Пропедевтика по подготовке к итоговому собеседованию .
статья по русскому языку

Корх Ольга Владимировна

приёмы визуализации в пропедевтической работе по подготовке к ГИА ( итоговому собеседованию) на уроках русского языка в  5-8 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы визуализации в  пропедевтической  работе
по подготовке к ГИА (устному собеседованию) на уроках русского языка
в 5-8 классах.

Корх О.В.

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Салехард

В процессе работы над формированием компетенций, проверяемых в ходе ГИА за курс ООО по русскому языку, неоднократно приходилось убеждаться, что эффективным средством усвоения учебного материала являются различные приёмы визуализации учебного материала.

Первое испытание ГИА для девятиклассников – процедура итогового собеседования, цель которой - проверка уровня сформированности  устной речи школьников. В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь, т.е. степень владения учащимися коммуникативными навыками. 

Данная компетенция очень важна для личностного развития, профессионального роста человека, именно она определяет успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой и значима в развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС. Но не секрет, что у большей части сегодняшних школьников уровень развития речи (и более всего неподготовленной) находится на очень низком уровне. Поэтому прежде всего учителем должна быть заранее спланирована и правильно организована проводимая в системе работа по формированию речевых навыков.

У сегодняшних детей другие, отличные от предыдущих поколений  способы постижения мира. Многие школьники сегодня визуалы настолько, что, не учитывая этого, невозможно успешно реализовать  образовательный процесс. Превалирует потребность в зрительном получении учебной информации, что обеспечивает лучшее её усвоение.

В пропедевтической работе по подготовке к ГИА (итоговому собеседованию и ОГЭ по русскому языку (наряду с подготовкой к ВПР)) активно использую различные приёмы визуализации учебного материала (яркие зрительные образы-картинки, интеллект-карты, графические схемы, таблицы, памятки, созданные совместно с обучающимися, презентации, видеоролики, опорные конспекты).

Работу со зрительными образами особенно активно использую в 5-х классах,  исходя из психологических особенностей данного возраста, которые заключаются в конкретно-предметном мышлении и высокой мотивации к учению. Но и в 7-8 классах обучающиеся  выполняют с большей заинтересованностью задания, сопровождающиеся визуальным объектом, особенно, если этот объект удивляет, зарождает интерес, любопытство, восторг.

Такая системная поэтапная работа приносит положительные  результаты.  Основной принцип работы по формированию и совершенствованию навыков неподготовленной речи - стремление преобразовывать зрительный образ (картинку) - в речевые (языковые) единицы (слова, словосочетания, предложения, текст).

Изображения используются в качестве раздаточного материала, ориентировочный размер карточки с изображением - 7х5 см, она вклеивается в рабочую тетрадь.

При работе с  5-ми-8-ми классами  к изображению прилагаются задания по изучаемому на уроке учебному материалу текущей темы  либо по материалу, изученному ранее, на этапе повторения, в качестве домашнего задания также приемлемо предложить творческое задание небольшого объёма на основе картинки, что исключит списывание    (немаловажная проблема для учителя на сегодняшний день).

На первоначальном этапе данной работы в 5 классах использую в работе варианты самых простых (несюжетных) картинок, способных удивить, поразить, а значит вызвать интерес и мотивацию, иногда это просто изображения с позитивным посылом. Речевые единицы к изображениям на начальном этапе в 5-х классах формулирует и произносит учитель (создаётся речевой образец) - формируется база и запускается процесс зарождения и роста заинтересованности к подобному виду работы на уроке.

Дети проявляют неподдельный интерес, чего в работе с сегодняшними школьниками добиться сложно, поэтому подобные задания на основе яркого зрительного образа часто использую в качестве необычного начала урока. В карточках с заданиями, рассчитанными на 5-10 минут  на одном из этапов урока, предлагается фото или изображение экзотических  растений, грибов, животных (бескрылая птица киви, гриб сетконоска, рыба нетопырь, зеркальный паук, стеклянная бабочка, звездорыл, древесное ухо и др.);  удивительных фактов и явлений природы и деятельности человека (осиное гнездо всех цветов радуги, разноцветные горы в Китае, козы, пасущиеся на деревьях,  скульптура Ждун, дом на отвесной скале, семена репейника как прообраз застёжки-липучки, буровая машина как механическая копия дождевого червя и др.). К изображению предлагается небольшой (из 3-5 предложений) текст, объясняющий явление,  на котором основаны разнообразные задания, связанные с разными уровнями языка, в соответствии с изучаемой или повторяемой темой.  Подобные задания способствуют реализации межпредметных связей, поэтому целесообразно использование некоторых из них на уроках  других предметов естественнонаучного,    социально-гуманитарного цикла.

Для подготовки к итоговому собеседованию к карточкам с изображениями и текстами прилагаются задания, соответствующие проверяемым в ходе данной процедуры коммуникативным навыкам.

 Предлагаю образцы карточек-заданий, связанных с пропедевтикой к заданиям ГИА письменного экзамена по русскому языку и  итогового собеседования, с визуальными объектами. К одному и тому же изображению можно прилагать задания по прохождению текущей  темы, задания на повторение изученного ранее материала, по подготовке к ВПР за текущий учебный год).

К фотографии гриба сетконоски рекомендую задания:

Прочти текст. Подчеркни грамматические основы предложений:

Гриб сетконоска относится к исчезающим видам и занесена в Красную книгу. Растет она в умеренном климате и относится к условно-съедобным видам из-за специфического запаха. В народе ее называют дамой с вуалью, что связано с наличием под шляпкой ажурной сетки. Этот гриб  живет лишь сутки, а каждую минуту вырастает на 5 мм.

Опиши устно внешний вид гриба (3 предложения).

C:\Users\User\Desktop\изображения к карточкам\setkonoska-sdvoennaya.1.jpg

Карточка с заданиями на основе фото рыбы нетопыря:

Прочти текст. Запиши 1-ое предложение. Объясни причину постановки ТИРЕ.

1)Нетопырь – удивительный обитатель морского дна.

2)Рыба нетопырь не может плавать,  поэтому он гуляет по дну на видоизмененных грудных плавниках, напоминающих ноги.

3)Прогулки нетопырь совершает на глубине в песчаных лагунах, охотясь на  мелких рыбок креветок и моллюсков.

4)Чтобы поймать кого-то, нетопырь  над пастью вырастил изменённый спинной плавник, который работает как удочка с приманкой.

Сформулируй ответ  на вопрос:  «Чем удивителен нетопырь?»

C:\Users\User\Desktop\изображения к карточкам\1482917414_netopyr-darvina-1.jpg

Для формирования коммуникативных навыков,  первоначально по образцу, данному учителем, а с 6-го класса самостоятельно,  дети совершенствуют навык   соотносить изображения (зрительные образы ) и словесную оболочку (речевые единицы)-вербализации визуальных объектов. К примеру, в пятом классе  к фотографии  зеркального паука можно предложить ответить на вопрос: Что удивляет во внешнем облике зеркального паука ? Почему его назвали зеркальным?  (3 предложения). В качестве ответа требуется законченное связное высказывание. Первоначально  ответом к данному заданию может быть письменное высказывание, но оно должно быть произнесено вслух. Постепенно необходимо увеличивать количество устных завершённых в смысловом отношении высказываний. Это способствует повышению уровня готовности ребёнка  создавать  монологическое высказывание и поддерживать диалог.

Интересными для детей являются задания, требующие проявления способности увидеть удивительное в обычном, на основе фотографий причудливых теней или отражений  привычных предметов (опавший осенний лист, дерево и т.д.). Результативными в плане подготовки к заданиям 3 и 4 итогового собеседования считаю выполнение обучающимися заданий, связанных с созданием словосочетаний (в 7-8-х классах это может быть сопряжено с вопросом о типах подчинительной связи  в словосочетаниях и подготовкой к заданию 4 ОГЭ по русскому языку) и  предложений различной конструкции  к  визуальным объектам, что способствует  повышению уровня развития речи,  обогащению словарного запаса.

В 7 и 8 классах предлагаются уже более сложные сюжетные картинки с позитивным посылом, отражающие человеческие взаимоотношения, эмоции, чувства, проблему, позволяющие сформулировать такие понятия как взаимопонимание, верность, семья и семейный праздник, дружба, красота внутренняя и внешняя  и другие, отражённые в заданиях 3 и 4 итогового собеседования. На данном этапе уровень подготовленности детей уже позволяет сформулировать вопросы к перечисленным выше понятиям для выстраивания диалога.

C:\Users\User\Desktop\изображения к карточкам\1886874.jpg

Сформулируй ответы на вопросы:  1)Что такое любознательность?

_________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Какого человека можно назвать любознательным ?

_________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

C:\Users\User\Desktop\изображения к карточкам\16656d29a6557e89cbb41487c6e5.jpg

В 8-х классах к такой традиционной форме работы как сочинение-описание картины  одного из известных художников (рекомендую рассмотреть картину Ф.Решетникова «Переэкзаменовка») на уроках русского языка считаю целесообразным  предложить  текст об истории создания полотна (для выразительного чтения и пересказа с включением цитаты), задание по составлению вопросов для создания диалога.

Выполнение подобных заданий позволит  совершенствовать умение обучающихся создавать текст сочинения – описания; развивать способности учащихся преобразовывать визуальную информацию в словесную, выражать своё отношение к изображённому на картине; совершенствовать навыки устного пересказа и ведения диалога; развить эстетический вкус учащихся.

Применение изображений как приёма визуализации на уроках  позволяет организовать  чередование видов деятельности, способов подачи информации,  активизировать различные типы восприятия, способствует повышению внимания учащихся на уроке, снижает утомляемость.

Предложенные в статье задания на основе зрительных образов помогут организовать и систематизировать работу по формированию компетенций, проверяемых в ходе итогового собеседования.

     1.Научная и учебно-методическая литература

1.1. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. // Исследование деятельности зрительной системы. – М.: Изд-во МГУ, 1969.

1.2. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т./Г. К. Селевко.- т.2 – М: НИИ школьных технологий, 2006.- С. 816 .

    2. Интернет-ресурсы:

2.1 Визуализация. // [Электронный ресурс] / http://magima.ru/9-vizualizaciya.html

2.2.  Коновалова М. В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока.www.e-osnova.ru

https://www.biolib.cz/cz/taxonimage/id308067/?taxonid=314855

https://bugaga.ru/interesting/1146758876-nedovolnaya-grimasa-netopyrya-darvina-4-foto.html

https://www.syl.ru/article/327901/lyuboznatelnost---eto-chto-takoe-razvitie-lyuboznatelnosti-u-detey

https://www.livemaster.ru/topic/2292355-starichki-i-vnuki-na-polotnah-raznyh-hudozhnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе

Предлагаемые материалы позволяют учителю организовать подготовку обучающихся 9 классов к устному итоговому собеседованию по русскому языку в разделе "монолог и диалог". Для подготовки к моно...

Презентация в рамках подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе по материалам ФИПИ (монолог, диалог)

Презентация, в которой анализируются основные виды речевых ошибок, особенности монолога и диалога, подходы к этим заданиям в соответсвии с критериями оценивания итогового собеседования в 9 классе. Пра...

Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....

КИМы для подготовки к Итоговому собеседованию в 9 классе

КИМы для подготовки к Итоговому собеседованию в 9 классе...

доклад "Подготовка к итоговому собеседованию"

Доклад: "Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку на основе системно-деятельностного подхода"...

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из  способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...