Урок в 6 классе Тема: Имя прилагательное. Обобщение изученного.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Букина Наталья Валентиновна

Предлагаю вам методическую разработку урока. Этот конспект разработан для обобщения знаний учащихся по данной теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" На уроке мы повторим всё, что знаем об имени прилагательном. Мы отправимся в путешествие по зимнему лесу. Работать будем  в группах. Помогать нам будут внимание, сосредоточенность и дружелюбие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по русскому языку в 6 классе на тему «Имя прилагательное. Обобщение изученного материала»

Автор: Букина Наталья Валентиновна

Организация: МБОУ «Нововязниковская оош»

Тема: Имя прилагательное.  Обобщение изученного материала.

Тип урока: Урок-путешествие

Цели:

Обучающая – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;

Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.

Воспитывающая – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе. Формировать умения сотрудничать при выполнении упражнений; воспитывать внимание и уважение к слову.

Метод: частично-поисковый.

 Оборудование: : компьютер, проектор, экран, карточки, тетради, ручки, доска, тексты, раздаточные тесты, звездочки и снежинки для рефлексии.

 Ход урока:

1. Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята. Я всегда рада нашим встречам. Но сегодня  мне особенно приятно приветствовать всех вас на самом необычном, я надеюсь, уроке. Почему необычным? Мой сюрприз заключается в следующем: я хочу пригласить  вас в зимний лес, который  поистине сейчас выглядит сказочным. Но не забывайте: вы присутствуете на уроке русского языка. Именно поэтому в помощники на сегодняшний день я взяла замечательную часть речи, изучение которой мы с вами закончили.

2. Ввод в тему урока.

   Помогите с помощью синквейна назвать часть речи, знание которой мы сегодня повторим и обобщим на уроке:

ПРИЗНАК

КАЧЕСТВЕННЫЕ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ

СОГЛАСУЮТСЯ, СКЛОНЯЮТСЯ, ИЗМЕНЯЮТСЯ

БЕЗ НИХ СКУЧНО, НЕИНТЕРЕСНО

ЭПИТЕТЫ

Правильно! Это имя прилагательное.

- Чему же будет посвящен наш урок?

- Какими должны быть  результаты нашего урока?

Лесная даль зовет меня и манит

В мир, полный грез, где все вокруг светло.

И снег лежит на дремлющей поляне,

Как лебедя усталое крыло.

Все, точно в сказке, без конца и края…

                                                                                         Виталий Иванов.

Итак, в путь.

3. Повторение . Блиц – опрос. « Подскажи словечко ».

( прием «Закончи фразу»).

1 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….

2 Имена прилагательные изменяются по…

3 По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).

 4 Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).

5. Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).

6.  Самый распространённый способ образования прилагательных _

( суффиксальный ).

7.В предложении имена прилагательные чаще бывают…

4.Согласование имени прилагательного с существительным.

-Отправившись в путь, мы окунулись в другой мир, полный красоты, тишины и гармонии.

- Я предлагаю создать эту гармонию и при выполнении следующего задания (задание для 2-4 групп): перед вами группы слов, необходимо составить из них предложения, в результате чего получится связный текст. Формы слов можно и нужно изменять.

 Укрыть, зима, белый, земля, наконец-то, одеяло.

Мы, лыжи, лес, отправляться, в, денек, зимний, солнечный, брать, морозный.

Снег, солнце, от, и, переливаться, искриться.

Лес, прекрасный, как, картина, чудесный, зимний!

Проверьте себя! Один из группы.

Наконец-то зима укрыла землю белым одеялом. Солнечным морозным деньком мы  берем лыжи и отправляемся в зимний лес. От солнца снег искрится и переливается. Как прекрасны картины чудесного зимнего леса!

- Есть ли в этом тексте имена прилагательное?

- К какой части речи относятся в данном тексте имена прилагательные и как с ней согласуются?

Задание для 2-4  групп:  Подчеркнуть прилагательные как член предложения. Выделить окончания прилагательных, указать род, число, падеж.

Задание для 1 группы:

1) Подчеркнуть прилагательные волнистой чертой.

2) Выделить окончания прилагательных.

Проверка работы 2-4 групп: один из группы зачитывает, другие проверяют.

Задание для учащихся 1 группы:

1) (на доске) Согласуйте существительное и прилагательное  в нужном падеже. Выделите окончания, определите падеж имен прилагательных. (Баева О)
В ( тёмное) небе, за (густой) лесом, с (весёлые) товарищами, (холодный)  ветром, за (стройный) тополем, после (сильная) метели, у (высокое) дерева, над (снежная) поляной, средь (стройные) берез, в (лунное) сиянии, в (пахучая) хвое.

 2) Дополните предложения прилагательными. Выделите окончания, определите падеж имен прилагательных. В (…) лесу  было тихо. Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…)снегом.  Снег опушил (…) деревья и кусты. Ветви  ели украсились (…)инеем. (…) воздух тонок и жгуч. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.

3) Укажите морфологические признаки прилагательных, выдели окончания прилагательных  

высокая.              ель

в дремучем        лесу

рыжая.              белка

под зелёной.      ёлкой

вкусными           шишками

Проверка.

Проверка работы 1 группы: сигнальные карточки. Ребята, давайте проверим работу ваших товарищей, если вы согласны поднимите красный огонек, если заметили ошибки – синий огонек.

Вопрос классу:   Как определить род, число, падеж прилагательного?

5.Разряды имен прилагательных.

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев.

- Так хочется заглянуть в сказочный лес, наполненный тайнами, посмотреть, что там происходит.

 Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.

 1.Определите тип текста. (Описание).

2. Озаглавьте текст. Чудесен лес зимою. ( Сказочный зимний лес.)  

3. Каковы тема и основная мысль текста? (восторг, восхищение зимним лесом)

4. Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?

5. А для чего автор использует столько много имен прилагательных?

6. Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?  (Все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным).

7.Анализируют средства выразительности:  

эпитеты: чудесен лес, глубокие, чистые снега, кружевные арки, с веселым свистом, ослепительный снег, голубеют следы.

сравнение:  согнулись арками стволы берез

метафоры: тяжесть инея, шапки снега.

 – Мы сейчас попробуем найти качественные, относительные и притяжательные прилагательные в лесу, который описал Соколов-Микитов.

Задание: необходимо выписать из текста в три столбика качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

(работа в группах)

1)выписать качественные

2)относительные

3)притяжательные

4)дать определение, что называется качественными, относительными, притяжательными прилагательными, примеры выписать из текста.

1) Красив, чудесен русский лес зимою. 2) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. 3)Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. 4)Тяжелыми шапками пушистого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и низких елей. 5) На снегу слегка голубеют заячьи следы. 6) От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки. (По И. Соколову-Микитову)

проверка!

качественные

относительные

притяжательные

Красив

Русский

заячьи

чудесен

Лесными

беличьи

Глубокие

Кружевными

мышиные

Чистые

 птичьи

Молодых

 

Тяжелыми

 

 

пушистого

 

 

Темно-зеленые

 

 

Высоких

 

 

низких

 

 

Легкие

 

 

Маленькие

 

 

Молодцы. Вы много трудились. Давайте отдохнём. Встаньте, пожалуйста. Посмотрите налёво – заячьи следы, направо – лисьи. А вон высоко на дереве белка сидит в дупле. Много интересного в лесу можно увидеть. Можно и поиграть. Давайте слепим снежки и бросим их , кто дальше. Пожалуйста, садитесь.

6. Степени сравнения имен прилагательных.

Посмотрите: сколько снега в лесу. Вот  снежинка– красивая, вторая – еще красивее, а третья – красивейшая.

О каком признаке прилагательного идёт речь?

 Конечно же,  о степени сравнения!

Какие степени сравнения прилагательных вы знаете?

 Все ли прилагательные могут иметь степень сравнения?

Задание:

- Предлагаю поработать редакторами: найдите ошибки в употреблении прилагательных и исправить их.

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – январь. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом. Ребята   проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

На партах карточки с текстом, ребята исправляют  ошибки на карточках.

Проверка по слайду. Поднимают сигнальные карточки, у которых работа выполнена без ошибок.

7. Образование полной и краткой формы имен прилагательных.

Тихо! Притаились все и остановились, завороженные какими-то звуками. Кто бы это мог быть?

Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора

И мышами поживиться

Любит шустрая…

- Кто же это? (лисица).

- Легко отгадали, а что же вам помогло так быстро узнать ее? (прилагательные).

- Ребята, в чем особенность прилагательных «коварна» и «хитра»? (краткие прилагательные).

- Как образуются краткие прилагательные?

- От всех прилагательных можно образовать краткие формы?

Задание: «Четвертый лишний»  (под каждой цифрой 4 прилагательных, исключите лишнее). Дети записывают только лишнее слово. Проверка: ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТ КАЖДОЙ ГРУППЫ ЗАЧИТЫВАЕТ ВЫПИСАННЫЕ СЛОВА.

1) 1.        КРАСИВ, ЗВЕЗДНЫЙ, ПЕЧАЛЕН, НАПРАСЕН

2.        ЗИМНИЙ, ЛЕСНОЙ, КОЛЮЧ, СНЕЖНЫЙ

2) 3.        ЯРОК, КРАСОЧНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ

4.        СВЕЖ, ТИХИЙ, ВЫСОКИЙ, ТЯЖЕЛЫЙ

3) 5.        ПУШИСТЫЙ, РАЗНОЦВЕТНЫЙ, МОГУЧ, МОЛОДОЙ

6.         ХОЛОДНЫЙ, СТАР, СИЛЕН ЧУДЕСЕН

4) 7.        БЕЛЫЙ, ЛЕДЯНОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ГОРЯЧ,

8.        ПАСМУРНЫЙ, СОЛНЕЧНЫЙ, СКАЗОЧЕН, ЛЮТЫЙ

-Ребята, посмотрите на выписанные прилагательные, скажите, какое правило мы должны вспомнить?

8. Правописание Н, НН  в суффиксах имен прилагательных.

 -Потихоньку, утопая в снегу, мы друг за другом входим в глубь леса. Душа переполнена чувствами, хочется говорить не односложно, а оформляя свои мысли в предложения.

 Просмотр видеофильма « Зимушка-зима».
Объясните орфограммы в прилагательных.

Составьте  предложения, используя словосочетания:

сонный лес, серебряный иней, торжественная тишина, звериные тропы,  багряное солнце, мышиные норки. 

Звучит музыка 

Проверка: каждая группа зачитывает свои предложения.

Сонный лес стоит в снегу. Елочки в лесу порылись серебряным инеем. Зимой в лесу стоит необычайная и торжественная тишина. В заснеженном лесу звериные тропы длинны и запутаны. Багряное солнце озарило снежную чащу. Под хрупким ледяным настом видны мышиные норки.

9.Правописание НЕ  с именами прилагательными.(индивидуальная работа)

Приглядитесь, здесь столько волшебства! Это все чародейка-зима постаралась! После увиденного так хочется  просто побродить по лесу, остаться один на один с природой.

 Задание: выполните тест, проверьте по ключу и оцените свои знания по теме. (индивидуальная работа)

Тест.

1. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) Белые (не) знакомые фигурки расселись по пням и сучкам. (Коковин Е.)

2) Утром солнце поднималось (не)яркое, подёрнутое розоватой холодной дымкой. (Коковин Е.)

3)( Не)яркие звезды на смутном нежном небосклоне. (И.А.Бунин)

4) Луна не тусклая, как у нас, а чистая, прозрачная, как хрусталь. (И.А.Гончаров)

2. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) В (не)обыкновенной тишине зарождается рассвет.(«К.Г.Паустовский)

2) У лесных жителей жизнь вовсе не спокойна.

3) На горизонте появилась (не)широкая белесоватая полоса. (Платов Л.)

4) Лес утонул в (не)пролазных сугробах.

3. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется слитно.

1)  В берлоге устроилась медведица с (не)поседой медвежонком.

2) И вот наступила (не)темная, а лунная ночь. (Сметанин А.)

3) Все было полно грустного и сладостного, далеко (не) ясного зимнего очарования. (Куприн)

4) Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: далеко (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Бианки).

4. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется слитно.

1) А этот зверёк и вовсе (не)известен. (Белых Г.)

2) (Не)сильный, а  очень холодный ветер косо гнал сухие снежинки.(Успенский В.)

3)(Не) грустное, а веселое настроение сменило осеннее ненастье. (Сметанин А.)

4) ) Зима была длинная, но( не) холодная.

5. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро. (Рыбин А.)

2) Небольшой заяц остановился в (не)решительности у дороги. (Зверев М.)

3) (Не) счастье, а горе, если его заметит волк. (Зверев М.)

4) У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледных воздушных косынках. (По М.Деменюк)

Ключ

№задания

1

2

3

4

5

Ответ

4

2

1

4

3

 10. Правописание сложных прилагательных.

И вот мы попадаем на поляну, окруженную заснеженным лесом. Кто наткнулся на пенек, кто на маленькую елочку, кто засмотрелся на мерцающий на веточке огонек. Попытаемся рассказать об увиденном  с помощью сложных прилагательных.

Задание: Каждая группа должна образовать  из двух подходящих слов одно сложное прилагательное, записать его, объяснить правописание.

Каждая группа должна образовать два словосочетания:

1)БЕЛЫЙ    СНЕЖНЫЙ    ПОКРЫВАЛО

ПРОШЛЫЙ    ГОД    ЛИСТЬЯ

2)СЕВЕРНЫЙ     ВОСТОЧНЫЙ    ВЕТЕР

ТЕМНЫЙ     КОРИЧНЕВЫЙ    СТВОЛ

3) СЕРЕБРИСТЫЙ    СЕРЫЙ    СНЕГ

БЕЛЫЙ   СТВОЛ   БЕРЕЗА

4)березовый  еловый лес

Пышная зеленая крона

11. Характеристика имени прилагательного

1. Ребята,  отгадайте загадку:

Он слетает   серебряной стаей,

И сверкает на лету.

Звёздочкой стеклянной

Тает на ладони и во рту.

Он на солнышке  - румяный,

В лунном свете – голубой.

Он за ворот и в карманы

Залетает к нам с тобой.

2. Второй раз читаю загадку и прошу уч-ся выписать имена прилагательные вместе с существительными.  Проверка.

Выполните морфологический разбор прилагательных. Работают 4 группы.

Проверка с помощью сигнальных карточек.

12. Рефлексия (итоги урока)

Мы с вами побывали в зимнем лесу. Убедились в том, что прилагательные помогают нам ярко, образно описать  “прелести русской природы”.

Под синим солнцем снег искрится.
Какая в мире благодать!
Я мог бы просто не родиться
И этот день не увидать!
М.Лисянский

13. Домашнее задание

 Используя предложения, составленные на уроке, написать мини-сочинение «Зимний лес»

 Надеюсь, что вы сегодня с пользой  провели  время,  получили возможность реально оценить полученные знания по изученной теме «Имя прилагательное».

Оцените в группе работу каждого участника, поставьте оценки, результаты прокомментируйте.

Рефлексия.

Ответьте на вопрос:

 - Каким для вас был урок сегодня, для ответа используйте прилагательное -выразите ваше впечатление от урока.

 У вас на партах лежат снежинки,  если вам понравилось на уроке и вы себя чувствовали комфортно, голубая снежинка; если вам не все понравилось на уроке- розовая;  если вам ничего не понравилось на уроке и вы постоянно чувствовали дискомфорт- белая.

 Спасибо за урок!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...

Урок-путешествие по теме "Имя прилагательное.Повторение изученного в 5 классе"

Занимательное путешествие на воображаемом пароходе позволяет вспомнить и закрепить изученное об имени прилагательном...

УРОК – СКАЗКА по теме "Повторение и обобщение изученного в разделе "Лексика". 5 класс.

Ребята в игровой форме повторяют  и закрепляют  знания и умения, полученные в ходе изучения раздела    "Лексика"....

Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»" (презентация к уроку)

Урок  «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»    проводится в 5 классе.    Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания уч...

Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»"

Урок  «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»    проводится в 5 классе.    Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания учащихся о значении,...

Карточка мини-исследования по теме "Повторение и обобщение изученного о прилагательном" 5 кл.

Карточка для самостоятельного мини-исследования текста по прилагательным...