Для вас, ребята!
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку

Лаптева Екатерина Валерьевна

Данные материалы пригодятся ребятам для подготовки к урокам и выполнения творческих заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_dlya_obuchayushchihsya.docx45.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ

План самостоятельного анализа художественного произведения

1.  История создания: когда написано произведение, какое место занимает

оно в творчестве автора, какие явления эпохи отражены.

2.  Тема: избегая пересказа содержания, коротко сказать, что изображается

в произведении.

3.  Проблема:  основной  вопрос  (или  вопросы),  который  ставится  и

решается в произведении.

4.  Идея:  ответ,  который  даёт  писатель  на  поставленный  вопрос,  то  есть

главная  мысль  произведения.  Показать,  как  с  главной  идеей  связаны

второстепенные.

5.  Направление,  творческий  метод:  назвать  метод  (реализм,  романтизм,

сентиментализм  и  т.п.),  показать,  какие  характерные  для  данного

направления черты присущи ему.

6.  Основные  образы:  дать  групповые  характеристики,  выделить

индивидуальное своеобразие главного героя каждой группы.

7.  Художественное  своеобразие:  1)  род  (эпос,  лирика,  драматургия),

жанр. Например, «Поднятая целина» - произведение эпическое, роман;

2) сюжет, композиция. Найти основные элементы сюжета (экспозиция,

завязка,  развитие  действия,  кульминация,  развязка),  охарактеризовать

построение  сюжета;  3)  пейзаж  (своеобразие  пейзажа  и  его  роль  в

раскрытии  характеров  и  идеи  произведения);  4)  поэтика  (привести

примеры  эпитетов,  сравнений,  метафор,  показать их  художественную

роль в создании  картин и  образов; 5) язык героев  и автора (показать

индивидуальное  своеобразие  языка  героев,  его  роль  в  обрисовке

характера,  употребление  книжных  и  разговорных  слов,  архаизмов  и

историзмов, неологизмов, диалектизмов; 6) особенности стиха (каким

стихотворным размером написано, какие рифмы).

8.   Значение  произведения:  место  произведения  и  его  значение  для    

развития  литературы  и  общественной  жизни  своего  времени  и

последующих эпох.

 

 

 

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

ТРОП – употребление слова или выражения в переносном значении.

ГИПЕРБОЛА  –  художественное  преувеличение  тех  или  иных  свойств

изображаемого предмета. «В сто сорок солнц закат пылал» (В.Маяковский).

ИРОНИЯ  –  троп,  состоящий  в  употреблении  с  целью  насмешки  слова  или выражения  в  значении,  противоположном  буквальному.  «Гвоздин,  хозяин превосходный,/ Владелец нищих мужиков» (А.С. Пушкин).

ЛИТОТА  –  художественное  преуменьшение  тех  или  иных  свойств

изображаемого  предмета.  «В  больших  сапогах,  в  полушубке  овчинном,/  В  больших рукавицах… а сам с ноготок!» (Н.А.Некрасов).

МЕТАФОРА – перенесение свойств одного предмета или явления на другой

по  принципу  их  сходства,  скрытое  сравнение.  «Покатились  глаза  собачьи/  Золотыми звёздами в снег» (С.А. Есенин).

МЕТОНИМИЯ  –  перенесение  свойств  одного  предмета  или  явления  на

другой по принципу их смежности (материал - изделие из него, содержимое -

содержащее, продукт  -его  производитель, действие-орудие действия и  т.д.).

«И вы, мундиры голубые,/ И ты, послушный им народ» (М.Ю. Лермонтов).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  –  троп,  состоящий  в  перенесении  свойств  человека  на  неодушевлённые  предметы  или  отвлечённые  понятия,  разновидность

метафоры. «Зима не даром злится,/ Прошла её пора - / Весна в окно стучится

/ И гонит со двора» (Ф.И.Тютчев).

ПЕРИФРАЗ  –  оборот,  состоящий  в  замене  названия  предмета  или  явления  описанием  их  существенных  признаков  или  указанием  на  их  характерные  черты.  «Улыбкой  ясною  природа/  Сквозь  сон  встречает  утро  года»  (А.С.Пушкин).

СИНЕКДОХА  –  перенесение  значения  одного  слова  на  другое  на  основе  оличественных  соотношений:  часть  вместо  целого,  целое  вместо  части,  единственное число вместо множественного и т.д. «И гордый внук славян, и  финн, и ныне дикий/ Тунгус, и друг степей калмык» (А.С.Пушкин).

СРАВНЕНИЕ – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения

одного  из  них  при  помощи  другого.  «как  выжженная  палами  степь,  черна  стала жизнь Григория». (М.А.Шолохов).

ЭПИТЕТ – художественное определение, придающее выражению образность  и эмоциональность. «Отговорила роща золотая/ берёзовым весёлым языком»  (С.А.Есенин).

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – обороты речи, строящиеся на отступлении  от  привычного  речевого  стандарта    и  придающие  выразительность  художественной речи.

АНАФОРА  –  единоначатие,  повторение  слова  или  группы  слов  в  начале  нескольких стихов, строф, фраз. «Люблю тебя, Петра творенье,/ Люблю твой  строгий, стройный вид» (А.С.Пушкин).

БЕССОЮЗИЕ – (асиндетон) – пропуск союзов между однородными членами,  придающий  художественной  речи  компактность,  стремительность, динамичность.  «Швед,  русский  –  колет,  рубит,  режет,/  Бой  барабанный,  крики, скрежет…» (А.С.Пушкин).

ГРАДАЦИЯ  –  цепь  понятий  или  определений  с  постепенным  нарастанием  или убыванием значимости». «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А.Есенин).

ИНВЕРСИЯ  –  нарушение  привычного,  естественного  для  русского  языка  порядка  слов.  «Швейцара  мимо  он  стрелой/  Взлетел  по  мраморным  ступеням» (А.С.Пушкин).

МНОГОСОЮЗИЕ  –  (полисиндетон)  –  намеренный  повтор  союза  обычно  в  начале  смежных  строк.  «Ох,  лето  красное!/  Любил  бы  я  тебя,/  Когда  б  не  зной, да пыль, да комары, да мухи». (А.С.Пушкин).

ПЛЕОНАЗМ – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью  усиления выразительности речи. «Мария Годунова и её сын Фёдор отравили  себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы». (А.С.Пушкин).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – оборот, в котором эмоциональная значимость  высказывания подчёркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос  ответа  не  требуется.  «Куда  ты  скачешь,  гордый  конь,/  И  где  опустишь  ты  копыта?» (А.С.Пушкин).

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение, носящее условный характер,  сообщающее  поэтической  речи  нужную  информацию:  торжественную,  патетическую,  ироническую.  «А  вы,  надменные  потомки,/  Известной  подлостью прославленных отцов…» (М.Ю.Лермонтов).

СИНТАКСИЧЕСКИЙ  ПАРАЛЛЕЛИЗМ  –  торжественное  или  сходное

построение  смежных  фрагментов  художественного  текста  (чаще  –

стихотворных строк или строф). «Я звал тебя, но ты не оглянулась,/ Я слёзы

лил, но ты не снизошла». (А.Блок).

ЭЛЛИПСИС  –  стилистическая  фигура,  заключающаяся  в  пропуске  какого- либо  слова,  легко  восстанавливаемого  из  контекста.  «Зверю  –  берлога,/  Страннику – дорога,/ мёртвому – дроги,/ Каждому – своё». (М.И.Цветаева).

ЭПИФОРА – повтор слов или сочетания слов в конце смежных стихов, строф ли фраз. «Деточка, / Все мы немножко лошади,/ Каждый из нас по-своему  лошадь» (В.Маяковский).

ПЕРИОД  –  (от  греч.  обход,  окружность)  –  большое  сложное  законченное предложение,  разделённое  отчётливой  паузой  на  2  части,  которые  произносятся  с  повышением  голоса.  «как  плавающий  в  небе  ястреб…,  так Тарасов  сын Остап налетел вдруг на хорунжего». (Н.В.Гоголь).

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ  –  экспрессивный  синтаксический  приём  письменного

литературного  языка:  предложение  интонационно  делится  на

самостоятельные  отрезки,  графически  выделенные  как  самостоятельные

предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь». (П.Г.Антокольский).

 

 

 

 

Порядок работы над сочинением

  1. Выберите и обдумайте тему.
  2. Определите ведущую мысль, которую будет развивать и доказывать, придумвйте аргументы.
  3. Вспомните и отберите тот материал, который понадобится для подтверждения основной мысли.
  4. В отобранном материале выберите главное.
  5. Составьте начальный ( черновой) план.
  6. Подберите факты, примеры, цитаты, подтверждающие ваши мысли.
  7. Работайте над черновиком, следуя намеченному плану.
  8. Закончив сочинение (черновик), прочитайте вслух, проверте последовательность изложения, соразмерность частей, грамотность.
  9. Откорректируйте необходимые места, уберите все ошибки.

Редактирование текста сочинения

  1. Соответствует ли сочинение теме.
  2. Совпадает ли сочинение с планом.
  3. Нет ли логических перерывов и переходов.
  4. Соблюдена ли соразмерность составных частей.
  5. Удалось ли вам доказать свои основные положения.
  6. Стоит ли еще привлечь дополнительный материал.
  7. Сохранено ли единство стиля.
  8. Не злоупотребили ли вы цитатами, восклицаниями, вопросами.
  9. Объективны ли выводы.
  10. Грамотно ли написано.

Требования к оформлению сочинения

  1. Работа должна быть написана чисто, четким, понятным подчерком, без исправлений и помарок.
  2. Желательно подобрать эпиграф, соответствующей теме. Эпиграф пишется без кавычек, с середины страницы вправо. Под эпиграфом указываются инициалы и фамилия автора слов (без скобок).
  3. Каждая новая мысль пишется с нового абзаца.
  4. Цитаты в сочинении берутся в кавычки, если оформлены прямой речью, т.е. с указанием автора с соответствующим глаголом (сказал, отметил, утверждает, говорит...). Фамилия автора в скобки не берется. Если цитата оформлена через косвенную речь или с помощью вводного слова, в кавычки берется только черная речт (т.е. собственно цитата) и пишется с маленькой буквы.
  5. Стихи в кавычки не берутся, если этого не требует конструкция предложения (например, Пушкин писал:”Пет, весь я не умру...”), они записываются столбиком посередине страницы. Если в цитате делается пропуск, то отмечайте его многоточием.

Критерии оценки сочинения

  1. Соответствие сочинения теме.
  2. Полнота раскрытия темы.
  3. Правильность фактического материала.
  4. Содержательность и лаконичность, глубина раскрытия темы.
  5. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвину-того положения.
  6. План и логичность, последовательность изложения.
  7. Самостоятельность мышления.
  8. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.
  9. Смысловая точность эпиграфов и цитат.
  10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамот-ность, соблюдение норм литературного языка.

Анализ поэтического произведения

Анализ - это прежде всего вдумчивое прочтение, которое привело бы к проникновению в мысль и чувства, выраженные писателем.

  1. Вдумчиво прочитайте текст, обратите внимание на то, какие строки вызвали ваш эмоциональный отклик, какие - вопрос и недоумение.
  2. Определите, если можно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.
  3. Раскройте тему, идею, композицию (или движение поэтической мысли), строфику стихотворения.
  4. Выделите ключевые слова и фразы, несущие смысловую, эмоциональную нагрузку.
  5. Составьте план, подборку цитат по теме.
  6. Излагая содержание каждой части стиха ( близко к тексту, цитируя), покажите мысли, чувства, душевное состояние лирического героя. Ка-кими художественными средствами передаются мысли и чувства (эпи-теты, сравнения, метафоры, прием контраста, приемы авторского стиля: пафос возвышенная лексика, риторические вопросы).
  7. Лексика, синтаксические конструкции, фонетика стиха, художествен-ные образы и звукообразы, рифмовка.
  8. Есть ли поэтическое обобщения, литературные традиции.
  9. Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Как следует его читать?

Требования к сочинению

1. Соответствие теме. (Чтобы лучше понять тему, нужно выявить ключевое слово (слова) или понятие в ней.

Например. В теме “Евгений Онегин” - энциклопедия русской жизни” главным, ключевым словом является слово “энциклопедия”. Пушкин сумел отразить в своем произведении быт, традиции, нравы, образ жизни русского дворянства первой трети 19 в.)

2Содержательность и лаконичностью глубина и полнота раскры-тия темы. (Нужно отобрать наиболее важные, яркие эпизоды или ситуации, в которых натура героя (авторская позиция, суть явления) показала наиболее полно. Например, чтобы раскрыть тему “История любви Евгения Онегина” нужно очень хорошо знать сюжет произведения и показать эволюцию чувств главного героя к Татьяне Лариной. Какие же это этапы:

  • отношение к любви как к “страсти нежной”;
  • знакомство с семейством Лариных, высказывания Онегина о Татьяне;
  • письмо Татьяны и отповедь Онегина;
  • бал и дуэль;
  • странствие и духовное перерождение героя;
  • встреча с Татьяной в Петербурге;
  • последнее объяснение.)

3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. (Сочинение должно быть целенаправ-ленным, пронизанным главной мыслью, которой подчиняются все остальные суждения).

4План и логичность, последовательность изложения. (Наличие плана не даст вам уйти от темы, увлечься ненужными деталями, поможет четко формулировать тезисы и их доказательства. Чер-новик обязательно нужен еще и потому, что, если в чистовом ва-рианте допущена грамматическая или синтаксическая ошибка, а в черновике все написано правильно, эта ошибка может считаться опиской.

5. Самостоятельность мышления.

6. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повест-вования.

7. Смысловая точность эпиграфов и цитат. (Эпиграф - ключ к по-ниманию художественного произведения. Но он не обязателен). (Ци-тат же в сочетании должно быть не меньше 4-5. Цитата может использоваться в форме прямой речи; цитируемый отрывок можно пересказать своими словами близко к тексту; допускаются пропус-ки чужих слов в высказывании. Этот пропуск обозначается много-точием.)

8. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.

9. Правильное словоупотребление грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

Требования к творческому изложению

  1. Передать содержание отрывка, по возможности, близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности.
  2. Продолжить текст, развивая любую мысль, намеченную в нем, причем объем продолжения не должен быть меньше прочитанного отрывка.
  3. Озаглавить получившуюся рвботу.

Технология написания изложения.

  1. Определение стилевой и жанровой принадлежности прочитанного отрывка.
  2. Выявление темы и основной мысли отрывка, а также составление содержательного плана.

Как готовиться к изложению (пересказу), близко к тексту.

1. Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.

2. Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем.

3. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

4. Определите, к какому типу речи относится текст.

5. Разделите текст на компазиционные и смысловые части согласно данному плану или составте план самостоятельно.

6. Определите стиль текста. Постарайтесь сохранить в изложении хотя бы некоторые особенности языка данного, произведения.

7. Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.

8. Закройте книгу; напишите черновик изложения, затем после проверки и исправления перепишите его.

Как работать над черновиком изложения.

1. Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Делайте пометки на полях.

2. Прочитайте черновик в слух; прислушайтесь: нет ли в нем речевых ошибок и недочетов. Устраните их.

3. Проверьте, нет ли орфографических и пунктационных ошибок, исправьте их.

Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста.

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Вдумайтесь в тему выборочного изложения, определите его границы.

3. Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.

4. Определите основную мысль изложения (пересказа).

5. Подумайте, какой тип речи будет основным в вашем изложении (пересказе).

6. Определите, какой стиль вы будете использовать.

7. Составьте план.

8. Подумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения (пересказа); какие слова, обороты, предложения для этого использовать.

9. Напиши черновик выборочного изложения, затем после проверки исправлений перепишите его.

Как составлять план текста.

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Определите тему, основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4. Напишите черновик плана, выбрав любую форму (простой, сложный, цитатный). Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

5. Руководствуясь составленным планом, попробуйте воспроизвести или изложить текст.

6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Как готовиться к устному высказыванию.

1. Подумайте, с какой целью и перед какой аудиторией вы будете говорить.

2. Определите тему, основную мысль, и тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, критический, поучительный).

3. Соберите и отберите необходимый для данной темы материал.

4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?

5. Определите возможный стиль вашего высказывания (рахговорный, публицистический, научный, официально- деловой).

6. Составьте план (простой, сложный, цитатный).

7. Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой. Попросите кого - нибудь прослушать вас, учтите их замечания.

8. Учтите, что кульминации должен соответствовать момент, изображенный на картине, составьте план.

9. Постарайтесь включить диалог, элементы описания (обстановки, природы, внешнего вида людей), чтобы это помогало полнее представить ход событий, характеры героев.

10. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Как работать над рассказом

  1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.
  2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.
  3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
  4. Повторите схему композиции рассказа (вступление - завязка - кульминация - развязка - заключение).
  5. Для конкретизации схемы композиции рассказа, составьте план.
  6. При составлении рассказа соблюдайте соразмерность его частей. Помните: наиболее полно в нем должно быть показано главное событие.
  7. В рассказе постарайтесь использовать диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения) так, чтобы они помогли полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.

Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Как работать над рассказом по картине.

  1. Определите жанр картины и сведение о художниках.
  2. Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.
  3. Рассмотрите картину; вдумайтесь в ее содержание (что здесь произошло, почему.)
  4. Постарайтесь представить; что было до момента, изображенного художником, что будет после него.
  5. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим рассказом.
  6. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Ребята! Бросайте курить!"

В данной статье рассмотрено негативное влияние курения на организм человека с точки зрения проходящих в нем физических процессов. Материал статьи можно использовать во внеклассной деятельности, на кла...

Тимбилдинг. Ребята, давайте жить дружно!

Материал может оказаться полезен классным руководителям, воспитателям, работающим в коррекционных школах-интернатах и заинтересованным в сплочении детского коллектива....

"Мы ребята - страусята".

   Ежегодно в школе проводится праздник "День птиц". Ребята принимают активное участие в конкурсе рисунков, изготовлении скворечников, викторинах.      Представляю...

«Вспомните, ребята!»

Классный час - диспут, в свободной прозаической форме, поможет найти ответ на вопрос, который ребята сами себе задают: «Почему мы поем о войне? Сегодня, сейчас?»...

"Ребята, давайте жить дружно!" Урок- путешествие в страну «Лексикология».

Данный урок по русскому языку предназначен для учащихся 5 класса. На уроке идёт закрепление темы "Слово  и его лексическое значение". Урок помогает учащимся увидеть неповторимость, значимост...

Ребята с нашего двора

Сценарий школьной  агитбригады  по здоровому образу жизни...

Советы ребятам, играющим в баскетбол

Основные технические приемы, используемые в баскетболе....