Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Тип урока: урок повторения, обобщения и углубления изученного

Цель урока: создать условия для формирования умения находить в тексте имена существительные; накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.

Технологии: игровые, проблемно-диалогическая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe._5_klass.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

 Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки существительных. 5 класс

Тип урока: урок повторения, обобщения и углубления изученного

Цель урока: создать условия для формирования умения находить в тексте имена существительные; накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.

Планируемые результаты:

Предметные: умение находить в тексте имена существительные, выявлять грамматические признаки и роли существительных в предложении и тексте

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, участвовать в продуктивном диалоге

Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности.

Основные понятия: имя существительное, род, число, одушевлённые –неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные существительные, синтаксические функции существительных

Оборудование:  учебник, карточка с текстом.

План урока:

1.Организационный момент

2.Основная часть                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 1) Актуализация знаний. Языковая разминка.

 2) Формулирование темы урока. Постановка цели урока, урока.

 3) Построение проекта .      

 4)Физкультминутка.

 5)Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи

 6)Самостоятельная работа с самопроверкой

3.Заключительная часть

Рефлексия. Самооценка.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

3)Формулирование темы урока, планирование деятельности.

4.Обощение и систематизация

 изученного материала.

Добрый день. Начинаем урок.

- Какое у вас настроение перед началом работы?

 Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Желаю вам хорошей работы

2)  А повторить правила работы на уроке помогут нам ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ (устойчивые сочетания слов).

-Дайте толкование фразеологизмам:            

«чувство локтя»,

«ушки на макушке»,

«стоять горой».

-Вывод: слушать (внимательно), работать (дружно).

Игра «Магазин» На доске  картинки  предметные с изображением животных, фруктов, овощей, игрушек.

-Каждый  ученик подходит к доске, произносит фразу: «Я покупаю машинку потому,  что слово обозначающее предмет, отвечает на вопрос что, род, число называет». –правильно сказал, забирает карточку. (участвуют все дети)      

После покупок всех картинок подводится итог (чей ряд купил  больше картинок).

-Оцениваем свою работу. Кто выполнил работу правильно, рисуем зелёный кружочек.  Поднимите руку.   Молодцы!                                                                                                

 У кого есть ошибки, рисуем синий кружочек. Не огорчайтесь. У вас всё получится. Будьте внимательны.

-Какое слово вызвало затруднение? Кто объяснит орфограмму?  

 3. - Какое слово здесь лишнее? Докажите.

-Дайте название оставшимся словам.

Определите тему урока. (Имя существительное)

Знакома ли эта тема? Сформулируйте цель урок

-Зачем повторять то, что знаем?

(На основе этих знаний приступить к изучению нового материала)

-Ознакомьтесь с планом повторения.                    

                         План.

1.Что такое имя существительное?

2.Роль имён существительных в речи.

3.Постоянные и непостоянные признаки существительных.

4.Каким членом предложения бывают имена существительные?

Итак, 1 пункт плана:

1.Что такое имя существительное?

-К доске приглашаются два ученика.  Задание: выбрать из данных слов то, что относится к существительному.

Материал: Кто? Что? Какой? Что делает? Признак, предмет, действие, постоянные признаки, непостоянные признаки, род, число, лицо, самостоятельная часть речи, служебная часть речи, время.

2) – Пока девочки работают у доски, посмотрим, как определял имя существительное Митрофанушка Простаков, герой комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Митрофанушка очень не любил учиться, всячески отлынивал от занятий. И вот однажды ему устроили экзамен.                                                              

(Двое учеников разыгрывают заранее подготовленную сценку.

Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Правдин:Котора дверь? Вот эта!!!

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

-Правильно ли ответил Митрофанушка? (Высказывания детей)

Вывод: мы не будем Митрофанушками, будем хорошо изучать русский язык.

Итак, что же такое имя существительное? Послушаем девочек.  Приготовьте сигнальчики.

На доске выставляются следующие опорные слова:

Имя существительное

Самостоятельная часть речи

Кто? Что?

Предмет

Постоянные признаки      Непостоянные признаки

Одушевлённые                         Число

Неодушевлённые

Род

(Остальные ученики на сигнальчиках показывают свое согласие или несогласие: + или)-

-Что значит постоянный признак? (Признак, который есть всегда)

Дополнительные вопросы от учеников: (по 2 вопроса каждой.)

1. Как определять род существительных?

2.Почему число является непостоянным признаком?

3. Как определить собственные и нарицательные существительные?

4.Какие существительные - одушевлённые, какие - неодушевлённые?

-Оцените свою работу. (Получают зелёные кружки)

-Эти опорные слова будем использовать при составлении интеллект-карты о существительном

2.Переходим ко второму пункту плана

Роль имён существительных в речи.

-1)Работаем с текстом, используем приём «инсерт».

Карточка.

Имя существительное -древнейшая и важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования сохранилась в языке.

      Существительное-наиболее самостоятельная часть речи. Уже от имён существительных образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень-трава, камень-стена постепенно преобразуются в сочетания зелёная трава, каменная стена.

       По количеству слов имя существительное –самая многочисленная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи –имя существительное.

-Что знали? Что узнали?

2)Упр.101 с.97  

1 ряд   - все    сущ. в тексте. Подчеркните их.

  (Дополнительно подсчитать прилаг. и глаголы)

2 ряд   - все прилаг в тексте

3 ряд   - все глагол в тексте

Проверка с  доски все существительные из текста

(В) избушке, (у) леса, охотник, Емеля, (с) внучком Гришуткой, избушка. Емели, (в) землю, (на) свет, окном, крыша,  (на) избушке,(от) трубы, кирпичи, забора, ворот, сарая, избушки  

Вывод: в тексте больше всего сущ. Имя  существительное-самая многочисленная часть речи в нашей речи.

Каждое второе слово - существительное.  Существительное обозначает всё, что нас окружает: лица, явления, состояния, вещи.

-Переходим к третьему пункту плана.

3.Постоянные и непостоянные признаки существительных.

Каждой паре  по 5 существительных. Нужно указать признаки: одушевлённость-неодушевлённость, род, число.  

Каждый сверяет свою работу с записью на доске. Оценивает зелёным или синим кружком.

Побеждает та пара, где больше всего зелёных кружков.

Игра-соревнование «Не подведи своего соседа»

Указать одушевлённый, неодушевленный: род, число.

(в) избушке-                         (у) леса-                             (с) внучком-

Гришуткой-                         (в) землю-                          Емеля-

(на) свет-                             окном-                                 крыша-

кирпичи-                             ворот-                                  от) трубы-

охотник-                             сарая-                                   забора-

  1. Имя существительное в предложении.
  1. Проведём мини-исследование. (Групповая работа)

Работают карандашом в учебнике.

-Выберите 1 предложение из упр.102. (Кроме первого и последнего)

-Прочитайте задание и составьте алгоритм работы

1. Подставить орфограммы                          

2. Подписать все сущ. в предложении

3. Выделить грамматическую основу.

4.Сделать вывод:  каким членом предложения может быть существительное?

Проверка работы групп: назвать сущест, указать грамматическую основу, каким членом преодоления  является это существительное.

 Общий вывод: имя существительное в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом

  1. Самостоятельная работа.

Выписать 1-е  предложение и выполнить работу по данному алгоритму.

Неустанно куковала в б.ру кукушка. (Проверка  на планшете)      

   Самооценка.    

 5.Где можно применить полученные знания о существительном?

(При морфологическом разборе)          

-Выполняем морфологический разбор существительных из 1-го предложения.

-  Посмотрите на схему разбора.                                                                                              

-Что сначала сделать?  (Поставить вопрос,  начальную форму существительного.

-Потом определяем какие признаки   (Постоянные признаки,  потом непостоянные признаки ?

-Указываем,  каким членом предложения является

-Обратите внимание на сокращения слов.

(В) бору –         с комментированием 1-й ученик

Кукушка –самостоятельно  

Творческая работа. Составление интеллект-карты в группах.  Афиширование работ.

6.Рефлексия.

-Какую цель поставили?

-Достигли цели? Все по плану повторили.

-Оцените свою работу.

 Перед вами лестница успеха.

Если вы справились со всеми заданиями на уроке, поставьте смайлика на верхнюю ступеньку.

Если были трудности, ошибки-на среднюю ступеньку.

Если было очень трудно и много ошибок допустили в письменных работах –на нижнюю ступеньку.

-Кто желает прокомментировать свою отметку. (Высказывания детей)

-Получившие баллы за устные ответы, сдают тетради на проверку и получают отметку в журнал.

7. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»

Проверяют готовность к уроку.

Показывают на сигнальных кружочках.

Улыбаются

Чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах;

- внимательно слушать;

- всеми средствами защищать, отстаивать кого-либо, что-либо.

мнение.

Индивидуальная работа.

Объясняют значения слов.

Пишут под диктовку, подчёркивают орфограммы.

Сверяют свою работу с образцом на экране. Исправляют ошибки.

Оценивают свою работу (рисуют зелёный или синий кружок на полях)

Объясняют орфограммы в отдельных словах.

Определяют лишнее слово, выводят тему урока «Имя существительное»

Формулируют цель урока: Повторить всё, что знаем о существительных.

Знакомятся с планом повторения об имени существительном.

2 ученика работают у доски, отбирают опорные слова для составления интеллект-карты о существительном

Остальные дети смотрят мини-сценку из комедии «Недоросль» и отвечают на вопрос: Правильно ли ответил Митрофанушка?

Проверяется работа у детей на доске.

Остальные ученики для оценки их работы используют сигнальчики + ,-

Задают дополнительные вопросы по теме.

Индивидуальная работа с текстом: отмечают карандашом около каждого абзаца знаки

+    -знал

!     - узнал

?    -вызывает сомнение

Парная работа:

 1 ряд - находят все существительные в тексте, подчёркивают, подсчитывают. -19

2 ряд-все прилаг-4

3 ряд- все глаголы-7

К опорным словам на доске добавляется карточка со словами

самая многочисленная

Индивидуальная работа:

Указывают признаки данных существительных.

Сверяют свои работы с записью на доске.

Оценивают свою работу.

Выполняют упражнения под эти слова

Садятся по 4 человека. Читают задание. Все вместе составляют алгоритм работы.

Работают по алгоритму.

1 ученик выступает от группы. (Получает оранжевый кружок)

Карточки со словами подлежащее, второстепенный член предложения

прикрепляются к остальным опорным словам на доске.

Самостоятельно выписывают 1 –е предложение.

Работают по заданному алгоритму

Сверяют с записью на экране.

Оценивают свою работ

Работают со схемой морфологического разбора на экране

1 ученик комментирует разбор существительного (в) бору.

Получает оранжевый кружок

Кукушка разбирают самостоятельно или 2-й ученик.

Работают в группе.

Выступает группа, первая закончившая работу.

Остальные группы останавливают свою работу, внимательно слушают.

При необходимости вносят  поправки, дополнения.

Повторяют цель урока.

Оценивают свою работу по Лестнице успеха.

Комментируют свою оценку по желанию

Слушают внимательно.

Задают вопросы при необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"

Цели: Обучающие: 1. Умение   определять  род  имени  существительного.2. Согласование  прилагательного  и глагола  прошедшего времени с именами существите...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"

Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...

Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...