Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. 5 класс. ФГОС.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Исмагулова Гульнара Колбаевна

Конструктор урока русского языка в 5 классе. Буквы о и ё после  шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструктор урока русского языка в 5 классе

Тема урока: Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных (с презентацией).

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока:  Изучение нового материала.

Цель урока:

- отработка способа действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц;

- формирование умения применять правило написания О-Е после шипящих и Ц.

Задачи урока:

- обучающие: учить правильному написанию гласных О и Е в окончаниях существительных творительного падежа после шипящих и Ц.

-развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы. Обогащать словарный запас учащихся.

-воспитательные: формирование чувства уверенности в своих силах, формирование умения работы в коллективе, воспитание интереса к предмету, воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: карточки с заданием для работы в паре и группе, компьютер, мультимедийный  проектор, экран.

Технологическая карта урока русского языка

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть лучами весна в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке предстоит большая и серьезная работа. Я хочу пожелать удачи. Возьмите за руки ребят, с которыми будете работать в группе, пожелайте успеха друг другу.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

- Запишите число, классная работа, тему урока.

20 марта – день весеннего равноденствия, День Земли. (Приложение 1. Сообщение учащегося).

(Слайды 1-2).

Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.

Подготовка к повторению, пройденного материала.

Сообщение учащегося.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД:  целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

1. Проверка домашнего задания.

Словарный диктант.

(Слайд 3).

-Какая орфограмма спряталась в словах? (Употребление ь после шипящих).

- Вспомните данное правило.

Ложь, плащ, мяч, много груш, мышь, из-за туч, дочь, пейзаж, морж, много луж, карандаш, ландыш.

Самопроверка.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.

2. Постановка учебной задачи.

1. Вопрос-ответ.

1. Что такое морфема?

2. Перечислите все морфемы?

3.Что такое окончание?

4. Перечислите все шипящие согласные.

2. Чтение стихотворения

Я нарисую март карандашом. 

 Прозрачным, призрачным пейзажем

 Он ляжет на листок в альбом

 Весенним светлым вернисажем.

(Слайд 4).

*Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

- Ребята, как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом стихотворении? По каким признакам вы догадались об этом? (О весне).

 - Какое настроение вызывает у вас весна?

 - Обратите внимание на выделенные слова.

 - Какой частью речи они являются?

 - В какой морфеме выделены буквы О и Е?

 - После каких согласных стоят эти буквы?

3. Проблемный вопрос

- Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, о или е, надо писать в окончании данных слов.

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

(Ответы учащихся)

- Правильно, сегодня мы познакомимся с правописанием букв о и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных. Нас ждет плодотворная работа.

- Помогите определить цель урока.

Подведение к повторению.

Повторение.

Взаимный тренаж. (карточка у каждой пары).

Коммуникативные УУД: сотрудничество.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Организация наблюдения 

- для изучения новой темы нам понадобятся: имена существительные, шипящие, окончание, падеж. Но не хватает одного звена. Я приготовила вам подсказку.

Ч…десный

 На…писать

 Сл…гать

 (Р,р)ита

 З...леный

 Ю(нн,н)ый

 Нарц…сс

 (на) опушк…

(Слайд 5).

Выделите вставленные буквы по вертикали.

 - Какое слово получилось. (Ударение).

 - Правильно, ребята. Ударение – это главное слово при выборе условия орфограммы.

Текст сказки (приложение 2).

2. Обращение к теоретическому материалу. Параграф 26 пункты 1-2.

Физминутка для глаз.

Актуализация знаний учащихся.

Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Работа в группах.

(задание на листах)

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия:

смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

анализ материала; выбор оснований для составления задания.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.

4. Закрепление.

1. Упр. 207.

Установление осознанного восприятия. Обобщение.

Решение типового задания.

Анализ ошибок.

Коррекция.

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.

Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

5.Рефлексия деятельности (итог урока)

-Что нового узнали?

-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

- Оцените свою работу (!; !?; ?)

Физминутка.

Если утверждение верное хлопаем, если нет – топаем.

- На улице весна.

- Сегодня 20 марта.

- Скоро каникулы.

- На уроке присутствуют гости.

- Окончание – этоорфограмма.

- Окончание – это морфема.

- Ж, Ш, Ч, Щ – гласные.

- Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие.

- пишу О –

Межой,

Лучом,

Пейзажем,

Врачом,

Карандашом

Ландышем.

Организация рефлексии.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

6. Дифференцированное домашнее задание.

Параграф 26,

Задание 3 рубрики «Проверяем себя» на с.149.

1 вариант – упр.206.

2 вариант упр. 208.

Решение типового задания.

Регулятивные УУД: контроль.

Приложение 1.

20 марта – день весеннего равноденствия, День Земли, День счастья.

          Днём Земли считается 20 марта – день весеннего равноденствия, и проводится он по инициативе ООН. В этот день центр Солнца выше земного экватора, и каждый год в Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН, точно в первый момент равноденствия, начинает звонить колокол мира: он звонит в течение минуты, и его звон призывает людей подумать о том, что они сделали и что могут сделать для сохранения своей планеты, улучшения своей жизни и жизни всего живого.

          История создания этого колокола очень трогательна и даже пронзительна: для его отливки использовались монеты, собранные детьми из исчезнувших городов – Хиросимы и Нагасаки. После Второй мировой войны они собирали их по всей Японии, и на колоколе мира, установленном в 1954 году, написано: «Да здравствует мир во всём мире!» - и это не просто лозунг. Можно сказать, что эта надпись выражает самые светлые надежды и стремления всех людей, живших на Земле в XX веке: она выстрадана ими – ведь в этом веке человечество вынесло самые страшные войны в мировой истории.

          Основателем праздника Дня Земли считается американский священник, издатель и бизнесмен Джон Макконелл; он же создал флаг нашей планеты, и стал Президентом Общества Попечителей Земли. В 1969 году на конференции ЮНЕСКО им был представлен проект этого праздника, и в первый раз он отмечался 21 марта 1970 года. В документе, принятом ООН в 1971 году, говорится о том, что люди по-новому увидели Землю после того, как о ней смогли рассказать миру космонавты и астронавты: они передали потрясающую красоту нашей голубой планеты – общего дома всех землян.

           В этот день во всём мире, в разных странах проходят акции и мероприятия, направленные на защиту и благоустройство окружающей среды: экологические выставки и конференции о природе, уборка улиц и территорий в городах, посадка деревьев и остановка автомобильного движения. В России этот праздник стали официально отмечать с 1988 года.

           

День счастья – новый международный праздник.

           Дата празднования – 20 марта - подобрана не случайно. 20 марта это день весеннего равноденствия. В этот день движение Солнца таково, что день равен ночи практически на территории всей планеты. Это символизирует мысль, что на счастье имеет равные права любой житель Земли, вне зависимости от расы, цвета кожи или места его жительства.

Приложение 2.

Ударение и его две дочки.

       Были-были король Ударение и его две дочки – принцесса О и  принцесса Е. Он пытался держать их в строгости, но они иногда выходили из-под контроля. Могли быть  ударными и безударными. Однажды король ударение с принцессами отправился в террариум имён существительных. Террариум охранял сторож Ц, потому что он был твёрдым, глухим. Его не раздражало шипение, свист этих обитателей.

       Принцесса О просунула руку в террариум и погладила ужа. Когда это увидел король Ударение, так от страха закричал на дочь:

- Это хорошо, что ты встретилась с УЖОМ. Мне надо бежать за ВРАЧОМ.

От страха Король побледнел ЛИЦОМ:

- Пошли принцесса, я накормлю тебя БОРЩОМ. Займёшься своим любимым делом: КАРАНДАШОМ.

       Испугавшись гнева короля, принцесса Е убежала. Она залезла на террариум и плакала от страха и одиночества. Он стал её уговаривать:

- Будь УМНИЦЕЙ и спускайся вниз.

       С ПЛАЧЕМ она спустилась.

- Я угощу тебя ГРУШЕЙ.

       Он повёл её домой. За этим ЗРЕЛИЩЕМ следил сторож Ц, пока они не скрылись за РОЩЕЙ.

Обратите внимание на выделенные существительные. Выделите окончание, укажите падеж, подчеркните согласный, который находится перед окончанием, поставьте ударение. Сделайте вывод. От чего зависит выбор гласной?

   

УЖОМ

ВРАЧОМ

ЛИЦОМ

БОРЩОМ

КАРАНДАШОМ

УМНИЦЕЙ

ПЛАЧЕМ

ГРУШЕЙ

ЗРЕЛИЩЕМ

РОЩЕЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)Тема урока: Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...

«О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

Урок русского языка в 5 классе с использованием приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)...

Методическая разработка урока по русскому языку «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»

Класс: 5г.Тема: «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»Цель урока: повторить склонения имён существительных; тренировать навык правильного написания &nd...