Анализ К.Г. Паустовского "О любви к Родине"текста 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Ноженко Кристина Видмантовна

Комплексный анализ текста. Подготовка к  заданию 27 ЕГЭ по русскому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_teksta_11_klass.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Анализ текста  К.Г. Паустовского «О любви к Родине»

Предмет:  русский язык         

Класс: 11 класс        

Цель урока: совершенствование умений и навыков работы над текстом.

Задачи:

- обучающие:

  • углубление знаний о тексте публицистического стиля;
  • выработка умения  владеть приёмами анализа текста;

- развивающие:

  • развитие мыслительных и аналитических  способностей  учащихся;
  • поисковой и творческой активности, коммуникативных способностей,  навыков работы  в группе, внимания;
  • развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, ясно и понятно выражать свои мысли;

- воспитательные:

  • воспитание самоконтроля;            
  • воспитание   патриотических чувств учащихся;
  • воспитание любви к родной природе;
  • воспитание любви к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: интерес к познавательной деятельности;  воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее Отечества;  формирование  уважительного и  бережного отношения к русскому  языку.

Предметные результаты: определение темы, идеи, проблемы текста, языковых особенностей,  выявление  авторской позиции  в конкретном тексте.

Метапредметные  результаты:

Познавательные: владение приёмами анализа текста, отбора и систематизации материала.

Регулятивные: определение цели,  поиск решения учебной задачи и самостоятельное выполнение  ее; соотношение  цели и результатов  своей деятельности; определение степени успешности работы; оценивание  уровня владения учебным действием.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли, готовность к обсуждению разных точек зрения, умение строить  связное монологическое высказывание; представление результатов  своей деятельности и деятельности группы.

Формы работы учащихся:  индивидуальная, фронтальная, в группах

Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Технология: исследовательская деятельность

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя  (организация учебного процесса на этапах урока)

Деятельность учеников

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает благоприятный психологический настрой на работу.  

Приветствуют учителя.

1. Мотивация

Цель  этапа: обеспечение мотивации обучения.

На доске запись:  Анализ текста  …

Включает запись песни «С чего начинается Родина?» (2 куплета).

Сегодня мы с вами будем анализировать текст. Как вы думаете,  для чего я включила песню на стихи  М. Матусовского?

 Действительно, тема нашего урока – «Анализ  текста К.Г. Паустовского «О любви Родине»

Предполагают, что  текст будет о Родине.

2. Актуализация

знаний

Цель  этапа:

актуализация  опорных знаний

Приём «корзина идей».

А что значит для вас понятие Родина?

Запишите на листочках  те  слова, предложения,  ассоциации, которые возникают у вас при слове «Родина»    
(1-2 минуты).

Поработайте в парах: обменяйтесь информацией,  посмотрите, совпали ли в чём-нибудь ваши представления.

А теперь скидываем  в  нашу «корзину» (на доске) всё, что имеет отношение к понятию «Родина».

Каждый записывает  слова, ассоциации, которые возникают при слове «Родина»  - индивид. работа.

Работа в парах

Высказывают свои идеи (идеи повторяться не должны)

3. Целеполагание.

Цель  этапа:

постановка цели.

Какова же цель  нашего урока?

Определяют цель: проанализировать текст   В. Пескова, выяснить,  что значит для него понятие «Родина»  и память о ней.

4. Исследование текста

Цель  этапа:  осуществление исследовательской деятельности на материале текста В. Пескова.

Прочитаем текст.  

Какова тема этого текста? А идея?

А что из этого текста можно добавить в нашу «корзину идей»?  

Исследовать текст мы будем в группах.

Каждая группа  получает задания на карточке:

1.Запишите тему  и идею текста.

 2. Каковы особенности композиции текста?

3. Определите микротемы  текста и составьте его план.

4. Установите, к какому  стилю  относится текст, каков его тип речи.

5.  Назовите  языковые  особенности  (морфологические, лексические, синтаксические),  а также изобразительно – выразительные средства, определяющие стилевую принадлежность текста.

6. Определите проблему текста, сформулируйте её и запишите.

7. Какова позиция автора?

8.Устно обсудите аргументы, которые подтверждают позицию автора.

9.  Оформите свою работу, подготовьтесь представить её своим одноклассникам.

А сейчас каждая группа представит нам результаты своей деятельности.

(оформленные работы сканируются и выводятся на экран, чтобы всем было видно)

1 ученик читает текст  вслух.
Называют тему и  идею.

Выбирают из текста слова, связанные с  понятием «Родина».

Работа в группах.

Выбирают лидера группы,  распределяют обязанности,  составляют план действий,
исследуют текст,
оформляют свою работу, готовятся представить её одноклассникам.

Каждая группа представляет свою работу одноклассникам,  выступает с подготовленным сообщением.

Остальные учащиеся принимают участие в обсуждении представленного материала.

5. Рефлексия

Цель   этапа: подведение итогов работы в группах,  анализ и оценка успешного достижения цели.

Учащиеся подводят итоги работы в группе,

что получилось (не получилось), что мешало (помогало), довольны работой группы (нет), что для себя открыли.

 Вернёмся  к нашей «корзине идей». Что бы вы  ещё добавили в неё после анализа текста?

Сделаем вывод   по тексту К.Г. Паустовского.

Подводят итоги работы в группе.

Добавляют в «корзину»  слова прошлое и настоящее, историческая память, делают вывод по тексту Пескова; оценивают свою работу и работу товарищей в группе.

Если оценка не совпадает, лидер группы  объясняет причины несовпадения.

6. Задание на дом

Написать сочинение   в формате ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского.

Записывают задание.

Приложение

К.Г. Паустовский. О любви к Родине

  (1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.

– (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.

– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.

(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Желание Ярцева уехать Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень.

(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба

и солнца.(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его попросили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».

(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обощение опыта по теме "Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования любви к Родине" её историческому наследию

Воспитать  любовь к Родине и её историческому наследию можно и необходимо на  произведениях  декоративно-прикладного творчества на уроках  изобразительного искусства. Это док...

воспитание любви к Родине

В данном эссе отражена работа моя, как учителя и классного руководителя по воспитанию у моих воспитанников любви к Родине на основе изучения исторического прошлого своей малой Родине....

Формирование патриотизма и любви к Родине средствами экологического воспитания.

В статье даётся описание опыта работы педагогов дополнительного образования Центра "Патриот" по экологическому воспитанию. Обозначены цели и задачи направления, перечислены формы работы, достижения....

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...

Темы любви и родины в творчестве коми-ижемцев.

Анализ тем любви и родины в произведениях ижемских авторов. На материале сборников "Ижемский характер" и "Радость сердца - ижемский говор."...

Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"

- "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С. Макар...

роль семьи в воспитании любви к родине у дошкольников

роль семьи в воспитании любви к родине, воспитание патриотизма у детей...