Рабочие программы внеурочной деятельности 5-8 классы
рабочая программа по русскому языку (5, 7, 8 класс)

Иванова Ольга Александровна

Целью программы является формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный  в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания, а также заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

к ООП ООО МБОУ «СОШ №6»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«По ступенькам русской словесности»

для 5 класса

 Составитель: Иванова Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

2017 - 2018 учебный год

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Словесность – искусство слова, словесное творчество; совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями; наука о языке              и литературе.  Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности.

Предлагаемая программа представляет исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Программа соотносится с программами             по русскому языку и литературе, но русский язык в ней изучается в аспекте употребления языка, а литература как явление искусства слова. Программа представляет собой начальный этап изучения словесности. Освоение материала происходит последовательно, в связи с чем выделены два концентра: начальный этап - 5-6 кл. (первоначальные сведения о словесности), второй этап - 7-9 кл. (основы словесности, базовые категории искусства слова).

Программа носит теоретико-практический характер: каждый раздел программы содержит теоретические сведения и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также некоторые виды работы над языком произведений.

Целью программы является формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений          и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания, а также заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.

Задачи курса:

  • помочь школьникам изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.
  • обучать умению самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее; учить осмысливать все компоненты содержания и формы                      во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
  • учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учить творческому употреблению родного языка.

Место курса внеурочной деятельности «По ступенькам русской словесности»:

рабочая программа рассчитана на изучение курса в V  классе – 34 ч, VI – 34ч, VII- 34ч,           VIII- 34ч, IX классе – 34 ч, 1 час в неделю.

 Срок реализации программы – 5 лет.

В результате изучения внеурочной деятельности «По ступенькам русской словесности» обучающиеся должны приобрести следующие универсальные учебные действия:

Личностные:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться          ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться                                к совершенствованию собственной речи;
  • любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности              по отношению к своим  близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;                      наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение                       к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих  и окружающих людей–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

 Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели  занятия;
  • составлять план решения  проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Выпускник научится:

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другимиинформационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманиемосновного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационнойпереработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различныхфункционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение)          и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русскоголитературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанровс соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основнойи дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;

использовать знание алфавита при поиске информации;

различать значимые и незначимые единицы языка;

проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

членить слова на слоги и правильно их переносить;

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствиис акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный составслова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

проводить лексический анализ слова;

опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи
и междометия;проводить морфологический анализ слова;

применять знания и умения по морфемике и словообразованию                                                    при проведении морфологического анализа слов;

опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

находить грамматическую основу предложения;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

опираться на фонетический, морфемный, словообразовательныйи морфологический анализ            в практике правописания; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановкизнаков препинания в предложении;использовать орфографические словари.

Содержание курса внеурочной деятельности

Тема/раздел

Формы организации занятий

Виды деятельности

Что такое слово (2)

1

Слово как единица языка и как словесное высказывание. Назначение языка.

Групповая работа

Чтение и обсуждение Библии (Заповедей)

2

 Размышление о значении языка

Практическое занятие

Работа с этимологическим  словарем, текстами художественной литературы.

Посещение библиотеки школы.

Что такое словесность (3)

3

Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Формы словесности.

Групповая работа

Обсуждение репродукции картины В.М.Васнецова «Кощей Бессмертный»

4

Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.

Практическое занятие

Составление словесных портретов, использование справочной литературы. Использование текстов А.Н.Толстого «Золотой ключик», К.И.Чуковского «Бармалей»

5

 Различение разговорного и литературного языка.

Практика деловой игры

Разгадывание  ребусов, шарад, метаграмм

Богатство лексики русского языка (4)

6

Лексическое значение. Способы определения значения слов.

Тренинг

Игра «Отгадай слово» Знакомство с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И.Даля

7

Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы. Синонимы. Антонимы

Практика деловой игры

Работа с толковыми словарями.

Составление и разгадывание кроссвордов.

8

Неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы. Их роль в художественных произведениях.

Тренинг

Игра «Мешки со словами».

Работа с текстом.

9

 Употребление лексических ресурсов языка.

Практическое занятие.

Выразительное чтение художественного текста, анализ лексики.

Прямое и переносное значение слов (2)

10

Прямое и переносное значение слов. Эпитет. Сравнение. Аллегория.

Тренинг

Решение филологических задач.

11

Понимание прямого и переносного значения слов.

Практическое занятие.

Выразительное чтение художественного текста, анализ лексики.

Текст (6)

12

Текст как результат употребления языка, связанное законченное письменное или устное высказывание.

Групповая работа

Знакомство с текстами разных типов речи.

Рассказываем истории о возникновении письменности (презентации)

13

Способы связи предложений в тексте.

Практикум.

Работа с текстом.

14

Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.

Практикум.

Работа с текстом.

15

Работа с текстами.

 Создание повествовательного текста на предложенную тему.

Практическое занятие.

Составляем текст на тему «На горке…» с использованием презентаций, рисунков; инсценируем.

16

 Создание словесного описания предмета.

Практикум.

Создание словесного портрета.

17

 Создание текста-рассуждения (диалога, монолога).

Групповая работа.

Ролевая игра. «Разговор по телефону».

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения (4)

18

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

Устный журнал

Читаем выразительно любимые стихотворения.

19

Интонация в прозаическом тексте

Тренинг

Читаем выразительно стихи

20

Особенности интонации в стихотворной речи.

Практика деловой игры

Анализ поэтического текста.

21

 Различение стихотворной и прозаической речи.

Практическое занятие

Работа с текстами художественной литературы.

Устная народная словесность (3)

22

Понятия: произведение, устная народная словесность. Сказки. Особенности словесного выражения содержания в сказках.

Практикум

Сочиняем сказки.

23

Небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки как виды народной словесности.

Практика деловой игры.

Игра «Эрудит».

24

Различение видов устной народной словесности.

Групповая работа

Выразительное чтение и анализ произведений УНТ.

Литературное эпическое произведение (5)

25

Произведение, созданное писателем (эпическое, лирическое, драматическое). Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.

Практикум.

Рисуем иллюстрации к сказкам, к басням

26

Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё.

Практикум

Выразительное чтение и анализ литературных сказок.

27

Басня. Особенности языка и построения басен.

Групповая работа

Анализ басни

28

Рассказ и повесть.

Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.

Практическое занятие

Выразительное чтение текстов. Заметки на полях.

29

 Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.

Практическое занятие

Сочиняем тексты

Литературное лирическое произведение (2)

30

Лирическое произведение: произведение, в котором главное – выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

Практическое занятие

Тексты лирических произведений

31

Значение стихотворной речи в лирическом произведении.

Практическое занятие

Анализ стихотворных текстов.

Литературное драматическое произведение (2)

32

Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

Пьеса-сказка.

Практика деловой игры

Инсценирование сказки

33

Инсценировка драматического произведения

Практика деловой игры

Инсценирование пьесы

34

Чему мы научились.  (1)

Игра

Интерактивная игра по русской словесности. Представление презентаций учащимися.

Тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

«По ступенькам русской словесности»

5 в, г класс

2017-2018 учебный год

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в год – 34

Учитель: Иванова Ольга Александровна

Тема урока

Запланировано

Фактически проведено

Кол-во часов

Дата проведения

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел  (тема): Что такое слово.

Количество часов на изучение раздела (темы) – 2 ч.

1

Слово как единица языка и как словесное высказывание. Назначение языка.

1

05.09

1

05.09

2

П/з. Размышление о значении языка

1

12.09

1

12.09

Раздел  (тема): Что такое словесность.

Количество часов на изучение раздела (темы) – 3 ч.

3

Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Фомы словесности.

1

19.09

1

19.09

4

Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.

1

26.09

1

26.09

5

П/з. Различение разговорного и литературного языка.

1

03.10

1

03.10

Раздел  (тема): Богатство лексики русского языка.

Количество часов на изучение раздела (темы) – 4 ч.

6

Лексическое значение. Способы определения значения слов.

1

10.10

1

11.10

7

Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы. Синонимы. Антонимы

1

17.10

1

18.10

8

Неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы. Их роль в художественных произведениях.

1

24.10

1

25.10

9

П/з. Употребление лексических ресурсов языка.

1

31.10

1

01.11

Раздел  (тема): Прямое и переносное значение слова.

Количество часов на изучение раздела (темы) – 2 ч.

10

Прямое и переносное значение слов. Эпитет. Сравнение. Аллегория.

1

14.11

1

15.11

11

П/з. Понимание прямого и переносного значения слов.

1

21.11

1

22.11

Раздел  (тема): Текст.

Количество часов на изучение раздела (темы) – 6ч.

12

Текст как результат употребления языка, связанное законченное письменное или устное высказывание.

1

28.11

1

29.11

13

Способы связи предложений в тексте.

1

05.12

1

06.12

14

Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.

1

12.12

1

13.12

15

Работа с текстами.Создание повествовательного текста на предложенную тему.

1

19.12

1

20.12

16

Р.р. Создание словесного описания предмета.

1

26.12

1

27.12

17

Р.р. Создание текста-рассуждения (диалога, монолога).

1

09.01

1

10.01

Раздел  (тема): Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

Количество часов на изучение раздела (темы) – 4 ч.

18

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

1

16.01

1

17.01

19

Интонация в прозаическом тексте

1

23.01

1

24.01

20

Особенности интонации в стихотворной речи.

1

30.01

1

31.01

21

П/з. Различение стихотворной и прозаической речи.

1

06.02

1

07.02

Раздел  (тема): Устная народная словесность.

Количество часов на изучение раздела (темы) – 3 ч.

22

Понятия: произведение, устная народная словесность. Сказки. Особенности словесного выражения содержания в сказках.

1

13.02

1

14.02

23

Небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки как виды народной словесности.

1

20.02

1

21.02

24

Различение видов устной народной словесности.

1

27.02

1

28.02

Раздел  (тема): Литературное эпическое произведение.

Количество часов на изучение раздела (темы) – 5 ч.

25

Произведение, созданное писателем (эпическое, лирическое, драматическое). Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.

1

05.03

1

06.03

26

Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё.

1

12.03

1

13.03

27

Басня. Особенности языка и построения басен (онлайн-занятие).

1

19.03

1

20.03

28

Рассказ и повесть.Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения (онлайн-занятие).

1

02.04

1

10.04

29

Р.р. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям (онлайн-занятие).

1

09.04

1

17.04

Раздел  (тема): Литературное лирическое произведение.

Количество часов на изучение раздела (темы) – 2 ч.

30

Лирическое произведение: произведение, в котором главное – выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни (онлайн-занятие).

1

16.04

1

24.04

31

Значение стихотворной речи в лирическом произведении (онлайн-занятие).

1

23.04

1

08.05

Раздел  (тема): Литературное драматическое произведение.

Количество часов на изучение раздела (темы) – 2 ч.

32

Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка (онлайн-занятие).

1

30.04

1

15.05

33

Инсценировка драматического произведения (онлайн-занятие)

1

07.05

1

20.05

34

Чему мы научились (онлайн-занятие).

1

14.05

1

22.05



Предварительный просмотр:

Приложение 1

к ООП ООО МБОУ «СОШ №6»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«По ступенькам русской словесности»

для 7 класса

 Составитель: Иванова Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

2019 - 2020 учебный год

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Словесность – искусство слова, словесное творчество; совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями; наука о языке         и литературе.  Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности.
Предлагаемая программа представляет исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Программа соотносится с программами        по русскому языку и литературе, но русский язык в ней изучается в аспекте употребления языка, а литература как явление искусства слова. Программа представляет собой второй этап изучения словесности. Освоение материала происходит последовательно,                    в связи       с чем выделены два концентра: начальный этап - 5-6 кл. (первоначальные сведения            о словесности), второй этап - 7-9 кл. (основы словесности, базовые категории искусства слова).

Программа носит теоретико-практический характер: каждый раздел программы содержит теоретические сведения и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также некоторые виды работы над языком произведений.

Целью программы является формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания, а также заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.

Задачи курса:

  • помочь школьникам изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.
  • обучать умению самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее; учить осмысливать все компоненты содержания            и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
  • учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учить творческому употреблению родного языка.

Место курса внеурочной деятельности «По ступенькам русской словесности»:

рабочая программа рассчитана на изучение курса в V  классе – 34 ч, VI – 34ч, VII- 34ч, VIII- 34ч, IX классе – 34 ч, 1 час в неделю.     

 Срок реализации программы – 5 лет. В 2019-20 учебном году обучающиеся изучают курс третий год.

В результате изучения внеурочной деятельности «По ступенькам русской словесности» обучающиеся должны приобрести следующие универсальные учебные действия:

Личностные:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться                          к совершенствованию собственной речи;
  • любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности                  по отношению к своим  близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение                      к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих                                    и окружающих людей –  этические чувства –  совести, вины, стыда –                              как регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели  занятия;
  • составлять план решения  проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Выпускник научится:

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение)                    и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной                   и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;

использовать знание алфавита при поиске информации;

различать значимые и незначимые единицы языка;

проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова                     по заданным параметрам их звукового состава;

членить слова на слоги и правильно их переносить;

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова                      с опорой на его морфемный состав;

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

проводить лексический анализ слова;

опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); 

опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи
и междометия; проводить морфологический анализ слова;

применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

находить грамматическую основу предложения;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари.

Содержание курса внеурочной деятельности

Тема/раздел

Формы организации занятий

Виды деятельности

Материал словесности.    Слово и словесность (1)

1

Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Русская словесность, ее происхождение и развитие.

Парная работа

Работа с толковым словарем Ожегова.

Учимся работать со словарем.

Разновидности и употребления языка (3)

2

Разговорный язык, его особенности и разновидности.

Практическое занятие

Лингвистические словари.

Учимся работать со словарем.

3

Литературный язык. Нормы употребления литературного языка, его разновидности.

Групповая работа

Работа с текстами разных жанров.

4

Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка.

Групповая работа

Работа с текстами разных жанров.

Формы словесного выражения (3)

5

Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности.

Групповая работа

Работа с презентацией

6

Изображение разговорного языка в художественном произведении. Сказ.

Тренинг

Работа с текстами. Составляем сказы.

7

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм и интонация в стихах и в прозе.

Тренинг

Работа с текстами художественных произведений.

Стилистическая окраска слов. Стиль (3)

8

Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные.

Групповая работа

Работаем со словарем. Словарь фразеологизмов. Игра «Эрудит»

9

Стилистические возможности грамматики:  имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Практическое занятие

Описываем репродукции картин Кустодиева Б.М. и КрамскогоИ.Н.

10

Стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений. Стилизация как воспроизведение чужого стиля.

Практическое занятие.

Работа с текстом. Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности (1)

11

Три рода словесности: эпос, лирика, драма. Аристотель о трех родах словесности.

Групповая работа

Работа с презентацией

Устная народная словесность, ее виды и жанры (3)

12

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, пословица, поговорка, загадка, былина, анекдот.

Практическое занятие.

Библиотечный урок.

Выставка книг         «Золотые зерна» народной мудрости»

13

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Практикум

Литературные посиделки.

14

Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.

Практическое занятие

Драматические произведения.

Инсценирование.

Духовная литература, ее жанры (3)

15

Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение и как произведение словесности.

Групповая работа

Знакомство с текстами.

16

Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.

Практикум.

Работа с текстом. Тексты эпических произведений, их особенность.

17

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

Практикум.

Комплексный анализ текста. Тексты эпических произведений, их особенность.

Эпические произведения, их виды (4)

18

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Групповая работа

Работа с презентацией

19

Литературный герой в рассказе и повести. Повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях. Рассуждение-монолог героя и автора.

Практика деловой игры

Анализ поэтического текста.

20

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

Практикум

Составление схемы «Этапы сюжета».

21

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Художественная деталь.

Тренинг

Работа с текстами художественной литературы.

Лирические произведения (2)

22

Виды лирики: ода, элегия. Своеобразие языка лирического произведения.

Групповая работа

Работа с презентацией

23

Композиция лирического стихотворения. «Ролевая лирика». Образ-переживание в лирике.

Устный журнал

Выразительное чтение лирических произведений.

Драматические произведения (3)

24

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

Групповая работа

Работа с презентацией

25

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, ремарки.

Практическое занятие

Сочиняем сценки.

26

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции

Практическое занятие

Инсценирование эпизодов драматического произведения.

Лиро-эпические произведения, их виды (4)

27

Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Практическое занятие

Баллады и поэмы

Выразительное чтение.

28

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров. Наличие сюжета.

Практическое занятие

Работа с текстами

29

Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора.

Практическое занятие

Экскурсия в библиотеку

30

Повести в стихах и стихотворения в прозе - соединение в них признаков лирики и эпоса.

Практическое занятие

Стихотворения в прозе

И.С.Тургенева. Выразительное чтение и анализ

Взаимовлияние произведений словесности (3)

31

Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.

Практическое занятие

Работа с текстом. А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

32

Использование пословиц и загадок, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей

Практическое занятие

Творческая лаборатория. Презентации. Работа с текстом. А.Т.Твардовский «Василий Теркин».

33

Использование пословиц и загадок, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей

Практическое занятие

Творческая лаборатория. Презентации. Работа с текстом. А.Т.Твардовский «Василий Теркин».

Обобщение по теме «Язык как материал словесности» (1)

34

Чему мы научились.  

Игра

Интерактивная игра по русской словесности. Представление презентаций учащимися.

Тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

«По ступенькам русской словесности»

7 а класс

2019-2020 учебный год

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в год – 34

Тема/раздел

Запланировано

Фактически проведено

Кол-во часов

Дата проведения

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел  (тема): Материал словесности.    Слово и словесность.

Количество часов на изучение раздела (темы) – 1ч.

1

Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Русская словесность, ее происхождение и развитие.

1

5.09

1

5.09

Раздел  (тема): Разновидности и употребления языка.

Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч.

2

Разговорный язык, его особенности и разновидности.

1

12.09

1

12.09

3

Литературный язык. Нормы употребления литературного языка, его разновидности.

1

19.09

1

19.09

4

Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка.

1

26.09

1

26.09

Раздел  (тема): Формы словесного выражения.

Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч.

5

Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности.

1

3.10

1

3.10

6

Изображение разговорного языка в художественном произведении. Сказ.

1

10.10

1

10.10

7

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм и интонация в стихах и в прозе.

1

17.10

1

17.10

Раздел  (тема): Стилистическая окраска слов. Стиль.

Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч.

8

Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные.

1

24.10

1

24.10

9

Стилистические возможности грамматики:  имя существительное, имя прилагательное, глагол.

1

31.10

1

31.10

10

Стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений. Стилизация как воспроизведение чужого стиля.

1

14.11

1

14.11

Раздел  (тема): Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности.

Количество часов на изучение раздела (темы) –1 ч.

11

Три рода словесности: эпос, лирика, драма. Аристотель о трех родах словесности.

1

21.11

1

21.11

Устная народная словесность, ее виды и жанры.

Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч.

12

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, пословица, поговорка, загадка, былина, анекдот.

1

28.11

1

28.11

13

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

1

5.12

1

5.12

14

Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.

1

12.12

1

12.12

Раздел  (тема): Духовная литература, ее жанры.

Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч.

Духовная литература, ее жанры (3)

15

Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение и как произведение словесности.

1

19.12

1

19.12

16

Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.

1

26.12

1

26.12

17

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

1

16.01

1

09.01

Раздел  (тема): Эпические произведения, их виды.

Количество часов на изучение раздела (темы) –4 ч.

18

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

1

23.01

1

16.01

19

Литературный герой в рассказе и повести. Повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях. Рассуждение-монолог героя и автора.

1

30.01

1

23.01

20

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

1

6.02

1

30.01

21

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Художественная деталь.

1

13.02

1

06.02

Раздел  (тема): Лирические произведения.

Количество часов на изучение раздела (темы) –2 ч.

22

Виды лирики: ода, элегия. Своеобразие языка лирического произведения.

1

20.02

1

13.02

23

Композиция лирического стихотворения. «Ролевая лирика». Образ-переживание в лирике.

1

27.02

1

20.02

Раздел  (тема): Драматические произведения.

Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч.

24

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

1

5.03

1

27.02

25

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, ремарки.

1

12.03

1

5.03

26

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции

1

19.03

1

12.03

Раздел  (тема): Лиро-эпические произведения, их виды.

Количество часов на изучение раздела (темы) –4 ч.

27

Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе (онлайн-занятие).

1

2.04

1

19.03

28

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров. Наличие сюжета (онлайн-занятие).

1

9.04

1

9.04

29

Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора (онлайн-занятие).

1

16.04

1

16.04

30

Повести в стихах и стихотворения в прозе - соединение в них признаков лирики и эпоса (онлайн-занятие).

1

23.04

1

23.04

Раздел  (тема): Взаимовлияние произведений словесности.

Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч.

31

Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция (онлайн-занятие).

1

30.04

1

30.04

32

Использование пословиц и загадок, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей (онлайн-занятие).

1

07.05

1

07.05

33

Использование пословиц и загадок, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей (онлайн-занятие).

1

14.05

1

14.05

Раздел  (тема): Обобщение по теме «Язык как материал словесности».

Количество часов на изучение раздела (темы) –1 ч.

34

Чему мы научились (онлайн-занятие).

1

21.05

1

21.05



Предварительный просмотр:

Приложение 1

к ООП ООО МБОУ «СОШ №6»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«По ступенькам русской словесности»

для 8 класса

 Составитель: Иванова Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

2020 - 2021 учебный год

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Словесность – искусство слова, словесное творчество; совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями; наука о языке         и литературе.  Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности.
Предлагаемая программа представляет исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Программа соотносится с программами        по русскому языку и литературе, но русский язык в ней изучается в аспекте употребления языка, а литература как явление искусства слова. Программа представляет собой второй этап изучения словесности. Освоение материала происходит последовательно,                    в связи       с чем выделены два концентра: начальный этап - 5-6 кл. (первоначальные сведения            о словесности), второй этап - 7-9 кл. (основы словесности, базовые категории искусства слова).

Программа носит теоретико-практический характер: каждый раздел программы содержит теоретические сведения и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также некоторые виды работы над языком произведений.

Целью программы является формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания, а также заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.

Задачи курса:

  • помочь школьникам изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.
  • обучать умению самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее; учить осмысливать все компоненты содержания            и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
  • учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учить творческому употреблению родного языка.

Место курса внеурочной деятельности «По ступенькам русской словесности»:

рабочая программа рассчитана на изучение курса в V  классе – 34 ч, VI – 34ч, VII- 34ч, VIII- 35ч, IX классе – 34 ч, 1 час в неделю.     

 Срок реализации программы – 5 лет. В 2020-21 учебном году обучающиеся изучают курс четвертый год.

В результате изучения внеурочной деятельности «По ступенькам русской словесности» обучающиеся должны приобрести следующие универсальные учебные действия:

Личностные:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться                          к совершенствованию собственной речи;
  • любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности                  по отношению к своим  близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение                      к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих                                    и окружающих людей –  этические чувства –  совести, вины, стыда –                              как регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели  занятия;
  • составлять план решения  проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Выпускник научится:

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение)                    и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной                   и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;

использовать знание алфавита при поиске информации;

различать значимые и незначимые единицы языка;

проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова                     по заданным параметрам их звукового состава;

членить слова на слоги и правильно их переносить;

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова                      с опорой на его морфемный состав;

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

проводить лексический анализ слова;

опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); 

опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи
и междометия; проводить морфологический анализ слова;

применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

находить грамматическую основу предложения;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари.

Содержание курса внеурочной деятельности

Тема/раздел

Формы организации занятий

Виды деятельности

Введение. Материал словесности.    (1)

1

Почему надо изучать словесность?

Групповая работа

Работа с презентацией

Средства языка художественной словесности (7)

2

Многообразие языковых средств и их значение.

Практическое занятие

«В творческой лаборатории». Анализируем тексты художественных произведений

3

Лексическое значение слова и семантика слова,  словосочетания, оборота речи

Групповая работа

«Толковый словарь» Ожегова. Учимся работать со словарем.

4

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации, ее элементы. Аллитерация и ассонанс.

Практическая работа

Схема «Элементы интонации». Конкурс на лучшее чтение текста прозаического произведения А.С.Пушкина.

5

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых слов.

Групповая работа

 «Творческая лаборатория». Работа с текстом.

6

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, архаизмов, историзмов.

Тренинг

Работа с текстом

7

Употребление переносного значения слов- тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Тренинг

Анализируем язык художественного произведения.

8

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление поэтических фигур.

Тренинг

Анализируем язык художественного произведения.

Словесные средства выражения комического (3)

9

Комическое как вид авторской оценки изображаемого. Юмор и сатира, их сходство и различие.

Групповая работа

Играем. Составляем юморески

10

Языковые средства создания комического эффекта. Говорящие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении.

Практическое занятие

Играем. Составляем юморески

11

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

Практическое занятие.

Анализируем афоризмы знаменитых людей.

Качество текста и художественность произведения (4)

12

Текст и его признаки. Тема и идея текста.

Групповая работа

Работа с презентацией

13

Основные требования к художественному и нехудожественному тексту.

Практическое занятие.

Работа с текстом.

14

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Практикум

Литературные посиделки.

15

Великие художественные произведения.

Практическое занятие

Выставка книг «Произведения гениальных писателей».

Языковые средства изображения жизни и выражения

точки зрения автора в эпическом произведении (4)

16

Своеобразие языка эпического произведения. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении

Групповая работа

Знакомство с текстами. В творческой лаборатории

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

17

Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой.

Практикум.

Работа с текстом. В творческой лаборатории

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

18

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка. Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования.

Практикум.

Зощенко. «Монтер».  Инсценирование.

19

Обобщение по разделу  «Материалы словесности»

Практикум.

Представление презентации.

Языковые средства изображения жизни и выражения

 точки зрения автора в лирическом произведении (4)

20

Своеобразие языка лирического произведения.  Семантика слова в лирике.

Групповая работа

Работа с презентацией

21

Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора.

Практикум

Творческая лаборатория «Ритмы лирического произведения».

22

Значение звуковой организации стихотворений речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении.

Практикум

Творческая лаборатория «Ритмы лирического произведения».

23

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.

Тренинг

Работа с текстами художественной литературы.

Языковые средства изображения жизни и выражения

точки зрения автора в драматическом произведении (5)

24

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога  в драматическом произведении.

Групповая работа

Работа с презентацией

25

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Групповая работа

Выразительное чтение произведений.

26

Характеры героев. Изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.

Групповая работа

Выразительное чтение произведений.

27

Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.

Практическое занятие

Инсценирование эпизодов драматического произведения.

28

Значение композиции драматического произведения.

Практическое занятие

Инсценирование эпизодов драматического произведения.

Взаимосвязи произведений словесности (6)

29

Взаимовлияние произведений  словесности - закон ее развития

Практическое занятие

Работа с текстами

30

Воздействие Библии на русскую литературу.

Практическое занятие

Выразительное чтение. Притча о блудном сыне

31

Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.

Практическое занятие

Посещение И-Центра

«Повесть о Горе и Злочастии»

32

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Практическое занятие

«Мифы в литературе»: презентации учеников.

Поэзия А.С.Пушкина.

33

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов.

Практическое занятие

Работа с текстом.

Поэзия А.С.Пушкина.

34

Переосмысление сюжетов и образов фольклоры современными авторами

Практическое занятие

Творческая лаборатория. Презентации репродукции картин В.Г.Перова, Н.Н.Ге.

35

Чему мы научились.  

Игра

Интерактивная игра по русской словесности. Представление презентаций учащимися.

Тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

«По ступенькам русской словесности»

8 а класс

2020-2021 учебный год

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в год – 35

Учитель Иванова Ольга Александровна

Тема/раздел

Запланировано

Фактически проведено

Кол-во часов

Дата проведения

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел  (тема): Введение.

Количество часов на изучение раздела (темы) – 1ч.

1

Почему надо изучать словесность?

1

4.09

1

Раздел  (тема): Средства языка художественной словесности.

Количество часов на изучение раздела (темы) –7 ч.

2

Многообразие языковых средств и их значение.

1

11.09

1

3

Лексическое значение слова и семантика слова,  словосочетания, оборота речи

1

18.09

1

4

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации, ее элементы. Аллитерация и ассонанс.

1

25.09

1

5

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых слов.

1

2.10

1

6

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, архаизмов, историзмов.

1

9.10

1

7

Употребление переносного значения слов- тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

1

16.10

1

8

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление поэтических фигур.

1

23.10

1

Раздел  (тема): Словесные средства выражения комического.

Количество часов на изучение раздела (темы) –3 ч.

9

Комическое как вид авторской оценки изображаемого. Юмор и сатира, их сходство и различие.

1

24.10

1

10

Языковые средства создания комического эффекта. Говорящие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении.

1

6.11

1

11

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

1

13.11

1

Раздел  (тема): Качество текста и художественность произведения.

 Количество часов на изучение раздела (темы) – 4 ч.

12

Текст и его признаки. Тема и идея текста.

1

20.11

1

13

Основные требования к художественному и нехудожественному тексту.

1

27.11

1

14

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

1

4.12

1

15

Великие художественные произведения.

1

11.12

1

Раздел  (тема): Языковые средства изображения жизни и выражения точки

зрения автора в эпическом произведении.

Количество часов на изучение раздела (темы) – 4 ч.

Духовная литература, ее жанры (3)

16

Своеобразие языка эпического произведения. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении

1

18.12

1

17

Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой.

1

25.12

1

18

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка. Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования.

1

15.01

1

19

Обобщение по разделу  «Материалы словесности»

1

22.01

1

Раздел  (тема): Языковые средства изображения жизни и выражения

точки зрения автора в лирическом произведении.

Количество часов на изучение раздела (темы) –4 ч.

20

Своеобразие языка лирического произведения.  Семантика слова в лирике.

1

29.01

1

21

Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора.

1

5.02

1

22

Значение звуковой организации стихотворений речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении.

1

12.02

1

23

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.

1

19.02

1

Раздел  (тема): Языковые средства изображения жизни и выражения

точки зрения автора в драматическом произведении.

Количество часов на изучение раздела (темы) –5 ч.

24

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога  в драматическом произведении.

1

26.02

1

25

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

1

5.03

1

26

Характеры героев. Изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.

1

12.03

1

27

Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.

1

19.03

1

28

Значение композиции драматического произведения.

1

2.04

1

Раздел  (тема): Взаимосвязи произведений словесности.

Количество часов на изучение раздела (темы) –6 ч.

29

Взаимовлияние произведений  словесности - закон ее развития

1

9.04

1

30

Воздействие Библии на русскую литературу.

1

16.04

1

31

Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.

1

23.04

1

32

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

1

30.04

1

33

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов.

1

07.05

1

34

Переосмысление сюжетов и образов фольклоры современными авторами

1

14.05

1

35

Чему мы научились.

1

21.05

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы  "Моя первая клумба" Социальное направление...

Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"

Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе "Юный географ"

Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимател...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса `Веселый мяч`

Кружок по изучению Лапты и Настольного тенниса в 5 классе....