Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных. Урок в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Ольга Петровна Демьянко

Урок-обобщение темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока45.98 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

и в отглагольных прилагательных.

Цели:

1) Продолжить знакомство  учащихся со способами разграничении страдательных причастий прошедшего времени и  прилагательных, образованных от глаголов.

2) Формировать навыки написания НН в причастиях и Н в прилагательных, образованных от глаголов. 3) Развивать  умения различать орфограммы : « -Н- и –НН- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных  от глаголов» и «-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

 4) Воспитывать интерес  к предмету, учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.

Задачи урока

1) формировать грамотность, речевую культуру, осознанные мотивы учения;

2) формировать навыки информационной грамотности и культуры;

3) добиваться глубоких знаний на основе организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, используя информационные компьютерные технологии в урочной деятельности.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков;

Вид урока: урок - практикум.

Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, коллективная, фронтальная, групповая.

Класс делится на четыре группы.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие.

Ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по городу Причастинску, рассмотрим все его достопримечательности.

Этот необычный город находится в большой стране Грамматика. У этой страны есть одна особенность – её нет ни на одной карте мира. Но у нас есть эта карта, посмотрите!

Для начала я расскажу Вам историю создания города Причастинск.

Сказка о причастии.

 Жили-были на свете одинокие суффиксы –ущ-, -ющ-, –ящ-, -вш-, -ш-. –т-, енн –нн -н. Скучно им было жить на белом свете, и решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на свое одиночество.  Говорит им Глагол: «Подарю я вас самое дорогое, что у меня есть, - основу». «Спасибо!»- ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам - получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало. Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

 -Возьмите мои окончания, они вам помогут.

-Спасибо, доброе Прилагательное!

 И суффиксы, взяв подарки,  довольные и счастливые, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из них предложил:

 - Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.

 Согласились остальные, очень уж хотелось побыть беззаботными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом. Возмутились части речи, и решили они наказать ни к чему не причастных бездельников. Глагол сказал: «Называться теперь вы будете Причастиями. А за ваши проказы оставляю вам всего два времени – прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и еще, так и быть, оставлю два вида - совершенный и несовершенный»

 «А я наказываю вас тем, что будете вечно склонятся по падежам, изменятся по родам и числам», - сказало Прилагательное. 

 Погрустили Причастия да делать нечего - надо трудиться. Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их. Прощать  тоже надо уметь. С тех пор все Причастия живут в одном городе, и именоваться он стал Причастинском.

  1. Повторение пройденного материала

Итак, наше путешествие начинается. Чтобы ворота открылись, необходимо назвать пароль. В нашем  случае – правильно ответить на вопросы игры «Верно - неверно»

  1. - Причастия изменяются по падежам? (да)
  2. -причастие не связано с глаголом? (нет)
  3. - Причастия имеют форму будущего времени? (нет)
  4. - Страдательное причастие - это причастие, которое обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета? (нет)
  5. - Краткие страдательные причастия бывают в предложении сказуемыми? (да).
  6. - Бывает ли у действительных причастий краткая форма? (нет).
  7. - Зависимое слово - это то слово, которое зависит от причастия? (да).    
  8. -правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глаголов? (нет)
  9. -Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми? (нет)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Да

+

+

+

Нет

-

-

-

-

-

-

Проверь

Обменяйтесь листами с заданием. Проверьте правильность выполнения. Поставьте «5», не допущено ни одной ошибки. 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3». Более пяти – «2». Выставьте полученную оценку в лист самооценки.

Итак, ворота в город открыты! В путь!

Наше путешествие по городу Причастинск  будет связано с самым сложным – правописанием Нн-н в страдательных причастиях прошедшего времени и в отглагольных прилагательных. На предыдущих уроках мы с вами много работали над этой сложной орфограммой. Сегодня мы обобщим все изученное. Это поможет сделать путешествие увлекательным и полезным.

  1. Актуализация знаний. Закрепление изученного.

Задание для групп:

Вставить пропущенные буквы.  Графически объяснить

Зажже…ый, дрессирован…ый, варе..ый, разорва…ый, купле…ый, гаше..ая водой известь, навьюче…ая лошадь, печё…ые яблоки, прида..ое невесты, вскипячё…ое молоко, груже…ая кирпичом машина,  хоже…ые тропы, неезже…ые дороги.

 

 Прежде чем вы приступите к выполнению задания, давайте обратимся к схеме, составленной на предыдущем уроке,  и вспомним правила.

Проверяйте себя по алгоритму.

      от глагола сов. вида вида                                                          от  глагола…….. вида

                   есть приставка                           нн – н                 нет приставки

          есть зависимое слово                                                      нет зависимого слова

слово оканчивается   на

–ованный -еванный                                                                                                                            

                                           это                           это  

                              причастие                      прилагательное

Сверить с образцом, прокомментировать. Что нам помогло при выполнении этого задания? Схема-алгоритм, составленная ранее.

1-2 ошибки – «5»

3-4 ошибки – «4»

5-6 ошибок – «3»

Результат вносим в лист самооценки.

Вы знаете, что есть слова, написание которых не подчиняется правилам. Что это за слова? Как их правильно писать? Что для этого нужно знать?

Это слова-исключения. Их написание нужно запомнить. Обращаемся к таблице слов-исключений (записана в теоретических тетрадях)

        -Н-

                        -НН-

Раненый

Смышленый

Названый (брат)

Посаженый (отец)

Прощеное (воскресенье)

Приданое (невесты)

Невиданный

Неслыханный

Негаданный

Нечаянный

Желанный

Священный

Деланный

Отчаянный

Купленный

Медленный

Жеманный

Нежданный

Слышанный

Смотренный

Данный

Доморощенный

Деланный

Чванный

Чеканный

На нашем пути – этимологический перекресток.

Группам даны были предварительные задания – выяснить значение и происхождение устойчивых выражений и объяснить их правописание:

  Названый (брат)

Посаженый (отец)

Прощеное (воскресенье)

Приданое (невесты)

Выступление групп

Теперь мы можем двигаться дальше.

К доске приглашаются по одному представителю от группы.

Задание: списать, вставить пропущенные буквы, расставить и объяснить знаки препинания. Объяснить орфограммы.

На картине писа..ой масля..ми красками художник изобразил весе…ие  цветы а на льня..ой скатерти тка..ой шёлком красовалась  стекля…ая  ваза.

Пока ученики работают у доски, остальные пишут буквенный диктант:

Буквенный диктант

  1. Ржа..ой хлеб, 2) фасова..ые продукты, 3) вычище..ый колодец, 4) купле..ый в магазине,5) вяза..ый шарф,  6) газирова..ая вода, 7) гружё..ые повозки, 8) варё..ый в котелке, 9) неезже..ые дороги, 10) усыпа..ая тропинка, 11) печенная в золе картошка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

н

нн

нн

нн

н

нн

н

нн

н

нн

нн

Проверка буквенного диктанта

Поставь себе оценку: «5» - за 10-11 правильных ответов, «4» - за 8- 9, «3» - за 6-7, «2» - за 5 и менее.

Проверка работы у доски. Группа может исправить ошибки.

Учитель:

- А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу прилагательные и причастия. Если слышите причастие – руки вверх - потянулись, прилагательное – руки на уровне груди – поворот туловища вправо-влево.

ЗАКОННЫЙ, ПОТРАЧЕННЫЙ, СОВИНЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ,  ИСТОПТАННЫЙ, ЦАРСТВЕННЫЙ

ЗАЖЖЕННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ, ДИКОВИННЫЙ, ЗАПЕЧЕННОЕ, СДЕЛАННЫЙ.

Мы двигаемся дальше по улицам города

Сейчас наши туристические группы поработают волшебниками. Вам предстоит превратить причастия в прилагательные и наоборот. 1 и 2 группы превращают прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки. Что нужно сделать, чтобы это превращение состоялось? Как изменится написание слов?

1. Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки.

Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, стеганая куртка, путаный ответ.

А третья и четвертая группы превращают причастия в прилагательные.

2. Превратить причастия в прилагательные.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, вымощенная улица, перегруженная машина, жаренная в масле картошка.

Вы можете совещаться в группе.

Как и в любом путешествии, мы должны подкрепиться! Зайдем в необычное языковое кафе.

Задание: помоги шеф-повару составить и правильно записать меню с помощью причастий и прилагательных, которые соответствуют изображениям на картинках.

Картинки:

Сельдь рубят ножом

Достают огурцы из бочки

Квашенная капуста в бочке

Жарят леща

Варят мясные голубцы

Пекут в духовке яблоки

Меню:

Рубленая селедка

Засоленные огурцы

Квашенная в бочке капуста

Жареный лещ

Голубцы с вареным мясом

Печеные яблоки

А теперь заключительное задание. Проверьте, как вы усвоили правописание н-нн в причастиях и прилагательных. Заполните магический квадрат. У каждого есть список слов, в которые нужно вставить н или нн и пустой квадрат. В клетки квадрата вписывайте н или нн

1) моче_ые яблоки

2) разряже_ая дама

3) ране_ый в руку солдат

4) пече_ый картофель

5) неезженые дороги

6) обдума_ое решение

7) исти_ое утверждение

8) назва_ая сестра

9) посаже_ая мать

10) смышле_ый малыш

11) варе_ые овощи

12) рва_ая одежда

13) вяле_ая рыба

14) засуше_ый лист

15) лише_ый денег

16) слое_ый пирог

17 краше_ый пол

18) маринова_ые огурцы

19) зажже_ый светильник

20) прида_ое невесты

н

нн

нн

н

н

нн

нн

н

н

н

н

н

н

нн

нн

н

н

нн

нн

н

Соедините все н в квадрате. Если у вас получилась большая буква н, значит, вы хорошо усвоили правило и теперь смело можете приступать к выполнению самостоятельной работы. Если буква н не получилась, стоит еще раз поучить это правило.

  1. Рефлексия. Задание на дом

В конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

1) § 24,

2) На выбор:

Уровень А – упр. 139

Уровень В: творческая работа. Сочинение-миниатюра «За праздничным столом» или  «Я готовлю обед».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".

Урок разработан с использованием компонентов ФГОС нового поколения: есть условия для реализации личностных,предметных и метапредметных результатов; на уроке созданы фазы технологического процесса-вызо...

Урок-презентация по русскому языку в 7 классе по теме: "Практикум н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".

Урок-практикум для отработки знаний по теме "Одна и две -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных" в 7 классе. В презентации представлен материал для сам...

Конспект урока русского языка в 7 классе " Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"

Конспект урока с презентацией , позволяющий познакомить учащихся с правилами написания - н - и - нн – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;2.   ...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"

Авторская разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". Эту тему учителя-практики по...

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс...

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе...