Подлежащее и способы его выражения
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Ноженко Кристина Видмантовна

урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podlezhashchee.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока   по теме «Подлежащее и способы его выражения»

Дата проведения:

Название программы, учебного предмета

Рабочая программа по русскому языку, 5-9 классы, УМК: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова

Предмет: русский язык

Год обучения

8

Тип занятия

Урок открытия новых знаний

Тема

Подлежащее и способы его выражения

Цель

Познакомить учащихся повторить способы выражения подлежащего; узнать о новых способах выражения подлежащего; расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения; находить подлежащее в предложениях

Задачи

Образовательные:расширение  и закрепление  у учащихся базовых знаний о способах выражения подлежащего; расширение знания о подлежащем как о главном члене предложения; нахождение подлежащего в предложения.

Развивающие: развитие  у учащихся познавательной активности учащихся;  развитие внимания, памяти, критического мышления.

Воспитательные: воспитание интереса к предмету, формирование  и закрепление творческого отношения к учебе

Планируемые результаты (из планируемых рез-в в РПУП)

Предметные результаты:

знать :понятия   подлежащее, способ выражения подлежащего

уметь :  находить подлежащее в предложении; верно определять способ выражения подлежащего в предложении

Личностные результаты:     активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении  поставленной цели.

Регулятивные УУД: Использовать имеющиеся знания и опыт; Воспринимать новую информацию;

Уметь прослеживать последовательность действий на занятии; Уметь фиксировать последовательность действий на занятии; Принимать исполнительскую задачу и инструкцию учителя.

 Коммуникативные УУД:  

Слушать и слышать друг друга и  педагога, устанавливать рабочие отношения;

Исполнение со сверстниками упражнений в парах, в творческих группах.

Следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности;

Умение выражать свои мысли.

 Познавательные УУД:

Умение систематизировать материал; сопоставлять, проводить анализ, сравнивать, находить сходства и отличия

Умение ориентироваться в своей системе знаний: выполнять упражнения  

Обогащать свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, применять для эффективных способов решения  

Основные понятия

подлежащее, способ выражения подлежащего, части речи

Межпредметные связи

формирование общенаучных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, организационных; развитие умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями

Ресурсы: основные и дополнительные

программа – В.В. Бабайцева (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. – 222 с.

оборудование:  раздаточный и демонстрационный материал на печатной основе, учебник, сборник заданий

Формы

групповая , парная,  индивидуальная .

Технология

развития критического мышления, проблемного обучения

Этапы занятия

Ход занятия (содержание этапов: слова, действия педагога и детей)

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I этап. Организационный момент.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает мотивацию их действиям на уроке

Приветствуют

учителя.

Проверяют

свою готовность к

уроку.

Настраиваются на

совместную

деятельность

2. Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации.

Актуализирует знания учащихся по теме урока.

Организовывает погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыв.

Откройте, пожалуйста, рабочие тетради, запишите число.

1. Прием «Верите ли вы что...»

– Итак, первое задание «Верите ли вы…».

1. Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание, предложение и текст +

2. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные. -

3. Односоставное предложение – предложение, в котором есть лишь один главный член +

4. Ночь прекрасна – двусоставное предложение +

5. В предложении «Сережа вырастил цветок» подлежащим является существительное ЦВЕТОК -

6. Подлежащее может быть выражено местоимением в именительном падеже

– Проверим выполнение задания. За каждый правильный ответ поставьте на полях по одному баллу. Почему некоторые утверждения не верны?

Объясните

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Осознанно строят речевые высказывания, обсуждают предметные способы решения.

Исследуют условия учебной задачи, рефлексия своих действий

3.Формулировка целей и задач урока

Фиксация новой учебной задачи.

Задает вопросы, на которые учащиеся должны дать устный монологический ответ

- Ребята, никто еще не догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока (если возникают затруднения, задаю вопросы из предыдущего задания)

Запишите тему в тетрадь. Определим цели и задачи на урок

Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока

Осознанно строят речевые высказывания, обсуждают предметные способы решения.

Исследуют условия учебной задачи, рефлексия своих действий.

4. Актуализация знаний

Поиск решения учебной задачи.

Прием «ЗХУ»

Сейчас вам нужно вспомнить все, что вы знаете о подлежащем. Заполним первую колонку «ЗНАЮ». Можно поворачиваться к соседу, выполнять работу в парах

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Проверка записей

Выполняют самостоятельную работу

Воспринимают ответы других учащихся.

Проверяют друг друга

5Совместное исследование проблемы

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Отлично! Вспомнили все, что знаем о существительном. Теперь наша задача – заполнить вторую колонку таблицы (хочу узнать). Итак, что мы напишем?

Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

–Предположите, чем еще может быть выражено подлежащее помимо существительного и местоимения? Необходимо вспомнить части речи и подумать, какая из них может быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь с соседом по парте. Возникают ли трудности при выполнения этого задания?

– Итак, собираем «корзину идей». Делаем схему в тетради.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Высказывают своё мнение, аргументируют ответы.

Рассуждают, ведут диалог с учителем,

строят небольшие монологические высказывания

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задач

6. Конструирование нового способа действия

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организовывает учебное исследование для выделения понятия.

Ребята, идеи собраны, но как мы будем проверять, верны ли наши записи?

Прием «ИНСЕРТ»

Для начала прочитаем информационный текст, лежащий у вас на партах. Во время прочтения вам необходимо заполнять колонку «УЗНАЛ» в таблице «ЗХУ». Итак, если информация в тексте для вас знакома, ставим +; если информация оказалась новой, ставим V; если остались какие-либо вопросы, ставим знак «?»

-Что нового вы узнали из этого материала?

– Занесите новую информацию в третью колонку таблицы З-Х-У

– Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия  или формулируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.Осуществляют самоконтроль.

7. Исследовательская работа

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Предлагает учащимся задание для работы в парах. Дает задание: найти подлежащее в предложениях, определить, какой частью речи оно выражено.

Какое предложение вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)  Проверим, верна ли эта информация.

Для этого проведем исследование. Возьмите карточку №1 (Приложение №2) с предложениями. Ваша задача – найти в этих предложениях подлежащее и определить, какой частью речи оно является. Не забывайте, что подлежащее – это о ком? или о чем? говорится в предложении.

- Работу выполняем в тетради.

Предложения:

1. Наступила осень.

2. Я люблю зиму.

3. Больные сидели в зале.

4. Вошли приглашенные.

5. Твои завтра мне надоели.

6. Далече грянуло ура.

7. Девять делится на три.

8. Служить – родину любить.

9. Дело нужное – учиться.

- Итак, ребята, сделаем выводы. Давайте дополним нашу таблицу «ЗХУ» новой информацией.

Решают исследовательскую задачу, отвечают на вопросы,  анализируют, сопоставляют и обобщают

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.Осуществляют самоконтроль.

8Физкультминутка

Уже проделана немалая работа, давайте отдохнем. Встаем, если утверждение верное

1. Я увидел яхту, плывущую в открытом море – сложное предложение

2. Пунктуация – это наука о знаках препинания

3.Деепричастный оборот, выраженный фразеологизмом, не обособляется

4.ИГРАЯ – деепричастие

5.ЗДРАВСТВУЙТЕ – междометие

Выполняют упражнения

9. Переход к этапу решения частных задач

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Закрепим полученные знания. Для этого перейдем к работе со сборником заданий: с. 39, упр. 95. Выполняем устно

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Осуществляют самоконтроль

10. Применение общего способа действия для решения частных задач

Коррекция отработки способа.

Организовывает коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Выборочный диктант.

- Ребята, возьмите карточку №2 (Приложение № 3). Предложения переписывать не нужно. Ваша задача – найти и выписать подлежащее из каждого предложения и определить, какой частью речи оно выражено.

1.Незабудка – твой любимый цветок.

2.Врага уничтожить – большая заслуга

3.Двое сегодня не явились на урок

4.Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

5.Провожающие вошли в поезд.

6.Семеро вышли на крыльцо.

7. Жить — это только привычка.

8.Слабенькое мяу  доносилось из окна.

9.Он вернулся в дом.

10.Сережа не подготовился к уроку, потому что в доме отключили свет.

Выводит на экране ключ, с которым сверяются учащиеся.

Ключ: 1. Сущ.; 2. Инфин.;

3.Числ.; 4. Сл/соч; 5. Прич.; 6. Числ.; 7. Инфин.; 8. Межд.; 9. Мест.; 10. Сущ.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату.

11. Подведение итогов урока

Контроль.

организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценочная деятельность.

-Ребята, подводим итог урока. Давайте вернемся к последней колонке нашей таблицы: УЗНАЛ. Итак, что же вы узнали сегодня на уроке?

Сделаем выводы.

Обобщают, систематизируют полученные результаты

Рефлексия своих действий.

Оценивают собственные результаты работы

Домашнее задание

Домашнее задание:  Теория: параграф 183, сборник заданий:  задание 94  (по заданию) Написать синквейн «Подлежащее»

Задают вопросы

Записывают в дневники задания

Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, возьмите в руки анкеты и подчеркните нужное (Приложение №4)

1. На уроке я был активен / пассивен

2. Урок показался длинным / коротким

3. Материал урока мне понятен / не понятен

4. Своей работой я доволен / не доволен        

5. Я смогу / не смогу применять полученные знания

Оценивают собственные результаты работы

владение основами самооценки

Приложение №1

1. Работа с информационным текстом.

Текст

Маркировка

Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастие: Провожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.

Приложение №2

Карточка №1

1. Наступила осень.

2. Я люблю зиму.

3. Больные сидели в зале.

4. Вошли приглашенные.

5. Твои завтра мне надоели.

6. Далече грянуло ура.

7. Девять делится на три.

8. Служить – родину любить.

9. Дело нужное – учиться.

Приложение №3

Карточка №2

1.Незабудка – твой любимый цветок.

2.Врага уничтожить – большая заслуга

3.Двое сегодня не явились на урок

4.Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

5.Провожающие вошли в поезд.

6.Семеро вышли на крыльцо.

7. Жить — это только привычка.

8.Слабенькое мяу  доносилось из окна.

9.Он вернулся в дом.

10.Сережа не подготовился к уроку, потому что в доме отключили свет.

Приложение №4

Анкета

1. На уроке я был активен / пассивен

2. Урок показался длинным / коротким

3. Материал урока мне понятен / не понятен

4. Своей работой я доволен / не доволен        

5. Я смогу / не смогу применять полученные знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подлежащее и способы его выражения

Данный материал предназначен для проведения урока русского языка по русскому языку в 8 классе....

Урок русского языка в 8 классе «На урок – с Тютчевым». Подлежащие и способы его выражения.

повторить о подлежащем всё известное; углубить знания учащихся  по данной теме; разобрать все способы его выражения   воспитывать любовь к поэзии Тютчева....

Подлежащее и способы его выражения

Презентация содержит материал, раскрывающий способы выражения подлежащего, материал для отработки навыка нахождения подлежащего и определения способов его выражения....

Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»

Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»...

Презентация к уроку "Подлежащее и способы его выражения"

Презентация к уроку "Подлежащее и способы его выражения"...

Памятка "Подлежащее и способы его выражения"

Памятка "Подлежащее и способы его выражения"  с примерами для учеников 8 класса...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: «Подлежащее и способы его выражения»

Тема: «Подлежащее и способы его выражения»Класс: 8Цели и задачи урока:1. Образовательный аспект:     - обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах...