Обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Монгуш Светлана Май-ооловна

Цели урока: повторить и  систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

  • закрепить полученные знания об односоставных предложениях;

Развивающие задачи:

  • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать умения решать тестовые задания.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnosostavnye_predlozheniya_16.05.doc93 КБ
Файл odnosostavnye_predlozheniya_16.05.pptx388.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в  8 классе.

Тема урока:            

 Обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения»

Базовый учебник:  

Русский язык. 8 класс, учебный комплекс под редакцией  Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцевой.                                        

Цели  и задачи урока

Цели урока: повторить и  систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

  • закрепить полученные знания об односоставных предложениях;

Развивающие задачи:

  • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать умения решать тестовые задания.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.

Тип урока.                

повторительно – обобщающий

Формы работы учащихся.        

групповая и индивидуальная  работа, фронтальный опрос.

Необходимое техническое оборудование.        

Компьютер, проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

 Приветствует учеников.

Повернулись, подтянулись, улыбнулись. Здравствуйте, садитесь

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Слушают учителя

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Коммуникативные: общение и взаимодействие, планирование учебного процесса

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

  1.Этап «Повторенье-мать ученья» (терминологическая групповая работа)

-прочитайте название этапа. Как вы понимаете его смысл?

I группа.

1.Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена, называется _________________

2.Предложение с главным членом сказуемым, называется _________________________________________________

3.Предложение с главным членом  подлежащим, называется _______________________________________

4.Предложение со сказуемым – глаголом в форме 3 лица множественного числа, называется ___________________

II группа.

1.Предложение со значением обобщённого лица, называется _______________________________________

2.Предложение, в котором нет и не  может быть подлежащего, называется…

3.Предложение, в котором грамматическая основа представлена подлежащим, называется _______________

4.Предложение со сказуемым – глаголом в форме 1, 2 лица единственного и множественного числа, называется _________________________________________________

(Слайд№1)

1.Этап «Повторенье-мать ученья» (терминологическая групповая работа)

Работа по карточкам

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

3.Постановка учебной задачи.

Цель:  обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

-какие термины мы повторили?

-давайте сформулируем тему и задачи урока

-и так, мы повторили  и проверили свои знания умений и навыков по теме «Односоставные предложения»  

(Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков, т.е. обобщим изученное об односоставных предложениях, закрепим навыки и умения, полученные при изучении данной темы.)

Ребята формулируют тему и задачи урока.

(Слайд№2»)

Учащиеся записывают:

Двадцать первое декабря.

Классная работа.

Обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения»

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую, поиск информации по словарю.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

4.Включение изученного в систему знаний.

Цель: построение и фиксация нового знания.

2.Этап «Не торопись отвечать, торопись слушать»

-прочитайте название этапа. Как вы понимаете его смысл?

-ребята, вы знаете, кто из лингвистов впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике?

-давайте послушаем об этом сообщение вашего одноклассника.

(Слайд №3)

Сообщение учащегося:

Впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. Именно А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Именно он «впервые собрал колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка».

Научные интересы языковеда многогранны: А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков, возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии.

Шахматов внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории русского языка.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные:действия  оценивания усваиваемого содержания.

Физминутка. Динамическая пауза

Цель: сменить вид деятельности.

А теперь я буду называть действия, а вы их выполняйте.

- Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и, не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, дверь, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

Выполняют упражнения, настраиваются на позитивный лад

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5.

Этап закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

3.Этап. «Дело словом не заменишь»

Закрепим теоретические знания практикой. «Индивидуальный»

1 ученик от каждой группы работает по карточке. Затем сильные учащиеся из другой группы проверяют.

I группа. Карточка №1.

1.Перечислите односоставные предложения.

2.Найдите характеристику, которая соответствует предложению «Приучайте себя к сдержанности и терпению»:

1) двусоставное

2) односоставное, безличное

3) односоставное, определенно-личное

4) односоставное, неопределенно-личное

3.К какому типу односоставных  относится предложение

«Ленивого по платью узнаешь»:

1)неопределенно-личное

2) определенно-личное

3) безличное

4) обобщенно-личное

4. Отметьте неопределенно-личное предложение:

1)Ребята, не опаздывайте на занятия кружка.

2) Вы меня легко узнаете.

3) В тот зимний вечер у нас в семье украшали елку.

4) В воздухе тишина.

5. Не является обобщенно-личным предложением:

1)Береги честь смолоду.

2) Дни осени бранят обыкновенно.

3) Тише едешь – дальше будешь.

4) Потом его в степи без чувств нашли.

II группа. Карточка №2

1.Перечислите односоставные предложения.

2. Отметить предложение, в котором нет и не может быть подлежащего:

1) Стало серо и мрачно.

2) Его сшибли с ног.

3) Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный.

4) На этот праздник не нужен билет.

3.Найдите предложение,  соответствующее схеме  «назывное + неопределенно-личное»:

1)Середина января, на полях совсем нет снега.

2) Всё сильнее пригревало солнце, в деревнях закончили работу.

3) Вот новая школа, рядом строят Дворец культуры.

4) Чуть брезжило, фонарь освещал тихо падающие листья.

 4.Найдите неполное предложение в составе сложного:

1)Летом светает рано, а зимой поздно.

2) Уже смеркалось, и надо было торопиться.

3) Еще держатся морозы, но в воздухе веет весной.

4) Ветер начал крепчать, и грести становилось труднее.

5.Отметить назывное предложение:

1)Сыплет черемуха снегом.

2) Ходят грачи в полосе.

3) Второй час дня.

4) Гвоздика красная.

 Остальные работают с учебниками

стр .____, упражнение _____

(1-3 предложения)

Сильные учащиеся из другой группы проверяют.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

4 этап «Из речи пустой мысли не извлечёшь»
Дописать пословицы, кто быстрее и правильнее?

  1. Соловья баснями...
  2. Что написано пером…
  3. По одёжке встречают..
  4. Слово не воробей..
  5. Семеро одного….
  6. Не говори «гоп»..
  7. Поспешишь - людей..
  8. Готовь сани…

(Слайд№5)

Самостоятельно выполняют (творческое списывание)

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

7   Рефлексия.    

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

5 этап «Что посеешь, то и пожнешь»

       1. Укажите, какие утверждения неверны.

а) В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из подлежащего или сказуемого.
б) В определенно-личных предложениях главный член предложения выражен глагольной формой 1-го или 2-го лица.
в) Безличными называются предложения, в которых отсутствует подлежащее.
г) Определенно-личные и неопределенно-личные предложения могут иметь обобщенное значение.

1) в; 

2. Укажите, какие утверждения неверны.

а) В неопределенно-личных предложениях главный член выражен глагольной формой множественного числа: или 3-го лица наст. или буд. времени, или прош. вр., или условного наклонения.
б) Ведущий признак безличных предложений – не просто отсутствие подлежащего, а невозможность восстановления в них подлежащего.
в) Главный член безличного предложения выражается только безличным глаголом или личным глаголом в безличном значении.
г) Назывные предложения употребляются в художественной литературе, в газетных и журнальных статьях (публицистике).

1) в;

  Рефлексируют.

Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

(Слайд№6)

«5» - материал усвоен, могу объяснить другим.

«4» - материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.

 «3» - материал усвоен, но есть вопросы. 

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

9. Домашнее задание

Запишите домашнее задание: выпишите односоставные предложения из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Записывают д/з:

10.Итог урока

«     6 этап «По одежке встречают, по уму провожают»

- Итак, сегодня на уроке мы вспомнили одно из самых трудных тем в русском языке «Односоставные предложения».

- Спасибо вам, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вы извлекли из нашего урока много полезного для себя.

В заключении я хочу подарить вам стихотворение, в котором тоже есть односоставные предложения. К тому же, я хочу, чтобы эти слова были вам руководством к действию в вашей дальнейшей жизни.

Когда тобою решено

Добиться благородной цели,

То остаётся лишь одно:

Осуществить мечту на деле.

Иди вперёд своим путём,

Иди, исполненный отваги,

И пусть овраги, пусть коряги,

Ты всё равно иди своим путём.

Слайд №7)

Спасибо всем. Урок окончен. Всего вам доброго. Успехов!

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

I . Этап «Повторенье-мать ученья» (терминологическая групповая работа)

Слайд 2

Обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения»

Слайд 3

Шахматов Алексей Александрович Именно А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения.

Слайд 4

3.Этап «Дело словом не заменишь» «Индивидуальный» Закрепим теоретические знания практикой.

Слайд 5

Соловья баснями... Что написано пером… По одёжке встречают.. Слово не воробей.. Семеро одного…. Не говори «гоп».. Поспешишь-людей .. Готовь сани… 4 этап «Из речи пустой мысли не извлечёшь» Творческое списывание. Дописать пословицы, кто быстрее и правильнее?

Слайд 6

«5» - материал усвоен, могу объяснить другим. «4» - материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания. «3» - материал усвоен, но есть вопросы.

Слайд 7

Домашнее задание: выписать из художественных текстов по 3 предложения на разные виды.

Слайд 8

Спасибо всем. Всего вам доброго. Успехов ! 6 этап «По одежке встречают, по уму провожают»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык в 8 классе . « Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения».

Урок русского язык в 8 классе .« Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения»....

Презентация для интерактивной доски «Повторение изученного по теме «Односоставные предложения»

Обобщение и систематизация знаний об односоставном предложении....

Обобщение изученного по теме "Односоставные предложения"

Урок русского языка в 8 классе по ФГОС...

Обобщение изученного по теме: « Односоставные предложения».

Тема: Обобщение изученного по теме: « Односоставные предложения».Задачи: - Обобщить и закрепить знания об односоставных предложениях- Вспомнить роль односоставных предложений в тексте...