«Семантика слова. Прямое и переносное значение»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе по теме"Семантика слова. Прямое и переносное значение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.odt37.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»

 Урок усвоения нового материала

 «Семантика слова. Прямое и переносное значение»

(6 класс)

По учебнику М.Т.Баранова

                                               Подготовила:
                                              Куксова Олеся Анатольевна, учитель русского языка и литературы

                                               высшей квалификационной категории.

Тамбов

2015 год

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: Русский язык

Класс 6

Тема урока: «Семантика слова. Прямое и переносное значение».

Куксова Олеся Анатольевна

  • Тип урока :урок  изучения нового материала. 
  • Цель: создание условий для совместной познавательной деятельности в процессе изучения  материала по теме, в которых обучающиеся смогут решать следующие задачи

- повторить и обобщить знания о лексике, лексическом значении слова;

-- при выполнении заданий, доказать, что слова могут иметь как прямое, так и переносное значение ;

- закрепить  правописание;

- познакомиться с понятиями «эпитет», «олицетворение», «метафора»

- развивать умение правильно строить устный ответ;

- формировать и воспитать  аккуратность, внимание и взаимопомощь

УУД

Познавательные- уметь формулировать тему урока; устанавливать причинно- следственные связи; осознанно строить устный ответ; доказывать, аргументировать свою точку зрения,  сравнивать полученные результаты.

Коммуникативные- планировать учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками; давать адекватную оценку выполненного  действия; слушать в соответствии с целевой установкой;

Регулятивные- формировать свое мнение  с учетом высказывания других членов группы; понимать и принимать возможность различных позиций других людей; ориентироваться на позицию партнера;  владеть элементами коммуникативной рефлексии

Прогнозируемые результаты

1личностные - осознание практической важности умения определять прямое или переносное значение слова; развивать навыки работы в группе.

1- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

2- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

3-сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

4-освоить правила поведения при работе в малых группах;

5-способность вести диалог, достигать взаимопонимания

2 предметные  

1 знать понятия «семантика», «прямое» и «переносное» значение слова;

2 формировать умение применять на практике полученные знания

  1. метапредметные
  1. уметь принимать и сохранять цель урока;
  2. уметь определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, делать вывод;

        3 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  1. сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  2. планировать, контролировать и оценивать  свои действия;
  3.  слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
  4. умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ ):УМК под редакцией М.Т. Баранова, презентация, заготовки схем, толковые словари С.И. Ожегова, «Словарь –справочник лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя.

Структура и ход урока

Этап урока

ИКТ

оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Ι. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

  Психологический настрой детей на урок.

-Посмотрите на экран. Мы видим изображения радуги, весеннего дождя, различные весенние краски. Но сегодня мы постараемся увидеть радужную палитру не природы, а русского языка, ощутим его богатство, откроем некоторые загадки. Пожелаем друг другу успехов на нашем уроке.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Ι Ι. Обобщение ранее изученного.

Актуализация

знаний

ΙΙΙ.1 Постановка учебной цели

Терминологический диктант.

Наука, изучающая словарный состав языка, называется

Словарный состав языка называется

То, что обозначает слово, называется

Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…

Слово, имеющее два и более значений, называется

Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется

1.Послушайте стихотворение 

Лапки

Что лапки разные бывают,

На свете все про это знают.

Лапки с копытцами – у олененка,

В «тапочках» серых – у Тишки-котенка.

Лапки пушистые есть у собачек,

Ежик свои – под колючками прячет.

Только у елки особые лапки,

Их в Новый год украшают ребятки.

Елки в игрушках, увита дождем.

Мы Деда Мороза с подарками ждем.

  • Сколько раз встречается слово «лапки» в тексте? Что оно означает?

Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются  Толковые словари. Обратимся к одному из них

2.Словарно-орфографическая работа

Таким образом, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель урока  

Запись темы «Семантика. Прямое и переносное значение слова».

 А что такое семантика? Слово нам незнакомое. Что нужно сделать, чтобы понять его значение?

Прослушайте стихотворение и ответьте на вопросы, которые представлены на слайде.

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь – 
С головой в нее уйдешь.
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
Снял он сказку “Колобок”,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги – 
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!” 
Если кончится рассказ,
Ставить точку в самый раз.

Пишут терминологический диктант

Проверяют записанные термины

Слушают стихотворение, отвечают на вопрос

формулируют тему урока.

Запись  темы урока

Формулируют цель урока

Учащиеся находят в « Словаре-справочнике лингвистических терминов» значение слова «семантика».

Записывают в словарь в раздел «Новые слова».

Самоопределение, личностные: смыслообразование

регулятивные: Целеполагание

коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

Определение темы и учебной цели в результате исследования

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование), воспитательные (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Целеполагание

Коллективное добывание знаний  Коммуникативные:

формулирование темы;

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения;

регулятивные: целеполагание, Решение проблемной ситуации

2.Усвоение новых знаний.

Слайд5

Слайд 6

  • Как вы думаете,какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «ставит».
  • А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?
  • Заглянем в учебник, прочитаем правило на стр….

Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения.

Заполнение схемы

Значение слова

ззначение сл

Отвечают на вопрос

Работают с материалами учебника

Заполняют схему

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Познавательные:

добывание знаний в ходе чтения теоретического материала

Коммуникативные:

развивать умения   применять новые знания;

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения

Регулятивные Решение проблемной ситуации

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения

3.Первичное закрепление знаний.

4.Закрепление

Работа в группах.  

1.Каждая группа получает лист со схемой, которую надо заполнить.

№1:слово «бросить»,

№2:слово: «спросить»,

№3:слово  «беда»

№4:слово «настоящий»

№5:слово «верный».

Найдите в толковом словаре своё слово и рядом с каждым предложением выпишите то значение слова, которое оно приобретает в данном контексте.

2. Работа с литературоведческими терминами

Слово учителя.

 На основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка – боевой арсенал поэта, писателя, литературоведа, лингвиста и наш боевой арсенал, который поможет научиться красиво писать и говорить на русском языке, грамотно проанализировать любое литературное произведение.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы,  выпишите из него эпитеты, метафоры, олицетворения.

Ж_ла белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не б_сп_коил. Сп_ла она на ветк_ большой ел_. Никогда не заботилась  ни о ком, только о себе. Пр_шло время. У нее по_вились б_льчата. Теперь белка никуда от них не ух_дила. 
Наступила зима. В лесу нач_лись обвалы. Однажды т_желый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к  кому обратит_ся за помощью. Никто не спасет бельчат. Белка быстро прин_лась раскапывать сне_. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.

Работают со словарем Распределяют слова

Осмысление теоретического материала

Работают с изобразительно-выразительными средствами

Выполняют задание

Самостоятельно выполняют задание

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное)

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Коммуникативные: формирование навыка работы в парах

Формирование адекватной оценки, самооценки (Л), адекватного восприятия чужой оценки (Р)

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся);

Познавательные(осмысление полученных сведений)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Познавательные (осмысление полученных сведений)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Познавательные: употребление языковых понятий,

Регулятивные: осознание самого себя как движущуюся силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

ν  Рефлексия

Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Слово имеет …… и …. значение

 Перенос названия происходит, если….

Заполните анкеты, продолжив фразу:

  • Сегодня я узнал(а),
  • Было интересно
  • Особенно понравилось
  • Оказалось неожиданным
  • Вызвало затруднение
  • Было сложно…
  • …..

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок.

Продолжают фразу.

Подведение итогов в ходе заполнения анкеты

Оценивают свою работу

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

 Формирование адекватной положительной самооценки.

νΙ  Домашнее задание.

  1. Индивидуальные карточки с текстами.

Запись учащимися задания  дневники.

ю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов (5 класс).

Урок предназначен для учителей русского языка в 5-ых классах....

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...