-методического сопровождения, обеспечивающего реализацию программы по учебному предмету, можно рассмотреть следующие учебники,учебные и учебно-методические пособия.

Учебник по предмету «Русский язык»

N п/п

Название

Автор(ы), изд-во,

Классы

 1.

Русский язык.  10-11 классы

А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова  – М.: Просвещение, 2015г.

10-11

Учебное пособие  по  предмету «Родной (русский) язык» 

N п/п

Название

Автор(ы), изд-во,

Классы

 1.

Русский язык.  10-11 классы

В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко и др. – М.: Просвещение, 2015г.

10-11

Учебно-методическое обеспечение 

N п/п

Название

Автор(ы), изд-во,

Классы

1

Русский язык. 10-11 классы. Сборник примерных рабочих программ. Базовый уровень. ФГОС

А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой и учебному пособию "Русский язык. 10- 11 классы" авторов В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко и др.

10-11

2

Русский язык. Методические рекомендации и поурочные разработки. 10—11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. Организаций.

А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 325 с.

10-11

3

Русский язык. 10-11 классы. Методические рекомендации к учебнику.

А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2017. — 128 с.

10-11

4

ЕГЭ 2020. Русский язык: сборник экзаменационных материалов

И.П. Цыбулько [др.]. – М.: Эксмо, 2020.

10-11

5

Русский язык. Тетрадь-тренажёр.10 класс.

А.Г.Нарушевич, И.В.Голубева.-Легион.-2019.

10

6

Русский язык. Тетрадь-тренажёр.11 класс.

А.Г.Нарушевич, И.В.Голубева.-Легион.-2019.

11

7

Русский язык. Тесты для подготовки к ЕГЭ с комментированными ответами. 10-11 классы.

А.Г.Нарушевич-Легион.-2019.

10-11

9

Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки. Аргументы. Комментарии.

А.Г.Нарушевич-Легион.-2019.

10-11

10

Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы.

А.Г.Нарушевич-Легион.-2019.

10-11

Электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы можно найти в учебнике Власенкова  Александра Ивановича в разделе «Справочная литература» и «Интернет-источники».

Следуя собственному опыту, хочется отметить, что наиболее эффективной и результативной работу по программе  делает  связь методической темы самообразования  учителя с ней. Например, «Формирование коммуникативной компетенции в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»-работа по этой теме повышает метапредметную результативность , «Социализация учащихся на уроках русского языка и литературы»-личностную. Методическая работа делает акценты на целевых и результативных моментах, что усиливает общую деятельность и приносит высокие личностные, метапредметные и предметные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку по учебнику Т А Ладыженской 6 класс ФГОС

Аннотация к рабочей  программе  по русскому языку 6 класс. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного ...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебнику Баранова, Ладыженской, Тростенцова ФГОС 6 часов в неделю

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС. В программе имеется графа с домашним заданием....

Рабочая программа по русскому языку для 5-6 классов составлена на основе ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для 5-6 классов составлена на основе ФГОС...

Рабочая программа по английскому языку для основного общего образования в соответствие с ФГОС ООО

Рабочая программа разработана на основе примерной программы ФГОС  ООО, внесенной в реестр образовательных программ 2015г., в количестве 510 ч....

Рабочая программа по английскому языку для 10-11 классов в соответствии с ФГОС

Данная рабочая  программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в 10-11 классах на основе линии УМК «Английский в фокусе». Авторы О. В. Афанасьева, Д. Дули...

Рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов в соответствии с ФГОС

Данная рабочая  программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в 5-9 классах на основе линии УМК «Английский в фокусе». Авторы Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е...