Обобщение изученного по теме: « Односоставные предложения».
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Иванова Анна Владимировна

Тема: Обобщение изученного по теме: « Односоставные предложения».

Задачи:

 

- Обобщить и закрепить знания об односоставных предложениях

- Вспомнить роль односоставных предложений в тексте

- Учиться использовать эти предложения  в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_8_k.doc64.5 КБ
Office presentation icon u_nashih_zim_osobennaya_prelest.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 кл

Тема: Обобщение изученного по теме: « Односоставные предложения».

Цели урока:

Образовательные:

- обобщить знания учащихся об односоставных предложениях

- показать их роль как средства художественной выразительности в произведениях художественной литературы

Развивающие:

- способствовать развитию навыков логического мышления

- развивать творческое мышление и воображение

- развивать навыки анализа художественного текста

Воспитательные:

- прививать чувство любви к русскому языку и русской литературе

Оборудование: презентация, раздаточный материал с фрагментами текстов из произведений Фета, Блока

Применяемые технологии: ИКТ, элементы проблемной технологии и технологии развития критического мышления, здоровьесберегающая.

Задачи:

  • Обобщить и закрепить знания об односоставных предложениях
  • Вспомнить роль односоставных предложений в тексте
  • Учиться использовать эти предложения  в речи

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная

Оборудование: классная доска, видеопроектор, карточки-задания, рабочие тетради  

                                               Ход урока.

  1. Орг. Момент                                                                                слайд 1

Зима! Сколько радости она приносит не только детям, но и взрослым.

Катание на санках и коньках, лыжные прогулки по зимнему лесу – все это дарит нам это замечательное время года. И какая же красота вокруг!

« У наших зим особенная прелесть!»- сказал поэт Николай  Иванович Рыленков.

Эти строки станут эпиграфом нашего урока. Запишите их в тетрадь.

  1. Стадия вызова

Посмотрите на доску.

- Какой темой объединены эти предложения? (зима)

- А можно ли их назвать текстом? Аргументируйте свой ответ.

(нет, т.к. предложения не связаны по смыслу и грамматически, не стоят в определенном порядке, их нельзя озаглавить)

- Какой вывод мы можем сделать, что перед нами? (предложения)

Посмотрите на предложения, найдите лишнее, обоснуйте свой выбор.

  1. На морозном воздухе трудно дышать.(безл)
  2. Люблю играть в снежки (О –Л)
  3. Наступила зима! (двусост)
  4. Весь день гуляют по зимнему лесу (Н –Л)
  5. Мороз и солнце; день чудесный! (назывное)

Вывод: 3 – двусост, остальные – односост.

- Сформулируйте тему урока, исходя из вывода      (односост. предложения)   слайд 2

- Это заключительный урок по этой теме, поэтому конкретизируйте тему урока

(Обобщение по теме: «Односоставные предложения»)

- Какова будет цель урока? (Обобщить и закрепить знания об односоставных предложениях, а также выяснить их роль в художественном тексте)

III. Обобщение знаний

Давайте вспомним, что мы знаем об односоставных предложениях.

Вспомнить нам помогу высказывания ученых и писателей. Я буду читать, а вы должны узнать, о каком виде односоставных предложений идет речь.                           слайд 3

  1.  Л.Н.Толстой об этом стихотворении А.А.Фета писал:
    «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина».

Послушайте его (читает)

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

- Какие односоставные предложения употребил в стихотворении А.А.Фет?(наз)

- Что помогло вам узнать этот вид предложений?

Найдите на доске назывное предложение, выпишите его, выделите грамматическую основу.                                                                                                                           слайд 4

  1. М.В.Ломоносов о них говорил: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит».

- О каком виде односоставных предложений говорит Ломоносов? Как догадались? Подсказка: Приготовьте скорее сани!              (Определенно-личные)

Найдите среди предложений О –Л, выпишите его, выделите грамматическую основу.

- Чем выражено сказуемое, чем еще может выражаться?(посмотрите на слайд)

  1. А. Пешковский писал: «Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное»                                                                                                        слайд 5

- К какому типу односоставных предложений относятся слова лингвиста А.Пешковского?

- Что помогло вам догадаться?           ( Неопределенно-личные)

Пример: Под Рождество, бывало, до звезды не ели.

Найдите среди предложений Н –Л, выпишите его, выделите грамматическую основу.

- Чем выражено сказуемое, чем еще может выражаться? (посмотрите на слайд)

  1. Саша Григорьева: «Я вспомнила интересное стихотворение А.А.Фета «Вечер», которое состоит из простых предложений, причем одного вида.

    Вот оно:                                                                                                                        слайд 6
    Прозвучало над ясной рекою,

    Прозвенело в померкшем лугу,

    Прокатилось над рощей немою,

    Засветилось на том берегу.
    - Какие предложения представлены в стих -ии? (
    Безличные).

Найдите среди предложений безличное, выпишите его, выделите грамматическую основу.

- Чем выражено сказуемое, чем еще может выражаться? (посмотрите на слайд)

(сочетанием наречия с инфинитивом)

  1. Мы не вспомнили еще об одном виде односоставных предложений. Попробуйте сформулировать о них вопрос и задайте его.(Какие предл. часто используются в пословицах и поговорках?) ( обобщенно – личные)                  слайд 7

– Приведите пример (Любишь кататься – люби и саночки возить)

- Какова особенность этих предложений? (Субъект действия мыслится обобщенно)

- Каково их общее назначение? (образное выражение общих суждений)

IV. Повторение. Закрепление                                                         слайды 8-10

1) Мы вспомнили способы выражения подлежащего и сказуемого в односоставных предложениях. А теперь предлагаю вам самим проверить свои знания. В этом нам поможет прием: «веришь – не веришь». Я читаю вопрос, а вы пишите только «да» или «нет»

  1. Верите ли вы, что односоставные предложения – это предложения с одним главным членом? (да)
  2. Верите ли вы, что односоставные предложения с главным членом – подлежащим именуются назывными? (да)
  3. Верите ли вы, что в определённо-личных предложениях глагол-сказуемое может быть выражен неопределённой формой глагола? (нет)
  4. Верите ли вы, что в безличных предложениях нет и быть не может подлежащего? (да)
  5. Верите ли вы, что односоставные предложения могут быть только нераспространёнными? (нет)
  6. Верите ли вы, что определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут составлять группу обобщённо-личных предложений? (да)
  7. Верите ли вы, что обобщённо-личные предложения часто используются в пословицах? (да)
  8. Верите ли вы, что глагол-сказуемое в неопределённо-личных предложениях может стоять в форме 1 лица, ед. числа,  прошедшего времени? (нет)
  9. Верите ли вы, что слово «нет» может выступать в роли сказуемого в безличном предложении? (да)
  10. Верите ли вы, что в  неопределенно-личных предложениях  сказуемое выражено глаголом 1, 2-го лица, ед. числа? (НЕТ)

          Взаимопроверка производится на экране, выставление оценок                   слайд 11

2) Теперь применим наши теоретические знания на практике                 слайд 12

Выборочное списывание: 1кол – опред – личные, 2 кол – неопред – личные, 3 кол – безличные

Задание: выписать предл., выделить основы, вставить пропущенные буквы.

1, Очень холодная зима! (наз)

2. С вечера крепко подморозило. (безл)

3. Снегу намело до самых крыш (безл)

4. С трудом пробираюсь по узкой тропинке. (О – Л)

5. Вот и знакомый дом. (наз)

6. Меня здесь ждут. ( Н –Л)

7. Радуюсь приветливым лицам хозяев. (О – Л)

8. Меня радостно встретили. ( Н –Л)

- Какие предл. Не выписали, почему? (1, 5 – назывные)

3)Наблюдение за ролью односоставных предложений в речи.

Теоретические знания мы применили, осталось поговорить о роли односоставных предложений в тексте.

- Какой темой объединены предложения, с которыми мы только что работали? (зима)

- А можно ли эти предл. назвать текстом? Аргументируйте свой ответ.

(да, т.к. предложения  связаны по смыслу и грамматически, стоят в определенном порядке, их можно озаглавить)

- Какой вывод мы можем сделать, что перед нами? (текст)

- Какую роль выполняют здесь односоставные предложения?

(1и 5 – называют предмет, о котором говорится;

       4 и 7 - Определенно - личные предложения позволяют ясно лаконично рассказать о    

       внутреннем состоянии.

      6 и 8 - Неопределенно – личные предложения не указывают на деятеля. Главное –  

      само действие, акцент сосредоточен на действии.

      2 и 3 - Безличные предложения помогают передать состояние природы.)  слайд 13

Посмотрите на следующий текст, прочитайте стих – е Блока «Снег да снег» Проанализируйте его со смысловой и синтаксической точки зрения.

Задание: выделите основы, определите вид односоставных предложений, укажите их роль в тексте.

Александр Блок     «Снег да снег»

Снег да снег. Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, светло и бело!

Только черные, черные стены...

И дыханье выходит из губ

Застывающим в воздухе паром.

Вон дымок выползает из труб;

Вот в окошке сидят с самоваром.

- Какие односоставные предложения встретились?

- Какую роль они играют в тексте? (1 –называет предмет, 2, 4  –состояние природы, последнее – показывает важность  действие, на улице холод, а они сидят, попивая чай, и греются)

- Определите стиль и тип речи. (книжн, худ, описание)

 - В каком стиле чаще всего встречаются односоставные предложения? А в каких еще могут встречаться? (публиц, разговорный)

- А каком типе  речи их больше? (описание)

- Ответьте на вопрос, какова роль предложений в худ. тексте, продолжив предложения.

Односоставные предложения понятны без второго главного члена. Отсутствие его усиливает смысловое значение того члена, который есть в предложении.

В Опр – Л и Неопр – Л предложениях подчеркивается больше действие.

Выразительная емкость назывных предложений помогает немногословно обрисовать картину.

Безличные предложения помогают четче передать состояние человека или природы.

Вывод запишите в виде синквейна.                                                       слайд 14

  1. односоставные предложения
  2. называют, описывают
  3. назывные, опр – л, неопр – лич, безличные
  4. Играют важную роль
  5. Замечательные

V. Итог

С ПОМОЩЬЮ СИНКВЕЙНА  мы подвели итог нашего урока.

Теперь вернемся в начало и вспомним цель урока.                                       слайд 15

- Скажите, мы достигли цели?

- Какие задания помогли нам в достижении цели?

- Что оказалось трудным, какой вид работы понравился?

VI. д/з                                                                                               слайд 16

- Вы заметили, какой темой были объединены все задания на уроке? (зима)

Это не случайно – на  дворе зима. Вспомните эпиграф нашего урока.

« У наших зим особенная прелесть!»

Вашим д/з будет:                                                                                             слайд 17

  1. написать мини – сочинение по теме эпиграфа, используя нем разные виды односоставных предложений.
  2. Составить на эту тему 8 односоставных  предложений разных видов.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У наших зим особенная прелесть! Н. И. Рыленков

Слайд 2

Тема: Обобщение изученного по теме: « Односоставные предложения» Цель: Обобщить и закрепить знания об односоставных предложениях, выяснить их роль в художественном тексте.

Слайд 3

Назывные Л.Н.Толстой писал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина» Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. А.А.Фет

Слайд 4

Определенно-личные М.В.Ломоносов о них говорил: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит». Приготовьте скорее сани!

Слайд 5

Неопределенно-личные А. Пешковский писал: «Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное» Под Рождество, бывало, до звезды не ели.

Слайд 6

Безличные Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. А.А.Фет «Вечер»

Слайд 7

обобщенно – личные Любишь кататься – люби и саночки возить. Он любил, как в наши лета не любят.

Слайд 8

Прием: «веришь – не веришь» 1 . Верите ли вы, что односоставные предложения – это предложения с одним главным членом? 2. Верите ли вы, что односоставные предложения с главным членом – подлежащим именуются назывными? 3. Верите ли вы, что в определённо-личных предложениях глагол-сказуемое может быть выражен неопределённой формой глагола?

Слайд 9

4 . Верите ли вы, что в безличных предложениях нет и быть не может подлежащего? 5. Верите ли вы, что односоставные предложения могут быть только нераспространёнными? 6 . Верите ли вы, что определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут составлять группу обобщённо-личных предложений? 7 . Верите ли вы, что обобщённо-личные предложения часто используются в пословицах?

Слайд 10

8 Верите ли вы, что глагол-сказуемое в неопределённо-личных предложениях может стоять в форме 1 лица, ед. числа, прошедшего времени? 9 Верите ли вы, что слово «нет» может выступать в роли сказуемого в безличном предложении? 10 Верите ли вы, что в неопределенно-личных предложениях сказуемое выражено глаголом 1, 2-го лица, ед. числа?

Слайд 11

Взаимопроверка ДА « 5» - 0 ош. ДА « 4» - 1-2 ош. НЕТ « 3» - 3-4 ош. ДА НЕТ ДА ДА НЕТ ДА НЕТ

Слайд 12

Выборочное списывание Задание: выписать предложения, выделить основы, вставить пропущенные буквы. 1. Очень холодная зима! 2. С вечера крепко подм..розило. 3. Снегу намело до самых крыш(?). 4. С трудом проб..раюсь по узкой тр..пинке. 5. Вот и знакомый дом. 6. Меня (с,з)десь ждут. 7. Радуюсь пр..ветливым лицам хозяев. 8. Меня радос(?)но встретили.

Слайд 13

Александр Блок «Снег да снег» Снег да снег. Всю избу занесло. Снег белеет кругом по колено. Так морозно, светло и бело! Только черные, черные стены... И дыханье выходит из губ Застывающим в воздухе паром. Вон дымок выползает из труб; Вот в окошке сидят с самоваром.

Слайд 14

Составление синквейна 1 строка – существительное 2 строка – два глагола 3 строка – три прилагательных 4 строка – предложение о предмете 5 строка – мое отношение к предмету

Слайд 15

Цель: Обобщить и закрепить знания об односоставных предложениях, выяснить их роль в художественном тексте.

Слайд 16

У наших зим особенная прелесть!

Слайд 17

Домашнее задание Написать мини – сочинение по теме эпиграфа, используя нем разные виды односоставных предложений. Составить на эту тему 8 односоставных предложений разных видов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык в 8 классе . « Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения».

Урок русского язык в 8 классе .« Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения»....

Презентация для интерактивной доски «Повторение изученного по теме «Односоставные предложения»

Обобщение и систематизация знаний об односоставном предложении....

Обобщение изученного по теме "Односоставные предложения"

Урок русского языка в 8 классе по ФГОС...

Обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения»

Цели урока: повторить и  систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.Задачи урока:Обучающие задачи: закрепить полученные знания об односоставных ...