Урок по теме "Буквы Е/И в падежных окончаниях имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Глотова Жанна Павловна

Урок по русскому языку, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет, класс

Русский язык, 5 класс (уровень базисный)

Программа

Программа по русскому языку под редакцией Л. М. Рыбченковой

УМК

Учебник  «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2015

Тема

Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Формы организации деятельности 

Фронтальная, индивидуальная и парная работа

Технологии

Компьютерные, коллективного сотрудничества

Цель

Развитие умения опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова

Задачи

Образовательные:

научиться оценивать свою работу, повторить и освоить правописание падежных окончаний существительных

Воспитательные: 

воспитывать уважительное отношение к языку, формировать  культуру общения, потребности и способности к сотрудничеству.

Развивающие: 

развивать внимание и познавательную активность, память, смекалку и сообразительность.

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

Предметные: формирование умения применять алгоритм правописания  букв  Е//И в падежных окончаниях имён существительных

Личностные УУД: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания

 Регулятивные УУД: формирование умения оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

 Познавательные УУД: формирование умения осуществлять запись выборочной информации.

Межпредметные связи

Информатика

Основные термины и понятия темы

Теоретические понятия: морфология, имя существительное, падежные окончания, склонение

Оборудование урока

Учебник  «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2015; ПК; мультимедийный проектор.

Интернет-ресурсы:

1. Блог учителя: http://jannagl.blogspot.ru/

2. Сайт Learningapps

Структура урока

1. Организационный    момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3. Актуализация знаний.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Этап предъявления домашнего задания.

Ход урока

Этап

Организационный момент (2мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Виды формируемых УУД

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя (приветствует учащихся, предлагает проверить подготовку к уроку). Создаёт благоприятную атмосферу.

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Этап

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (5 мин.)

Приём «Незаконченные предложения»

Учитель предлагает закончить предложения:

-«Имя существительное – это…»

-«Существительные имеют…»

-«Существительные изменяются по…»

Учитель записывает слова на доску: синица, зима, метель, горизонт, тень

Предлагает:

- ответить на вопрос: «Какое слово лишнее?»

- записать слова в Род. падеже ед. ч., выделить окончания

- почему у этих слов разные окончания, а падеж один и тот же?

-в каких словах можно допустить ошибку в написании окончаний? Почему?

Сформулируйте тему урока. Каковы наши цели на сегодняшний урок?

– В каких ещё случаях в правописании безударных падежных окончаний существительных можно допустить ошибку?

Продолжают предложения, индивидуальные ответы.

Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь слова в родительном падеже, выделяют окончания.

Отвечают на поставленные вопросы, формулируют и записывают тему урока, формулируют цели урока.

Личностные: формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Познавательные: формирование умения определять цель учебной деятельности, строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

Этап

Актуализация знаний (7 мин.)

Учитель организует работу в парах.

Упражнение 298

Выполняют упражнение, устно проговаривая друг другу ответ. В тетради записывают примеры

Познавательные: формирование 

умения систематизировать материал, полученный ранее

Личностные: формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Коммуникативные: формирование

умения формулировать собственное мнение и позицию, отвечать на вопросы и слушать собеседника, правильно реагировать на предлагаемые вопросы.

Регулятивные: формирование

умения принимать решение и осуществлять  самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Этап

Обобщение и систематизация знаний (7 мин.)

1)Предлагает записать пословицу: Лучше пить воду в радости, чем мёд в кручине.

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Объясните правописание окончаний имён существительных.

2)Предлагает составить алгоритм.

3)Стр. 22 «Советы помощника».

Какие слова-образцы существуют для определения, какое окончание, е или и, писать?

1)Записывают пословицу, объясняют значение, выделяют орфограмму.

2)Работают в группах. Составляют алгоритм рассуждения:

1. Определяю склонение, падеж имени существительного.

2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в падеже.

3) Изучают рубрику «Советы помощника», отвечают на вопрос.

Познавательные: формирование умения строить логические рассуждения.

Личностные: формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению.

Регулятивные: формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формирование умения правильно реагировать на предлагаемые вопросы.

Этап

Применение знаний и умений в новой ситуации (13 мин.)

1)Развиваем умение проверять безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки (словами­помощниками с ударными окончаниями), отрабатываем навык графического обозначения условий выбора орфограммы, выполняя упр. 300

2) Учитель называет словосочетания: Поражаться смелости, думать о жизни, мысли о Родине, идти по площади, сидеть на площадке, отвечать по математике, положить в сарае, побывать в музее.

1)Выполняют самостоятельно упр. 300, после выполнения осуществляют взаимопроверку по образцу. Ошибки анализируют.

2) Объясняют устно написание Е или И в окончаниях, следуя алгоритму

Познавательные: формирование умения осуществлять поиск и выделение необходимой информации; построение логических рассуждений.

Личностные: формирование уважительного, отношения к другому человеку, его мнению.

Регулятивные: формирование умения анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: формирование умения формулировать собственное мнение слушать собеседника.

Этап

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (7 мин.)

1)Предлагает выполнить задание в Learningapps

2) Тест в блоге, проверка уровня усвоения орфограммы

1)Выполняют задание

2) Выполняют тест, взаимопроверка по образцу

Познавательные: формирование умения осуществлять контроль и оценку результатов деятельности

Регулятивные: формирование умения выделять и осознавать то, что уже усвоено, осуществлять взаимоконтроль и анализ допущенных ошибок.

Этап

Рефлексия (2мин.)

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Личностные: формирование умения осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: формирование умения

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные: формирование умения  формулировать собственное мнение

Этап

Предъявление домашнего задания (1 мин.)

Инструктирует учащихся.

Упражнение 299

Анализируют и выявляют степень готовности, записывают в дневники

Личностные: эмоциональное принятие домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Цели: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки проверочных слов. 2.Воспитывать патриотизм, любовь к родине....

Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)

Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён существительных" (УМК "Школа России")

Урок построен необычным образом - учащимся предлагается создать свой выпуск газеты. При этом ребята и повторяют теоретический материал, и самостоятельно подбирают примеры, и редартируют текст....

Методическая разработка урока по русскому языку «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»

Класс: 5г.Тема: «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»Цель урока: повторить склонения имён существительных; тренировать навык правильного написания &nd...

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" с презентацией к данному уроку....

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" с презентацией к данному уроку....