«О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кузьменко Екатерина Владимировна

Урок русского языка в 5 классе с использованием приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

Урок русского языка в 5 классе с использованием приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Цель: освоение правила написания букв «О», «Е» после шипящих и «Ц» в суффиксах и окончаниях имён существительных.

Задачи:

  • дать новые знания о правописании букв «о», «е» в суффиксах и окончаниях имён существительных после шипящих и «ц»;
  • развитие умения применять знания на практике;
  • развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;
  • формирование умений в частично – поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.

Оборудование: 

  • таблица;
  • презентация.
  • слова, записанные в следующем порядке на доске:

Шёпот, бечёвка, снежок;

Шорох, крыжовник, тучей;

Жёлудь, щёчка, плечом;

Капюшон, обжора, пейзажем;

Галчонок, шоссе, шофёр;

Решётка, щётка, овражек;

Шов, шорты, крыльцом;

Чёлка, чёлн, умницей.

 (пока закрыты для чтения)

Ход урока:

1. Слово учителя.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный,

Добрый, умный, справедливый,

И весёлый, и счастливый.

- Про кого так можно сказать? Почему? (дети называют своих родителей, друзей, учителей).

- Какой частью речи вы пользовались, чтобы ответить на мой вопрос: «Про кого вы могли бы сказать словами стихотворения?» (именем существительным)

- Какую роль играют имена существительные в нашей речи? (называют окружающие предметы и явления).

- Дайте определение имени существительному.

- Итак, мы продолжаем знакомство с именами существительными, точнее с их правописанием.

Запись числа, «классная работа» в тетради, оставляем строчку для последующей записи темы урока.

- Посмотрите на записанные на доске слова. Что их объединяет? (во всех словах есть шипящие)

- Шипящие – самые капризные буквы. Послушайте про них сказку.

Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

Но плохо гласной букве, когда перед ней оказывается шипящий. С буквами «э», «ы», «ю», «я» шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно буквам «о», «ё»! То всем шипящим подавай букву «ё». То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с «о». Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими. Вот слышишь, они предупреждают:

- Осторож-ж-жно! Мы ш-ш-шипящ-щ-щие!

– Что же мы знаем о правописании гласных после шипящих? (заполняется в таблице колонка «Знаю»:

- после шипящих пишем «и», «у», «а»;

- слова – исключения: парашют, жюри, брошюра;

- в корне слова после шипящих пишем «ё»;

- слова – исключения (перечисляются известные детям слова).

2. Записываем предложение для орфографического и синтаксического разбора:

Ш… л по ш…ссе ч…рный галч…нок.

- Какое слово выбивается из общего ряда? Чем не похоже это слово на другие, использованные в данном предложении? (гласный после шипящей встречается в суффиксе).

- Заполняем вторую графу таблицы: «Хочу узнать» (какая гласная «о» или «е» пишется после шипящих в суффиксах имен существительных? Есть ли исключения?)

3. Из записанных на доске групп слов выбрать третье лишнее и записать в 2 столбика:

с гласной «о»,  с гласной «е»

снежок тучей

плечом пейзажем

галчонок овражек

крыльцом умницей

- Обозначьте морфему (часть слова), в которой пишется «о» или «е». Что же нам будет ещё интересно узнать на уроке? (При каких условиях пишется «о», «е» после шипящих в окончаниях имён существительных? Встречается ли исключения из правила? Почему после «ц» пишется то «о», то «е»?)

- Какова тема урока? (запись темы на строчке, оставленной после записи «Классная работа»).

- Какие будут мнения? (учащиеся называют отдельные буквы, пытаются идти от значения слова).

- Поставьте ударение. Что вы заметили? (Можно сформулировать само правило).

4. Откройте учебник, читайте правило.

- Верно ли ваше предположение?

- Заполняем последнюю графу таблицы «Узнал»:

- после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных под ударением пишется «О», а без ударения – «Е»;

- исключений нет.

- Объясните правильное написание слова «галчонок» в предложении, написанном в тетради.

5. Закрепление.

А) Выполнение упражнений с комментированием:

Плечом, флажок, сапожок, парчовый, мальчонки, зайчонок, шёлк.

- В каком слове напишем «Ё»?

Б) Выполнение упражнения: две колонки «о, е», записать слово, в нужную колонку, объяснить орфограмму.

Два человека у доски, коллективная проверка.

Собачонка, пальцем, тучей, мудрецом, мячом, ежовый, девчонка, блюдцем, ситцевый, доченька, ключом, ножом, ручонка, падежом, храбрецом.

В) Дополнительное упражнение 556.

6. Итоги урока.

- Что же узнали сегодня на уроке? (проговаривание правила).

7. Домашнее задание



Предварительный просмотр:

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ(А)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе с использованием приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Учитель: Кузьменко Е.В.

Слайд 2

Вежливый, старательный, Скромный и внимательный, Добрый, умный, справедливый, И весёлый, и счастливый.

Слайд 3

Сказка про шипящие буквы Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней оказывается шипящий. С буквами «э», «ы», «ю», «я» шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно буквам «о», «ё»! То всем шипящим подавай букву «ё». То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с «о». Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими. Вот слышишь, они предупреждают: - Осторож-ж-жно! Мы ш-ш-шипящ-щ-щие!

Слайд 4

ЗНАЮ: после шипящих пишем «и», «у», «а»; слова – исключения: парашют, жюри, брошюра; в корне слова после шипящих пишем «ё»; есть слова – исключения.

Слайд 5

ХОЧУ ЗНАТЬ: какая гласная «о» или «ё» пишется после шипящих в суффиксах имен существительных? есть ли исключения? при каких условиях пишется «о», «е» после шипящих в окончаниях имён существительных? встречается ли исключения из правила? почему после «ц» пишется то «о», то «е»?

Слайд 6

Тема урока: «О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

Слайд 7

Цель урока: Освоение правила написания букв «О», «Е» после шипящих и «Ц» в суффиксах и окончаниях имён существительных.

Слайд 8

УЗНАЛ(А): после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных под ударением пишется «о», а без ударения – «е»; исключений нет.

Слайд 9

Упражнение Задание: вставить нужную букву, выделить орфограмму, найти и подчеркнуть лишнее слово. Плеч..м, флаж..к, сапож..к, парч..вый, мальч..нка, зайч..нок, ш..лк.