Урок русского языка в 6 класс "НЕ с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ларина Галина Витальевна

Урок  построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ларина Г.В., учитель МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка Амурской области

ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК

КЛАСС: 6

ТЕМА УРОКА: «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ»

УЧИТЕЛЬ: Ларина Галина Витальевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка Амурской области

Цель: вырабатывать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и руководствоваться им при решении типовых задач.

Задачи:

Образовательные:

  • различать НЕ-частицу, НЕ-приставку и НЕ в составе корня;
  • освоить способ выбора раздельного и слитного написания НЕ с причастиям;
  • применять в стандартной и нестандартной ситуации способ выбора раздельного и слитного написания НЕ с причастиями

Развивающие:

  • развивать интеллектуальные умения (выдвигать гипотезы, самостоятельно добывать новые знания, извлекать информацию);
  • развивать коммуникативные умения (оформлять свои мысли в устной речи; выделять главное; сотрудничать с товарищами по группе;
  • развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цели урока, составлять план разрешения проблемы).

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах;
  • воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки;
  • создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • опознание орфограммы и анализ написания не с причастиями;
  • употребление в речи понятия «отрицательная частица»;
  • применение алгоритма выбора слитного и раздельного написания.

Метапредметные:

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • уметь ориентироваться в системе знаний.

Личностные:

  • развитие Я-компетенции и самооценки.

Методы: словесные, наглядные, практические (по характеру изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).

Приемы: использование  парных, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала, ИКТ-технологии.

                               

ХОД УРОКА.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Доброе утро! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка.  Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от  учебной деятельности   и подарили себе успех.  Полагаю, мы готовы к совместной творческой работе. Присаживайтесь.

«Ладошка». Поздоровайтесь друг с другом. Обрисуйте правую ладонь соседа: «Здравствуйте!» Подпишите безымянный палец своим именем.

  1. Разминка

Собраться с мыслями нам поможет “зарядка для ума”.

  1. Буквенный диктант  (повторение орфограмм). Деятельность учащихся: записать буквы на индивидуальном опросном листе, используя образец написания букв для заполнения бланков тестирования

И

Ч

А

Е

Р

П

С

Т

И

Пр_школьный

Груз(ч,щ)ик

Прил_гательное

Бл_стящий

Ко(р,рр)идор

Ре(п,б)ка

Бе_форменный

Окрес_ность

Уб_рать

- А теперь составьте из полученных букв слово, которое мы в последнее время очень часто произносим на наших уроках. (Учащиеся записывают получившееся слово в заготовленные ячейки опросного листа)

П

Р

И

Ч

А

С

Т

И

Е

Правильно, это причастие. На этом уроке оно вновь с нами!

- Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.  Сегодня у нас урок открытия новых знаний. А с чего нужно начать, чтобы открыть новое знание? (С повторения того материала, который нам будет необходим для открытия).  

2.  «Волшебные штрихи»

Если раскрывая скобки, вы напишите слово слитно, заштрихуйте ячейку таблицы с порядковым номером слова, если раздельно, то оставьте ячейку свободной.

(не) настье

(не) друг, а враг

(не)погода

(не)зима

(не)правда

(не)лепица

(не)настный

(не) узкий, а широкий

(не)аккуратный

далеко (не)смелый

(не)счастный

(не)хрустальный

(не)навидеть

(не)здоровиться

(не)годовать

(не)любить

(не)взлюбить

(не)истовствовать

(не)волить

(не)лгать

(не)доумевать

(не)сыпать

(не)меть

(не)иметь

(не)решительный

(не)большой, а маленький

(не)большой

(не)кожаный

(не)весёлый

(не)смелый

  1. Целеполагание, мотивация учебной деятельности, формулирование темы, составление плана действий на уроке

- Задание называлось «Волшебные штрихи». Какой же рисунок у вас получился? (НЕ)

-   Что такое НЕ? (часть слова, приставка, частица). Назовите примеры, объясните написание.

-  Как вы думаете, над чем нам сегодня предстоит работать? (Правописание НЕ с причастием)

- Вместе с вами мы обозначили проблему, над которой будем работать.

Каким способом мы можем  достигнуть поставленных целей?  Составим план действий. (см. Приложение)

-Как вы считаете, поможет ли такой план эффективно работать на уроке?

-Нет, некоторые пункты нужно расположить в другой последовательности.

-   Обдумайте порядок расположения пунктов плана, советуясь с соседом по парте. (Работа в парах)

Зачитайте, пожалуйста,  ваш план, по которому мы будем работать на уроке.

1. Проведи наблюдения, исследование, сделай вывод о том, как пишутся причастия с НЕ.

2.Познакомься с правилом написания НЕ с причастиями.

3. Выполни тренировочные задания и упражнения.

4.Оцени степень усвоения тобой материала, если есть вопросы, обратись за помощью к учителю или товарищам.

- Хорошо, и мы приступаем к выполнению первого пункта плана.

  1. Усвоение новых знаний 

Рассмотрите алгоритм «НЕ с причастиями».  Запишите получившийся текст  правила. (Учащиеся сами формулируют правило, затем сверяют его с учебником)

  1. Первичная проверка изученного
  1. Образование причастий от глаголов, которые без НЕ  не  употребляются (см. примеры слов в таблице «Волшебные штрихи»)
  2. Индивидуальная работа у доски.

- Запишите предложение, раскрывая скобки. Объясните написание НЕ с причастиями.

1.(Не)заполне(н,нн)ые в_гоны метро- это большая ре_кость.

2.Станц_ метрополитена, (не) украше(н,нн)ые лепниной, не менее це(н,нн)ы.

3.Некоторые станц_  московского метро ещё (не )дострое(н,нн)ы.

  1. Упр.460

Уровни выполнения задания:

1.(не понял) – образовать от данных причастий краткую форму

2. (понял, но работаю медленно) – распространить причастия зависимыми словами

3. (понял, высокая скорость письма) – заполнить таблицу примерами

  1. Проверка при помощи динамической паузы

- При слитном написании  - хлопаем в ладоши над головой, при раздельном написании – опускаем свободно вдоль тела, сжимая-разжимая кисти рук.

Данное словосочетание

Причастия зависимыми словами (причастные обороты)

Краткая форма причастия

Непрочитанная книга

Не прочитанная мною книга

Книга не прочитана

Неукрашенная ёлка

Не украшенная мишурой ёлка

Ёлка не украшена

Невыполненное задание

Не выполненное учениками задание

Задание не выполнено

Незамеченная ошибка

Не замеченная товарищем ошибка

Ошибка не замечена

Несожжённое письмо

Не сожжённое ещё письмо

Письмо не сожжено

Неполученная посылка

Не полученная на почте посылка

Посылка не получена

Незаконченная работа

Не законченная вовремя работа

Работа не закончена

Незавершённая стройка

Не завершённая за лето стройка

Стройка не завершена

  1. Закрепление изученного.

- Выполним тренировочные задания и упражнения, отправившись в экспедицию. Отгадайте, на каком  виде транспорта я приглашаю вас в путешествие?

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй.

 (метро)

- Пользуясь информацией со слайда, расскажите о происхождении, лексическом значении слова «метро».

- Подберите синонимы (метрополитен, подземка)

- В каких населённых пунктах нашей страны есть метро? (В городах с численностью населения от одного и более миллионов человек. Сегодня таких городов 11: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Омск, Челябинск, Красноярск, Казань и Уфа. По нормам метрополитена строится подземная часть скоростного трамвая в Волгограде.)

Москва. (Не)превзойденное по удобству московское метро не оставит никого равнодушным.

  1. Станция  «Объясняй-ка» (проверка индивидуальной работы у доски)
  2. Станция «Исправляй-ка»

– Где можно применить новые знания? (На уроках, в жизни, на экзамене).

Записка. Мама! Я торопилась, собиралась в школу, поэтому кровать оставила не застеленной, посуду не вымытой, пыль невытерта. Приду из школы, все будет сделано. Катя.

Объяснительная.  Комбайны неотремонтированы из-за отсутствия запчастей.

  1. Станция «Решай-ка». Станция «Проверяй-ка»

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (задание в формате ЕГЭ)
1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)заметная серая птичка выпорхнула из кустов.
(Не)распроданные игрушки уценили.
Дуня (не)лишена обаяния.

н

е

л

и

ш

е

н

а

2.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает.
У Насти были (не)правильные черты лица.

Ключи до сих пор (не)найдены.

н

е

п

р

а

в

и

л

ь

н

ы

е

3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.
Брат (не)удостоил его даже упреком.

А кругом на полях (не)пробудная тишь.

н

е

у

д

о

с

т

о

и

л

4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Эта задача (не)решена учениками.

(Не)яркое пламя освещало письменный стол.
Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди.

н

е

р

е

ш

е

н

а

5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Со мной поздоровался (не)знакомый человек.

Всех смутили (не)проверенные слухи.
Серёжа, ещё (не)окрепший после болезни, пошёл с друзьями на озеро.

н

е

о

к

р

е

п

ш

и

й

VII. Рефлексия

- большой палец: что понравилось

- указательный и средний (победа): что получилось

- мизинец: что не понял, над чем надо поработать

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка (Повторение сведений о причастии для 7 класса)

В форме экскурсии в Третьяковскую галерею проводится урок повторения сведений о причастии....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Употребление причастий и деепричастий"

Презентацию можно использовать в качестве фрагмента урока в 7 классе....

Урок русского языка в 7 классе «Причастие как часть речи» с использованием электронного опорного конспекта

Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий  программе по русскому языку под ...

Урок русского языка в 7 классе «Причастие как часть речи» с использованием электронного опорного конспекта

Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий  программе по русскому языку под ...

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие и деепричастие" (урок-закрепления)

Представлен урок русского языка по теме "Причастие и деепричастие", на котором во время уроков отрабатываются знания  благодаря ЦОР...