Интервью как жанр публицистического стиля
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Ноженко Кристина Видмантовна

Урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intervyu.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Интервью как жанр публицистического стиля»

Дата проведения: 11.10 18

Название программы, учебного предмета

Рабочая программа по русскому языку, 5-9 классы, УМК: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова

Предмет: русский язык

Год обучения

7

Тип занятия

урок открытия новых знаний

Тема

Интервью как жанр публицистического стиля

Цель

Познакомить учащихся интервью как жанром публицистики, развитие речи учащихся, их творческих способностей, воспитание гуманизма

Задачи

Образовательные:расширение  и закрепление  у учащихся базовых знаний об интервью как жанре публицистики;  познакомить с классификацией интервью;  познакомить с правилами ведения интервью; создать  ситуацию  для  использования  учащимися  теоретических  знаний в практических упражнениях.

Развивающие: развитие  у учащихся речи учащихся,  умения составлять и формулировать вопросы, отвечать на вопросы.

Воспитательные: формирование  и закрепление умения слушать и слышать собеседника, уважительного отношения к собеседнику, умения вести диалог; способствовать воспитанию нравственных качеств, таких как: интеллигентность, тактичность, самокритичность, чуткость и другие.

Планируемые результаты (из планируемых рез-в в РПУП)

Предметные результаты:

знать : понятие интервью, уметь анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой ценности, последовательности изложения, целесообразности использования языковых средств; создавать высказывание публицистического стиля; делить текст на смысловые части,  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана;  выступать перед аудиторией сверстников  с развернутыми ответами. 

уметь : применять орфографические и пунктуационные правила

Личностные результаты:  активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении  поставленной цели.

Регулятивные УУД: Использовать имеющиеся знания и опыт; Воспринимать новую информацию;

Уметь прослеживать последовательность действий на занятии;Уметь фиксировать последовательность действий на занятии;Принимать исполнительскую задачу и инструкцию учителя.

 Коммуникативные УУД:  

Слушать и слышать друг друга и  педагога, устанавливать рабочие отношения;

Исполнение со сверстниками упражнений в парах, в творческих группах.

Следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности;

Умение выражать свои мысли.

 Познавательные УУД:

Умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Умение ориентироваться в своей системе знаний: выполнять упражнения, выстраивать высказывание.

Обогащать свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, применять для эффективных способов решения.

Метапредметные:  овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения с помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и групповой), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;  умение выступать перед аудиторией сверстников.

Основные понятия

Интервью, публицистический стиль, жанр, беседа

Межпредметные связи

информатика, литература

Ресурсы: основные и дополнительные

программа – Рабочая программа по русскому языку, 5-9 классы, УМК: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова

оборудование: компьютер с выходом в Интернет, газеты с различными видами интервью, раздаточный материал, бумага, карандаши, фломастеры

Формы

групповая , системно-деятельностный, компетентностный, исследовательский методы, метод проектов, фронтальная и групповая работа, мозговой штурм, кластер.

Технология

проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, элементы деловой игры.

Этапы занятия

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I этап.         Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся. Пробуждает интерес к газете и деятельности журналиста.

- У меня в руках газета. Это очень необходимая вещь. Ею можно убить муху. А можно и человека. С помощью газетного материала можно также показать лучшее, что есть в людях. Сократ говорил: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить».

- Ребята, вы с этим согласны?

фиксируют проблему;

слушают учителя, строят понятные для других учащихся и учителя высказывания

Объединяются в 3  группы для работы на уроке

II этап. Введение в тему занятия.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

 

 Организует работу по повторению основных понятий темы «Речь», создает затруднение.  

Словарная работа Группам выдаются пронумерованные карточки с терминами и пронумерованные карточки с определениями данных терминов (стиль, публицистический, жанр, статья, эссе, интервью) Учащиеся уже имеют представление о стилях речи, в том числе публицистическом, о жанрах журналистики (статья, эссе). «Интервью» для них новое понятие.

Проверяет задание.

- Все ли понятия вам были знакомы? Какое из них требует уточнения? (интервью).  Как оно, на ваш взгляд, связано с понятиями стиль, жанр, публицистика?

Сформулируйте тему урока. (что такое интервью?)

- Какова же цель урока? (Узнать, что такое интервью и научиться его писать)

соотносят слово с его лексическим значением.

анализируют, доказывают и аргументируют свою точку зрения;

Формулируют и записывают тему урока: «Узнать, что такое интервью и научиться его писать»

осознанно строят речевые высказывания

исследуют условия предметной задачи, обсуждают способы ее решения;

1человек от группы записывает ответ на доске в таком виде 1-4,2-6 и т.д. (у каждой группы свой столбик на доске). По окончании работы ответы сравниваются, корректируются. озвучиваются затруднения при выполнении данного вида работы.

 

III этап.Совместное исследование проблемы

Поиск решения учебной задачи.

- Какое слово является ключевым в определении интервью? (беседа) Наверное, вам не составит труда подготовить интервью для нашей газеты «Школьное эхо», ведь каждый из вас умеет беседовать? (Учащиеся предполагают, что это не так просто, потому что интервью не простая беседа.

В интервью у каждого из участников своя роль, обстановка – официальная, речевая ситуация влияет на речевой этикет и др.)

- Что объединяет дружескую беседу и интервью? (устная речь)

- Интервью  – это и метод сбора информации, и жанр журналистики. - Чем же интервью отличается от бытовой беседы?

осознают и формулируют границу своего незнания по теме урока;

осознанно строят речевые высказывания

Исследуют условия учебной задачи, рефлексия своих действий

IV этап. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Итак, вы получаете редакционное задание – подготовить для газеты интервью с учеником нашей школы, а еще лучше - со взрослым человеком, известным в нашей станице. Что же нужно, чтобы успешно справиться с заданием?

Мозговой штурм «Прежде чем отправиться на интервью, нужно…»

Да. Мы должны, прежде всего, узнать, что такое интервью, какова его композиция, языковые особенности, какие бывают виды интервью, как составляются вопросы, а главное – для чего пишут интервью.        

В процессе «мозгового штурма» и обсуждения в группах могут быть такие предложения:  узнать, что такое интервью, как оно строится, какие бывают виды интервью, продумать тему интервью,  выбрать собеседника, узнать как можно больше о личности собеседника, подготовить вопросы, продумать свое поведение во время беседы и др

- Что нам поможет в освоении нового материала?

Учащиеся называют источники информации (учебник, дидактические материалы, подготовленные учителем, Интернет, газеты с различными видами интервью).

фиксируют затруднения, формулируют задачи урока;

осознанно строят речевые высказывания

Исследуют условия учебной задачи, рефлексия своих действий

  1. Открытие нового знания.

Предлагает  задания для групп, организует и направляет учебное исследование в группах, корректирует информацию, полученную от учащихся.

Группа 1.Используя материалы учебника (приложение №1),  составить таблицу «Интервью как жанр журналистики» (в таблице несколько столбцов: определение, цель, особенности, композиция интервью)

Группа 2Составьте кластер «Виды интервью», используя дидактический материал (материал представлен в приложении 1). В кластере предложить ключевое понятие «Виды интервью», можно сориентировать на количество респондентов и цели каждого вида интервью.

Группа 3). Составить памятку «Как организовать и провести успешное интервью», используя указанный сайт (можно предложить школьный сайт или личный сайт учителя, где есть, например, раздел «Школьная газета»). (материал представлен в приложении 2).

проводят коллективное исследование и формируют понятия;

участвуют в обсуждении материалов

Работают в группах, используя различные источники информации, выполняют взаимопроверку, корректировку. После проверки и корректировки учителя фотографируют плакаты и отправляют в группу класса в WhatsApp. Этот вспомогательный материал пригодится учащимся для выполнения домашнего задания

принимают и осуществляют учебную цель и задачи, осуществляют взаимоконтроль;

  1. Первичное закрепление

Организует работу по комплексному анализу текста – фрагмента интервью

Учитель: Итак, вы узнали, что такое интервью, каким может быть интервью, как его организовать и провести. Прочитаем интервью с Е.В. Габовой, народным писателем Республики Коми

Группа 1. Работает по содержанию. Учащиеся выделяют   микротемы (по вопросу и ответу) и формулируют их как пункты плана. 

Группа 2. Выявляет лексико-синтаксические особенности интервью (фразеологизмы, разговорная и общественно значимая лексика, контекстные синонимы, простые неполные и сложноподчиненные предложения, парцелляция и др

Вопросы для всех:

- Что вы узнали о Елене Васильевна Габовой как о писателе и человеке, ознакомившись с данным фрагментом?

- Определите основную мысль данного текста и подберите к нему заголовок.

Учитель: Как видим, роль журналиста не сводится к простому записыванию ответов на вопросы. Успех интервью зависит от подготовки корреспондента к беседе, его заинтересованности, доброжелательного отношения к чеовеку, заранее продуманной авторской идеи.

Анализируют текст, сопоставляют с теоретическими сведениями об интервью, полученными на предыдущем этапе урока, в ходе анализа расширяют свои представления об особенностях интервью как жанра. Отвечают на вопросы, формулируют основную мысль, предлагают заголовки.

осуществляют работу на соотнесение теоретических и практических знаний и навыков

Обсуждают ответы на вопросы в группе, формулируют устный ответ с учётом мнений членов команды. учатся формулировать собственное мнение и позицию при работе в группе;

осуществляют взаимоконтроль.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 

  Организует работу групп по подготовке и интервью. Выступает в роли редактора, дает задание корреспондентам, корректирует выполненное задание, вносит свои предложения.

Группа 1. Интервью ко дню учителя                                                          (у кого возьмете интервью? какие вопросы зададите?)

Группа 2. Интервью во время перемены (выясните общественное мнение на интересующую вас тему. Кого будете интервьюировать?)

Учитель: Вы провели хорошую работу. Это поможет вам при выполнении домашнего задания

Респонденты: люди разных поколений, выпускники и нынешние ученики (опрос), директор школы (диалог или монолог).

Перед интервью (диалог)  необходимо как можно больше узнать о ведущем и его программе. Это поможет сформулировать интересные вопросы.

Тема должна быть актуальной, например, «Хорошо или плохо, если школьники 4-7 классов начинают подрабатывать и имеют карманные деньги?» Интервьюируемые – люди разных возрастов, мужского и женского пола, учителя, школьники и их родители.

По ходу обсуждения составляют опорный конспект в тетради: тема, респондент, вид интервью, вопросы. Озвучивают выполненное задание.

моделируют жизненную ситуацию

Обсуждают варианты выполнения задания в группах,

строят рассуждения, понятные для собеседника;

прогнозируют применение полученного знания в реальные действия;

V этап. Подведение итогов.

Рефлексия.

Организует работу по систематизации и повторению изученного материала.

-  Над чем мы сегодня работали?

- Удалось ли решить поставленные задачи?  Каким способом?

- Чем интервью отличается от дружеской беседы?

- Все ли интервью одинаково строятся?  

- Какой вид интервью самый популярный?

- Влияет ли речевая ситуация на характер интервью?

- Чем интервью отличается от статьи или эссе?

- Что главное в интервью?

- Какова цель написания интервью?

Вопрос от учителя в роли интервьюера:

- Какими качествами должен обладать корреспондент?

- Сможете ли вы теперь написать интервью? Оцените свои возможности по шкале от 1 до 5.

реализуют рефлексивный алгоритм;

Отвечают на вопросы.  Проводят анализ изученного, своей работы на уроке и работы товарищей.

Усваивают принципы саморегуляции и сотрудничества.

VI этап. Домашнее задание

 

Дает домашнее задание, комментирует его

При необходимости задают вопросы.

Записывают задание

Приложение № 1

Интервью – это…

Жанровые особенности интервью позволяют читателю,  видеть то, что видел и слышал журналист-интервьюер, но как бы «из первых рук».

Главное в интервью – вопрос. Важно, как сформулированы  вопросы, в какой последовательности заданы.

Интервью пишут, чтобы информировать, рассказать  об интересном человеке или событии.

Своим происхождением термин «интервью» обязан английскому слову interview – беседа. Интервью может служить самым разным целям: психологическим, клиническим, социологическим, исследовательским, кадровым. Жанр интервью в журналистике представляет собой диалог репортёра с одним человеком или несколькими , представляющими интерес для зрителей или читателей. Это могут быть очевидцы происшествий, общественные деятели, учёные.

Для интервью характерна неравноценность функций собеседника, которых принято называть "интервьюер" и "респондент". Интервьюер, как правило, не вступает в активный диалог, не высказывая личных суждений, поскольку его задачей является дать возможность высказаться респонденту.

Слово ИНТЕРВЬЮ - заимствованное, пришло к нам из английского языка, в переводе означает беседа, представляющая общественный интерес,  предназначенная  для  передачи в СМИ.

Интервью – это предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо человеком по актуальным вопросам.

-Подберите однокоренные слова к слову ИНТЕРВЬЮ. Интервьюер (человек, берущий интервью), интервьюируемый (человек, у которого берут интервью), интервьюировать (получать интервью от кого-либо интервью). Ученики делают попытки сформулировать определение.

Итак, интервью  - это совместное  творчество  журналиста (именно так мы сегодня будем называть человека, который берет интервью) и человека (, дающего информацию, то есть собеседника. Им может быть политический, общественный  деятель, ученый, руководитель, писатель, артист или какой-нибудь другой человек.

Интервью передаются по радио и телевидению, печатаются в газетах и журналах,  берутся  у  прохожих с разной целью:

*сообщить об очередных  политических,  производственных  или  иных  задачах;

*рассказать  о достижениях человека, производства, науки, культуры, искусства, спорта,  творческих  достижениях;

 *информировать о предстоящем событии или сообщить подробности уже состоявшегося;

 *разъяснить (прокомментировать)  тот  или  иной  факт;

 *выяснить мнение компетентного лица  по  какому - либо вопросу (группе  вопросов).

 Структура интервью:

Вступление. Журналист представляет собеседника или же собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

Основная часть. Беседа. В основной части интервью нужно определить тему (или темы), на которые вы будете беседовать, продумать вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы на них не было односложных ответов (да или нет).

Заключение. Благодарность. Пожелания.   В этой части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.

Приложение № 2

Какие бывают виды интервью?

Тип первый. Информационное

По мнению преподавателей ВУЗов и курсов журналистики, этот вид интервью является самым оперативным и динамичным. Так как ввиду неимоверных жизненных темпов, мы не всегда имеем в распоряжении много времени, такой инструмент современной журналистики применяется довольно часто.

Тип второй. Оперативное

Это тоже самое информационное интервью, только еще более динамичное. Краткие высказывания и  цитаты специалистов, экспертов, мнения знаменитых людей. Подготовка журналиста в данном случае должна быть очень хорошей, ведь успеть в считанные временные промежутки узнать именно то, что будет интересно зрителю, читателю, слушателю – признак мастерства!

Тип третий. Блиц

Яркий пример блиц-опроса – интервью на улице. Прохожим задается один и тот же вопрос, а потом в выводах журналиста резюмируется итог. Не стоит путать с социологическим опросом, ведь охватить все соц. слои во время блиц-опросов – довольно непросто.

Тип четвертый. Расследование

Хотите вывести собеседника на чистую воду? Тогда к интервью-расследованию придется тщательно и долго готовиться. Ведь этот вид журналистики требует от специалиста настоящих качеств любопытного охотника. Этот тип не ограничен строгими временными рамками, как, например, оперативное интервью, однако также требует собранности и внимания журналиста.

Тип пятый. Портрет

Есть интересный герой – есть повод для портретного интервью. Здесь большое значение имеет подготовка журналиста. Ему необходимо подробно и досконально изучить биографию своего героя, если это интервью о профессии собеседника, то о ней также не помешает узнать поподробнее, чтобы не казаться некомпетентным. Также портретное интервью делится на подвиды – событийное, юбилейное, портретное… Но более подробно об этом Вы узнаете на специальных курсах для журналистов и тех, кто собирается ими стать.

В соответствии с содержательной составляющей, интервью условно можно разделить на 2 вида:

интервью-мнение

Интервью-сообщение.

Сообщение преследует информационные задачи, освещая уточняя факты, тогда как главной задачей интервью-мнения является обнародование оценок, взглядов, суждений.

Поскольку практически каждое интервью содержит элементы обоих видов, классификация отражает преобладание одной из составляющих.

По предметно-функциональному признаку можно распределить интервью по следующим типам:

Интервью мнений – наиболее распространённый и простой тип интервью, в котором респондентом может быть как известная в мировом масштабе личность, так и случайный прохожий, высказывающие своё суждение по какому либо вопросу.

Интервью с очевидцем. Проводится с непосредственными свидетелями события. В этом случае репортёр не должен мешать респонденту репликами и наводящими вопросами, давая возможность высказаться.

Интервью-«конфронтация» - тип интервью, особенность которого заключается в наступательной тактике ведения беседы, в которой нет места дружественным чувствам: задачей репортёра является припереть собеседника к стенке, заставить объясняться и оправдываться.

Интервью-пресс-конференция. Особенность этого жанра интервью - предварительная подготовка респондентов по определённым вопросам. Журналист может лишь получить комментарий, уточнение. Задачей журналиста является первым задать интересующий вопрос, пока его не задали другие репортёры.

По степени подготовленности респондента интервью бывают следующими:

Психологическое интервью, особенностью которого является предоставляемая респонденту возможность выговориться. В данном случае репортёр может задавать наводящие вопросы.

Нестандартизированное интервью, в котором интервьюер предварительно предлагает лишь тема беседы, предоставляя респонденту возможность высказываться свободно.

Полустандартизированное (фокусированное) интервью, перед котором проводится предварительное обсуждение темы.

Стандартизированное интервью: в этом случае респонденту заранее известна тематика и формулировка вопросов.

Приложение № 3

Что нужно, чтобы интервью было успешным?

Итак, прежде чем отправиться на интервью, нужно…1. Определяем цель.  От того, насколько точно вы сможете поставить цель, зависит качество и популярность интервью.

Чтобы определить цель, нужно ответить на вопросы:

Почему вы хотите взять интервью у этого человека?

Чем он может быть интересным читателям?

Что нового об этом человеке или событии вы можете раскрыть в интервью?

Какие результаты планируете получить после публикации интервью?

2. Сбор информации. Заранее просмотреть информацию о вашем герое, чтобы не попасть впросак с вопросами и расположить его к себе.

3. Договориться о встрече. Место и время должен назначать ваш собеседник. Так он получает возможность ответить на ваши вопросы в комфортном для себя месте и в удобное время. Интервью должно начаться в условленное время, и вы не должны на него опаздывать. Приветствие зависит от степени знакомства, социального статуса, возраста. Установление первого контакта. Цель - создать благоприятную атмосферу для разговора. Сначала надо назвать себя и представляемую организацию. 

4. Вопросы составляются заранее. Выстраиваются в определенном, логическом порядке. Возможно, во время интервью порядок нарушится, появятся новые вопросы, отпадут уже заготовленные. Здесь главное - держать нить беседы: вы должны вести героя, а не он вас. Помните, что у любого интервью должна быть тема. И вопросы этой теме должны соответствовать. Итак, некоторые тонкости в постановке вопроса:

-прекрасное общее знание предмета обсуждения

-формулирование вопросов так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа

- первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу

Возможно также не встречаться лично, а, аккуратно оформив вопросы, передать герою. Затем забрать ответы на них.

5. Не нужно переубеждать собеседника, если вы не принимаете его точки зрения.

6. Гете заметил: «Каждый слышит то, что понимает». Чтобы не было ошибок, переспрашивайте, уточняйте такими фразами: «Верно ли я понял...», «Вы сказали, что...»? «Согласны ли вы с тем, что...», «Прав ли я, считая...»

7. В интервью вам надо стараться раскрыть собеседника перед читателями как специалиста и человека.

8. Не забудьте спросить о разрешении записи вашего разговора и использования фотографий или других материалов! Закончить интервью нужно вовремя, не задерживая собеседника. Не забудьте поблагодарить за беседу, подчеркивая, что она была важна для исследования и что сведения, которые были записаны, не будут использованы ни в каких иных целях, кроме изучения вопроса в целом.

9. Завизировать текст у героя, собеседника.

Приложение № 4

https://znanio.ru/media/prezentatsiya_egabova_znakomstvo-104195

ЕЛЕНА   ВАСИЛЬЕВНА   ГАБОВА (СТОЛПОВСКАЯ)  НАРОДНЫЙ ПИСАТЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ КОМИ,  ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РФ Е.Габова родилась 7 июня 1952  года в Сыктывкаре.   Её дед ­ известный в  Республике Коми писатель  Николай Попов (Жугыль).   Е.Габова окончила  сыктывкарскую школу № 1

-Елена  Васильевна,  расскажите,  пожалуйста,  на  каких  писателях   Вы  сами  выросли?  Что  читтали  в детстве, какие  книги читали  Вам  родители?      

-В  детстве  любила   фантастику.  Перечитала  всего  Грина,  Беляева.  Любимые  книги  детства Фраерман "Дикая  собака  Динго"  и  Экзюпери  "Маленький Принц". Любила Паустовского  и  Пришвина.  Зачитывалась  Алексиным.  Я  уже  в  старших  классах  училась,  когда  прочла  В.Крапивина  "Та  сторона,  где  ветер",  "Оруженосец  Кашка" . Перечитывала   эти  повести  много  раз  в  журнале  "Пионер".  До  сих  пор  этот  писатель  мой  любимый,  я  с  удовольствием  читаю  его  книги. …     У  меня  было  трудное  детство,  я была  предоставлена  сама  себе.  Читать  научил  дед,   когда  мне  исполнилось  5  лет

-На ваш взгляд – что самое главное в детской книге?

- Главное в детской книжке ­ чтобы ее героям  хотелось сопереживать. Если в книжке для взрослых  может быть только познавательность, то в детских  важнее всего душа. Если читатель не сочувствует  герою, как своему близкому, книжка не удалась.     Например, героям книг В.Крапивина хочется  сопереживать, потому что их обижают, незаслуженно  наказывают, вообще им плохо. Им сочувствуют, им   хочется помочь. Такие книги будут нужны всегда.  Потому что никогда из человека не сотворить  робота, он всегда будет нуждаться в понимании и  дружеском тепле.       Подобных книг много написано, просто их пока не знает читатель, потому что их трудно  публиковать в наш коммерческий век… Именно потому что новых интересных книг не  издают,  детских книг в библиотеках не хватает. Очень хорошо, что в последние годы  появляются различные литературные конкурсы, помогающие хотя бы узнать имена  талантливых писателей, работающих для детей. И не только молодых. В 80­90­е годы о  литературе напрочь забыли и писатели, бывшие тогда молодыми, а теперь  приближающиеся к возрасту пенсионеров. Они писали в стол. Не писать они не могли.  Потому что ПИСАТЕЛЬ ­ ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ, А СОСТОЯНИЕ ДУШИ. ДУША  БОЛИТ ­ ВОТ ПИСАТЕЛЬ И ПИШЕТ.

-А какие темы особенно волнуют Вас? Ведь Вы правы - если тема  "болит", то не написать - не можешь. Есть ли у вас такая тема, которая  «болит и жжется«?  

- Понимаете, у меня как­то по­другому выходило. Не по темам. По­разному.  Вот, например, вижу я в автобусе девчонку зареванную. И не  могу  взгляда от  нее оторвать. И уже сошла с автобуса, и уже дома, но перед глазами ­ девчонка  та. И вот пока я не выдумаю про нее рассказ (кто она? Почему плакала? Куда  едет? Откуда? Что с ней было вчера? Есть ли у нее друзья и т.д.),  я не могу  жить. Приходится писать, выдумывать. Так родился рассказ "Лишняя  Новикова", например.    Или парень рассказал, как он мыл окна на бассейне и нашел в вороньем  гнезде сережку. Все! От этого эпизода я и начинаю "танцевать", написала  эпизод, а меня тянет дальше и дальше... Так появилась повесть "Зануда  Дёма». Или придумается название рассказа: «Не пускайте Рыжую на озеро». И  пока я не выдумаю рассказ весь, тоже не могу успокоиться. И сейчас я пишу  одну повестушку, но о чем ­ не могу рассказать. Оттолкнулась от шести  стихотворных строк, посланных мальчишкой девочке...»

- Что нужно делать, чтобы  у писателя была  возможность донести свои мысли до ребят?  

- Сейчас начали проводить семинары, на которых молодые  авторы общаются, спорят, анализируют...  Научить писать ­  невозможно, говорить о том, что написал ­ надо. Прежде всего у человека должен быть талант, то есть природная  способность фиксировать на бумаге (экране) внешний и  внутренний мир человека, диалоги, внутренние монологи...   Графоман силится, тужится, соединяет так и эдак слова, и ничего  у него не получается... У талантливого уже как будто все готово  внутри, его задача ­ лишь   редактировать самого себя.   Вот этому   "внутреннему редакторству" можно и нужно учиться.     Наверное, молодому писателю надо платить стипендию. Но почему только молодому? Любому, хорошо  пишущему для детей, надо помогать. Потому что КНИГА ­ МОЩНЫЙ ПЛАСТ ВОСПИТАНИЯ.   КНИГА УЧИТ  ДОБРУ, ЧЕСТНОСТИ, ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВУ, ТЕРПЕНИЮ... ВСЕМУ  ХОРОШЕМУ УЧИТ ДОБРАЯ КНИГА.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разновидности жанров публицистического стиля.

Данный элективный курс  по русскому языку расчитан на учащихся 8-9 классов...

Очерк как жанр публицистического стиля

Презентация для работы на уроке русского языка в 11 классе...

Тема: «Жанры публицистического стиля»

Урок 11 класса по русскому языку на тему «Жанры публицистического стиля»...

План урока русского языка в 11 классе по теме "Основные жанры публицистического стиля. Эссе о России. В. Набоков "Кембридж"

Работа учащихся 11 класса по теме "Основные жанры публицистического стиля". Практическая работа над составлением эссе о России.Разбор текста В.Набокова "Кембридж"...

Конспект урока "Основные жанры публицистического стиля"

Цель. Формирование умения работать с текстами публицистического стиля через анализ их жанровых особенностей. Задачи. Предметные. 1. Систематизировать знания обучающихся о публицистическом стиле. 2...

Презентация урока "Основные жанры публицистического стиля"

В презентации содержится материал к уроку "Основные жанры публицистического стиля"Использованные технологии, цель и задачи урока, таблица для систематизации знаний по теме "Публицистический стиль речи...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: "Интервью как жанр публицистического стиля"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На уроке используется системно-деятельностный, компетентностный, исследовательский методы, метод проектов...