Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)
план-конспект урока (5 класс) на тему

Хайруллина Лилия Хусаиновна

Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зрительного диктанта по методике И.Т.Федоренко).Коррекционно-развивающие цели на данном уроке: развивать связную речь (обогащение словарного запаса через работу над словарным словом), аналитико-синтетическое мышление (через определение падежа имени существительного по вопросу и окончанию, через образование начальной формы слова и определение типа склонения), развивать внимание, зрительную и оперативную память (через письмо зрительного диктанта).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: письмо и развитие речи                                           Дата проведения: 09.04. 2015                                        Класс: 5б

Тема урока: Правописание падежных окончаний имён существительных

Тип урока: урок совершенствования ЗУН

Цели урока:

образовательная: закреплять умение определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формировать навык беглого чтения, орфографическую зоркость (при проведении зрительного диктанта по методике И.Т.Федоренко)

развивающая: развивать связную речь (обогащение словарного запаса через работу над словарным словом), аналитико-синтетическое мышление (через определение падежа имени существительного по вопросу и окончанию, через образование начальной формы слова и определение типа склонения), развивать внимание, зрительную и оперативную память (через письмо зрительного диктанта)

воспитательная: воспитывать мотивацию к учению, чувство патриотизма, гордости за Родину

Методы и приёмы обучения: словесно-практический

Оборудование: медиапроектор, доска, таблица по теме урока, тетрадь-словарь  (салют), индивидуальные карточки с заданиями, карточки с буквами (П, О, Б, Е, Д, А)

Этап урока

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент СЛАЙД 1,2

Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку

Прозвенел у нас звонок.

Ручка?

Тетрадь?

Будем мы учиться вместе. (хором)

- Какой у нас сейчас урок?

- Чему мы учимся на этом уроке?

- На уроках письма и развития речи мы учимся не только грамотно писать, но и  правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- Сегодня на уроке мы будем последовательно выполнять упражнения на закрепление пройденного материала, после каждого упражнения вам будет предложена карточка, которые в конце урока нам пригодятся для выполнения определённого задания.

Начинается урок.

Есть!

На месте!

- Урок письма и развития речи.

- Грамотно писать...

2. Подготовка к активному и сознательному закреплению изученного материала

2.1. Работа над стихотворением «Три друга-товарища» С. Михалкова.

СЛАЙД 3

2.2. Сообщение цели, темы и задач урока.

СЛАЙД 4

-Итак, начинаем... В этом году мы будем отмечать 70 лет со Дня Победы. А 12 марта состоялся городской фестиваль «Солнце для всех», где наш ученик читал стихотворение «Три друга-товарища» С. Михалкова, посвященное героям Великой Отечественной войны.

- Послушайте это стихотворение и подумайте, о чём это стихотворение.

- Скажите, о каком событии говорится в этом стихотворении?

- О чём это стихотворение?

- Именно такие герои смогли одержать победу в Великой Отечественной войне. Благодаря им, мы живём в свободной, мирной стране.

Вручение Грамоты за участие в Фестивале.

- Надеюсь, что в следующем году участников от класса будет больше. 1-я карточка от Марка...

- Тема нашего сегодняшнего урока «Закрепление по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных». Мы будем закреплять умение определять падеж имени существительного по вопросам и падежным окончаниям, а так же правильно писать падежные окончания имён существительных.

Марк читает стихотворение Сергея Михалкова «Три друга-товарища». Остальные слушают.

- О Великой Отечественной войне.

- О мужестве, о героизме...

<1>

Записывают дату, тему урока «Закрепление»

3. Закрепление усвоенных знаний

3.1 Словарная работа

СЛАЙДЫ 5-10

3.2. Зрительный диктант по методике И.Т.Федоренко

СЛАЙДЫ 11-24

3.3. Взаимопроверка

СЛАЙД 25

СЛАЙД 26

3.3. Работа с учебником

 Стр. 227 упр. 361

СЛАЙД 27

СЛАЙД 28

СЛАЙД 29

- В этом году мы будем отмечать 70 лет со Дня Победы. Какого числа произойдёт это событие?

- Чем обычно заканчивается празднование торжественной даты?

Работа в тетрадях-словарях (стр.55):

- Прочитайте значение слова САЛЮТ.

- Разделите слово САЛЮТ для переноса, поставьте ударение.

- Составьте словосочетание с этим словом.

- Составьте предложение со словом САЛЮТ.

- Какие однокоренные слова с корнем САЛЮТ вы знаете?

- Со словарной работой мы справились, очередная карточка...

- А сейчас мы с вами потренируем нашу память. Зрительный диктант. Ваша задача: прочитать, запомнить и затем по памяти записать слово, словосочетание, предложение...

 9 мая 

Май.

Россия.

Цветёт весна.

Отгремела давно война.

И сегодня у братских могил

Вспомним тех,

Кто нам жизнь сохранил.

- Поменяйте тетрадями и проверьте работу своего товарища.

- Молодцы,  ребята. У вас хорошая память. Но мы и на следующих уроках будем продолжать её тренировать, получаем карточку...

-  Сейчас открываем учебник на странице 227, читаем задание упражнения 361.

- Прочитайте текст.

- Определите падеж существительного лошадка в разных предложениях и запишите в определённую строку.

И.п. (кто?) лошадка.

Р.п. (у кого?) ....

Д.п. (к кому?) ....

В.п. (на кого?) ....

П.п. (на ком?) ....

- Мы верно определили падеж существительного лошадка в разных предложениях. Новая карточка...

- 9 мая – День Победы.

- Празднование заканчивается САЛЮТОМ.

Стрельба и фейерверк в ознаменование торжественной даты, события.

СА-ЛЮТ

Праздничный салют, салют в честь победы...

В неб.. ярким цвет.. вспыхнул праздничный салют.

Салютовать.

<2>

На доске  появляются строки стихотворения. Обучающиеся читают, запоминают и записывают по одной строке.

3-я группа (Коля, Ваня, Аня Ер.) работает по карточкам.

Взаимопроверка «Маленький учитель» (поменяться тетрадями, проверить и поставить оценку с опорой на таблицу «Нормы оценок»)

<3>

Читают текст упр.361

И.п. (кто?) лошадка.

Р.п. (у кого?) у лошадки.

Д.п. (к кому?) к лошадке.

В.п. (на кого?) на лошадку.

П.п. (на ком?) на лошадке.

<4>

4. Физкультминутка.

Комплекс №3

Пришло время немного передохнуть...

  1. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

Исходное положение (далее - и.п.) – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

  2) Упражнения для мобилизации внимания.

     И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс;   2 –  левую  руку на пояс;  3 -  правую руку на плечо; 4 -  левую  руку  на   плечо; 5 -  правую руку вверх; 6 -  левую  руку вверх; 7, 8 –  хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13-14 - хлопки   руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4 – быстрый.

Выполняют упражнения

5. Этап проверки понимания обучающимися изученного материала

5.1. Продолжение работы над упр. 361 (работа в парах)

СЛАЙД 30

Дифференцированный подход

СЛАЙД 31

5.2. Стр. 228 упр. 362

СЛАЙД 32

СЛАЙД 33

СЛАЙД 34

- У вас на каждой парте лежат карточки с заданием. Замените в тексте существительное 1-го склонения лошадка существительным 3-го склонения лошадь.

ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ

1,2 гр. - Запишите текст

3 гр. (Ваня, Аня Ер.) – Спишите выделенные словосочетания.

- Объясните правописание падежных окончаний существительного лошадь.

- Вы без проблем заменили существительное 1-го склонения существительным 3-го склонения,  и заработали ещё одну карточку...

Следующее задание на стр.228. упр. 362

- Прочитайте текст. Скажите, чем интересны рисунки ребят?

- Прежде чем выполнять следующее задание, повторим, какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению.

.

- Выберите из текста существительные в единственном числе. Поставьте их в начальную форму и распределите в три столбика.

- Отлично распределили слова по столбикам. Получайте карточку...

Васе хотелось покататься (на ком? П.п.) на  лошади. Но подойти (к кому? Д.п.) к  лошади мальчик боялся. Он смотрел (на кого? В.п.) на  лошадь издалека. Она тоже смотрела на мальчика. (У кого? Р.п.) У лошади был приветливый взгляд.

1,2 гр. - записывают текст

3 гр. (Коля, Ваня, Аня Ер.) – списывают выделенные словосочетания.

Сущ. 3-го скл. в Р.,Д. и Пр. п. – И, в В.п. – на ь, в Тв.п. – Ю. (с опорой на таблицу)

<5>

Высказывают своё мнение, чем интересны рисунки.

Называют признаки трёх типов склонений (род, окончание) с опорой на таблицу.

Называют существительные в единственном числе, ставят их в начальную форму и определяют склонение (с опорой на запись).

<6>

6. Инструктаж домашнего задания

Стр. 229 упр. 364

СЛАЙД 35

- Спишите. Прокомментируйте выделенные орфограммы в словах.

- Для 1 и 2 группы дополнительное задание: выучить стихотворение наизусть. Приготовиться писать его в классе по памяти.

Записывают домашнее задание в дневники:

стр.229 упр. 364

1, 2 гр. - списать, выучить

3 гр. - списать

7. Подведение итогов урока. Оценивание деятельности обучающихся.

Рефлексия деятельности.

Оценка работы класса и отдельных обучающихся. Аргументация выставленных отметок.

СЛАЙД 36

СЛАЙД 37

- Чему учились на уроке? Что было сложно?

- Что же написано на карточках?

- Расположите буквы в нужной последовательности и прочитаете слово...

- Как вы думаете, почему я предложила вам именно это слово?

- В этом году 70 лет со Дня Великой Победы, а так же мы одержали с вами небольшую победу в познании великого русского языка. И на следующих уроках мы будем продолжать учиться грамотно писать,  правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Молодцы, до завтра...

Отвечают на вопросы

- Буквы.

ПОБЕДА

Отвечают на вопросы учителя.


3 группа

Май.

Россия.

Цветёт весна.

Отгремела давно война.

И сегодня у братских могил

Вспомним тех,

Кто нам жизнь сохранил.


САЛЮТ – стрельба и фейерверк в честь торжественной даты, события.

1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги:

 ___________________________________________

2. Составь и запиши словосочетания с данным словом:

______________________________________________________________________________________

___________________________________________

3. Составь и запиши предложение с данным словом:

_________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Запиши однокоренные слова, выдели корень. Объясни значение слов:

_________________________________________________________________________________________________________________________________

        1, 2 группы

Васе хотелось покататься на  _______________. Но подойти к  _______________ мальчик боялся. Он смотрел на _______________ издалека. Она тоже смотрела на мальчика. У _______________ был приветливый взгляд.


3 группа

Покататься на  лошад... . Подойти  к  лошад... . Смотрел на лошад... . Приветливый взгляд у  лошад... .


П

О

Б

Е

Д

А


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание падежных окончаний имён существительных Урок по письму и развитию речи в 5б классе КОУ « Сургутская школа с профессиональной подготовкой» Учитель: Хайруллина Лилия Хусаиновна

Слайд 2

Прозвенел у нас звонок. Начинается урок Ручка? Есть! Тетрадь? На месте! Будем мы учиться вместе!

Слайд 3

Три друга-товарища. Сергей Михалков Жили три друга-товарища В маленьком городе Эн . Были три друга-товарища Взяты фашистами в плен. Стали допрашивать первого. Долго пытали его – Умер товарищ замученный И не сказал ничего. Стали второго допрашивать, Пыток не вынес второй – Умер, ни слова не вымолвив, Как настоящий герой. Третий товарищ не вытерпел, Третий - язык развязал: "Не о чём нам разговаривать!"- Он перед смертью сказал. Их закопали за городом, Возле разрушенных стен. Вот как погибли товарищи В маленьком городе Эн .

Слайд 4

Девятое апреля. Классная работа. Закрепление.

Слайд 5

9 мая – День Победы

Слайд 6

САЛЮТ

Слайд 7

СА-ЛЮТ Стрельба и фейерверк в ознаменование торжественной даты, события.

Слайд 8

/ са-лют Праздничный салют, салют в честь победы , смотреть на салют

Слайд 9

2-е скл . П.п. 2-е скл . Т.п. В неб е ярким свет ом вспыхнул 2-е скл . И.п праздничный салют.

Слайд 10

Салютовать

Слайд 11

Май.

Слайд 13

Россия.

Слайд 15

Цветёт весна.

Слайд 17

Отгремела давно война.

Слайд 19

И сегодня у братских могил

Слайд 21

Вспомним тех,

Слайд 23

Кто нам жизнь сохранил.

Слайд 25

ПРОВЕРЬ ТОВАРИЩА Май. Россия. Цветёт весна. Отгремела давно война. И сегодня у братских могил Вспомним тех, Кто нам жизнь сохранил.

Слайд 26

ОЦЕНИ товарища Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-5 ошибок – «3» Проверил ____________

Слайд 27

Стр.227 упр.361

Слайд 28

И.п. (кто?) лошадка Р.п. (у кого?) у лошадки Д.п. (к кому?) к лошадке В.п. (на кого?) на лошадку Т.п. (кем?) лошадкой П.п. (на ком?) на лошадке

Слайд 30

Васе хотелось покататься на лошад и . Но подойти к лошад и мальчик боялся. Он смотрел на лошад ь издалека. Она тоже смотрела на мальчика. У лошад и был приветливый взгляд .

Слайд 31

Сущ. 3-го скл . в Р.п., Д.п и П.п – И в В.п. – на ь в Т.п. - Ю

Слайд 32

Стр.22 8 упр.36 2

Слайд 33

1 склонение 2 склонение 3 склонение ж.р. м.р. ср.р. ж.р. а я е м.р. о на ь

Слайд 34

1 склонение 2 склонение 3 склонение ж.р. м.р. ср.р. ж.р. а я е м.р. о на ь ель перемена море утро ель лес метель рисунок площадь Мороз ночь салют корабль Дед деревня ёлка

Слайд 35

Домашнее задание Стр.229 упр.364 1,2 гр.– списать, выучить 3 гр. – списать

Слайд 36

ПОБЕДА

Слайд 37

Молодцы! До завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе по теме "Деление слов на слоги"

Урок имеет выраженную коррекционную, развивающую и практическую направленность, т.к. проводиться работа по развитию и коррекчии памяти, через вспоминание пройденного материала; зрительного и слухового...

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Работа с деформированным текстом «Березка»

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....

конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Именительный падеж имен существительных 1-го склонения".

Конспект  открытого урока по письму и развитию речи  в 5 классе  коррекционной школы 8 вида  по теме "Именительный падеж существительных первого склонения"...

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе Тема: Обобщение знаний по теме: «Гласные после шипящих»

Тема урока: Обобщение знаний по теме: «Гласные после шипящих».Цель: обобщить знания учащихся о правописании шипящих в сочетании с гласными.Задачи:Образовательные:-  совершенствовать у...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе «Обобщение по теме: «Имена собственные»

Тема: Обобщение по теме: «Имена собственные».Задачи: Коррекционно-образовательные:              - обобщить и систематизиров...

План-конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе по теме: " Части речи"

План-конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе по теме: " Части речи"...