Урок-зачет в 5 классе в форме дидактической игры " Синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ольга Анатольевна Максименкова

Урок-зачет в форме дидактической игры- состязание в знаниях между учащимися. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответственности каждого ученика зависит успех всей команды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_rus.yaz_.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ИГРА «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Цель урока: контроль за усвоением знаний и формированием умений и навыков по синтаксису и пунктуации учащихся 5 класса.

Урок-зачет в форме дидактической игры – состязание в знаниях между группами учащихся. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответов каждого ученика зависит успех всей команды.

ХОД УРОКА

Слово учителя:  четкий и ясный рассказ об условиях игры (класс делится на 2 или 3 команды, в зависимости от количества учеников, все остальное, как в телевизионном ютубе «Что? Где? Когда?»: стол с вертушкой со стрелкой, показывающей номер конверта, можно делать музыкальные паузы), о порядке ее проведения, обращается внимание на дисциплину, учащиеся должны знать, что ее нарушение во время игры (подсказки, разговоры) снижает результаты.

К данному уроку-зачету приготовлены конверты с заданиями. Классный коллектив заранее разделен на группы.

А дальше, как в телевизионном клубе «Что? Где? Когда?», - группа занимает место за столом, разыгрывает номер конверта с заданием, готовится и отвечает комиссии-жюри.

Конверт № 1

Прочитайте предложение:

Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.

О каких членах данного предложения идет речь?

1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие?

2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого – глагола, отвечает на вопрос где?; выражено существительным с предлогом.

3. Зависит от сказуемого – глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?; выражено наречием.

Конверт № 2

Составьте предложение:

1) из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;

2) из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;

3) добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;

4) из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство (с другим предлогом).

Конверт № 3

Определите, простыми или сложными являются предложения:

Книга - лучший товарищ.

Счастье без ума – что дырявая сума.

С ним говорить – что решетом воду мерить.

Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.

Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

Нарисуйте схему сложного предложения.

Разберите словосочетания: дырявая сума, водятся в лесу.

Конверт № 4

Составьте предложение:

1) из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями-,

2) из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе;

3) добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской;

4) добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер;

5) из предложения Куда, дорога, ты ведешь? взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения;

6) добавить союз и и продолжить предложение однородным членом.

Конверт № 5

Устный блиц-опрос:

1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое.)

2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета. (Определение.)

3. Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог.)

4. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство.)

5. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация.)

6. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис.)

7. Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже? (Тире.)

8. Главный член предложения, обозначающий предмет речи. (Подлежащее.)

9. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение.)

10. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

Конверт № 6

Найдите грамматическую основу приложений.

  1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
  2. Со всех сторон собак сбежалося с полсотни.
  3. Каждый из нас станет на краю площадки.
  4. Дед с матерью шли впереди всех.
  5. Дед с матерью шел впереди всех.

Чем выражено подлежащее в каждом из данных предложений?

Конверт № 7

Кое-что о порядке.

Соберите карточки (со слогами: по ря док вре мя бе ре жет. Слог и пишутся на карточках и смешиваются) так, чтобы можно было прочитать пословицу. Запишите пословицу. Проведите все известные вам виды разбора.

(Ответ: Порядок время бережет.)

Конверт № 8

Составьте предложение:

1) из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в именительном падеже единственного числа;

2) из предложения Мороз разрумянил щеки взять сказуемое, употребить глагол без приставки в 3-м лице единственного числа настоящего времени;

3) из предложения Кисти винограда свисали до земли взять подлежащее, употребить это слово как дополнение;

4) из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в родительном падеже.

Конверт № 9

Замените сочетания двух существительных сочетаниями существительных с прилагательными (там, где это возможно).

Образец: ария из оперы – оперная ария.

Банка из-под консервов, вагон для багажа, конец осени, книги для детей, задачи по арифметике, статуя из мрамора, содержание книги.

Конверт № 10

Докажите, что это предложения:

1. Наступает вечер. 2. Вечереет. 3. Вечер.

Укажите их состав по наличию главных членов.

Урок заканчивается. Комиссия-жюри подводит итоги на основании полученных ответов: правильный он был или нет. Можно ввести баллы за ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра «Синтаксис и пунктуация»

Урок - зачёт в форме дидактической игры - состязание в знаниях между группами учащихся. Работа каждого школьника подвергается контролю со стороны участников игры, так как от ответов каждого ученика за...

Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...

Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска

Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска...

Конспект урока русского языка в 5-ом классе на тему: "Понятие о синтаксисе и пунктуации"

Данный конспект разработан в соответсвии со всеми требованиями ФГОС и содержит все основные этапы современного эффективного урока....

Конспект урока в 5 классе "Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация»"

Конспект  может быть использован при проведении заключительного урока по теме "Синтаксис и пунктуация"...

Итоговые задания в тестовой форме по теме «Синтаксис и пунктуация», 5 класс

Материал подходит для проведения итоговой контрольной работы по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Материал представлен в тестовой форме. Состоит из двух частей....

Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)

Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме  «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)...