Главные члены предложения. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Мещерякова Оксана Анатольевна

Конспект урока  русского языка в 5 классе по программе В.Бабайцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon glavnye_chlen_predlozheniya.ppt67.5 КБ
Файл glavnye_chchleny_predlozheniya.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Страна Ошибия. Поседел у телевизора. Ещё я примирял костюм – он у меня с ботинками поссорился и в драку полез. И вообще я тут такого насмотрелся! Видел, как Лентяйкин полоскал свою любимую собаку и как все спустились с горы, Лодырников всё слизал , как Ошибкина искала в морковке патроны, чтобы её разрядить ! Нет, с меня хватит!

Слайд 4

Главные члены предложения.

Слайд 5

Главные члены предложения. Что изучает синтаксис? Что такое пунктуация? Назовите главную единицу синтаксиса. Что такое грамматическая основа? Какие вы знаете предложения по цели высказывания? Назовите предложения по эмоциональной окраске. Назовите виды предложений по числу грамматических основ. Какие вы знаете предложения по наличию второстепенных членов?

Слайд 6

Главные члены предложения. [ ] ?

Слайд 7

Главные члены предложения. [ ] ? По цели высказывания… По эмоциональной окраске… По числу грамматических основ… По наличию второстепенных членов…

Слайд 9

Главные члены предложения. Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти его в предложении? Какой частью речи и в форме какого падежа бывает выражено подлежащее? Что обозначает сказуемое? С помощью каких вопросов можно найти его в предложении? Какой частью речи бывает выражено сказуемое?

Слайд 10

Главные члены предложения. Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия .

Слайд 11

Главные члены предложения. Кинотеатр. Сложное слово. Состоит из двух слов. Кино – часть сложного слова, означает относящийся к кинематографии. Театр – помещение для зрелищных представлений. Кинотеатр – театр для демонстрации, показа кинофильмов.

Слайд 12

Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия. Способы нахождения подлежащего: Задать вопрос: о ком (о чём) говорится в предложении?; о площади – о линии 2) Задать вопрос: кто? что?; площадь - линия 3) Найти сказуемое и от него поставить вопрос именительного и винительного падежей; кто? что? линия (им.п.) пересекает кого? что? п л о щ а д ь (вин.п.)

Слайд 13

Нахождение главных членов Задать вопрос: о ком (о чём) говорится в предложении?; Задать вопрос: кто? что?; Задать вопрос: что говорится о предмете речи? что он делает? каков он? что он такое? Если подлежащее найти сложно, то 4) Найти сказуемое и от него поставить вопрос именительного (кто? что?) и винительного (кого? что?) падежей;

Слайд 14

Главные члены предложения Назовите главные члены предложения? На какие вопросы отвечает подлежащее? На какие вопросы отвечает сказуемое?



Предварительный просмотр:

Урок 51.

Тема: ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: повторить изученный ранее материал о главных членах предложения; продолжить работу над осмыслением того, зачем нужно правильно находить главные члены предложения и определять, сколько грамматических основ они образуют; показать различные приемы и средства работы над языковым материалом; тренировать учащихся в анализе предложений, имеющих близкие по форме подлежащее и дополнение; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Здравствуйте. Садитесь.

Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня тридцатое октября.

        Начнём наш урок с орфографической разминки.

II. Орфографическая разминка.

Страна Ошибия

Жили-были в одной школе Лентяйкнн, Непонимайлов, Лодырников, Забывайкин и Ошибкина. Надоело им получать двойки, выслушивать от учителей про себя разные разности, решили они удрать. Насовсем. Так, чтобы не нашли. В свою страну, где все было бы так, как они скажут. Вернее, так, как они напишут. И чтобы никто не мог сказать им: «Неправильно».

«Это у вас там неправильно. А у нас все правильно!» - такой вот лозунг они себе придумали.

И что же? Вышло, как захотели. Теперь такая страна существует! Ошибией называется.

Это новое государство предоставляет убежище всем-всем ошибкам! Но в этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной полноценной жизнью.

Не верите? Проверьте!

Хотели бы вы жить в такой стране?

Как-то попали несколько ребят в эту свободную, неправильную Ошибию! Вначале понаслаждались вволю, поудивлялись, посмеялись. Но с каждым днем им становилось все хуже и хуже. Вот один говорит:

- Нет, братцы, это не страна, а фильм ужасов какой-то! Раньше я как рассуждал? Подумаешь, не ту букву поставил! Запятой не хватило - эка беда! А сейчас - не-е-ет! Когда все твои ошибки на твою голову валятся - увольте! Я тут за один день такое пережил!

Поседел у телевизора, стаял у магазина.

Еще я примирял костюм - он у меня с ботинками поссорился и в драку полез.

И вообще я тут такого насмотрелся! Видел, как Лентяйкин полоскал свою любимую собаку и как все спустились с горы, а Лодырников все слизал, как Ошибкина искала в морковке патроны, чтобы ее разрядить! Нет, с меня хватит!

А вы, ребята, хотели бы посетить Ошибию? Как вы думаете, хорошо ли там ее постоянным обитателям?

В. Волина

Вопросы и задания:

1. Исправьте ошибки в выделенных словах, исходя из их значения в контексте, и запишите словосочетания в тетрадь, устно подбирая проверочные слова.

2. В каких словосочетаниях написание выделенных слов было бы правильным? Составьте такие словосочетания и запишите их.

III. Сообщение темы и целей урока.

        - Мы продолжаем с вами знакомиться с разделом грамматики Синтаксисом. Сегодня нам предстоит вспомнить главные члены предложения, узнать,  что они обозначают, на какие вопросы отвечают, научиться правильно находить и выделять их в предложении.        Итак, записываем тему сегодняшнего урока «Главные члены предложения».

IV. Повторение домашнего задания.

        - Но сначала мы с вами должны вспомнить всё, что уже узнали в стране Синтаксис.

Беседа по вопросам.

- Что изучает синтаксис?

- Что такое пунктуация?

- Назовите главную единицу синтаксиса.

- Что такое грамматическая основа?

- Какие вы знаете предложения по цели высказывания?

- Назовите предложения по эмоциональной окраске.

- Назовите виды предложений по числу грамматических основ.

- Какие виды предложений вы знаете по наличию второстепенных членов предложения?

Характеристика предложения по схеме.

- Посмотрите на схему. О чём она нам может рассказать? Какое это предложение? Охарактеризуйте предложений по плану.

- Составьте своё предложение и подчеркните грамматическую основу.

        

Работа у доски. Повторение морфологического разбора.

        - Два человека будут работать у доски по карточкам.

Карточка №1.

        Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Выполните морфологический разбор  выделенного слова.

        Пошёл старик к синему морю.

Карточка №2.

        Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Выполните морфологический разбор  выделенного слова.

        Насмешишь ты целое царство.

        

- Посмотрите на доску. Правильно ли выполнили ребята морфологический разбор данных слов.

        (К) морю – сущ., 2 скл., ср.р., в ед.ч., дат.п.

        Насмешишь – глаг., 2 спр., буд. вр., 2 л., ед.ч.

        

- Как вы находили подлежащее и сказуемое?

- Определите, какими частями речи выражены главные члены?

V. Изучение нового материала.

1. Самостоятельная работа над осмыслением теоретического материала учебника. (Параграф 17, стр. 27-28).

        - Прочитайте параграф 17, расскажите о главных членах предложения, пользуясь следующей записью.

1.         Что обозначает подлежащее?

        С помощью каких вопросов можно найти его в предложении?

        Какой частью речи и в форме какого падежа бывает выражено подлежащее?

2.            Что обозначает сказуемое?

               С помощью каких вопросов можно найти его в предложении?

Какой частью речи бывает выражено сказуемое?

  1. Способы нахождения подлежащего.

- Запишите предложение.

Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия.

3. Лексико-орфографическая работа.

Кинотеатр. Сложное слово. Состоит из двух слов.

Кино – часть сложных слов, обозначает «относящийся к кинематографии.

Театр –помещение для показа зрелищных представлений.

Кинотеатр – театр для демонстрации, показа кинофильмов.

  1. Способы нахождения подлежащего.

- Найдите в предложении главные члены предложения.

Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия.

        - Найти подлежащее поможет опорный материал.

Способы нахождения подлежащего:

  1. задать вопрос: о ком (о чём) говорится в предложении?;
  2. задать вопрос: кто? (что?);
  3. найдите сказуемое и от него поставить вопросы именительного и винительного падежей:

кто? что?                 линия (им. п.)

пересекает

                                кого? что?                площадь (вин. п.)

VI. Закрепление изученного. Упражнение 236.

        - Запишите текст. Подчеркните главные члены предложения. Рассуждайте по плану , показанному на экране.

        Этот день запомнился надолго. Наш лагерь посетил известный спортсмен. Сначала устроили соревнования между отрядами, а гость был судьёй. Потом все слушали его рассказ об интересных спортивных встречах.

VII. Итог урока.

        - Назовите главные члены предложения.

        - На какой вопрос отвечает подлежащее?

        - На какой вопрос отвечает сказуемое?

VIII. Домашнее задание.

        Параграф 17, упражнение 235.

IX. Выставление и комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение. Главные члены предложения.

Цели урока: 1. Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения. 2.Формирование  навыков  нахождения и применения в устной и письменной речи ...

Тест по теме "Предложение. Главные члены предложения" 5 класс

Тест для проверки знаний в 5 классе по теме "Предложение. Главные члены предложения" (по программе М.Разумовской)...

Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения".

Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения". ...

контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".

Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...

Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...