конспект урока "Причастие и деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Мизорева Лариса Анатольевна

урок обобщения материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка (6 класс)

Тема. Общие и отличительные признаки причасти и деепричастий

Номер урока в теме: 6.

Цель: создание условий для обобщения и систематизации  материала по теме «Причастие и деепричастие»

Задачи организационной деятельности учителя:

Предметные: способствовать развитию умения распознавать причастия и деепричастия, выявлять их общие и отличительные особенности, сравнивать данные формы по лексико-грамматическим критериям.

Личностные: содействовать пониманию причин успехов в учебе, способствовать развитию умения оценивать успешность собственной  деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, проводят сравнение слов по выбранным критериям.

Познавательные: самостоятельно находят способы решения учебной задачи.

Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы обучающихся: фронтальная, работа в парах, дифференцированная, индивидуальная работа

Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, экран.

Образовательные технологии: элементы технологии разноуровневого обучения, игровой, интегративной, ИКТ-технологии.

  1. Орг.момент Слайд 1
  2. Повторение  - игра «Правда-ложь» (сигнальные карточки)
  1. Причастие  - это особая форма глагола. +
  2. Возвратные причастия имеют постфикс -ся. +
  3. Причастия совмещают признаки глагола и наречия. –
  4. Причастия согласуются с существительными по родам, числам и падежам.+
  5. Чтобы правильно выбрать окончание причастия, нужно задать вопрос от определяемого слова. +
  6. Деепричастие – это самостоятельная часть речи. -
  7. Деепричастия изменяются по родам, числам и падежам. -
  8. Деепричастия зависят от глагола и обозначают добавочное действие. +
  1. Формулирование целей (совместно с классом) и самоопределение деятельности

Какова цель нашего урока? Сравнение вы производите на разных уроках. Что можно сравнивать на уроках истории, математике, биологии? Вспомните, мы составляли сравнительную таблицу по роману Пушкина «Дубровский». Каких героев мы сравнивали? Почему было три графы?

Для сравнения необходимо знать параметры. По каким критериям можно сравнить причастия и деепричастия? (на листах – общ. гр. знач, вопросы, синтакс. функция, морфолог. призн, способы образования)

Представим работу в виде таблицы. Как её оформить? (Чертим таблицу в тетрадь) Слайд 2

  1. Работа по заполнению таблицы
  1. Что такое общее грамматическое значение? Вспомните, что обозначают причастия? Деепричастия? (п.1)
  2. Карточка 1

Какой следующий параметр сравнения? С какой единицей мы будем работать? Обратитесь к розовой карточке. Как вы думаете, где мы будем оформлять работу? Почему?

(работа на розовых карточках; проверка) п.2,3

  1. Музыкальная пауза (творчество Пастернака)

Как часто на уроках русского языка мы с вами, подобно анатомам, разрезаем слова, вычленяя из них корни и суффиксы, классифицируем,  указываем признаки. Эта работа кажется порой очень скучной. Но не стоит забывать, что только зная внутренние законы языка , можно построить не просто грамотные конструкции, а особенную художественную ткань. Великим мастером художественного слова мы по праву можем назвать Б. Пастернака  Слайд

Смотрим видео.Слайд

- Каково настроение произведения? Какую тему оно отражает?

-  Выпишите прич. и дееприч. Произведите словообр. р-р (по 1 чел у доски). Сделайте вывод, как образуются причастия и деепричастия

Запись в таблицу (п. 4)

  1. Карточка 2

Выполните задание. (проверка. п.5 – самостоятельно)

  1. Подведение итогов (по таблице)

Подведем итоги. Назовите общие и отличительные признаки причастий и деепричастий.

  1. (дополнительно) Морфологический разбор
  2. Д/з: по выбору (Слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе  "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...

План-конспект урока по теме"Повторение по теме "Деепричастие" в 7 классе

Целью данного урока является обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Деепричастие", поэтапная подготовка к ЕГЭ по русскому языку, так как считаю, что подготовку к ЕГЭ нужно начинать с 5 кл...

план- конспект урока "Употребление деепричастий в речи"

план - конспект урока с применением ЭОР...

Опорный конспект по теме "Деепричастие" в 7 классе

Опорный конспект демонстрируется на интерактивной доске на вводном уроке по теме. Учащиеся переносят его в специальные тетради для ОК, которые ведутся ими с 5 класса....

Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...

Конспект урока. Суффиксы деепричастий

Цель: закрепление изученного материала (видеть в предложении деепричастия, выделять суффиксы деепричастий)...

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...