Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка в старших классах
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Краснова Ирина Николаевна

Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка в старших классах.

 

В настоящее время на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся с наличием серьезных недостатков в развитии коммуникативной и языковой компетентности  наших учеников. Учащиеся  не умеют аргументировать свои мысли, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Такие ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. Большие трудности у многих  вызывают пунктуационная и орфографическая грамотность. К сожалению, многие не только не могут грамотно оформить свою мысль, но и попросту не умеют мыслить. У некоторых учеников  наблюдается отсутствие необходимого интереса к родной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishu_samoobrazovanie.docx63.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Центр образования Самарской области

Тема самообразования: «Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка в старших классах».

                                         Подготовила учитель  русского языка и    литературы

                                        отделения №2  Краснова И.Н.  

   

                                        Самара 2018г.

Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка в старших классах.

В настоящее время на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся с наличием серьезных недостатков в развитии коммуникативной и языковой компетентности  наших учеников. Учащиеся  не умеют аргументировать свои мысли, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Такие ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. Большие трудности у многих  вызывают пунктуационная и орфографическая грамотность. К сожалению, многие не только не могут грамотно оформить свою мысль, но и попросту не умеют мыслить. У некоторых учеников  наблюдается отсутствие необходимого интереса к родной речи.

Кроме того перед учителем русского языка стоят наболевшие вопросы: как справиться с ситуацией тотальной речевой безграмотности наших учеников? Безграмотности не только орфографической и пунктуационной, но и общекультурной, от которой зависит воспитание их нравственности, развитие их мыслительных способностей.

Коммуникативная компетентность (осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Поэтому формирование коммуникативной компетенции служит не только практической цели – формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык».

Коммуникативная компетенция  реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

-овладение функциональной грамотностью (способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста);

-овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

-овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; овладение орфографией и пунктуацией.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования , языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

Актуальность темы «Формирование коммуникативной и языковой  компетенции на уроках русского языка » диктуется временем:

Во-первых, русский язык - основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ученика к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, с кем общается, одним словом, под влиянием той речевой среды, в которую он погружён, от которой так или иначе постоянно зависит. Сегодня окружающая речевая среда, окружающая наших учеников, не всегда приобщает к культуре. В качестве «лекарства» от пагубного влияния сомнительного языкового окружения обучающихся можно рассматривать среду обучающую, способную вызвать у ученика потребность постоянного общения с текстами - «целебными» источниками нашего русского языка.

Во-вторых, содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно  говорить и писать в разных условиях общения.

В-третьих, задания по ГВЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам курса. Особое внимание уделено  сформированности речевых умений и навыков выпускников: созданию собственного высказывания на основе предложенной темы сочинения-рассуждения.  Важное место в ГВЭ отводится проверке уровня сформированности культурно-речевых навыков, владения основными нормами современного русского литературного языка.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка

Компетенции:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

Коммуникативная компетенция

  • все формы учебного диалога;
  • доклады и сообщения;
  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
  • обсуждения, дискуссии, диспуты;
  • упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
  • выступление на защитах собственных исследований;
  • вовлечение учащихся в работу внеклассных мероприятий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
  • подготовка заметок и статей в школьную газету;

Принципиально новым является в первую очередь опора на текст как на ключевую единицу при изучении русского языка в средней школе, что обусловлено требованиями времени, в частности задачей формирования компетентной языковой личности. Формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, способность передавать её в соответствии с условиями общения – невозможно без использования на уроках работы с текстом. Анализ языковых явлений, идейно-эстетических особенностей художественного текста с соответствующими наблюдениями над функцией слова позволяют развить чувство языка, понять его эстетические функции, заинтересовать учащихся его тайнами и законами.

 В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.

Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если ученик ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и др.), поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, почувствует радость творческого роста, самосовершенствования. Большинство научно-практических трудов свидетельствуют о том, что коммуникативную компетентность ученика удобнее всего рассматривать по продукту его учебной деятельности - по письменным текстам, созданным самостоятельно. В то же время коммуникативная компетентность ученика выступает как состоявшееся личностное качество, несущее определенную смысловую нагрузку характеристики субъекта. Поэтому в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

Методика анализа текста активно разрабатывалась в трудах многих отечественных ученых (Н.М. Шанский, Г.В. Колшанский, Г.Я. Солганик, А.И. Горшков, С.И. Львова, Л.А. Новиков, Е.С. Антонова, Т.М. Пахнова и др.). Она опирается на теорию речевой деятельности, связанную с механизмами порождения и восприятия речи. В методической литературе указывается более 20 приёмов работы с текстами.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы:

- комплексная работа с текстом;

- лингвистический анализ текста;

- различные виды диктантов и изложений;

- редактирование текста;

- тематические (речевые) уроки;

- мини-изложение и мини-сочинение;

- сравнение 2-х текстов;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- работа с текстами-миниатюрами;

- коммуникативные и игровые ситуации и пр.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий (лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок - коммуникация, семинар, деловая игра и др.), использование элементов современных образовательных технологий (проблемного, интегрированного, разноуровневого обучения, игровых и информационных технологий).

Без специального анализа ученику чаще всего остается непонятным содержание текста, будь то параграф учебника или художественное произведение. Понять содержание текста - главная и одновременно сложная задача, стоящая перед нашими учениками. И здесь мы обращаемся к герменевтике, науке, которая занимается пониманием содержания текста, толкованием возникающих смыслов. Если с лингвистическим анализом текста мы знакомы, то филологическая герменевтика - пока мало изученная дисциплина, о которой известно только то, что она занимается толкованием текстов с целью углубления их понимания. «Герменевтика помогает учителю организовывать более продуктивную работу с текстом: она описывает содержание и формы, интерпретации как основные средства понимания произведения».

                Итак, опорной, ключевой единицей уроков русского языка в старших

классах является текст.

Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благотворно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции.

Текст, являясь категорией, которая показывает «язык в действии», создает условия для осуществления функционального подхода при изучении языковых явлений.

Использование текста позволяет:

- по-новому решить вопросы о соотношении теории и практики в школьном курсе русского языка.

- органически связать изучение нового и повторения

- обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста

- ликвидировать разрыв между изучениями языка и обучением речи

- усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения.

Работа со связанным текстом на уроках русского языка крайне необходима учащимся в процессе овладения грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами, т.к. именно текст является эталоном или примером, подтверждающим правильности использования той или иной языковой нормы.

Работа с текстом на уроке русского языка чаще всего проводится при обобщении  грамматического материала или его повторении.

Именно этот этап обучения позволяет увидеть текст как целостное явление, понять роль изучаемой грамматической категории в данном тексте не только как языкового явления, но и как способа выражения определенных смыслов, предусмотренных автором.

В этом случае уместна комплексная работа с текстом, которая включает.

1) задание языковедческого характера (найти языковые единицы и квалифицировать с определенной точки зрения).

2) задание речеведческого характера (определить, с какой целью они использованы автором, какую функцию выполняют в тексте).

3) задания культуроведческого характера (выполнение культурных смыслов текста на основе анализа элементов, заключающих в себе лингвокультурную информацию, определение ценностных смыслов, содержащихся в данном произведении).  См. урок №1

Существуют различные типы заданий к текстам:

Типы заданий

Перечень заданий

Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста.

1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чём (о ком) будет идти речь в тексте. После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения.

2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), и попробуйте предположить, о чём пойдёт речь дальше (какие события последуют, какие мысли будут высказаны…).

3. Прочитайте текст, в котором нет концовки. Придумайте своё продолжение рассказа, а затем сравните его с авторским.

Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт).

1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте её самостоятельно.

2. Найдите главное событие.

3. Расположите события по степени важности.

4. Вынесите самую важную информацию на первое место. Содержание остальных частей передайте сжато (или выборочно).

Задания, направленные на интерпретацию текста.

1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что …

2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что …

3. выскажите своё мнение в связи с прочитанным (напишите о своём понимании события).

4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.

5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

Задания, направленные на творческую переработку текста.

1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о ….

2. Дополните текст похожими примерами.

3. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).

4. Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, являющий собой общее рассуждение.

5. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием.

6. Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите её подробно. Остальные части текста перескажите сжато.

Понять содержание текста- главная и одновременно сложная задача. Без специального анализа учащиеся содержания текста чаще всего не понимают, не могут растолковать возникающие смыслы данного текста. Напомню, что существует три уровня восприятия и понимания текста.

  1. на первом – человек, воспринимающий текст, осознает только значения лингвистических единиц, часто не понимая высказывания в целом;
  2. на втором – слушающий или читающий соотносит смысл текста с какой либо ситуацией действительности;
  3. на третьем – человек пытается понять замысел автора.

Первый уровень понимания связан с умениями определять лексическое значение слова, восстанавливать связи между словами в схеме языка и проецировать возможность взаимозаменяемости языковых единиц. Умения читателя осуществлять действия на втором уровне понимания свидетельствует о его способности распознавать грамматические значения языковых конструкций  Третий уровень понимания связан с внеязыковой семантикой текста, овладение им происходит постепенно в процессе формирования языковых знаний и умений, а главное – приобретения жизненного опыта.

Рассмотрим работу на разных уровнях понимания текста на примере чтения стихотворения И.Бунина.

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней, рабской нищеты.
О, этот крест и этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты!,

Сначала ученик определяет значения слов в тексте, интерпретируя известные единицы, и знакомится со знанием новых слов, используя словари:

Родник – водный источник, текущий из глубины земли, ключ;

Голубец – деревянный  крест с двускатной крышей;

Лубочная иконка – дешевое массовое изображение святых;

Березовый корец – ковш для черпанья воды;

Рабство – исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина.

Зачем читатель может описать художественную картину, которую он рисует в своем воображении: он висит лес, ручей, над которым возвышается куст с почерневшей от времени иконкой, рядом берестяной ковш для питья. Затем картина расширяется , и читатель уже  видит Россию, всю страну. Во второй строфе звучит голос лирического героя, который признается, что не любит русскую нищету, понимая, что она вызвана тысячелетним рабством – длившимся веками крепостным правом. Но когда герой видит крест- символ смирения и покорности и заботливо оставленный кем-то ковшик у родника, в его груди возникает щемящее чувство сопричастности ко всему, что происходит на этой земле.

На уровне восприятия авторского замысла читатель может предположить, что по- видимому, вода в роднике освящена, и ковшик- символ того, что каждый может прикоснуться   к святыни. Автор подчеркивает идею святости Руси, ее приверженность высшим идеалам – смирению и покорности.

В условиях специально организованного обучения учитель может не только работать над пониманием учащихся целого текста, но и восстанавливать с ними историческую картину мира нашего народа, учитель ребят понимать особенности мировоззрения русского человека через языковые средства родного языка.

Внимание к слову, умение видеть конкретные достоинства и недостатки в тексте, самому создавать полноценные тексты – всему этому нельзя научиться быстро или бездумно, механически выполняя наборы упражнений. Только шаг за шагом ,проникая в мир, созданный автором, изучая словесную ткань произведения, можно приблизиться к авторскому пониманию явлений, оценить стиль писателя. Полюбить язык произведения – через это обогатить свою собственную речь. Поэтому на уроках можно проводить разные виды анализа.

Лингвистический анализ помогает определить в тексте единицы литературного языка (книжного и разговорного типов) и сознательно введенные автором ненормативные единицы живой разговорной речи (просторечия, жаргон, диалекты), их назначение, функции, соотношение.

Лингвистический анализ решает дидактические задачи (коммуникативная и культуроведческая компетенция). Поэтому для методики чрезычайно важны сформулированные Н.М.Шанским принципы лингвистического анализа художественного текста, построенные на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка:

  1. языковые средства анализируются в их отношении к современному литературному языку. Все отклонения и отступления от современных норм объясняются;
  2. языковые средства анализируются в их отношении к русской художественной системе, синхронной данному произведению;
  3. языковой материал анализируется с точки зрения его соответствия нормам русской художественной системы;
  4. при анализе прошлого необходимо отметить естественные архаизмы;
  5. при анализе языкового материала должны быть подвергнуты разбору экстралингвистические факты.

Стилистический анализ предназначен для определения своеобразия тропов, фигур, окказионализмов, синтаксических особенностей и особенностей авторского словоупотребления; часто  включается в литературоведческий или лингвистический анализ.

Литературоведческий анализ позволяет увидеть жанровую и  композиционную специфику произведения, расстановку и манеру изображения персонажей, значение основных и второстепенных сюжетных линий в реализации темы произведения. Литературоведческий анализ направлен на изучение содержания произведения, его структуры, места произведения в творчестве писателя и всего литературного направления.

Герменевтический анализ опирается на психологию восприятия художественного текста. Он помогает учащимся проникнуть в подтекст, истолковать, объяснить позицию автора, действия персонажей, разъяснить содержание, стиль, принципы построения текста. Герменевтика учит понимать высказывание, интерпретировать его.

Культуроведческий анализ нацелен на выделение элементов, выполняющих эстетическую и культурологическую функции. Этот вид анализа выполняет, прежде всего воспитательную задачу, так как приобщает детей к постижению русской культуры и традиций, российской истории, формирует чувство гордости и уважения по отношению к своему народу.

Многоаспектный анализ или комплексный чаще других видов разбора используется на уроках русского языка. Организуется систематическое наблюдение за использованием  на уроках русского языка  выразительно- изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней.

Предметом анализа текста становятся небольшие по объему произведения публицистического стиля речи или отрывки из произведений художественной литературы. Цель анализа – изучение системы языкового материала текста.

Методические задачи: научить школьников отбирать и осмысливать языковой материал в соответствии с учебной задачей; сформировать у учащихся способы, методы и приемы изучения системной организации текста; выработать умения научного объяснения намерения автора, реализованного в тексте, в его содержательно – языковой форме; способность развитию языкового чутья.

Комплексная работа с текстом дает возможность развивать и совершать одновременно все компетенции учащихся. Обращаться к небольшим текстам можно и полезно на любом уроке, однако комплексная работа особенно необходима при повторении и обобщении. Например, на последних уроках повторения в 12 классе можно предложить следующую работу: комплексный анализ текста  В.Пескова  «Неперспективная деревенька». Этот небольшой текст является ярким образом художественно- публицистического подстиля речи и несет в себе все его самые характерные приметы.

1,УТВЕРДИЛОСЬ как-то само собой понятие горьковатое, неприятное -«Неперспективная деревенька». 2,Пять - семь домов. 3,Живут одни старики. 4,Удалена от дорог и центра хозяйства. 5,Много таких деревенек встречаешь в лесной России. 6,Подъезжаешь - ни дымка, ни собачьего лая, ни детского смеха, ни плача. 7,Доживают три-четыре старухи. 8,Рады любому объявившемуся тут человеку. 9,Сразу же семенят в огород за луком, за огурцами, несут в подоле из одичавшего сада яблоки. 10,У одной - кошка, у другой - коза, две-три курицы. 11,Как живут? 12,Чем живут? 13,Да сейчас еще лето. 14,А зимой?

15,У некоторых в городе дети и внуки. 16,Бывает, зовут к себе на житье. 17,А то и не зовут вовсе. 18,Приедут летом на нарядных машинах. 19,Поживут неделю-другую и опять в город. 20,Но тихие бабки и этому рады. 21,На внучат поглядели. 22,Убедились, что дети живы-здоровы.

23,Некоторых дети зовут усиленно. 24,«Мама, ну как же так можно, поедем!» 25,Не соглашаются: «На этажах какая там жизнь. 26,Тут вон укропцем пахнет, свой огурец, да и дом - как-никак жизнь протекла».

27,И правда, «на этажах» эти старухи, подобно яблоням, пересаженным в позднем возрасте, не приживаются. 28,Маются, сидя у городских телевизоров, видят во сне свои огороды с укропцем, свои сиреневые при солнце и серые в непогоду домишки, заглохший колодец, заржавевший почтовый ящик.

29,А иным просто некуда и податься.30,А они вот живут. 31,Все их богатство - эта вот «неперспективная деревушка». 32,И деревушка тоже только старухами и жива. 33,Умрут - все быстро поглотят бурьян и леса.

1. Определить стиль речи данного текста:

1) художественный;

2)публицистический;

3) научно- публицистический;

4)художественно- публицистический.

2. Укажите предложения, в которых рассказывается смысл словосочетания неперспективная  деревенька:

1) 1,5,8;

2) 2,6,7;

3) 3,9,14;

4) 10,11,12.

3. В каком из выбранных предложений содержится эмоциональная характеристика этого понятия?

4. Среди предложений 1-9 найдите такое, в котором автор сформулировал свое отношение к самому явлению «Неперспективная деревенька».

5. Из предложений 18-21 выпишите все глаголы образованные с помощью приставок.

6. Укажите вид связи предложений 2-7.

7. укажите все языковые средства, которые передают чувства писателя и журналиста В.Пескова по отношению к судьбе умирающих деревень и их жителей:

1) имена существительные, имеющие уменьшительно ласкательные оттенки значений;

2) односоставные определенно личные предложения с обобщено-личным знанием;

3) собственные имена существительные, географические названия;

4) неполные двусоставные предложения с опущенным подлежащим.

8. Напишите, с какой целью используется в тексте В.Пескова следующие языковые средства:

1) количественные имена числительные Предложения 2,7,10.

2)Слова разговорного стиля речи(Предложения 9,28,29);

3)Причастия с приставками (предложения 28,)

4) вопросительные предложения (предложения 11,12,14)

Текст «Неперспективная деревенька» представляет собой уникальное единство содержания и форм: мастерство В.Пескова как писателя и журналиста заключается в точном подборе языковых средств и художественных приемов для выражения своих мыслей и чувств.

Поэтому данная работа предусматривает сочетание заданий в текстовой форме, направленных на смысловой анализ текста, и заданий, обеспечивающих анализ

языковых средств и средств художественной выразительности.

Комплексный  анализ текста позволяет решать на уроке русского языка задачи обучающего, развивающего и воспитательного характера. Но эта работа трудоемкая, требующая сил и знаний наших учеников. Поэтому не всегда возможна в слабых классах. Для большинства наших учащихся глубокое и понятное восприятие любого текста всегда  связано с выявления смысла текста.

При этом возможны следующие формы и приемы работы с текстом:

-выявление и анализ ключевых слов в тексте.

- смысловое развертывание до одного слова ключа текста и наоборот, свертывание текста до слова- ключа

- концептуальный анализ слов в тексте

- установление периферийных зон слова в тексте

- выявление и осмысливание культурного фона слова

- составлений синквейнов текста

Чтобы работа над содержанием и логической стороной текста была результативной, необходимо выделить в тексте ключевые предложения, т.е. предложения, на основе которых создаются целостность, последовательность, связность текстов разных стилей и типов. Это наиболее значимые для содержания предложения, несущие основной смысл, соотношений с темой (Названием) текста.

Способность выводить значение слов из речевого смысла высказывания, выстраивая в представлении разные образы, позволяет учащимся научиться понимать замысел автора.

Осознание целостности смысловой части связано с выделением в ней ключевых слов, «сшивающих» содержание. Выделение рядов ключевых слов, ключевых предложений в смысловых частях – основа для дальнейшей речемыслительной работы с текстом – пересказа, составление плана, тезисов, конспектов, изложения.

Например ,дан текст:

Человек 20 века, усилившись машинами, электричеством, химией, сам не сидит спокойно и другим покоя не дает. Глядишь, кого-то из соседей к самому краю скамейки сдвинул.

Так чуть было не исчезли на нашей планете зубры. В леса их уже не было. Оставалось несколько животных в зоопарках. Спохватившись, устыдившись, люди принялись возрождать зверя. Отдали ему заповедные пущи, кормят его, лечат – живи, не умирай!

Зубры громадные! Всем было видно, как оскуднела без них  природа.

А когда исчезают из природы насекомые, чьи тельца меньше комариных, кто это видит?

На общей скамейке множество существ, которые часто перед человеком беззащитны.

Жутко было бы людям, если бы они одни осталось на Земле!

(А.Митяев)

1. Прочитайте внимательно текст.

2. Определите основную мысль текста.

3. Определите тему текста.

4. Определите стилистическую принадлежность текста.

5. Запишите микротемы текста.

6. Выпишите опорные слова и словосочетания каждой микротемы.

Научиться правильно выбирать ключевые слова и устанавливать причинно- следственные связи между предложениями, частями поможет следующая работа.

  1. Выпишите ключевые слова из первого абзаца и установите, как они связаны друг с другом.

Усилившись

Машинами ,химией,                    Что вследствие          Соседей сдвинут

Не сидит спокойно,                          этого?                    К краю скамейки.

Другим…

Какой прием использован автором в этом абзаце? (Развернутая метафора). Что имеет в виду автор под «общей скамейкой»? (Весь окружающий нас мир, где все взаимосвязано.)

  1. Как построен второй абзац? Выпишите из него ключевые слова, установив между ними связь. Предложения связаны причинно- следственными отношениями.

Исчезли зубры,                                                          Спохватившись,

Не было в лесах                                                        устыдившись,

Меньше оставалось      Что вследствие этого?       стали возражать

В зоопарках

Как они это делали?

Отдали заповедные пущи,

Кормят, лечат

Для чего?

Живи, не умирай!

  1. Как построен третий абзац? Выпишите ключевые слова, передающие основную мысль рассказа. (Абзац построен на антитезе- антонимах.)

Зубры громадные!                                                               Насекомые, чьи тельца

исчезли                                               Меньше комариных

Всем видно,

Оскудела природа                                                                      Кто это видит?

  1. Выпишите из четвертого абзаца ключевые слова, установив между ними связи.

На общей скамейке, множество существ, беззащитны перед человеком.

  1. Выпишите ключевые слова из пятого абзаца. Жутко, одни на земле

7. Как выражается авторское отношение к человеку, и животному миру, к поднятой проблеме?

8. Для чего автор использует разную в стилистическом отношении лексику: разговорную (глядишь, сдвинул, живи, не умирай) и общеупотребительную?

9. Какую роль играет метафора общая скамейка для раскрытия основной мысли текста?

10.Какие синонимы со значением «умирать» использует автор?

11. Что придает тексту эмоциональность?

12. Напишите несколько предложений по поднятой проблеме, посторайтесь отразить в них свою точку зрения.

Любая работа с текстом  приобретает исследовательский характер, это определяется тем, какие именно задания, прилагаемые к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. Так как любой текст обладает аналитико – синтаксическими свойствами, целеобразно выстроить систему работы с текстом с учетом этих особенностей. Учащимся предлагаются три группы заданий:

1 – аналитический характер заданий: (учащиеся должны научиться понимать текст)

  • Занимать позицию адресата,
  • Понимать коммуникативную задачу автора,
  • Его замысел ( о чем и зачем автор их написал)

С этой целью исследуется лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические особенности текста.

2 – аналитико – синтетический характер заданий, сформировать умение выступать с позиции читателя, услышать голос автора, определить стиль и тип речи, тему текста, лексико- грамматические особенности текста, находить текстообразующие компоненты текста.

3 – синтетическими являются упражнения, посредством которых ученик приобретает умения создавать текст самостоятельно.

Чтобы работа с текстом была продуктивная, следует начинать с аналитических упражнений, затем упражнения второго типа(аналитико-синтетические) затем упражнение третьего типа, а далее выполнять упражнения всех типов параллельно.

Такое ступенчатое включение учеников объясняется тем, что знакомство с образцами речи (текстами) дает учащимся представление о том, как работают и средства языка, помогая понимать содержание текста.

Пока учащиеся не научатся  анализировать текст, видеть средства языка и понимать их роль, у него не будет «инструментов» для создания собственных речевых произведений: Например дан текст

Рождениие поэта

(1) Невзначай узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. (2)Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова.

(3) Она не сомневалась ни на миг в своем таланте и правильности выбранного пути, но вначале согласилась с необходимостью блюсти приличия, поскольку в знатных семьях к профессии литератора издавна относились свысока и полагали ее приличной для тех, у кого не было способа заявить о себе иначе.

(4) Претензии отца были,  пожалуй , отчасти  чрезмерными. (5) В конце концов Горенко не принадлежали к  титулованной знати. (6) С другой стороны, они жили в Царском Селе -  летней резиденции  царской фамилии, а многолетнее  соседство бок о бок такого рода  редко проходит даром . (7) Но для семнадцати летней дочери  главным было  другое: сто лет назад  в Царскосельском лицее  беззаботно расцветал Пушкин

(8) Что же  до псевдонима, то среди  предков Анны Горенко  по материнской линии  был Ахмат-хан , потомок Чингиза, последний правитель  Золотой орды. (9)  Ахматова не гналась за экзотикой, наоборот: в России  все восточное встречается  скорее  не с любопытством, а с предубеждением.

.(10) Но пять открытых «А»  ( Анна Ахматова )   завораживала, и она прочно  утвердилось  в начале русского поэтического алфавита. (11) Пожалуй, это была ее первая удачная  строка, отлитая акустически безупречно. (12) Выбранный  псевдоним красноречиво  свидетельствует об интуиции и вправду  изощренном  слухе  семнадцатилетней девочки, на чьих документах  и письмах тоже вскоре  появилась подпись: Анна Ахматова .

(13) Будущее отбрасывает тени – выбор  оказался пророческим . (И. Бродский).

Задания к тексту:

  1. Проведите эксперимент: замените заголовок  текста. Обоснуйте  свой выбор.

Задание предполагает аналитические действия. Заголовком текста может быть выбрано слово псевдоним. Именно оно отражает тему текста, в котором говорится не столько о рождении поэта, сколько о выборе псевдонима и его поэтической безопасности.

  1. Проанализируйте особенности контекстного значения выделенных слов с точки зрения современного русского языка.

Задание направлено на совершенствование умений определять значения слова.

Блюсти – соблюдать, сохранять

Полагали – считали

Титулованный – высокопоставленный

Фамилия – семья

Экзотика - нечто диковинное

Изощренный – хорошо развитый

Пророческий – имеющий силу предсказания

3) Исследуйте в тексте роль метафор.

Необходимо вспомнить определение метафоры, найти их в тексте:

Например, расцветал Пушкин, Строка, отлитая безупречно

Первая метафора очень тонко передает отношение Анны Ахматовой к А.С. Пушкину. Поэтесса жила в царском селе, это оказало огромное влияние на ее личность. Она рассматривала развитие поэтического дара Пушкина в лицейские годы как образец для подражания.

Вторая метафора характеризует совершенство поэтических строк А. Ахматовой, устанавливает ассоциативную связь между разными видами искусства метафоры: пять открытых «А» … завораживали, будущее отбрасывает тени.

Можно прокомментировать эти метафоры.

4) Установите способ и средства связи предложений в предпоследнем абзаце. Почему здесь использован именно этот способ связи?

В предпоследнем абзаце использован последовательный способ связи предложений ,средства связи – местоимения, синонимичные слова и выражения.

5) Определите стиль текста, тип речи.

6) Как вы понимаете значение выражения: будущее отбрасывает тени?

Свой ответ оформите в виде рассуждения.

Работа с текстом – это ведущий пример работы на уроке ,поэтому анализ текста, выявление и толкование ключевой лексики, правильное употребление речеведческих понятий становятся определяющими для учащихся ,комплексными умениями. Для наших учащихся важно:

  1. адекватно понимать информацию текста (коммуникативная установка, тема текста, основная мысль)
  2. владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей.
  3. Соблюдать нормы построения текста (личность, последовательность, связность, соответствие теме, типу и стилю)
  4. Владеть разными видами монолога (повествование, описание, рассуждение)

Итак, исходя из вышеизложенного, для наших учащихся  первым шагом анализа текста является его системный анализ (основа для всех последующих его анализов.)

Системный порядок анализа текста основывается на трех уровнях структуры текстовой компетенции:

  • Тема (формулирование темы, ведение рядов ключевых слов, формулирование заголовка, регуляция рамки текста)
  • Тип (синтаксические особенности текста – количество смысловых частей, их синтаксическая структура, способы синтаксической связи между ними)
  • Стиль ( особенности лексико- морфологического наполнения текста).

Одним из актуальных направлений в современной лингвистике является коммуникативная грамматика. Основными единицами обучения при коммуникативном подходе (системно-функциональном) является текстообразующие функции языковых единиц.

На уроках русского языка учащиеся знакомятся с ролью языковых единиц в строении текста, т.е. с текстообразующей функцией частей речи и в выражении авторской позиции  (выразительно- изобразительная функция). Происходит это на «речевом фрагменте» уроке морфологии, который включает работу с текстом – презентацию функции изучаемой грамматической формы.

Все части речи рассматриваются в функциональном аспекте: какую роль они выполняют в создании текста

Текстообразующие функции частей речи в тексте разнообразны.

Например, глаголы прошедшего времени совершенного вида передают динамику развития сюжета; образуют «пучок» однородных состояний при описании; имена существительные могут служить тематической сеткой, создавать прочный ассоциативный ряд для текста- описания;

Имена прилагательные образуют фрагменты текста-описания;

Наречие и союзы связывают текст в единое целое, назывные предложения используются при описании места действия, времени действия ,состояния природы ( при повествовании данный тип предложений передает динамику, подвижность действия), безличные предложения – при передачи состояния природы, человека;

Определенно- личные, неопределенно- личные, обобщенно-личные для придания повествования обобщенного характера, для сосредоточения внимания на действии. В структуре анализа текста заложено и системное повторение ранее изученного теоретического материала и изучение нового материала.

Таким образом, постоянная работа над текстообразующими возможностями необходима: при изучении любой части речи, любого типа предложения учащиеся увидели не только их грамматику, их признаки и стилистические характеристики, но и возможную роль в организации связного высказывания.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).

Заключение.

Формирование и развитие коммуникативной компетенции возможно, с моей точки зрения, за счет реализации в процессе преподавания русского языка межпредметных связей, умения ориентироваться в различных речевых ситуациях, умения строить диалогическое высказывание через тексты, используемые на других учебных предметах.

В заключение хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

Использование новых технологий на уроке русского языка, уроке развития речи позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.

Список использованной литературы.

1.Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык в школе - 2006 - №3.

2.Божович Е.Д. Критерии понимания текста школьниками//Русский язык в школе. – 2010 - №10.

3. Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990.

4.Мурина Л.А. Проблема формирования коммуникативной компетенции школьников // Рус. яз и лит. - 2001. - № 1.

5.Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре.// Русский язык в школе – 2004, №4.

6.Пономарева Л.Д. Речетворческий анализ художественного текста на уроках русского языка.//Русский язык в школе - 2010 - №10.

7. Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004 – №4.

8.Ресурс Интернет

http://wiki.rkc-74.ru/index.php/Компетенции_в_образовании.

Сорокопытова О.Г. « Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (интернет-ресурс, размещение:http://www.edu.ru.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрально-языкового компонента, как средства формирования коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся по английскому языку в начальных классах.

Актуальность моей темы обуславливается тем, что происходит сложный период преобразования в нашей стране, переосмысление ценностей и формирование новых, выдвигает на первый план ценность личности в Нац...

Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.

В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

отчет по теме самообразования "Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка"

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. У...

Презентация к творческому проекту "Методы и приёмы коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старшей школе"

В презентации отражены основные методы и приёмы коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старшей школе"...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старших классах

В сознании обучающихся старших классов наиболее сформировано такое понятие, как правильность речи, соотносящееся с нормами ударения и произношения.   Богатство, логичность, точность речи выд...


 

Комментарии