РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУДУЩИЙ АБИТУРИЕНТ»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Ольга Павловна Колобаева

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 10 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 классы. М.: Просвещение, 2015 год.

Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budushchiy_abiturient.docx42.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования   №40

имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева»

Рассмотрено                                                 на заседании МО МБОУ «ЦО №40»

Руководитель МО:

________________            «____»_______20___г.

Принята на заседании

педагогического совета

МБОУ «ЦО №40»

Протокол № ____           «____»_____20___г.

«Утверждено»

Директор

МБОУ ЦО «40»

С.А. Гнидина

_________________

Приказ № «____»_____20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БУДУЩИЙ АБИТУРИЕНТ»

Рабочая программа разработана Колобаевой О.П.

Уровень (классы) 10 класс

2020/ 2021 учебный год

г. Тула

Пояснительная записка.

             Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 10 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 классы. М.: Просвещение, 2015 год.

Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Программа курса  рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

        Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах:

самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.

      Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий 2020- 2021 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.

     Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.

 

Цель кружковой работы: помочь учащимся 10 класса подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в     форме ЕГЭ.

Задачи кружковой работы:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в

             КИМах  ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

  • обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их

             использования;

  • повышать уровень грамотности учащихся.

развивающие:

  • совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
  • развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
  • совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
  • совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи  аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.

воспитательные:

  • воспитывать ответственное отношение к экзаменам

Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка.

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • основные функции языка;
  • основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь;
  • основные нормы русского литературного языка.

 К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
  • проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;
  • определять позицию автора;
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
  • уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Основное содержание программы.

Введение – 3 часа.

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Подготовка к заданиям 1-24  – 54 часа.

1. Лексика и фразеология

  • лексическое значение слова;
  • синонимы, антонимы, омонимы;
  • фразеологические обороты;
  • группы слов по происхождению и употреблению;
  • лексический анализ

2. Морфемика и словообразование

  • значимые части слова (морфемы);
  • морфемный анализ слова;
  • основные способы словообразования;
  • словообразовательный анализ слова

3. Грамматика. Морфология

  • самостоятельные части речи;
  • служебные части речи;
  • морфологический анализ слова

4. Грамматика. Синтаксис

  • предложение, грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения;
  • второстепенные члены предложения;
  • двусоставные и односоставные предложения;
  • распространенные и нераспространенные предложения;
  • полные и неполные предложения;
  • осложненное простое предложение;
  • сложное предложение;
  • сложные бессоюзные предложения, смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
  • сложные предложения с разными видами связи между частями;
  • способы передачи чужой речи;
  • синтаксический анализ простого предложения;
  • синтаксический анализ сложного предложения;

5. Орфография

  • употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц;
  • употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц;
  • употребление Ь и Ъ;
  • правописание корней;
  • правописание приставок;
  • правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-);
  • правописание -Н- и -НН- в различных частях речи;
  • правописание падежных и родовых окончаний;
  • правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;
  • слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи;
  • правописание отрицательных местоимений и наречий;
  • правописание НЕ и НИ;
  • правописание служебных слов;
  • правописание словарных слов;
  • слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи;

6. Пунктуация

  • знаки препинания между подлежащим и сказуемым;
  • знаки препинания в простом осложненном предложении;
  • знаки препинания при обособленных определениях;
  • знаки препинания при обособленных обстоятельствах;
  • знаки препинания при сравнительных оборотах;
  • знаки препинания при уточняющих членах предложения;
  • знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения;
  • знаки препинания при прямой речи, цитировании;
  • знаки препинания в сложносочиненном предложении;
  • знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
  • знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи;
  • знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
  • знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью;
  • тире в простом и сложном предложениях;
  • двоеточие в простом и сложном предложениях;
  • пунктуация в простом и сложном предложениях;

7. Речь. Текст.

  • текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста;
  • средства связи предложений в тексте;
  • стили и функционально-смысловые типы речи;
  • отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;
  • анализ текста;

8. Языковые нормы

  • орфоэпические нормы
  • лексические нормы
  • грамматические нормы (морфологические нормы)
  • грамматические нормы (синтаксические нормы)

9. Изобразительно-выразительные средства языка

  • выразительные средства русской фонетики;
  • выразительные средства словообразования;
  • выразительные средства лексики и фразеологии;
  • выразительные средства грамматики;
  • тропы, стилистические фигур

Подготовка к сочинению – 24 часа.

      Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы.  Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

      Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем  экзаменационных работ  предыдущих лет.

       Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

      Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке  позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

      Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

     Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

          Фоновое оформление работы.  Фактические ошибки, их предупреждение.

Комплексная подготовка к ЕГЭ – 21 час.

          Тренинг в формате ЕГЭ. Диагностическая работа в формате ЕГЭ.

                         

                                   

Календарно-тематическое планирование.

№/п

Кол-во

часов

Название темы

Формы занятия

Виды деятельности

учащихся

Планируемые результаты усвоения

материала

План

Факт

Введение 3 часа.

1-3

3

Цели и задачи изучаемого курса.

Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Лекция

Коллективная

Знать спецификацию ЕГЭ 2019-2020 учебного года. Уметь заполнять бланки.

Подготовка к заданиям 1-24 – 54 часа.

4-6

3

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Лекция, практикум

Коллективная, индивидуальная

Отработка задания 4

Знать орфоэпические нормы русского литературного языка.

Уметь использовать эти навыки в речи.

7-9

3

Лексика. Лексическое значение слова. Слова паронимы, синонимы, антонимы.

Лекция, практикум

Коллективно-групповая

Отработка заданий 5,22,24

Знать лексические нормы русского литературного языка.

Уметь использовать эти навыки в речи.

10-12

3

Фразеология

Лекция, практикум

Коллективно-групповая

Задание 24

Знать фразеологизмыУметь находить их в тексте

13-15

3

Морфологические нормы. Грамматические ошибки.

Лекция, практикум

Коллективная

Задание 7

Знать морфологические, грамматические нормы. Уметь исправлять ошибки, связанные с их нарушением

16-18

3

Орфография. Орфографические нормы. 

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Знать орфографические нормы.

Уметь применять орфографические правила на практике.

19-21

3

Правописание корней, приставок, личных окончаний глаголов, суффиксов разных частей речи

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Задание 9 -12

Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике.

22-24

3

Орфография: слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Задание 13

Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике.

25-27

3

Орфография: правописание –Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи.

Правописание

предлогов, союзов

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Задание 14, 15

Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике.

28-30

3

Синтаксические нормы.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Задание 8

Знать синтаксические грамматические нормы. Уметь исправлять ошибки, связанные с нарушением этих норм.

31-33

3

Синтаксис.

Простое, простое осложненное предложение, сложное

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Уметь находить обособленные члены предложения, вводные, вставные конструкции, правильно расставлять знаки препинания при них

34-36

3

Пунктуация. Пунктуационные нормы.

практикум

Коллективно-индивидуальная

Задания 16 -21

Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).

 Уметь использовать эти навыки в речи

37-39

3

Знаки препинания в сложных предложениях разных типов.

практикум

Коллективно-индивидуальная

Задания 16 -21

Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).

Уметь применять эти навыки на практике

40-42

3

Знаки препинания в сложных предложениях разных типов

Практикум

Коллективно-индивидуальная

Задания 16 -21

Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).

Уметь применять эти навыки на практике

43-45

3

Сложное предложение с различными видами связи.

Практикум

Коллективно-индивидуальная

Задания 16 -21

Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).

Уметь применять эти навыки на практике

46-48

3

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Знать

основные  нормы русского литературного языка.

Уметь использовать эти навыки в речи

49-51

3

Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Знать способы и средства связи предложений в тексте.

Уметь определять их.

52-54

3

Текст. Стили и типы речи.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Знать стили и типы речи.

Уметь определять их.

55-57

3

Тренинг в формате ЕГЭ

Комплексное применение знаний

Индивидуальная

Подготовка к сочинению – 24 часа.

58-60

3

Композиция сочинения.

Лекция

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная

Знать композицию сочинения.

Уметь правильно оформлять композиционные части сочинения.

61-63

3

Формулировка проблемы. Виды проблем. Способы формулировки проблем.

Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная

Уметь формулировать проблему исходного текста.

64-66

3

Комментарий к сформулирован-

ной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная

Знать виды комментариев,

Уметь давать разные виды комментариев к проблеме с опорой на исходный текст.

67-69

3

Авторской позиции.

Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная

Уметь выявлять и формулировать авторскую позицию.

70-72

3

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.

Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная

Знать способы аргументации собственного мнения.

 Уметь аргументиро-

вать собственное мнение.

73-75

3

Заключение

Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная

Уметь правильно писать заключение сочинения

76-78

3

Практикум по написанию сочинения.

Сочинение

Индивидуальная

79-81

3

Анализ сочинения

Коллективно-индивидуальная

Комплексная подготовка к ЕГЭ – 21 час.

82-84

3

Тренинг в формате ЕГЭ

Комплексное применение знаний

Индивидуальная

85-93

9

Тренинг в формате ЕГЭ

Комплексное применение знаний

Индивидуальная

94-102

9

Диагностическая работа в формате ЕГЭ

Комплексное применение знаний

Индивидуальная

Учебно-методическое  обеспечение.

  1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова.- М.:Просвещение, 2003.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2007.
  3. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2013. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
  4. Единый государственный экзамен 2015 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.
  5. ЕГЭ-2016. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2016.
  6. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2015.
  7. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин : Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2014.  Русский язык.
  8. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов

 н/Д: Легион, 2012.

Материально-техническая база.

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • интерактивная доска

Интернет-ресурсы для ученика и учителя: 

  1. ФИПИ. Открытый банк заданий.
  2. http://www.ctege.info
  3. http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)
  1. и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...

Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"

Программа дополнительного образования творческого объединения  «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУДУЩИЙ ОЛИМПИЕЦ. ОФП» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Дополнительная образовательная программа «Будущий олимпиец. Общая физическая подготовка» является модифицированной и относится к физкультурно-спортивной направленности.   Общая физиче...

Рабочая программа дополнительного образования детей «Инженер будущего»

Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развив...