Конспект урока "Разбор словосочетания" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Разработка урока направлена на закрепление знаний о словосочетании и формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект18.87 КБ

Предварительный просмотр:

          Тема: «Словосочетание. Основные  виды  словосочетаний.

                                  Разбор  словосочетаний»

           Цели  урока:

  1. Закрепить  сведения  о  словосочетании  как единице  синтаксиса.
  2. Продолжить  формирование  умений анализировать  словосочетание  как  единицу  синтаксиса.

Ход  урока:

- Сегодня на уроке с нами будет веселая трудолюбивая   пчелка, которая  добывает  свои  знания.  Она будет вместе с нами переходить от задания к заданию и собирать мед. (слайд 2-й)

           Фронтальный  опрос. (3-й слайд)

            1. О каких  разделах  науки  о  языке  мы уже говорили с вами на прошлых  уроках?        (Синтаксис и пунктуация)

           2.Какие  единицы речи  изучает  синтаксис? (Словосочетание и предложение)

           3.Какую  единицу  синтаксиса  мы  называем  словосочетанием? (соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи)

 4.Из каких  частей  состоит  словосочетание? (Из главного и зависимого слова)

       Синтаксическая  пятиминутка (4-й)

(произвести  синтаксический  разбор предложения)

 В моховых  болотах  ожерельем  лежит  по  кочкам  румяная  клюква.

 -словарная работа со словом  «ожерелье» (5-й) Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи.

- выписать  словосочетания  из  предложения и  определить характер связи  слов  в  словосочетании  (сочинительные  или  подчинительные)

  • В моховых  болотах (сущ.+ прил.)
  • лежит  по  кочкам (гл.+сущ. с предлогом)
  • румяная  клюква (сущ.+прил.)
  • лежит ожерельем (гл.+сущ.)

- Какие  словосочетания  в  русском  языке  называют  именными, а  какие - глагольными?  (глагольные: главное слово - глагол;

именные: главное слово - имя существительное) (6-й)

       Распределительный  диктант (7-й)

Сущ.+…                                                          глагол+…

Солнечным  днем, посетить  выставку, водяная  струя, тосковать  по  родине, встреча  с  космонавтом, печь  пироги, стремительно  бежать.

               Творческий  диктант

(образуйте  словосочетания по  данным  схемам  и  разберите  их)

                глагол+ наречие

                сущ.+прилагат.

                глагол+сущ.

        Игра- диктант « Редактор»

-(запишите  словосочетания, предварительно  исправив   в них допущенные  ошибки)

      Смотреть  вслед  грузовика, касаться  к  проводам, скучаю  за  тобой

         -(образуйте  словосочетания, подобрав к  существительным  прилагательные)

              тюль, рояль, тополь,  мозоль (использование  словаря для  определения  рода)

         -(выберите  из двух  словосочетаний  те, которые, с вашей  точки  зрения, более  уместны  в  разговоре, объясните  свой  выбор)

 На обед  мама  приготовила (суп  с  грибами, грибной  суп).

Мы  пили  чай (с  вареньем  из  абрикосов, с  абрикосовым  вареньем).

Мы  с  удовольствием  ели (малину  из  леса,  лесную  малину).

 Подведение  итогов. В разноцветные  сосуды  дети  складывают  «мед» разного цвета  в  зависимости от понимания  данного  материала и  отношения  к  прошедшему  уроку

Дополнительный материал

Кто быстрее и без ошибок?

1 группа.

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)

2 группа.

(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)

3 группа.

Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)

Тестирование.

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.

Ключ. 1) – 1,4. 2) – 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...