Методика работы над заданиями с кратким ответом ОГЭ по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Бараан Айсуу Романовна

Методика работы над заданиями с кратким ответом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика работы над заданиями с кратким ответом ОГЭ

 по русскому языку

(задания 2–5)

Задание № 2. Синтаксический анализ

Краткая характеристика задания

Задание 2 выполняется на основе прочитанного текста, состоящего из 5 предложений. Оно направлено на комплексную проверку знаний учащихся в области синтаксиса: умения определять грамматическую (предикативную) основу предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого, виды второстепенных членов предложения; находить однородные и обособленные члены предложения, конструкции, не являющиеся членами предложения, – вводные слова и словосочетания, вводные предложения, обращения; определять виды сложных предложений, виды связи простых предложений в составе сложных, типы придаточных предложений и типы подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Из пяти данных на выбор утверждений только два или три могут быть верными. Правильное выполнение задания оценивается одним (1) баллом.

Формулировка задания

Прочитайте текст.

 (1) Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет назад жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 две грамматические основы.

2) В предложении 2 грамматическая основа – проблема не решена.

3) В первой части предложения 3 есть простое глагольное сказуемое.

4) Предложение 4 осложнено уточняющим членом предложения.

5) Предложение 5 – сложносочинённое.

Рекомендации по выполнению задания

Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в словосочетаниях и предложениях. В задании 2 основное внимание уделяется именно теории.

В первую очередь важно научиться различать главные и второстепенные члены предложения, выявлять грамматическую основу предложения. Для этого рекомендуем использовать традиционные способы: задавать вопросы к словам, определять лексический состав членов предложения, помня о том, что они могут быть выражены не только одним словом, но и сочетанием слов. Особое внимание следует уделять односоставным предложениям.

Следующий этап работы над заданием 2  анализ структуры простого предложения: выявление однородных и обособленных членов предложения, вводных конструкций, обращений, наличия прямой речи. Особенности каждой синтаксической конструкции определяются её ролью в раскрытии содержания высказывания, поэтому необходимо применять различные способы синтаксического анализа предложения.

Анализ любого предложения, особенно сложного, рекомендуем начинать с определения грамматической основы, используя графические обозначения. Затем необходимо обратить внимание на союзы и союзные слова, с помощью которых связаны предложения. При этом нельзя забывать, что некоторые подчинительные союзы и союзные слова (когда, если, чтобы) могут стоять в начале всего предложения. Чтобы избежать ошибок в классификации видов сложных предложений, необходимо хорошо знать разряды союзов и союзных слов, а также тренировать умение составлять вертикальные (блочные ) схемы предложений.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте текст, так как любая синтаксическая

конструкция создаётся для адекватной передачи определённого содержания.

Анализируйте каждое из пяти утверждений отдельно.

  1. Прочитайте утверждение; определите, наличие какого именно синтаксического явления в предложении заявлено в этом утверждении.
  2. Внимательно перечитайте предложение текста, осмыслите его содержание и синтаксическое строение.

  1. Если речь идёт о грамматической основе:
  1. Найдите подлежащее (оно обозначает то, о чём говорится в предложении). Подлежащее, как правило, отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?».
  2. Найдите сказуемое (оно обозначает, что именно говорится о подлежащем). Сказуемое отвечает на вопросы «Что делает предмет?», «Какой (каков) он?», «Что он такое?», «Кто он такой?»). Если это необходимо, определите вид сказуемого.
  3. Определите состав грамматической основы и / или количество грамматических основ.
  4. Определите, полным или неполным, двусоставным или односоставным является предложение; определите вид односоставного предложения.
  5. Сравните с характеристикой предложения, данной в утверждении.

  1. Если речь идёт о второстепенных членах предложения:
  1. Найдите подлежащее и сказуемое.
  2. Найдите состав подлежащего: слова, которые связаны по смыслу и грамматически с подлежащим (дополнения, определения).
  3. Найдите состав сказуемого: слова, которые связаны по смыслу и грамматически со сказуемым (дополнения, обстоятельства).
  4. Определите тип второстепенных членов.
  5. Сравните с характеристикой предложения, данной в утверждении.

  1. Если речь идёт об однородных членах предложения:

  1. Найдите подлежащее и сказуемое.
  2. Найдите слова, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один и тот же вопрос.
  3. Определите типы однородных членов предложения.
  4. Проверьте наличие обобщающего слова.
  5. Сравните с характеристикой предложения, данной в утверждении.

  1. Если речь идёт об обособленных членах предложения:

  1. Найдите подлежащее и сказуемое.
  2. Выявите конструкции, выделенные знаками препинания.
  3. Найдите в этих конструкциях главное слово, определите, какой частью речи оно является (так Вы узнаете, чем выражен обособленный член предложения).
  4.  Найдите в предложении определяемое слово, задайте от него вопрос к обособленной конструкции.
  5. Классифицируйте тип обособленного члена (определение, дополнение, обстоятельство).
  6. Сравните с характеристикой предложения, данной в утверждении.

  1. Если речь идёт о конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения:
  1. Найдите подлежащее и сказуемое.
  2. Выявите конструкции, выделенные знаками препинания.
  3. Проверьте, можно ли к словам, выделенным знаками препинания, поставить вопрос от других членов предложения.
  4. Проверьте, не называют ли эти слова того, к кому обращаются с речью.
  5. Уточните значения найденных конструкций по списку значений вводных слов.
  6. Сравните с характеристикой предложения, данной в утверждении.

  1. Если речь идёт о сложных предложениях:

  1. Найдите подлежащее и сказуемое.
  2. Отметьте союзы/союзные слова, определите их разряд.
  3. Составьте горизонтальную схему предложения, для того чтобы выявить виды связи между простыми предложениями в составе сложного, определите виды придаточных.
  4. Составьте вертикальную схему предложения, для того чтобы выявить типы подчинения в сложном предложении с несколькими придаточными.
  5. Сравните с характеристикой предложения, данной в утверждении.

Вывод

Если результат Вашего синтаксического анализа совпадает с характеристикой предложения, данной в утверждении, значит, Вы нашли правильный ответ. Запишите номер утверждения в строку ответа.

Комментарий к выполнению задания

(рассуждение по алгоритму при выполнении задания)

В комментарии показано выполнение задания 2, приведённого в начале раздела. Сначала необходимо прочитать текст, так как любая синтаксическая конструкция создаётся для адекватной передачи определённого содержания.

Первое утверждение содержит указание на некоторые синтаксические особенности первого предложения: «1) В предложении 1 две грамматические основы». Обратите внимание, что речь идёт о количестве грамматических основ, значит рассуждение надо строить по разделу I алгоритма.

Перечитайте первое предложение. Определите его грамматическую основу. Определите, о ком или о чём говорится в предложении и как действуют субъекты. Для наглядности обозначьте подлежащее и сказуемое графически, составьте горизонтальную схему предложения:

  1. [Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том], (что на ней живём мы – разумные люди), (появление которых стало вершиной эволюции).

Вывод. В результате анализа выяснилось, что в первом предложении три грамматические основы, а в утверждении написано, что их две. Ответ ошибочный.

Второе утверждение также нацелено на работу с грамматической основой, на определение её состава: «2) В предложении 2 грамматическая основа – проблема не решена».

Перечитайте второе предложение. Определите его грамматическую основу. Определите, о ком или о чём идёт речь в предложении и как действуют субъекты.

  1. Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена.

Это предложение простое, двусоставное. Что? – «проблема» (подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже). Какова? – «не решена» (составное именное сказуемое с нулевой связкой в настоящем времени и именной частью, выраженной кратким страдательным причастием).

Грамматическая основа – «проблема не решена».

Вывод. Результат синтаксического анализа предложения соответствует смыслу высказывания в утверждении. Значит, это правильный ответ. Запишите номер утверждения в строку ответа.

Третье утверждение требует применить знание типов сказуемых: «3) В первой части предложения 3 есть простое глагольное сказуемое». Следовательно, рассуждение надо строить по разделу I алгоритма. Прежде всего необходимо найти грамматическую основу и обозначить её графически, а затем определить состав сказуемых и установить тип сказуемого в первой части сложного предложения.

(3)[Следы жизни были обнаружены в горных породах], (возраст которых – около миллиарда лет).

Сказуемое в первой части выражено сочетанием краткого страдательного причастия с глаголом-связкой «быть», употреблённым в прошедшем времени, значит, это составное именное сказуемое.

Вывод. Результат синтаксического анализа и содержание утверждения не совпадают. Ответ ошибочный.

Четвёртое предложение нацелено на работу с обособленными членами предложения: «4) Предложение 4 осложнено уточняющим членом предложения», поэтому рассуждение необходимо строить по разделу IV алгоритма. Найдите и подчеркните грамматическую основу, чтобы исключить её из области анализа. Далее определите, какие конструкции выделены запятыми. Вспомните, что уточняющие члены сужают понятие, названное в основной части предложения, и отвечают на тот же вопрос, что и уточняемое слово.

(3)[Иными словами, около миллиарда лет назад жизнь на планете уже существовала], [имелись атмосфера и гидросфера].

Второй запятой разделяются два простых предложения в составе сложного бессоюзного. Первая запятая отделяет сочетание слов, не связанное ни с одним словом в предложении. Это дополнительное замечание автора – вводная конструкция.

 Вывод. Результат синтаксического анализа и содержание утверждения не совпадают. Ответ ошибочный.

Пятое утверждение заставляет обратиться к синтаксису сложного предложения: «5) Предложение 5 – сложносочинённое». Найдите грамматические основы и союзы / союзные слова, связывающие части сложного предложения, определите разряд(-ы) союза(-ов).

 [(5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля], но, [в отличие от неё, они безжизненны].

Перед нами сложное предложение, которое содержит две грамматические основы. Союз «но», противопоставляющий содержание второго предложения содержанию первого, – сочинительный. Значит, предложение сложносочинённое.

Вывод. Результат синтаксического анализа соответствует смыслу высказывания в утверждении. Значит, это правильный ответ. Запишите номер утверждения в строку ответа.

Итак, в строке ответа надо записать: 25

Анализ возможных ошибок

Ошибки в выполнении задания связаны с непониманием структуры предложения, неумением определять структурные связи между элементами предложения, задавать смысловые вопросы.

Выявление грамматической основы

Некоторые имена существительные в именительном и винительном падежах имеют одинаковую форму, что приводит к смешению подлежащего и прямого дополнения. Например, в предложении Дерево качает ветер в воображении читателя возникает качающееся дерево. Необходимо вникнуть в содержание предложения и точно понять, кто или что действует: движение видно у дерева, но вызывает это движение ветер!

Очень часто подлежащие выражаются не именем существительным, а другой частью речи (глаголом, местоимением, прилагательным и др.), словосочетанием (количественного числительного с существительным; прилагательного и существительного как термина), могут быть однородными. В этом случае надо проверять смысловую полноту члена предложения. Например, в предложении У крыльца цвели анютины глазки нельзя считать подлежащим только слово «глазки», потому что произойдёт искажение смысла высказывания и будет допущена ошибка.

Неверное определение сказуемого в основном связано с незнанием многообразия способов его выражения, неумением находить разные типы сказуемых. Простое глагольное сказуемое может быть выражено формой будущего сложного времени (буду петь), формой повелительного наклонения (пусть поёт) или условного наклонения (пел бы) с формообразующими частицами. Ошибкой будет указать только один глагол, без связки или формообразующей частицы. При выявлении составных глагольных сказуемых тоже обычно пропускается связка, а у составных именных сказуемых неверно определяются границы именной части

Незнание типов односоставных предложений и способов выражения субъекта в таких предложениях приводит к ошибочному установлению подлежащего. Так, в предложении Мне нездоровится подлежащим неправильно называют слово «мне», так как по смыслу оно обозначает субъект – активное лицо. Но в такой синтаксической конструкции (безличное предложение, страдательный залог) субъект выражен косвенным (дательным) падежом, поэтому грамматически это предложение односоставное – без подлежащего.

Определение второстепенных членов предложения

Незнание способов выражения разных членов предложения является причиной смешения главных и второстепенных членов предложения, выраженных одинаковыми грамматическими формами: например, инфинитив может выступать в функции главного члена предложения (Я буду помогать. Помогать людям – это очень важно!), в функции определения (Мы ставим цель помогать людям), в функции дополнения (Я прошу вас помогать мне), в функции обстоятельства цели (Я пришёл вам помочь).

Выявление однородных членов предложения

Члены предложения, выраженные разными частями речи, ученики не могут опознать как однородные: Туристы с трудом (сущ.), медленно (нареч.) шли по раскисшей от дождей дороге.

При однородных членах предложения, выраженных нарицательными существительными, часто не выявляется обобщающее слово – имя существительное с собирательным или абстрактным значением: Бури, ураганы, тайфуны, цунами – природные катаклизмы стали особенно опасны в последние годы.

Выявление обособленных членов предложения

Особые затруднения вызывают у обучающихся обособленные определения со значением причины или уступки, стоящие перед главным словом: Обрадованные подарком, дети захлопали в ладоши; определения, выраженные прилагательными с зависимыми словами: Наступили тёмные августовские ночи, полные крупных звёзд.

Иногда ученики путают разряды обстоятельств, принимая обстоятельство места за обстоятельство времени и квалифицируя одно из них как уточняющий член предложения: (когда?) Рано утром (где?) далеко за городом раздалось гудение самолёта-разведчика.

Выявление конструкций, грамматически не связанных с членами предложения

В школьной практике ученики часто смешивают вводные слова и члены предложения, особенно если они выражены глаголами: Небо казалось побагровевшим от гнева – Небо, казалось, побагровело от гнева.

Традиционно сложно различать вводное слово однако и сочинительный союз однако (=но); вводное слово наконец и наречие наконец: Синоптики обещали жару, однако (=но) дожди не прекращались ещё неделю. – Дожди, однако (вв.сл.), не прекращались ещё неделю.

Определение особенностей сложного предложения

Ошибки в определении особенностей конструкции сложного предложения связаны со многими причинами: неумением распознавать грамматические основы, незнанием типов придаточных и неумением правильно задавать к ним вопросы, непониманием логических связей между частями сложного предложения, отсутствием навыков различения видов сложных предложений и типов подчинительной связи и т.д.

Примеры тренировочных заданий

Грамматическая основа предложения

  1. Выпишите грамматическую основу предложения.
  1. Нас ждёт прекрасное будущее. _________________________________
  2. В соседней комнате зазвонил телефон. __________________________
  3. Воздух чист и свеж. __________________________________________
  4. Утром слегка подморозило. ____________________________________
  5. Не позволяй душе лениться!____________________________________

  1. Заполните таблицу: определите тип сказуемого в предложении и запишите его номер в соответствующую строку таблицы.

Тип сказуемого

Номера предложений

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

  1. В детстве я хотел стать космонавтом.
  2. Игрушки были разбросаны по всей квартире.
  3. Надо умываться по утрам и вечерам.
  4. Пусть всегда будет солнце!
  5. Сугробы покрыли землю тёплым одеялом.

  1. Укажите количество грамматических основ в каждом предложении.
  1. Я поклялся, что сочинил это сам, и зарделся от авторской гордости!
  2. По углам стояли киоски, где продавались лотерейные билеты, а рядом с ними возвышались выставки выигрышей, расставленных на красных полках.
  3. Кто весел, тот смеётся, кто хочет, тот добьётся, кто ищет, тот всегда найдёт!

Задание № 3. Пунктуационный анализ

Краткая характеристика задания

Задание 3 проверяет пунктуационные знания и умения выпускников в расширенном варианте. Перечень пунктограмм представлен в 7 разделе кодификатора. В КИМ 2019 году это были задания 9, 10, 12, 13, 14, которые проверяли знания и умения обучающихся по темам «Обособление определений, дополнений, обстоятельств и приложений», «Вводные конструкции», «Знаки препинания при обращении», «Запятые в сложных предложениях», «Запятые в предложениях с разными видами связи». Задания № 13 и 14 проверяли знаниевый компонент. В ОГЭ-2020 знаниевый компонент заменен на компетентностный: задание № 3 осуществляет контроль за сформированностью навыка постановки запятых в сложных предложениях, части которых представляют собой осложнённые предложения. Так как задание № 2  это единственное задание на пунктуационный анализ в КИМ 2020 г., то оно проверяет компетенции обучающихся по многим изученным правилам пунктуации. Это задание нацелено на соблюдение преемственности в проверяемых предметных умениях ОГЭ и ЕГЭ.

Для пунктуационного анализа предлагается текст, состоящий из трёх предложений с пропущенными запятыми, тире, двоеточиями, кавычками. Необходимо расставить все знаки препинания, но в ответе записать только те цифры, на месте которых стоит указанный в формулировке задания знак препинания.

Формулировка задания

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В Александрии работало немало выдающихся ученых (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля –  шар (9) вращающийся вокруг солнца.

Рекомендации по выполнению задания

Задание 3 сформулировано таким образом, что для его выполнения требуется сознательное применение теоретических знаний: во-первых, о синтаксических конструкциях русского языка, умение опознавать которые проверялось в задании 2, во-вторых, правил постановки знаков препинания в этих конструкциях.

Необходимо помнить о том, что пунктуация выполняет несколько важных функций:

  • интонационную – выражает на письме темп, ритмику и мелодику речи;
  • смысловую – облегчает понимание письменного текста;
  • грамматическую – обозначает синтаксическое строение текста.

Правильная постановка знаков препинания всегда представляла определённые трудности для школьников, поэтому рекомендуем сначала внимательно прочитать предложение, чтобы «услышать» его интонацию и понять содержание. Расстановка знаков препинания отражает логику предложения, его структуру, значит, следующим шагом должно стать применение знаний синтаксических конструкций и пунктуационных правил.

Алгоритм выполнения задания

  1. Прочитайте предложение для пунктуационного разбора, установите его интонацию.
  2. Проанализируйте содержание: о чём говорится в предложении.
  3. Рассмотрите грамматическую структуру предложения:
  • найдите грамматические основы, определите, чем выражены подлежащее и сказуемое;
  • определите количество грамматических основ;
  • проверьте наличие однородных членов предложения;
  • проверьте наличие обособленных членов предложения;
  • проверьте наличие конструкций, не являющихся членами предложения;
  • проверьте наличие прямой речи, цитат, названий чего-либо, заключённых в кавычки.
  1. Обратите внимание на средства связи простых предложений в составе сложного (союзы / союзные слова или их отсутствие).
  2. Расставьте знаки препинания в соответствии с пунктуационными правилами.
  3. Определите синтаксические явления, которые на письме оформляются знаком препинания, названным в формулировке задания.
  4. Запишите в строку ответа цифры, на месте которых ставится знак препинания, названный в формулировке задания.

Комментарий к выполнению задания

(рассуждение по алгоритму при выполнении задания)

Внимательно прочитайте предложение. В нём говорится о том, что в древней Александрии работали выдающиеся учёные, перечисляются их имена, указываются их научные достижения.

Анализ синтаксической конструкции начинается с выделения грамматических основ, союзов / союзных слов, связывающих части предложения, и установления границ между простыми предложениями в составе сложного:

 [В Александрии работало немало выдающихся ученых] (1) (среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший) (8) (что Земля – шар (9) вращающийся вокруг солнца).

Первый вывод: предложение сложное, сложноподчинённое (его части связаны союзным словом «которых» и союзом «что»), значит, на границах простых предложений в составе сложного должны стоять запятые: 1 и 8.

Далее надо проанализировать синтаксическое строение каждого простого предложения в составе сложного, выявляя осложнения, если они есть в этих предложениях.

[В Александрии работало немало выдающихся ученых] (1) (среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший) (8) (что Земля – шар (9) вращающийся вокруг солнца).

Во второй и третьей частях при чтении можно выявить фрагменты, выделенные интонацией, определить в этих фрагментах главные слова, проверить, какими частями речи они являются и какую роль в предложении играют конструкции с этими словами. По суффиксам определяем, что главные слова причастия, с зависимыми словами они образуют причастные обороты, которые в предложении являются распространёнными определениями. Далее следует установить границы этих определений и найти определяемые слова, потом зафиксировать их взаимное расположение. Таким образом проверяются условия для применения правил постановки знаков препинания.

Второй вывод: причастные обороты стоят после определяемых слов, значит, эти обороты должны выделяться запятыми: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9. Обратите внимание на то, что в нескольких позициях происходит наложение знаков препинания: запятые на месте цифр 3 и 5 разделяют также однородные члены предложения, а запятая на месте цифры 7 разделяет простые предложения в составе сложного.

Остаётся проверить, какой знак препинания должен стоять на месте цифры 8. Это позиция между подлежащим и сказуемым, которые выражены именами существительными, поэтому на месте цифры 8 должно стоять тире.

После такого пунктуационного анализа необходимо вернуться к формулировке задания и уточнить, на какой знак препинания должны указывать цифры в правильном ответе. В нашем случае это запятые.

Итак, в строке ответа надо записать: 12345679.

Анализ типичных ошибок

Выявление грамматической основы

Ошибки, которые допускаются экзаменуемыми при выполнении этого задания, обусловлены слабым знанием теории, что не позволяет правильно производить синтаксический разбор предложения: неверно определяется грамматическая основа, не опознаются второстепенные члены предложения, не различаются однородные члены и простые предложения в составе сложного, не выявляются условия обособления тех или иных синтаксических конструкций и т.д. Это, в свою очередь, приводит к ошибкам в постановке знаков препинания.

Примеры тренировочных заданий

Простое осложнённое предложение

  1. Прочитайте предложение. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между однородными членами.

  1. Я вспоминаю долгие часы работы над рукописью, (1) наши споры, (2) поиски лучшего, (3) радость находок и новых открытий.
  2. Мы остановились возле большого каменного дома, (1) огороженного высоким забором, (2) из-за которого доносились чей-то заливистый смех, (3) весёлые возгласы и натужное тявканье щенка.
  3. Нельзя воспитать таёжника, (1) если с детства оберегать его от риска, (2) от опасности, (3) от маленьких царапин.

  1. Прочитайте предложение. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном определении или приложении.

  1. В зрительном зале, (1) отгороженном от сцены занавесом, (2) тоже был полумрак.
  2. Картон, (1) бумага, (2) прочий хлам лежали в специальном амбаре,(3) построенном во дворе позади лавки.
  3. Через полчаса пароход, (1) оставив после себя пенный след, (2) исчез в море,(3) затянутом сероватой дымкой.

3. Прочитайте предложение. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

1. Ребята обратили внимание на машину, (1) которая, (2) подняв облако пыли,(3) неслась по дороге.

2. Река, (1) сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса, (2) пенилась, (3) вздымая валы,(4) и стремительно скользила мимо.

3. Девочка, (1) робко передвигая ножки,(2) скользила,(3) поминутно останавливаясь и переводя дух,(4) в своих новеньких «снегурочках» с закрученными носами.

Задание № 4. Синтаксический анализ

Краткая характеристика задания

В задании проверяются знание типов связи слов в словосочетании и грамматические нормы, регулирующие связь главного и зависимого слова в словосочетании.

Формулировка задания

Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Рекомендации по выполнению задания

В данном случае проверяется знание типов подчинительной связи, при которой одно слово является главным, другое – зависимым. Необходимо выучить названия типов подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; освоить приёмы опознавания этих типов связи в словосочетании, чтобы использовать эти знания и умения при выполнении синонимичной замены.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно прочитайте задание. Тип связи предложенного словосочетания в задании уже указан, поэтому подчеркните название типа связи, по которому требуется перестроить словосочетание.
  2. В предложенном словосочетании найдите главное слово (от него задаём вопрос к зависимому) и зависимое (то, к которому задаём вопрос от главного).
  3. Главное слово оставьте без изменения (его грамматическую форму менять нельзя).
  4. Определите, какой частью речи выражено зависимое слово, на какой вопрос оно отвечает.
  5. Подберите к зависимому слову в исходном словосочетании однокоренное слово другой части речи в соответствии с требованием речевой задачи (для каждого типа подчинительной связи существуют разные способы выражения зависимого слова).
  6. Поменяйте словосочетание на синонимичное. Место зависимого слова по отношению к главному может измениться. Проверьте смысловую синонимию словосочетаний.
  7. Запишите получившееся словосочетание в строку ответа.

Комментарий к выполнению задания

(рассуждение по алгоритму при выполнении задания)

Смысловую связь между главным и зависимым словом устанавливаем по вопросу. Шкатулка (какая?) деревянная. В исходном словосочетании главное слово – шкатулка, зависимое слово – деревянная. Зависимое слово является прилагательным, что и служит признаком типа связи «согласование»: при изменении формы главного слова меняется и зависимое, то есть они согласуются.

Необходимо помнить, что зависимое слово при управлении может быть выражено именем существительным или местоимением. Подбираем к прилагательному деревянная однокоренное существительное дерево.

При типе связи «управление» зависимое слово всегда стоит в определённой падежной форме и отвечает на падежный вопрос. Перестраиваем исходное словосочетание так, чтобы от главного слова к зависимому можно было задать падежный вопрос: шкатулка из (чего? Р.п.) дерева.

Записываем получившееся словосочетание в строку ответа.

Анализ типичных ошибок

Ошибки при выполнении этого задания связаны:

  1. с непониманием законов построения словосочетания (например, механическая перестановка слов в словосочетании: «деревянная шкатулка» – «шкатулка деревянная»);
  2. с неумением находить в словосочетании главное и зависимое слово и определять типы связи в словосочетаниях (смешиваются типы связи: согласование «ночная прохлада» – управление «прохлада ночи» – примыкание «прохлада утром»), что объясняется в том числе и незнанием частей речи;
  3. с неумением использовать в речи грамматическую синонимию («шкатулка с деревом», «деревянная шкатулочка») и правильно образовывать нужную словоформу («дно колодца» – «колоденное дно»).

Примеры тренировочных заданий

  1. В каждой паре словосочетаний найдите и подчеркните словосочетание со связью согласование.

Объявил перерыв – поздним вечером, прочитали про себя – в первом классе, весело рассмеялся – весёлый смех, улыбчивый человек – говорил с улыбкой.

  1. Заполните таблицу: выпишите номера приведённых ниже словосочетаний в строки таблицы, соответствующие типу связи в этих словосочетаниях.

Тип связи в словосочетании

Словосочетания

Согласование

Управление

Примыкание

  1. Замечательная улыбка; 2) написать сочинение; 3) быстро прочитать, 4) говорить улыбаясь; 5) в домашнем задании; 6) ночной Париж; 7) Париж ночью; 8) необдуманный поступок; 9) отправился на учёбу.

  1. Замените словосочетание со связью управление синонимичным со связью примыкание.
  1. Улыбнулся с радостью – _________________________________
  2. Сказал с насмешкой – ___________________________________
  3. С нежностью простился – ________________________________
  4. Посмотрел с недоумением – ______________________________
  5. Поклонился с почтением– ________________________________

Задание № 5. Орфографический анализ

Краткая характеристика задания

Обучающимся предлагается найти верные варианты в объяснении орфограмм, то есть провести орфографический анализ пяти предъявленных слов. Это задание вызывает у девятиклассников наибольшие затруднения, так как подобный анализ требует знаний не только в области орфографии, но и в области фонетики, морфемики, словообразования, морфологии.

Формулировка задания

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. ПРИШКОЛЬНЫЙ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.
  2. ПРОЧИТАНА (быстро) – в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
  3. НИКТО – в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква И.
  4. НАМАЖЬ – в форме повелительного наклонения глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
  5. ПОДГОРЕЛ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором формы слова, в котором эта гласная находится под ударением.

Рекомендации по выполнению задания

Необходимо выбрать правильное объяснение написания указанной в примере буквы. Лишь хорошо зная орфографические правила и имея сформированный навык применения этих правил в практике письма, можно успешно выполнить это задание. Не следует пытаться угадать ответ: буква, слитное / дефисное / раздельное написание могут иногда вспомниться благодаря кинетическому навыку написания слов, зрительной памяти, – но грамматическое правило угадать невозможно.

Орфографических правил очень много, и их сознательное применение требует прочных теоретических знаний в областях:

  • морфологии (грамматические признаки разных частей речи),
  • морфемики и словообразования (строение слова, способы словообразования),
  • лексики (лексическое значение слова, прямые и переносные значения слова и т.д.).

Начинать выполнение задания 5 следует с определения части речи выделенного в примере слова – это сразу позволить сузить круг правил, которые надо вспомнить, чтобы точно оценить верность утверждения, объясняющего правописание приведённого в примере слова.

Затем необходимо сделать морфемный анализ – опознать часть слова, в которой находится орфограмма. Иногда этого бывает достаточно, чтобы применить нужное правило, но чаще всего следует провести и словообразовательный анализ – так, например, устанавливается количество букв Н в суффиксах разных частей речи.

Работайте с каждым примером отдельно. В задании пять примеров, значит, алгоритм надо будет применить пять раз.

Алгоритм выполнения задания

  1. Прочитайте первый пример: выделенное слово и объяснение его написания.
  2. Определите, какой частью речи является выделенное слово.
  3. Установите, в какой части слова (в приставке, корне, суффиксе, окончании) находится указанное в объяснении орфографическое явление.
  4. Если нужно, определите, от какой части речи образовано данное слово.
  5. Вспомните правило правописания данной морфемы в установленной вами части речи.
  6. Ещё раз прочитайте в примере объяснение написания выделенного слова – проверьте, соответствует ли это объяснение выявленному Вами правилу.
  7. Верное объяснение написания выделенного слова является правильным ответом. Запишите его в строку ответа.

Комментарий к выполнению задания

(рассуждение по алгоритму при выполнении задания)

По условию задания необходимо указать варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова, и записать номера этих ответов.

В примере 1 объясняется написание приставки ПРИ- в слове ПРИШКОЛЬНЫЙ. Вспомните, что правописание приставок не зависит от принадлежности слова к той или иной части речи и регламентируется особыми правилами. Различать приставки ПРИ- и ПРЕ- помогает лексический анализ: приставки придают слову разный смысл. Приставка ПРИ- имеет значение «расположение вблизи». Слово ПРИШКОЛЬНЫЙ означает «находящийся около школы». Проведите сопоставление найденного Вами объяснения с тем, которое дано в утверждении задания.

Вывод. Объяснение написания приставки верное, значит, это правильный ответ. Запишите его в строку ответа.

В примере 2 объясняется правописание буквы Н в слове ПРОЧИТАНА.

Морфемный анализ помогает выяснить, что буква Н находится в суффиксе.

Слово «прочитана» обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос «Какова?», употреблено в краткой форме. Восстановите полную форму – «прочитанная».

Проведите словообразовательный анализ: слово «прочитанная» образовано от приставочного глагола совершенного вида «прочитать», значит, это страдательное причастие прошедшего времени.

Вспомните правило выбора количества букв Н в краткой форме причастия: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н».

Сопоставьте с объяснением, данным в утверждении задания.

Вывод. Объяснение выбора количества букв Н в суффиксе краткой формы страдательного причастия прошедшего времени верное, значит, это правильный ответ. Запишите его в строку ответа.

В примере 3 объясняется выбор буквы в приставке слова НИКТО. Для определения части речи этого слова задайте к нему вопрос: «Кто?». На данный вопрос отвечают имена существительные и местоимения. НИКТО – отрицательное местоимение. В отрицательных местоимениях пишутся приставки НЕ- и НИ-. Правило определения написания гласной буквы в этих приставках связано с ударением: под ударением пишется Е, без ударения – И. Сопоставьте с объяснением, данным в утверждении задания.

Вывод. Объяснение выбора буквы в приставке отрицательного местоимения противоречит правилу, значит, этот ответ неверный.

В примере 4 приводится условие написания буквы Ь после шипящего в слове НАМАЖЬ. По вопросу «что сделай?»  можно установить не только часть речи – глагол, но и грамматическую форму – повелительное наклонение. Теперь вспомните правило написания буквы Ь после шипящих на конце слов: в этой позиции Ь не обозначает мягкости предшествующего согласного, а служит показателем грамматической формы. В данном случае Ь показывает, что глагол «намазать» употреблён в форме повелительного наклонения.

В примере 5 речь идёт о выборе гласной в корне слова ПОДГОРЕЛ. В русском языке выделяются три типа безударных гласных в корне: 1) проверяемые, 2) непроверяемые и 3) чередующиеся. В данном случае в слове «подгорел» выделяется корень -гор-, который относится к омонимичным корням: гласная может быть проверяемой (гора-горка, горевать- горе) или чередующейся (значение корня в этом случае связано с горением пламени в прямом и переносном смыслах). Слово «подгорел» означает «почернел снизу / с боков из-за действия огня», значит, в этом слове – корень с чередованием гласных. Вспомните правило: «В корне с чередованием -гар-/-гор- в безударном положении пишется буква О». Сопоставьте с данной в утверждении формулировкой.

Вывод. Объяснение выбора буквы в корне слова относится к другому типу корней с безударной гласной, значит, этот ответ неверный.

Итак, в строку ответа надо записать: 12.

Анализ типичных ошибок

Ошибки при выполнении заданий, связанных с орфографией, обусловлены многими причинами.

  1. Неточное понимание или незнание правил правописания. Эта ситуация возникает тогда, когда учащийся не осознанно анализирует каждый конкретный пример путём обращения к орфографическим правилам, а руководствуется догадками.
  2. Незнание морфологических признаков слова, неумение определять часть речи по условиям контекста, определять грамматическое и лексическое значение слова, различать созвучные словоформы.
  3. Неумение анализировать морфемный состав слова, определять значение созвучных морфем, подбирать родственные слова; неумение анализировать звуковой состав слова, который подразумевает различение звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных и т.д.
  4. Неумение / нежелание использовать определённую последовательность действий (алгоритм). В результате ученик упускает некоторые важные элементы, учитывает не все условия задания, а лишь отдельные его компоненты.

Примеры тренировочных заданий

  1. Определите вид безударной гласной в корне слова в каждой паре слов. Заполните таблицу: запишите номера этих пар в соответствующие ячейки таблицы.

Вид безударной гласной

Номер пары слов

Проверяемая

Непроверяемая

Чередующаяся

  1. зарница, растение
  2. капуста, карьера
  3. голосование, объединение
  4. обмакнуть, уравнение
  5. наслаждение, задрожать

  1. Среди приведённых ниже выделенных слов найдите слово, написание которого соответствует следующему правилу орфографии: «После шипящих под ударением в окончаниях глаголов слышится О, а пишется Ё». Запишите номер этого слова.
  1. (среди) девч..нок
  2. освещ..нный (пламенем)
  3. печ..т (пирожки)
  4. сильный (ож..г)
  5. (выглядеть) пугающ..

  1. Найдите слово, которое соответствует следующему утверждению: «Разделительный Ъ пишется после приставок на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я».
  1. подняться на п..едестал
  2. сер..ёзный разговор
  3. зарос бур..яном
  4. сильная в..юга
  5. закончить с..ёмки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-рассуждению с учетом требований к заданию с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку по тексту Л.Мигдала «Что такое красота?» в 11 классе

Тема  урока актуальна для каждого из нас. На ЕГЭ по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Каждый из вас должен помнить: знание-это сила. Именно это вам необходимо дл...

Зачетная работа по курсам повышения квалификации ИОЧ "Современный урок русского языка". "Специфика заданий при изучении темы "Словосочетание"

Содержание работы:1. Пояснительная записка2. Введение. Русский язык - один из важнейших учебных предметов.3. Основные положения теории словосочетаний.4. Словосочетания - сквозная тема всей школьной пр...

Методика работы с текстами для контрольных диктантов на уроках русского языка

В данной статье предложена методика и технология комплексной работы с тексатми для контрольных диктантов.В качестве вспомогательных материалов используются презентации и разработки уроков, доступные п...

Презентация "Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению заданий с кратким ответом по теме «Степень и её свойства» при подготовке к ОГЭ"

Данная разработка в помощь учителям математики при подготовке учащихся к ОГЭ по теме "Степень и ее свойства". А так же для выступлений на школьных методических объединениях....

Карточки-задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку с ответами

Данный материал предназначен для учителей русского языка и учащихся 10-11 классов. Формулировки заданий в карточках не всегда совпадают с экзаменационными. Это сделано для того, чтобы выпускник мог не...

Тренировочный тест по орфоэпии с ответами 11 класс Русский язык .Подготовка к ЕГЭ.

Тренировочный тест по орфоэпии позволит лучше закрепить знания орфоэпической нормы. в тесте может быть от одного до трёх слов с неправильным ударением в отличие от заданий на ЕГЭ....